Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ работы психологической службы моу «школа № 144 Г. Донецка»
Психологическая служба в образовательном учреждении является одним из звеньев образовательной системы. Целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение и повышение эффективности педагогического процесса, защита психологического здоровья и социального благополучия всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы образования. Работа психолога образовательного учреждения строилась в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» (ч.3,4 ст.17, 39), методическими рекомендациями профессиональной деятельности педагогов-психологов, основывается на соблюдении международных и республиканских актов и законов об обеспечении прав, защиты и развития детей. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством Донецкой Народной Республики в области образования, нормативными документами и актами, приказами, инструкциями Министерства образования и науки, положениями и Уставами соответствующих звеньев Службы. Типовому положению о психологической службе в системе образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.08.2015 №378, зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.08.2015 №385, Типовому положению о городском центре психолого – педагогической и медико-социальной помощи, утвержденному приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 31.08.2015 №446, зарегистрированному в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.09.2015 №496, письму Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2018 № 2207/21-58 «Информационно-методические материалы по организации, планированию и ведению документации специалистов психологической службы системы образования в 2019-2020 учебном году», приказом Управления образования администрации города Донецка от 21.08.2018 № 393 «Об организации работы психологической службы системы образования города Донецка в 2019-2020 учебном году», приказа по учреждению от 27.06.2019 № 195«Об организации работы психологической службы в 2019-2020 учебном году».
Проблема, над которой работал специалист за данный период: психологическое сопровождение детей социально незащищенных категорий, оказавшихся в сложных жизненных условиях, их адаптации к жизни в обществе, сопровождение процесса психологического развития обучающихся посредством создания определенных условий в образовательной среде образовательного учреждения. Целью работы психологической службы образовательного учреждения 2018-2019 учебного года являлась психологическая помощь в организации и сопровождении учебно-воспитательного процесса. Модель функционирования психологической службы образовательного учреждения основывается на нормативно-правовой базе, приказах, положениях, распоряжениях. Работа ведётся согласно плану педагога-психолога по различным направлениям деятельности. Она представляет собой последовательность организационных форм работы (с педагогами, родителями и обучающимися), обеспечивающая психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка в образовательном учреждении и координацию усилий всех участников образовательного процесса. Результаты работы психологической службы образовательного учреждения свидетельствуют о том, что максимальная эффективность функционирования модели достигается посредством активного взаимодействия педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса. Путём активного сотрудничества педагога-психолога с учителями и администрацией образовательного учреждения решается ряд важных задач: выявление обучающихся, которым необходима психолого-педагогическая помощь и сопровождение, а также коррекция, организация мероприятий, направленных на коррекцию и восстановление эмоционального фона и благополучия детей, навыков социальной адаптации, коррекция и развитие психических функций и пр. Важно отметить, что больше значение имеет сотрудничество педагога-психолога с родителями обучающихся. Имеется проблема отсутствия обратной связи от родителей, пассивности со стороны некоторых родителей в решении проблемных ситуаций относительно ребёнка, что снижает эффективность работы модели психологической службы.
Общая задача психологической службы состояла в выявлении, изучении и описании психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития обучающихся в условиях образовательного процесса, в коррекции возникающих проблем. Соответственно, задачами психологической службы образовательного учреждения на 2019-2020 учебный год являлись: - выявлять психологическую готовность детей к школьному обучению, совместно с учителем намечать программу индивидуальной работы с ними с целью лучшей адаптации младших школьников к школьной среде; - диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности обучающихся, препятствующие нормальному протеканию процесса обучения и воспитания, и осуществлять их коррекцию; - осуществлять диагностико-развивающую работу с обучающимся по различным тематикам; - разрабатывать и осуществлять совместно с учителями или родителями развивающие программы с учетом индивидуальных особенностей школьников и задач их развития на каждом возрастном этапе; - держать под особым контролем переходные, переломные моменты в жизни школьников; - выявлять и устранять психологические причины нарушений межличностных отношений обучающихся с учителем, со сверстниками, с родителями; - консультировать учителей, родителей по психологическим проблемам обучения и воспитания детей, развития их внимания, памяти, мышления, характера и пр.; - проводить индивидуальные и групповые консультирования обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; - вести профориентационную работу; - вести превентивную работу - развитие психологической культуры обучающихся, родителей, педагогов
Данные задачи решались по направлениям: Консультативная деятельность. Оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения. Виды работ: индивидуальные и групповые консультации участников образовательного процесса. Проводились тематические индивидуальные консультации на тему курения, здорового образа жизни, отношений в семье и образовательной среде с обучающимися; с педагогами проводились консультации по вопросу школьной адаптации, мотивации к обучению, детской агрессивности, конфликтности, поведения детей в образовательном учреждении, по вопросу детской замкнутости и отстраненности; с родителями проводились консультации на тему поведения детей в учебном учреждении и на улице, отношения детей друг с другом, со взрослыми, о психологических и возрастных особенностях детей, беседы по профилактике зависимости от вредных привычек у подростков, о мотивации детей к школьному обучению и пр. Большая часть работы с родителями сводилась к индивидуальным консультациям и личным беседам по вопросам воспитания и обучения детей, а также к выступлениям на родительских собраниях. Консультации с родителями происходили по результатам психодиагностических обследований, по проблемам межличностного взаимодействия, по вопросам кризиса подросткового возраста, низкой мотивации, повышенной тревожности и пр.
