Моделирование социального проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моделирование социального проекта



Моделирование социального проекта

Деловая игра

Е.И. Петрова, методист

МБОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

Город Калуга, Калужская область

Аннотация

В современном образовании одним из основных направлений педагогической деятельности становится социализация – экспериментальное, деятельностное изучение различных аспектов функционирования социума, формирование социальных компетенций учащихся. Именно проектная деятельность позволяет раскрыть в должной мере креативные способности, формировать информационные, коммуникативные и социально-трудовые компетенции учащихся. Представленная деловая игра позволяет в сжатые сроки смоделировать социальный проект, определить основные шаги, наметить индикаторы успешности проекта.

Методическая разработка  будет интересна заместителям директора по воспитательной работе, старшим вожатым, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, а также учителям, интересующимся организацией социально-значимой деятельности.

Пояснительная записка

Девизом проектной деятельности могут служить слова: «Помогая окружающим, вы помогаете, прежде всего, себе!».

Данная методическая разработка деловой игры «Моделирование социального проекта» является обобщением опыта педагога по формированию личности, с развитой познавательной сферой (вниманием, восприятием, мышлением, памятью, воображением), с приобретенными навыками универсальных учебных действий посредством направленной игровой и проектной деятельности в процессе обучения по программе «Хочу научиться». Как итог усвоения программы учащиеся под руководством педагога могут выполнить самостоятельный творческий проект (разработка и реализация мероприятия, реализованного в открытой общественной среде; социального проекта).

       В ходе деловой игры «Моделирование соцпроекта» обеспечивается формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной и социальной практике. Именно эти аспекты отражены в Федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования, что подчеркивает актуальность данной методической разработки.

       Новизна предложенного материала состоит в том, что для реализации цели и поставленных задач используется ресурс такой формы работы как деловая игра, которая позволяет активно задействовать всех участников, переводя их из роли объекта воздействия в роль субъекта творчества, направленного на общественно значимое действие. Представленный инструментарий (анкеты, таблицы) помогают оптимизировать процесс разработки социального проекта и свести его моделирование к небольшому сроку (два занятия по 45 минут).

Данная деловая игра также может быть использована для разработки социального проекта любой группой инициативных учащихся: ученическим советом, классом, детьми в лагере. Для более продуктивной работы лучше сформировать Совет Дела (представители от классов, объединений, отрядов) или инициативные группы (по желанию).

       Среди обучающихся по программе «Хочу научиться» (15 чел. 13-16 лет) был проведен опрос:

1. Знаете ли Вы, что такое социальный проект?

2. Хотели бы Вы смоделировать и реализовать общественно значимое дело?

3. Нравится ли Вам, когда сделанное Вами дело, приносит кому-то пользу?

Респонденты наслышаны о социальных проектах только незначительно - 33 % опрошенных. Принять активное участие в реализации социального проекта выразили желание 50 % обучающихся. Тогда как удовлетворение от дел, совершенных на пользу кому-либо, испытывали 85 % обучающихся. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей испытывают положительные эмоции от деятельности, приносящей пользу обществу, данное состояние не зависит от уровня развития умственных способностей (т.е. результаты данного опроса не совпадают, например, с уровнем обученности детей в группе). Т.е. такой вид деятельности интересен большинству ребят, а педагог может продуктивно использовать данную ситуацию для решения педагогических задач.

Непопулярность педагогической технологии  социального проектирования заключается в том, что существует мнение о ее большой трудоемкости и сложности оформления. Данная методическая разработка позволяет изменить отношение детей и взрослых к актуальной социально значимой методике.

Цель методической разработки: обучить основным шагам социального проектирования, продемонстрировать методический инструментарий (модель, структуры, таблицы, схемы и образцы), позволяющий оптимизировать процесс конструирования и оформления документации общественно значимого социального проекта.

Цель занятия: разработать модель социального проекта посредством деловой игры.

Задачи:

образовательные:

- демонстрировать действенные приемы, помогающие оптимизировать работу над социальным проектом;

- формировать умения самостоятельного планирования, моделирования и реализации социально значимой деятельности;

- формировать коммуникативные качества личности, навыки самоанализа;

воспитательные:

- ориентировать подрастающее поколение на значимость общественных ценностей (милосердие, товарищество, патриотизм, активная гражданская позиция) в противовес прагматичным и потребительским;

- воспитывать ответственность и самостоятельность;

развивающие:

- развивать инициативность подрастающего поколения;

- развивать творческие и организаторские способности учащихся.

