Историческое развитие Константинопольской Церкви. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историческое развитие Константинопольской Церкви.



Начиная с IV в. территория Малой Азии, Палестины, Сирии и Северной Африки вовлекается в поле борьбы ариан и их противников. Первый Вселенский Собор (325 г.) в Никее осудил арианство.

Второй Вселенский Собор 381 г. в Константинополе еще раз подтвердил осуждение арианского учения и всех ересей, возникших вследствие распространения арианства (македонианства и савеллианства), и принял вторую часть Символа веры. Выработкой догмата о Святой Троице завершился первый период богословских споров.

На Третьем Вселенском Соборе (431), состоявшемся в г. Ефесе, произошло осуждение ереси Константинопольского Патриарха Нестория (428 – 431), и был закреплен догмат Церкви о воплощении Сына Божия.

Четвертый Вселенский Собор 451 г. в Халкидоне, осудил монофизитскую ересь архимандрита Евтихия, выработав догмат об идеальном сочетании в Спасителе двух природ – Божественной и человеческой. 28-е правило этого Собора окончательно утвердило первенство Константинополя на Востоке.

Заседания Пятого (553) и Шестого (680 – 681) Вселенских Соборов состоялись в самом Константинополе. Пятый Вселенский Собор, не провозгласив никаких новых догматов, торжественно повторил осуждение Нестория и Евтихия, а Шестой Вселенский Собор осудил монофелитскую ересь, возникшую в 40-е гг. VII в. Собор 680 – 681 гг. анафематствовал, среди прочих, четырех Константинопольских Патриархов – Сергия, Павла, Пирра и Тимофея – привержецев монофелитства.

В VIII – IX вв. Византия и все духовенство Патриархата, оказалось вовлеченным в иконоборческое движение. Византийский император Лев III Исавр (717 – 741) открыто встал на путь иконоборцев и стал издавать указы против икон. На Седьмом Вселенском Соборе (787) в г. Никее произошло осуждение иконоборчества и сформулирован догмат об иконопочитании, но само движение не успокаивалось и лишь в 843 г. произошло окончательное восстановление иконопочитания.

Наряду с этим, ведется интенсивная литургическая деятельность. Появляются сочинения св. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита, прп. Симеона Метафраста, прп. Симеона Нового Богослова.

С 30-х гг. VII в. начинаются арабские завоевания, что привело к потере Византией ряда территорий и к упадку других ближневосточных Патриархатов (Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского), которые захлестнул ислам. При императоре Ираклии (610–641) произошел переход к греческому языку в сфере государственного делопроизводства, а сам монарх сменил латинский титул «император» на греческий «басилевс». Константинополь же с этого времени становится центром православной жизни и мысли, центром цивилизации.

В 636 – 642 гг. Византия потеряла Сирию, Палестину, Верхнюю Месопотамию, Египет, в результате чего территория империи сократилась втрое.

С другой стороны, победы императора Льва Исавра в середине VIII в. на Западе позволили присоединить к Византии области Восточного Иллирика, вследствие чего Константинопольскому Патриарху оказались подчиненными церковные организации на Балканах (на территории Эллады, Фракии, будущих территориях Сербии, Болгарии и Румынии). Об обширности территории Патриархата и его чрезвычайной разветвленности служит тот факт, что в IX в. количество одних азиатских епископий было 432.

В начале X в. от Константинопольского Патриархата отделилась Болгарская Церковь.

В 1054 г. произошел раскол Церкви на Западную и Восточную.

 

С конца XI в. начался период крестовых походов. В результате первого в 1096 г. на Ближнем Востоке появились новые государства: Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохийское, княжество Триполи и др.

В ходе четвертого в 1204 г. Византия пала – был взят Константинополь. На территории Византии образовалась Латинская империя. Центром греческой жизни стал г. Никея.

В поздневизантийскую эпоху на очень высоком уровне идет развитие богословия. В конце XIII в. оживает исихазм. В идейно-богословские споры вокруг исихазма, нашедшего и немало противников, были вовлечены придворные круги и сам император. Инок св. Григорий Синаит довел до совершенства «метод дыхания», соединив с ним словесную формулу – Иисусову молитву.

Незадолго до турецкого завоевания от Константинопольского Патриархата откололась одна из самых обширных его митрополий – Русская, иерархи которой, отказавшись принять Ферраро-Флорентийскую унию, в 1448 г. провозгласили автокефалию Русской Православной Церкви.

В 1453 г. Византия пала под ударами оружия турок-османов во главе с султаном Мехмедом II.

Начиная с XVI в., процедура избрания патриарха становится формальной. Некоторые архиереи получали патриаршее место через подкуп. Симония(продажа благодати Святого Духа) приобрела огромные масштабы. За XVI век – сменилось 23 патриарха, за XVII век – 50 патриархов, за XVIII век – 33 патриарха.

В османскую эпоху происходит резкий упадок духовного просвещения среди греков.

Политика турецкого правительства по отношению к грекам резко изменилась в худшую сторону в 20-е гг. XIX в. В 1828 – 1829 гг. произошла русско-турецкая война, закончившаяся Адрианопольским мирным договором, по которому признавалась автономия Греции, а Россия получила от Турции подтверждение своего права покровительства православным христианам на Востоке.

В 1858 г. при Патриархе назначается Постоянный Смешанный Народный Совет из четырех архиереев и восьми мирян. Он следил за состоянием школ, больниц, богаделен, ревизией экономических дел общественных учреждений и церквей столицы, осуществлял контроль за ставропигиальными монастырями. Патриарх подпал под влияние светского элемента.

Начиная с 1870-х гг. в связи с образованием на Балканах независимых государств и национальных православных церквей (Болгарской, Румынской, Сербской) каноническая территория Патриархата сократилась.

В 1900 г. все епархии были возведены на степень митрополий.

В 1924 г. при Патриархе Константине VI (1924 – 1925) Константинопольская Церковь перешла на новоюлианский календарь (новый стиль).

К концу 1920-х годов турецкое правительство закрыло все православные митрополии Малой Азии, и лишённые своих епархий митрополиты либо уехали в Грецию, либо проживали в качестве титулярных иерархов в зданиях патриархии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.006 с.)