Консультирование проводилось по проблемам агрессивности, психотравмам, личностным проблемам, проблемам общения, воровства, школьной неуспеваемости, школьным прогулам, по вопросам развития, по конфликтам в семье и образовательном учреждении, профориентации. Обобщив результат, можно сделать вывод, что наиболее актуальными являются вопросы, связанные: 1) с конфликтными ситуациями и низким уровнем толерантности в окружающем социуме; 2) со школьной мотивацией обучающихся; 3) с детско-родительскими и межличностными отношениями в коллективе. Просветительская работа включала в себя проведение лекций-бесед с обучающимися на тему суицида (профилактика экстремизма: “Суицид – геройство или слабость?”), беседы о смысле жизни человека, о его ценностях, на тему здорового образа жизни, профилактика венерических заболеваний, в том числе ВИЧ/СПИД, сохранение репродуктивного здоровья, на тему вреда и последствий наркотических и психоактивных веществ, курения, употребления алкогольных напитков. С обучающимися 9, 11-х классов проводились лекции-беседы по профориентационному направлению, освещались типичные ошибки в выборе будущей профессии, давались рекомендации по выбору специальности при обучении в учебном заведении следующей ступени. Профилактическая работа включала в себя воспитательные тематические часы по проблеме наркомании, курения, алкоголизма, СПИДа, суицидального поведения, размещение информации по данным темам на стенде психологической службы и общешкольном стенде, разработка и распространение для всех участников образовательного процесса тематических памяток, буклетов, рекомендаций, наглядных и иллюстрированных материалов, плакатов, а также размещение информации сайте МОУ в интернете. В образовательном учреждении была проведена акция “5 дней против жестокости и насилия в семье в отношении детей”. Психологической службой на стенде образовательного учреждения были размещены наглядные красочные иллюстрации о семейном счастье, на информационном стенде и в интернете размещена информация для родителей против жестокого обращения в отношении детей и крайних мер воспитания, на родительских собраниях освещались вопросы данной тематики, были даны соответствующие рекомендации родителям. В связи с Международным днем борьбы со СПИДом психологической службой образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия: на сайте МОУ, странице психолога в интернете и информационном стенде психологической службы была размещена информация относительно данной проблемы, которая приобретает глобальные масштабы (“1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом”, “Что надо знать о СПИДе”, “Как можно заразиться СПИДом?”, “Как предохранить себя от СПИДа?”. Информация включила в себя самые необходимые сведения о том, что же такое ВИЧ-инфекция, какие есть пути её передачи, каким способом она передается, а каким нет, в чем разница между ВИЧ и СПИД, как можно уберечь и защитить себя от опасной болезни, проникновенное стихотворение на тему СПИДа, заставляющее обучающихся задуматься. Также по данной тематике были разработаны памятки для обучающихся, в которых содержатся самые важные сведения о ВИЧ/СПИДе.