 

Категория участников: группа 14-15 человек 13-16 лет.

Материально-техническое обеспечение:

1) столы и стулья для каждой микрогруппы (фирмы);

2) компьютер, мультимедийная аппаратура;

3) доска-мольберт, магниты для доски;

4) канцтовары: ручки, листы белые (А 4, А 3);

5) раздаточный материал: анкеты, таблицы для заполнения для каждой микрогруппы (фирмы);

6) местные и федеральные газеты.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ (1.30 ч.)

1. Распределение участников на 2 микрогруппы  (проектные фирмы) по 7-8 чел.

2. Сообщение о назначении и видах проектов.

3. Заключение с каждой фирмой договоров, обсуждение и подписание плана-задания.

4. Определение проблемы местного сообщества: анкетирование (анкета № 1); изучение СМИ (газет); ранжирование проблем.

5. Выбор проблему как основу соцпроекта, наметить идеи по ее решения;

6. Определение цели (что хотим достигнуть?) и задач (какие основные шаги нужно выполнить?).

7. Составление плана и графика выполнения соцпроекта.

8. Определение основных деловых партнеров, заполнение схемы «Что делаем? К кому обращаемся?»

9. Определение ресурсов проекта, составление сметы.

10. Обсуждение индикаторов достижения результата проекта.

11. Выбор лучшего проекта.

Методические рекомендации на период подготовки:

Необходимо сформировать проектные фирмы, лучше, если это будут группы не более7-8 человек в составе, что по советам психологов является оптимальным числом для сохранения внимания на протяжении продолжительного времени и включенности в творческую деятельность.

Для погружения в игровую (производственную) ситуацию, необходимо распределить роли в каждой фирме (микрогруппе): директор (лидер), секретарь, инженер, оформитель и т.п. С каждой фирмой заключается договор, подписывается план-задание, а по итогам игры - акт о приеме выполненных работ (см. приложения).

Помещение для деловой игры должно быть достаточно просторным, чтобы можно было организовать несколько точек для работы: офис фирмы, библиотеку, стенд для выделения обсуждаемых проблем и т.д.

Методические рекомендации на период проведения:

Для того, чтобы обсуждения были целенаправленными и продуктивными, следует четко придерживаться  отведенного времени, например, назначить тайм-менеджера.

Хорошо, если данную игру будут организовывать не только 1 (один) ведущий взрослый, но и сопровождать 2-3 помощника, например, из числа взрослых ребят-волонтеров, которые помогут организовать поиск проблем в СМИ, ранжировать ответы анкет (организовать диаграмму сродства), подсчитывать голоса при финальном голосовании.

Во время игры необходимо следить за обсуждениями в микрогруппах, вовремя подсказывать, как можно использовать выдвинутые идеи, но не забывать о времени, периодически напоминать тайм-менеджерам фирм, сколько минут остается на обсуждение. Педагогу стоит воздержаться от критических интонаций, лучше выстраивать обсуждение идей так, чтобы даже самые фантастические предложения нашли свое практическое применение в более реальной форме.

Для визуализации предложенных идей можно записывать их на разноцветных (для каждой фирмы свой цвет) стикерах, прикрепляя их на досках (досках-мольбертах).

I. Виды проектов (5 мин.) – просмотр презентации.

II. Постановка проблемы (20 мин.) − актуальность проекта определяется его значимостью. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема формулирования проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (предложения-штампы: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов...»).

Каждая фирма делится на подгруппы и выполняет поиск проблем местного сообщества разными способами: 1 подгруппа - опрашивает и заполняет анкеты; изучает и выписывает из газет наиболее часто упоминающиеся проблемы.

Подгруппа

Анкета

1. Какие проблемы, по Вашему мнению, наиболее актуальны для всех людей? (назовите 2-3 проблемы)

_____________________________________________________________________________

2. Какие проблемы, по Вашему мнению, наиболее актуальны для микрорайона или города? (назовите 2-3 проблемы)

_____________________________________________________________________________

3. Что Вас волнует и беспокоит в организации школьной жизни?

       _____________________________________________________________________________

4. Что, по вашему мнению, Вы могли бы реально сделать, чтобы решить одну из предложенных проблем?

_____________________________________________________________________________

Подгруппа

Изучает и выписывает из газет наиболее часто упоминающиеся проблемы (глобальные, местного сообщества).

