Историческое развитие Болгарской Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Болгарской Церкви.



В 1018 – 1019 гг. византийский император Василий II Болгаробойца завоевал Болгарию. Он лишил Церковь патриаршего ранга и низвел ее статус до архиепископии (кафедра продолжала находиться в Охриде). С этого времени архиепископы Охридские, а вскоре и епископы, назначаемые теперь указом императора, были греки, которые были проводниками византийского правительства и Константинопольского Патриарха и мало заботились о своей болгарской пастве.

В течение X – XIV вв. на территорию Болгарию проникают различные ереси, наиболее распространились:

- Богомильская ересь – в основе лжеучения лежал дуализм – существование двух богов – доброго и злого, учили не повиноваться господам, осуждали и не признавали церковную иерархию, не признавали икон, отрицали литургию и причастие.

- адамиты, учившие о равенстве всех людей.

- ересь жидовствующих, осмеивали почитание Христа, православную веру и проч.

- ересь варлаамитов, учили, что Божественный свет на Фаворе сотворен, отрицали иконопочитание.

В 1767 г. Охридская архиепископия, как таковая прекратила свое существование, – она была подчинена Константинополю на правах Пресланской митрополии.

С момента византийского завоевания в начале XI в. южная часть Болгарии находилась под греческим игом. В 1185 – 1186 гг. болгарским феодалам – братьям Петру и Асеню – удалось организовать восстание против Византии. На отвоеванной от Византии территории, была восстановлена независимая Болгарская Церковь. В 1186 г. в Тырнове был провозглашен первый архиепископ Василий (1186 – 1204), короновавший Асеня царем Болгарии. Безусловно, Василий не был признан Константинополем. Но вскоре Тырновская архиепископия настолько укрепила свое положение, что встал вопрос не только об ее признании самостоятельной Церковью, но и о возведении ее в ранг Патриархии. В 1204 г. была заключена кратковременная уния с Римом, а Тырновский архиепископ провозглашен Болгарским примасом.

Лишь в 1235 г., в Лампсаке, был созван Церковный Собор, на котором Константинопольский Патриарх Герман II в присутствии множества архиереев, архимандритов и монахов (греческих и болгарских) признал Тырновского архиепископа Патриархом. Первым Тырновским Патриархом стал Иоаким (1235 – 1246). Тырновский Патриархат, также как и Охридская архиепископия, явился не новой Поместной Церковью, а ветвью прежней Болгарской Патриархии, ее законной продолжательницей. Тырновский Патриархат просуществовал 158 лет (1235 – 1393). После того, как в 1393 г. Второе Болгарское Царство пало в результате турецкого завоевания, Тырновская кафедра была подчинена Константинопольской Церкви на правах митрополии. С 1767 г. болгары были окончательно вверены попечению греческой иерархии.

В эпоху турецкого господства Болгарская Православная Церковь претерпевала тяжкие испытания для религиозной, культурной и экономической жизни. Со стороны Константинополя последовали настойчивые попытки эллинизировать Болгарскую Церковь. Греческое духовенство внушало болгарам, что совершать службу на славянском языке – грех и даже ересь. В храмах стирались славянские надписи и заменялись греческими, истреблялись славянские книги и рукописи. Греческие архиереи за деньги добивались себе епархий. Болгарское духовенство они презирали, считая болгар второсортной, непросвещенной, нацией. Данная тенденция прослеживается вплоть до 1870-х гг.

В таких условиях в болгарской среде явился преподобный иеромонах Паисий Хиландарский (1722 – 1798), основоположник болгарского возрождения. Он написал книгу – «История славяно-болгарская о народах, о царях и о святых болгарских». Он ревностно выступал за возрождение болгарского национального самосознания. Продолжателем идей преподобного Паисия был его ученик епископ Врачанский Софроний (в миру Стойко Владиславов) (1739 – 1813).

Идеи национальной и церковной независимости достигли своего апогея в XIX в. Борьба за политический и духовный суверенитет приняла массовый характер, в нее включились все социальные слои. Церковные деятели стали активнее настаивать на церковной независимости и восстановлении Патриархата.

С 1820-е гг. отмечаются острые конфликты болгарского населения с греческим духовенством в Тырнове, Самокове, Враце, Стара-Загоре и др. В 1850-е гг. борьба переходит в новый этап: болгары поставили перед греками ряд требований, главным из которых было восстановление хотя бы их церковной автономии. Но греки не соглашались и на это. В 1858 г. в Константинополе состоялся Собор, на котором присутствовали 4 болгарских представителей, выдвинувших два основных требования: разрешение избирать болгарских архиереев на местах; знание греческими архиереями болгарского языка. Эти требования. Как и предыдущие, были отклонены греческим духовенством. Тогда болгары решились сами провозгласить свою церковную независимость.

Решения этого Собора еще более усилили протест и разделение между болгарами и Константинополем. Болгары выставили ряд других требований: 1) разрешить болгарам участвовать в избрании Константинопольского Патриарха на равных с греками, 2) ввести в состав Константинопольского Синода 6 архиереев-болгар и 3) предоставить право болгарам самим избирать архиереев для родных епархий.

28 февраля 1870 г. был издан султанский фирман (султанский указ), по которому создавался независимый Болгарский Экзархат, при этом должен был поминаться Константинопольский Патриарх, и в Константинополе получать св. Миро. В 1871 г. в Болгарии собрался Церковно-Народный Собор, который выработал Устав Болгарского Экзархата. По Уставу Экзархат делился на епархии, благочиния и приходы. Константинопольский Патриарх Григорий VI не хотел принимать фирман. Но болгары не отступали и Григорий был вынужден уйти на покой. Его преемник Анфим VI (1871 – 1873) пошел на мирные переговоры с болгарскими представителями, обещая им признать в будущем самостоятельность Болгарской Церкви. В результате жесткой борьбы с Константинопольской Патриархией, в 1872 г. болгарам удалось избрать своего первого Экзарха – им стал епископ Ловчанский Иларион. Через 5 дней из-за его немощей, был избран митрополит Видинский Анфим (1872 – 1877).

11 мая 1872 г. Анфим провозгласил Болгарскую Православную Церковь автокефальной. Константинополь ответил протестом. Иерусалимский Патриарх Кирилл II, епископат Антиохийской, Румынской, Сербской, Русской Церквей не приняли этих прещений Константинополя.

На протяжении 1915 – 1945 гг. Болгарская Церковь управлялась Священным Синодом.

В 1945 г. болгарским Экзархом был избран митрополит Софийский Стефан (1945 – 1948) и была признана автокефалия Болгарской Православной Церкви.

В 1953 г. в Софии состоялся Третий Церковно-Народный Собор, на котором было восстановлено патриаршество в Болгарии, и был торжественно интронизирован Болгарский Патриарх Кирилл (1953–1971).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.)