Историческое развитие Александрийской Церкви. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Александрийской Церкви.



Ок. 318 – 320 гг. произошел конфликт Ария с архиепископом Александрийским Александром, решительно выступившим против лжеучения Ария. Первый Вселенский Собор, созванный в Никее, решительно осудил арианское учение. Главной фигурой борьбы с арианами выступил свт. Афанасий Великий (297 – 373), Предстоятель Александрийской кафедры. Он был Патриархом шесть раз, возводимый и смещаемый с кафедры в результате нападок со стороны ариан и других еретиков. В промежутках между патриаршествами Афанасия Александрийскую кафедру занимали епископы-ариане.

Преемники свт. Афанасия Патриархи Петр II (373 – 380) и Тимофей (380 – 384) продолжали вести борьбу с арианами. Наконец, императором Восточной Римской Империи стал Феодосий I – приверженец Православия, а Второй Вселенский Собор (381) окончательно осудил арианство и другие ереси. На этом Соборе был принят ряд постановлений, касающихся Александрийской Церкви: за Александрийским Патриархатом закреплялся диоцез (церковно-административная территориальная единица) Египта, включавший долину Нила, Ливию и Пентаполь.

Борьба с ересями не прекращалась. Например, Патриарху Кириллу (412 – 444) немало приходилось бороться с приверженцами древних культов, суеверий, магии и колдовства, особенно распространенных среди сельского населения Египта.

С середины V в. Александрийская Православная Церковь была втянута в борьбу религиозных партий, имевших различные воззрения на природу Христа и приведшие в монофизитскому, а затем и к монофелитскому расколам. Четвертый Вселенский Собор, осудивший монофизитскую ересь, лишил Диоскора кафедры и архиерейского достоинства. Тем не менее, монофизитство в Египте было достаточно сильно, и на Александрийской кафедре и после Собора кафедру занимали патриархи-монофизиты.

Египетские христиане (копты) обособились в национальную Коптскую монофизитскую Церковь. В 6 веке произошел окончательный разрыв между Православной и монофизитской (коптской) общинами в Египте.

В первой половине VII в. зарождается монофелитский раскол, о единой воле во Христе. Окончательно ересь монофелитства была осуждена на Шестом Вселенском Соборе в 680 –681 гг.

Во второй трети VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов-мусульман. В конце 639 г. один из арабских отрядов вторгся в Египет. Византийцы в 642 г. были вынуждены сдать город. После чего арабы продвигаются дальше на Запад, распространяясь на все побережье Северной Африки.

В покоренном Египте христиане сохранили свободу вероисповедания и широкую внутреннюю автономию. Монофизиты, пользуясь покровительством завоевателей начали захватывать православные храмы и монастыри. Патриархат оказался под арабским игом. Число православных в VII в. резко сократилось.

В 654 г. преемство православных Александрийских Патриархов прервалось более, чем на 70 лет. Священники Александрийской Церкви стали получать рукоположение в Сирии.

В 731 г. восстановили пост Александрийского Патриарха, которым стал Косма I.

При Патриархе Софронии (836–859) были уничтожены многие храмы, был запрещен колокольный звон, совершение литургии, было запрещено употребление вина. Христианам приходилось использовать для Евхаристии сушеный виноград, толочь его в воде, и таким образом, получался сок, который использовался на литургии.

В IX в. происходит отмежевание Александрийской Церкви от Константинополя и от греческого мира в целом. Началась постепенная арабизация православного населения, распространение среди них арабского языка и арабской культуры.

С конца XI в. началась эпоха крестовых походов. Вторжения крестоносцев обернулись для православных новыми гонениями со стороны арабов-мусульман.

В XIII – XIV вв. многие православные Александрийские Патриархи, происходившие из греческой среды, сразу после своего избрания уезжали жить в Константинополь, откуда управляли своей Церковью, и могли почти совсем не появляться в Египте.

В 1438 – 1439 гг., когда заключена Флорентийская уния, Александрийский Предстоятель, равно как Антиохийский и Иерусалимский Патриархи, не подписал этой унии.

В конце XV в. во главе Александрийской Церкви встал Патриарх Иоаким (1487–1565).

Арабское владычество в Северном Египте из-за своей продолжительности привело к сокращению православного населения и духовенства в сотни раз.

В 1517 г. Египет, завоеванный турками, стал одной из провинций Османской империи.

Православная община в этот период продолжала оставаться малочисленной. В 1651 г. Египет посетил русский монах Арсений (Суханов). Он отметил, что в Каире постоянно живут 600 православных арабов и греков, а вместе с приезжими их насчитывается ок. 1 тыс.

В правление султана Селима I (1512 – 1520) Патриарх Иоаким получил фирман, утверждавший его патриаршие привилегии и защищавший его от произвола гражданских властей. Патриарх имел абсолютную власть над всеми клириками и монахами, был хозяином храмов и монастырей, имел право решать бракоразводные, наследственные и прочие дела своей паствы, в то время как турецкие власти не имели права вмешиваться в эти дела.

Синайский монастырь был яблоком раздора между двумя Церквами – Александрийской и Иерусалимской. Издавна Синай находился в юрисдикции Иерусалимской Церкви. Александрийские патриархи имели свои претензии на Синай (главным образом, на монастырь св. вмц. Екатерины).

Включение Египта в состав Османской империи значительно усилило связи между Александрийской Православной Церковью и другими Восточными патриархатами. Российские цари оказывали патриархату мощную финансовую поддержку, посылая не только деньги, но и пушнину, церковную утварь. В условиях мусульманского окружения это было крайне необходимо.

На протяжении XVII в. продолжаются связи Александрийского престола с Россией. Цари Федор Алексеевич и Алексей Михайлович неоднократно присылали денежную помощь. Денежная помощь от России продолжалась и в XVIII в.

В 1798 г. в Египет вторглась французская армия с Наполеоном, который занял Александрию и Каир. В 1801 г. французы покинули Египет.

В первой половине XIX в. Александрийский Патриархат возобновляет контакты с Россией.

В 1855 г. по ходатайству митрополита Московского Филарета (Дроздова) Святейший Синод передал Александрийской Патриархии храм святителя Николая в Москве, при котором было устроено Александрийское подворье. Патриарх Иерофей II прислал для этого храма части Креста Господня. Доходы с этого храма стали одним из главных источников Александрийской Церкви.

В 1866 г. из России вернулся епископ Фиваидский Никанор и был избран на Патриарший престол (1866 – 1869).

Последнее тридцатилетие XIX в. Александрийскую Православную Церковь возглавлял бывший Константинопольский Патриарх Софроний IV (1870 – 1899).

На рубеже XIX – XX вв. в Египте возрастает численность православной общины. К началу ХХ в. она составила ок. 100 тыс. человек. Численность духовенства увеличивалась медленнее – в начале ХХ в. под властью Патриарха находились 3 митрополии (Фиваидская, Иерапольская и Трипольская), ок. 50 клириков, храмов – 8, монастырей – 2 (св. Саввы Освященного в Александрии и св. вмч. Георгия в Каире).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.004 с.)