На лист бумаги (А 3), прикрепленный к доске-мольберту выписываются проблемы (подводится итоги работы по микрогруппам). Проводится ранжирование проблем путем обсуждения каждой и голосования. Выбираются 6 наиболее актуальных проблем, среди которых каждая микрогруппа выбирает одну, которая и станет основой соцпроекта.

Каждая группа представляет выбранную проблему в виде плаката или инфографики.

План реализации соцпроекта

№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные Что необходимо
1        
2        
3        

Необходимые ресурсы

№ п/п Необходимые ресурсы Есть в наличии Необходимо приобрести Для чего нужно
  помещение      
  финансы      
  транспорт      
  оборудование      
   материалы      
  методическая помощь (специалистов)      
  кадры      
         

 IX. Составление бюджета (сметы) (5 мин.)

Бюджет составляется в том случае, когда требуется учитывать поступающие денежные средства и фиксировать их расходование.

       Микрогруппы составляют примерную смету моделируемого проекта. При этом в стоблец «Необходимые материалы» переносятся все строки из таблицы «Необходимые ресурсы» (столбец «Необходимо приобрести»).

Смета проекта

№ п/п Необходимые материалы и расходы Количество Сумма Источник
         
         
         
  Итого:      

X. Подведение итогов (15 мин.)

По итогам всех заполненных таблиц каждая микрогруппа  (фирма) презентует свою модель социального проекта. Лучший социальный проект выбирается голосованием по 3 пунктам:

  1. Соответствие содержания поставленной цели;
  2. Реальность выполнения проекта;
  3. Новаторство и оригинальность задуманного.

Методические рекомендации на период подведения итогов:

Конечно, лучше, если пункту презентации разработанных проектов можно будет посвятить отдельное занятие (45 минут). Но если время ограничено, то необходимо ориентировать на презентацию именно модели социального проекта по следующей схеме:

1. Основные проблемы общества (местного сообщества).

2. Выбранная проблема и обоснование ее актуальности.

3. Основная идея решения проблемы.

4. Цель, задачи проекта, ожидаемый результат.

5. Целевая аудитория.

6. Основные мероприятия.

7. Деловые партнеры.

8. Необходимые ресурсы и бюджет проекта.

Теме «Определение индикаторов достижения результата» лучше посвятить отдельное занятие, на котором продемонстрировать различные методики, поупражняться с участниками проектов в определении показателей достижения цели.

По итогам деловой игры с учащимися необходимо провести рефлексию по вопросам:

- Как Вы считаете, нужен ли такой вид деятельности, как социальное проектирование?

- Хотели бы Вы принять участие в придуманных Вами проектах?

- За какой участок или шаг соцпроекта Вы бы хотели отвечать?

Для поддержания игровой (производственной) цели с каждой фирмой подписывается акт о приеме выполненных работ.

       Лучший проект можно выбрать как простым голосованием по 3 критериям и подсчету голосов (голосуют все, выступающая фирма за себя не голосует). Если время позволяет, то можно каждому участнику выдать набор карточек (красная, синяя и зеленая), в таком случае можно оценить и качественность выполненной работы:

- Красная карточка – высокая степень (соответствия поставленной цели; реальности выполнения, оригинальности);

- Синяя карточка – средняя степень;

- Зеленая карточка − слабая выраженность.


Используемая литература

1. Алгоритм создания социального проекта // «Заместитель директора школы по воспитательной работе», № 3, 2005.

2. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях.- Ярославль: издательство ЛГПУ им. К.Д.Ушинского, 1999.

3. Методика социально-образовательного проекта «Гражданин» / сост. Пахомов В.П. – Самара: НТЦ, 2006.

4. Методические рекомендации по организации социально-педагогического проектирования в образовательных учреждениях. – Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2008.

5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития, 2008.

6. Энциклопедия педагогических технологий. − СПб.: КАРО, 2005.

 


 

Приложение

Договор подряда

На выполнение работ

 

«__»_________ 201 г.                                                                                         № ___

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги в лице директора Милютиной Светланы Леонидовны, действующей на основании Устава, именуемая в дальнейшем "Заказчик", с одной стороны, и _____________________________________________________________, действующий(ая) на основании паспорта ____________________________________________, именуемый(ая) в дальнейшем "Исполнитель", с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. «Заказчик» поручает, а «Исполнитель» обязуется выполнить работу по разработке социального проекта, нацеленного на решение проблем местного сообщества, установленную настоящим договором.

1.2. «Заказчик» обязуется принять результат работ и оплатить выполненную «Исполнителем» работу, указанную в п. 1.1 настоящего договора.

