Тема 1. 2. Система, структура прокуратуры и ее основные 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 2. Система, структура прокуратуры и ее основные



Направления деятельности

 

 

Занятие (2 часа)

1. Понятие, общая характеристика и значение принципов организации и деятельности прокуратуры РФ. 

2. Понятие, виды и общая характеристика направления деятельности прокуратуры.

3. Понятие и признаки отрасли прокурорского надзора. Общая характеристика отраслей прокурорского надзора.

Рекомендуемые инновационные учебные технологии: Работа в составе малых групп: «Проблемы реализации отдельных принципов (например, принципа независимости или принципа гласности) в деятельности российской прокуратуры».  

 

Рекомендации по изучению данной темы:

При подготовке к семинарскому занятию, посвященному рассмотрению вопросов о принципах организации и деятельности прокуратуры, необходимо исходить из того, что вопрос о принципах правового регулирования является одним из важнейших в юридической науке, в том числе и в теории прокурорского надзора, поскольку именно в принципах находит свое выражение сущность прокурорского надзора. 

Прежде всего следует усвоить понятие принципов организации и деятельности прокуратуры, под которыми понимаются закрепленные в Конституции России и законе о прокуратуре основополагающие требования, которые выражают государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора.

Давая общую характеристику принципов организации и деятельности прокуратуры, необходимо раскрыть основные свойства принципов, такие как их нормативность, регулятивность, аксиоматичность, ненарушимость и универсальность. Кроме того, нужно показать, что все принципы организации и деятельности прокуратуры составляют не просто совокупность, но образуют систему принципов, характеризующуюся внутренними связями и качественной определенностью. Все принципы организации и деятельности прокуратуры взаимообусловлены, реализация одного принципа служит средством обеспечения другого. Следует на конкретных примерах показать взаимообусловленность и взаимосвязь различных принципов организации и деятельности прокуратуры. 

Раскрывая содержание принципа единства и централизации органов прокуратуры, надлежит обратиться к положениям ст. 129 Конституции РФ и ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Далее необходимо показать значение данного принципа в реализации требований Конституции о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей ее территории. Следует показать как обеспечивается единство и централизация органов прокуратуры. При этом в первую очередь необходимо обратиться к порядку формирования органов прокуратуры и назначения на должность прокуроров различных звеньев. Необходимо учитывать. Что централизация органов прокуратуры предусматривает тем не менее процессуальную самостоятельность прокуроров при принятии ими решения и персональную ответственность каждого прокурора за принятое им решение. Далее нужно показать как единство органов прокуратуры реализуется в началах единоначалия, раскрыть сущность этих начал, связав их и с наличием начал коллегиальности при принятии важных решений.

Переходя к рассмотрению вопроса о принципе независимости прокурорского надзора, надо уяснить положения статей 4 и 5 ФЗ «О прокуратуре РФ», раскрыть сущность этого принципа и обозначить финансовые, материально-технические, организационные и правовые гарантии реализации данного принципа, установленные в действующем законодательстве о прокуратуре.

При подготовке ответа о принципе законности в деятельности органов прокуратуры для начала следует вспомнить о понимании законности в широком и узком смыслах (вопрос 2 темы «Сущность и задачи прокурорского надзора. Предмет, система и основные понятия курса»). Применительно к данному вопросу речь пойдет о законности в узком смысле, то есть как принципе деятельности государственного аппарата, согласно которому все органы государства должны осуществлять свои полномочия в строгих рамках закона, соблюдая права граждан. Необходимо показать особое значение этого принципа для прокурорского надзора, на который и возложена обязанность по надзору за исполнением закона. Далее надлежит раскрыть содержание данного принципа применительно к деятельности прокурорских органов, особенно при осуществлении надзора в сфере уголовного судопроизводства, где нарушения или ограничения прав граждан носят наиболее острый характер.

При анализе принципа гласности в деятельности органов прокуратуры следует опираться на положения ст. 4, 5 и п. 6 ст. 12 ФЗ «О прокуратуре РФ», а также на выводы, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 года по делу о проверке конституционности п. 2 ст.5 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана. Далее необходимо уяснить значение этого принципа, выделить предусмотренные законом гарантии его реализации, а также показать ограниченность действия этого принципа при надзоре за деятельностью органов,  осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Содержание принципа деполитизации деятельности прокуратуры необходимо раскрыть на основе положений ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ». Значение данного принципа следует показать с учетом положений закона, исключающих возможность прокурорам в своей деятельности руководствоваться чем-либо иным, кроме требований самого закона.

При освещении второго вопроса темы следует прежде всего усвоить определение понятия направления прокурорской деятельности, под которым обычно понимается специализированный участок в деятельности органов прокуратуры, обладающий определенными признаками и особенностями. Основные направления деятельности прокуратуры обозначены в ФЗ «О прокуратуре РФ» (п. 2 ст. 1, ст.ст. 2, 8 – 10). Руководствуясь положениями данного закона, необходимо выделить и перечислить все основные направления деятельности прокуратуры, охарактеризовать каждое из них, уделяя при этом внимание тем признакам и особенностям, которые позволяют считать то или иное направление самостоятельным в деятельности прокуратуры.