С обучающимися были проведены профилактически беседы по актуальной проблеме (индивидуальные и групповые консультации, воспитательные часы), а также анкетирование с целью определения общего уровня осведомленности о данном заболевании, выявления менее осведомленных лиц на данную тему. В связи с Международным днем отказа от курения психологической службой образовательного учреждения были проведены мероприятия: на сайте МОУ была размещена информация для родителей, педагогов и обучающихся относительно важных фактов о вреде и последствиях табакокурения (“Всё ли мы знаем о курении?..”, “ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВРЕДЕ КУРЕНИЯ”, “ПОСЛЕДСТВИЯ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ”. Также информация была размещена на информационном стенде психологической службы. Она включила в себя текстовую информацию для всех участников образовательного процесса, а также наглядные иллюстрации. Были проведены индивидуальные консультации для обучающихся о вреде курения. Дети высказывали свое мнение и негативное отношение относительно курения и с интересом слушали информацию о его вреде и последствиях. Диагностическая работа: проведение диагностических исследований среди участников образовательного процесса. Работа по данным направлениям велась со следующими категориями участников обучающего процесса: обучающиеся, родители, педагоги. Работа по адаптации обучающихся 1 классов (проективная методика “Школа зверей”, методика для оценки уровня школьной мотивации Лускановой, схема наблюдения Александровской, анкета для родителей первоклассников). На основании полученных данных были разработаны рекомендации родителям и учителям, а также проводились коррекционно-развивающие занятия. В 5-х классах, в связи с переходом на новую ступень обучения, проводились диагностические работы по методике выявления тревожности Филипса, методика диагностики мотивации Лукьяновой, Социометрия. В 10 классах также изучался уровень адаптации. Для этого были использованы методика определения уровня тревожности Прихожан, Социометрия и методика определения мотивации Лукьяновой.
В 7, 8-х классах проводилась диагностика депрессивных состояний и выявления суицидального риска. В 9, 11-х классах проводились диагностические работы по профориентации: диагностирование по выявлению возможностей, интересов и склонностей в мире профессий, мониторинг самоопределения. Среди обучающихся 7-11-х классов проводилось анонимное анкетирование по отношению к наркотическим веществам, ПАВ, курению, алкоголю, их употреблению. Также проводилось анкетирование по осведомленности о ВИЧ/СПИДе. Также была проведена диагностическая работа для аттестации педагогических работников. Изучалась степень удовлетворенности обучающихся, родителей и педагогов аттестуемыми учителями, оценка их профессиональных и личностных качеств. В анкетировании приняли участие обучающиеся 1, 2, 3, 5, 10, 11-х классов, их родители и все члены педагогического коллектива. Психологической службой проводилась диагностика детей для ПМПК, диагностическая работа с детьми по запросу для изучения определенных личностных сфер детей. Коррекционно-развивающая работа включала в себя проведение с обучающимися с низким уровнем адаптации развивающих занятий (развитие памяти, внимания, воображения, мышления, мелкой моторики, усидчивости, творческих способностей), занятия с элементами рефлексии и самопознания. Практическим психологом в 2019-2020 учебном году проводилась работа по направлениям: понятия «толерантность», «терпимость», «понимание», «солидарность» и драдаптация, профориентация, профилактика девиантного поведения, превентивная работа, коррекционная работа, психологическое сопровождение аттестации педработников, а также работа с обучающимися, родителями и педагогами по запросу. Особое внимание уделялось пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся. Также педагогом-психологом была проведена комплексная диагностика обучающихся, которые находятся на индивидуальной форме обучения, осуществлялось их сопровождение на психолого-медико-педагогическую комиссию в целях обследования и определения формы и программы обучения. В школе проводился всеобуч для родителей “Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению. Советы и рекомендации по подготовке”. В течение года проводились выступления на родительских собраниях по запросам классных руководителей. По запросам родителей, педагогов и администрации образовательного учреждения проводилась индивидуальная коррекционно-развивающая и восстановительная работа с детьми с различными проблемами: психотравма, безнадзорность, пропуски уроков, низкий уровень мотивации к обучению и пр. Педагогом-психологом деятельность осуществлялась согласно годовому плану работы психологической службы и по индивидуальным запросам всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, администрации образовательного учреждения. Вывод: в результате работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса 2019-2020 учебного года, основные задачи выполнены. Проведенная работа позволила своевременно фиксировать психологические изменения в развитии обучающихся, исследовать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе полученных данных детям, родителям, педагогическому коллективу образовательного учреждения. В 2020 - 2021 учебном году будет продолжена работа психологической службы по ключевым направлениям.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.023 с.) |