Мбоудо «цртдию «созвездие» Г. Калуги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мбоудо «цртдию «созвездие» Г. Калуги



Город Калуга, Калужская область

Аннотация

В современном образовании одним из основных направлений педагогической деятельности становится социализация – экспериментальное, деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, формирование социальных компетенций учащихся. Именно проектная деятельность позволяет раскрыть в должной мере креативные способности, формировать информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции учащихся. Представленная деловая игра позволяет в сжатые сроки смоделировать социальный проект, определить основные шаги, наметить индикаторы успешности проекта.

Методическая разработка  будет интересна заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, а также учителям, интересующимся организацией социально-значимой деятельности.

Пояснительная записка

Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!».

Данная методическая разработка деловой игры «Моделирование социального проекта» является обобщением опыта педагога по формированию личности, с развитой познавательной сферой (вниманием, восприятием, мышлением, памятью, воображением), с приобретенными навыками универсальных учебных действий посредством направленной игровой и проектной деятельности в процессе обучения по программе «Хочу научиться». Как итог усвоения программы учащиеся под руководством педагога могут выполнить самостоятельный творческий проект (разработка и реализация мероприятия, реализованного в открытой общественной среде; социального проекта).

       В ходе деловой игры «Моделирование соцпроекта» обеспечивается формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной и социальной практике. Именно эти аспекты отражены в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования, что подчеркивает актуальность данной методической разработки.

       Новизна предложенного материала состоит в том, что для реализации цели и поставленных задач используется ресурс такой формы работы как деловая игра, которая позволяет активно задействовать всех участников, переводя их из роли объекта воздействия в роль субъекта творчества, направленного на общественно значимое действие. Представленный инструментарий (анкеты, таблицы) помогают оптимизировать процесс разработки социального проекта и свести его моделирование к небольшому сроку (два занятия по 45 минут).

Данная деловая игра также может быть использована для разработки социального проекта любой группой инициативных учащихся: ученическим советом, классом, детьми в лагере. Для более продуктивной работы лучше сформировать Совет Дела (представители от классов, объединений, отрядов) или инициативные группы (по желанию).

       Среди обучающихся по программе «Хочу научиться» (15 чел. 13-16 лет) был проведен опрос:

1. Знаете ли Вы, что такое социальный проект?

2. Хотели бы Вы смоделировать и реализовать общественно значимое дело?

3. Нравится ли Вам, когда сделанное Вами дело, приносит кому-то пользу?

Респонденты наслышаны о социальных проектах только незначительно - 33 % опрошенных. Принять активное участие в реализации социального проекта выразили желание 50 % обучающихся. Тогда как удовлетворение от дел, совершенных на пользу кому-либо, испытывали 85 % обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей испытывают положительные эмоции от деятельности, приносящей пользу обществу, данное состояние не зависит от уровня развития умственных способностей (т.е. результаты данного опроса не совпадают, например, с уровнем обученности детей в группе). Т.е. такой вид деятельности интересен большинству ребят, а педагог может продуктивно использовать данную ситуацию для решения педагогических задач.

Непопулярность педагогической технологии  социального проектирования заключается в том, что существует мнение о ее большой трудоемкости и сложности оформления. Данная методическая разработка позволяет изменить отношение детей и взрослых к актуальной социально значимой методике.

Цель методической разработки: обучить основным шагам социального проектирования, продемонстрировать методический инструментарий (модель, структуры, таблицы, схемы и образцы), позволяющий оптимизировать процесс конструирования и оформления документации общественно значимого социального проекта.

Цель занятия: разработать модель социального проекта посредством деловой игры.

Задачи:

образовательные:

- демонстрировать действенные приемы, помогающие оптимизировать работу над социальным проектом;

- формировать умения самостоятельного планирования, моделирования и реализации социально значимой деятельности;

- формировать коммуникативные качества личности, навыки самоанализа;

воспитательные:

- ориентировать подрастающее поколение на значимость общественных ценностей (милосердие, товарищество, патриотизм, активная гражданская позиция) в противовес прагматичным и потребительским;

- воспитывать ответственность и самостоятельность;

развивающие:

- развивать инициативность подрастающего поколения;

- развивать творческие и организаторские способности учащихся.

