II этап – этап формирования первичных произносительных навыков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II этап – этап формирования первичных произносительных навыков.



I. Постановка звука. Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного нарушенного звука. Направления работы: 1. Развитие слухового восприятия. Цель: уточнение слухового образа отрабатываемого звука. 2. Развитие фонематического анализа. Цель: выделение отрабатываемого звука на фоне слова, уточнение его слухопроизносительного образа. 3. Развитие речевой артикуляторной моторики. Цель: уточнение артикуляции отрабатываемого звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения; отработка каждого элемента необходимого артикуляторного уклада. 4. Работа по непосредственной постановке звука. Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад. 1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа отрабатываемого звука: · введение картинки-символа, соотносящейся со звуком; · игры на звукоподражание. 2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова (проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе, но речевой материал подбирается на конкретный звук, над которым ведется работ.  3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики (определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей, языка для подготовки правильного произнесения нарушенного звука). 4. Непосредственная постановка звука. Способы: а) по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное, тактильное восприятие и кинестетические ощущения); б) механический (с использованием вспомогательных средств: шпателя, зонда и т.д.); в) от других правильно произносимых звуков; г) от артикуляторного уклада; д) смешанный способ постановки (используются различные способы).
II. Автоматизация звука. Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале; введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь. Направления работы: 1. Введение звука в слоги, слова, словосочетания, связную речь (основное направление работы). 2. Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза). 3. Работа над просодической стороной речи: над ударением в процессе автоматизации звука в словах и слогах (используются серии слоговых цепочек с перемещающимся ударным слогом); над темпом, ритмом, логическим ударением и интонацией в словосочетании, предложении и связной речи). 4. Словарная работа (обогащение, уточнение, активизация и систематизация словаря). 5. Совершенствова-ние грамматического строя речи. 1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуков а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при автоматизации щелевых звуков); б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при автоматизации смычных и аффрикат). 2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры с называнием картинок и натуральных предметов: а) звук в начале слова; б) звук в конце слова; в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах); г) звук в односложных словах со стечением согласных; д) звук в начале слова; е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных словах); ж) звук в двусложных словах со стечением согласных; з) автоматизация звука в трёхсложных словах без стечения согласных; и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением согласных. 3. Автоматизация в словосочетаниях.4. Автоматизация в чистоговорках. 5. Автоматизация звука в предложениях (с постепенным усложнением структуры предложения и речевого материала). 6. Автоматизация в связной речи.Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях, предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний; заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений; пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.
III. Дифференциация звуков речи. (Проводится, если ребенок заменяет или смешивает звуки в речи). Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематичекого анализа и синтеза. Подэтапы: 1.Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков. Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. 2. Этап слуховой и произно - сительной дифференциации смешиваемых звуков. Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. 1. Упражнения первого подэтапа. а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения при постановке звука). б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука (картинка-символ, игры на звукоподражание). в) Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”). г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками, сходными акустически и смешиваемые в произношении). “Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки (придумай слова), где есть заданный звук”. д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце слова. е) Выделение слова с данным звуком из предложения. 2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками). а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками, выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа, придумывание слогов со звуками, преобразование слогов). б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах, места звука, работа с картинками –квазиомонимами и др. упр.). в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых звука). г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками, стихами, короткими текстами).
III этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель: сформировать у ребенка умения и навыки безошибоч –ного употребления звуков речи во всех ситуациях общения. 1. Развитие умения использовать автоматизированные и отдиференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях. 2. Формирование способности контролировать своё умение правильного произнесения звуков в спонтанной речи. Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность данного звука не превышает нормального его распределения в естественной речи.


Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.)