Далее необходимо обратиться к разработанному в теории прокурорского надзора определению понятия отрасли прокурорского надзора как специализированному направлению в деятельности прокуратуры, имеющему особый предмет и отличающемуся от других отраслей прокурорского надзора специфическими полномочиями прокурора. Следует усвоить, что отрасль прокурорского надзора отличается от иных направлений деятельности прокуратуры, не являющихся таковыми, прежде всего тем, что только в рамках отраслей прокурорского надзора реализуются собственно надзорные полномочия прокуратуры. К отраслям прокурорского надзора относятся первые пять направлений деятельности прокуратуры, перечисленные в п. 2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», каждой из которых (кроме надзору за деятельностью судебных приставов) посвящена отдельная глава в разделе III закона. Далее надлежит на основе анализа названных норм закона в общем виде охарактеризовать каждую из отраслей прокурорского надзора, выделив в ней основные элементы (предмет надзора, задачи и специфические полномочия прокуроров). При этом следует иметь в виду, что деление прокурорского надзора на отдельные отрасли достаточно условно, и в деятельности прокуратуры они взаимосвязаны.

 

Занятие (2 часа)

1. Система органов прокуратуры.

2. Генеральный прокурор РФ: порядок назначения и полномочия.

3. Генеральная прокуратура РФ. Структура центрального аппарата. Коллегии в органах прокуратуры.

4. Структура прокуратуры субъекта РФ и нижестоящих прокуратур.

5. Специализированные прокуратуры. Разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами.

6. Организация надзора и управления в органах прокуратуры.

 

 

Рекомендации по изучению данной темы:

При подготовке к вопросу о системе органов прокуратуры необходимо обратиться к положениям ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», в соответствии с которыми прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, а также иных функций, установленных федеральными законами.

Далее следует на основании положений закона о прокуратуре показать трехзвенную систему органов прокуратуры, уяснить какие конкретно органы и учреждения составляют эту систему, в чьей компетенции находится их образование, реорганизация и упразднение, а также определение их статуса и полномочий (ст. 11 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Переходя к вопросу о Генеральной прокуратуре РФ, следует показать назначение этого верхнего звена органов прокуратуры, которое не только осуществляет оперативное руководство нижестоящими прокуратурами, но и принимает на себя непосредственное исполнение особо важных функций.

Структура Генеральной прокуратуры РФ определена в ФЗ «О прокуратуре РФ» (ст. 14). Необходимо уяснить какие подразделения (управления и отделы) составляют ее структуру, по каким направлениям деятельности прокуратуры они создаются, кем возглавляются, в каком порядке утверждаются положения, определяющие полномочия каждого из этих подразделений. Особо следует обратить внимание на создаваемые в соответствии со ст. 20 ФЗ «О прокуратуре РФ» коллегии в органах прокуратуры, в том числе в Генеральной прокуратуре РФ, показать какой характер носит деятельность этих органов, каков круг вопросов, рассматриваемых на их заседаниях, каким образом проводятся в жизнь решения коллегий. Следует указать и на те органы и учреждения, которые состоят при Генеральной прокуратуре РФ (Научно-консультативный совет, научные и образовательные учреждения), раскрыв решаемые ими задачи.

Аналогичным образом нужно подходить и к освещению вопроса о структуре прокуратур субъектов РФ и нижестоящих прокуратур (районных, городских и приравненных к ним, городских в городах с районным делением), опираясь на положения статей 15 – 19 ФЗ «О прокуратуре РФ».

При подготовке к вопросу о специализированных прокуратурах следует исходить из предоставленных Генеральному прокурору РФ полномочий по созданию специализированных прокуратур, приравненных к прокуратурам областей и районов. Следует показать, что специализированные прокуратуры строятся по общим для всех органов прокуратуры принципам, особенности же этих прокуратур заключаются в из системно – структурном построении и в объектах, за которыми они осуществляют надзорную деятельность. Далее надлежит раскрыть назначение, предмет надзора, полномочия прокуроров и систему органов применительно к каждой из существующих специализированных прокуратур: военной прокуратуры, транспортной прокуратуры, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы, природоохранной прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо важных и особо режимных объектах.  Проводя разграничение полномочий между территориальными и специализированными прокуратурами необходимо руководствоваться Приказом Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 г. № 84 (ред. от 31.03.2009 г.) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур».

Переходя к последнему вопросу темы об организации и управлении в органах прокуратуры, необходимо для начала определиться с самим понятием организации, под которой обычно понимают устойчивую систему совместно работающих индивидов на основе иерархии рангов и разделения труда для достижения общей цели. Следует раскрыть содержание и значение в деятельности прокуратуры обязательных организационных условий: информационно-аналитической работы, прогнозирования и планирования, руководства деятельностью органов прокуратуры, стимулирования (мотивации) работы в органах прокуратуры и, последнее, контроля. Далее нужно показать, что названые организационные условия сами по себе не возникают, для этого необходимо управление, то есть процесс воздействия вышестоящих прокуроров на деятельность подчиненных органов прокуратуры и отдельных ее сотрудников с целью достижения согласованности в организации выполнения возложенных задач. Необходимо дать характеристику управленческого воздействия как целенаправленного процесса, показать возможности в системе управления органами прокуратуры прямого и косвенного воздействия и, в заключение, рассмотреть управленческий процесс как состоящий из логически взаимосвязанных и последовательных этапов: сбора и анализа информации, принятия на этой основе управленческого решения, организации выполнения принятого решения и контроля за его исполнением.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.01 с.)