 

Категория участников: группа 14-15 человек 13-16 лет.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой микрогруппы (фирмы);

2) компьютер, мультимедийная аппаратура;

3) доска-мольберт, магниты для доски;

4) канцтовары: ручки, листы белые (А 4, А 3);

5) раздаточный материал: анкеты, таблицы для заполнения для каждой микрогруппы (фирмы);

6) местные и федеральные газеты.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ (1.30 ч.)

1. Распределение участников на 2 микрогруппы  (проектные фирмы) по 7-8 чел.

2. Сообщение о назначении и видах проектов.

3. Заключение с каждой фирмой договоров, обсуждение и подписание плана-задания.

4. Определение проблемы местного сообщества: анкетирование (анкета № 1); изучение СМИ (газет); ранжирование проблем.

5. Выбор проблему как основу соцпроекта, наметить идеи по ее решения;

6. Определение цели (что хотим достигнуть?) и задач (какие основные шаги нужно выполнить?).

7. Составление плана и графика выполнения соцпроекта.

8. Определение основных деловых партнеров, заполнение схемы «Что делаем? К кому обращаемся?»

9. Определение ресурсов проекта, составление сметы.

10. Обсуждение индикаторов достижения результата проекта.

11. Выбор лучшего проекта.

Методические рекомендации на период подготовки:

Необходимо сформировать проектные фирмы, лучше, если это будут группы не более7-8 человек в составе, что по советам психологов является оптимальным числом для сохранения внимания на протяжении продолжительного времени и включенности в творческую деятельность.

Для погружения в игровую (производственную) ситуацию, необходимо распределить роли в каждой фирме (микрогруппе): директор (лидер), секретарь, инженер, оформитель и т.п. С каждой фирмой заключается договор, подписывается план-задание, а по итогам игры - акт о приеме выполненных работ (см. приложения).

Помещение для деловой игры должно быть достаточно просторным, чтобы можно было организовать несколько точек для работы: офис фирмы, библиотеку, стенд для выделения обсуждаемых проблем и т.д.

Методические рекомендации на период проведения:

Для того, чтобы обсуждения были целенаправленными и продуктивными, следует четко придерживаться  отведенного времени, например, назначить тайм-менеджера.

Хорошо, если данную игру будут организовывать не только 1 (один) ведущий взрослый, но и сопровождать 2-3 помощника, например, из числа взрослых ребят-волонтеров, которые помогут организовать поиск проблем в СМИ, ранжировать ответы анкет (организовать диаграмму сродства), подсчитывать голоса при финальном голосовании.

Во время игры необходимо следить за обсуждениями в микрогруппах, вовремя подсказывать, как можно использовать выдвинутые идеи, но не забывать о времени, периодически напоминать тайм-менеджерам фирм, сколько минут остается на обсуждение. Педагогу стоит воздержаться от критических интонаций, лучше выстраивать обсуждение идей так, чтобы даже самые фантастические предложения нашли свое практическое применение в более реальной форме.

Для визуализации предложенных идей можно записывать их на разноцветных (для каждой фирмы свой цвет) стикерах, прикрепляя их на досках (досках-мольбертах).

I. Виды проектов (5 мин.) – просмотр презентации.

II. Постановка проблемы (20 мин.) − актуальность проекта определяется его значимостью. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

Каждая фирма делится на подгруппы и выполняет поиск проблем местного сообщества разными способами: 1 подгруппа - опрашивает и заполняет анкеты; изучает и выписывает из газет наиболее часто упоминающиеся проблемы.

Подгруппа

Анкета

1. Какие проблемы, по Вашему мнению, наиболее актуальны для всех людей? (назовите 2-3 проблемы)

_____________________________________________________________________________

2. Какие проблемы, по Вашему мнению, наиболее актуальны для микрорайона или города? (назовите 2-3 проблемы)

_____________________________________________________________________________

3. Что Вас волнует и беспокоит в организации школьной жизни?

       _____________________________________________________________________________

4. Что, по вашему мнению, Вы могли бы реально сделать, чтобы решить одну из предложенных проблем?

_____________________________________________________________________________

Подгруппа

Изучает и выписывает из газет наиболее часто упоминающиеся проблемы (глобальные, местного сообщества).

На лист бумаги (А 3), прикрепленный к доске-мольберту выписываются проблемы (подводится итоги работы по микрогруппам). Проводится ранжирование проблем путем обсуждения каждой и голосования. Выбираются 6 наиболее актуальных проблем, среди которых каждая микрогруппа выбирает одну, которая и станет основой соцпроекта.

Каждая группа представляет выбранную проблему в виде плаката или инфографики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.013 с.)