2. Обязанности сторон

2.1. «Заказчик выдает «Исполнителю» план задания на выполнение работ.

2.2. «Заказчик» обязуется принять надлежащим образом выполнение работы по акту сдачи-приемки работ. В случае возникновения разногласия по факту выполнения работ или качеству выполненных работ. «Заказчик» направляет «Исполнителю» письменную претензию, в которой указывает факты нарушения обязательств по настоящему договору и срок для их устранения.

2.3. «Исполнитель» обязуется выполнить работы, предусмотренные настоящим договором, качественно и в сроки, предусмотренные настоящим договором.

2.4. Стороны настоящего договора совместно согласовывают и подписывают протокол согласования договорной цены по настоящему договору. Протокол согласования подписывается сторонами после изготовления плана задания, согласования календарного графика работ и утверждения сметы работ.

3. Стоимость работ и порядок оплаты

3.1. Предварительная цена договора определена сторонами в сумме 100 (сто) «реаликов». Окончательная цена определяется сторонами в протоколе согласования цены договора.

3.2. «Заказчик» оплачивает выполнение работы по цене, определенной в протоколе согласования цены договора после подписания акта приемки-сдачи выполненных работ до _____________________.

3. Сроки выполнения работ

3.1. Срок начала работ устанавливается: ___________________________

3.2. Срок окончания работ устанавливается: ________________________

4. Срок действия договора

4.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания «Заказчиком» и «Исполнителем».

4.2. Настоящий договор заключен на срок до ___________. В случае, если «Исполнитель» не сдаст «Заказчику» выполненную работу в указанный срок, «Заказчик» вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор.

4.3. До завершения сторонами исполнения своих обязательств, вытекающих из настоящего договора, соответствующие условия договора сохраняют свою силу.

5. Ответственность сторон

и порядок разрешения споров

5.1. Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем договоре, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства, действующего на территории России.

5.2. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, будут по возможности разрешаться путем переговоров между сторонами.

5.3. В случае невозможности разрешения споров путем переговоров стороны вправе разрешить спор в судебном порядке.

6. Сдача и приемка работ

6.1. Приемка работы оформляется актом выполненных работ, подписанным комиссией из числа сотрудников МОУДО «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

6.2. В случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или во время его использования «Заказчик» может в течение общих сроков, предусмотренных ст. 725 ГК РФ, по своему выбору осуществить одно из предусмотренных ст. 723 ГК РФ прав, или потребовать безвозмездного повторного выполнения работы, или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков работы своими силами или силами третьих лиц.

7. Адреса и реквизиты сторон

Настоящий договор составлен в двух экземплярах на русском языке. Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую силу. У каждой из сторон находится один экземпляр настоящего договора.


 


Заказчик

 

МОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» города Калуги                          

248009, г. Калуга                                            

ул. Поселковая, д. 4, 55-06-58                        

 

Директор МОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

 

_______________ С.Л.Милютина

 

М.п.

 

Исполнитель

 

Фамилия  

Имя          

Отчество  

Адрес:

 

Дата рождения:

 

 

______________/ _________________/


Приложение № __

к договору № __

от _____________201_ г.

ПЛАН - ЗАДАНИЕ НА

выполнение работ

 

Основание для выдачи задания: необходимость в разработке социального проекта, нацеленного на решение проблем местного сообщества.

Согласно договору: № ___ от _____________ 20__ г.

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(перечень выполненных работ, товаров, требований, технических характеристик, других параметров)

Настоящее задание составлено в рамках договора подряда на выполнение работ и содержит всю необходимую информацию о требованиях Заказчика обратившегося к «Исполнителю»

Количество листов __.


Заказчик

 

МОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» города Калуги                          

248009, г. Калуга                                            

ул. Поселковая, д. 4, 55-06-58                        

 

Директор МОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

 

_______________ С.Л.Милютина

М.п.

 

 

Исполнитель

 

Фамилия  

Имя          

Отчество  

Адрес:

 

Дата рождения:

 

 

______________/ _________________/


Заказчик

 

МОУДО «Центр развития творчества детей и юношества» города Калуги                          

248009, г. Калуга                                            

ул. Поселковая, д. 4, 55-06-58                        

 

Директор МОУДО «ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

 

_______________ С.Л.Милютина

М.п.

 

 

Исполнитель

 

Фамилия  

Имя          

Отчество  

Адрес:

 

Дата рождения:

 

______________/ _________________/

 


 

Моделирование социального проекта

Деловая игра

Е.И. Петрова, методист



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.135 с.)