Карта анализа профессионального мастерства воспитателя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта анализа профессионального мастерства воспитателя



Критерии профессионального мастерства педагога

 

1 Знание программы по развитию речевого творчества, целей и задач для детей своей возрастной группы; всех направлений работы по развитию речи  
2 Знание методики проведения диагностики развития речи детей  
3 Знание индивидуальных особенностей развитие речи каждого ребёнка своей возрастной группы  
4 Культура:       ü Точность и ясность выражение мыслей   ü Образность речи ü Эмоциональность и интонационная выразительность речи ü Доступность речи для детей по форме и содержанию  
5 Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приёмов  
6 Работа воспитателя над нравственным аспектом развития речи: воспитание у детей бережного, любовного отношения к книге  
7 Умение педагога организовывать ü Организация книжного уголка ü Подбор иллюстративного материала ü Подбор детской художественной литературы (наличие одного и того же произведения, изданного разными издательствами, оформленного разными художниками) ü Грамотное устройство выставок («Моя любимая книга», «Писатели нашего детства», «День рождения книги», «Художники- иллюстраторы детям» и др.) ü Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе ü Умение привлечь детей к работе по «ремонту» книг, «оказанию помощи» любимым книгам ü Планирование и проведение досугов и развлечение по развитию речи  
8 Взаимодействие с родителями:      ü Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) ü Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. План работы с родителями ü Проведение тематических родительских собраний  
9 Методическая работа по проблеме развития речи детей: ü Подготовка консультаций ü Открытые показы для педагогов ü Выступления на педсоветах ü Открытые показы разных форм работы с детьми  

Карта анализа занятия

Тема: ________________________________________________________________________

Дата проведения _________________

Возрастная группа ___________________________________

Количество детей ____________________________________

ФИО воспитателя _____________________________________________________________

Начало занятия ____________________ Окончание занятия __________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии ___________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Консультации

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Консультация для педагогов

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Цель театрализованной деятельности, организованной в ДОУ: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

Классификация театрализованных игр для детей:

× игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр «живой» куклы.

× игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.

× игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.

× театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

Дети дошкольного возраста – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но, вот в детском саду эту работу вести необходимо уже с раннего возраста. Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Нужно не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми. Организация фотовыставок. Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок, родителей. Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

На начальном этапе проводится работа по выявлению степени сформированности у дошкольников нравственных чувств, знаний детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.

При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывается то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывается:

× индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей;

× любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

1. художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

2. освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

3. самостоятельная творческая деятельность.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группах создаются:

- театральные уголки с различными видами кукольного театра;

- уголки уединения, где ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

- костюмерные, там ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм (или элемент костюма) для необходимой роли;

- ширмы для показа всех видов кукольного спектакля (настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы»).

Выводы:

1. Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – матерей.                   

2. Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

3.

«Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Консультация для педагогов

 

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».

Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша.

 

Работа с родителями

 

Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.

 «Проверьте свою грамотность»

Практикум

 

Организация: предложить выбрать жюри и разделиться на 2 команды, у каждого участника игры на стуле лежит буква (гласные и согласные в равном количестве). Участникам игры необходимо разделиться на две команды: команду гласных букв и команду согласных букв.

 

Ход практикума:

Разминка «На вопросы – не зевай, очень быстро отвечай!» (это задание оценивается по одному баллу за правильный ответ).

Члены команд по очереди быстро и не задумываясь заканчивают предложения и отвечают на вопросы.

1. Иглы колкие торчат прямо с детства у… (ежат)

2. В аквариум чистой водицы нальёшь, плавать, плескаться будет там… (ёрш)

3. Через горы и леса в край родной летит… (птица)

4. Устают, наверно, скулы грызть орехи у … (белки)

5. Из цыпленка вышел толк, вырос бравый, храбрый… (петух)

6. Звонко цокают подковы на копытах у… (коня)

7. Кукарекает спросонок Милый, добрый… поросенок? (петух)

8. Кто грызет на ветке шишку? Ну, конечно, это… мишка? (белка)

9. Кто взлетит с цветка вот-вот? Разноцветный… бегемот? (бабочка)

10. Кто с утра в хлеву мычит? Я так думаю, что... кит? (корова)

11. Кружевную паутину сплел искусно... Буратино? (паук)

12. В курятнике большая драка! Кто зачинщики? Два…? (петуха)

13. Очень медленно и тихо по листу ползет…? (улитка)

14. Нарушая утром тишь, распевает в роще...? (соловей)

15. В речке я люблю резвиться, в стайке плавать, ведь я -…? (рыба)

16. Меж коряг устроил домик шар колючий - добрый… гномик? (ёж)

17. Землю клювиком я рою, но не домик себе строю, червячка ищу я, вот! Угадали, кто я?... крот? (цыпленок)

18. Ква-ква-ква - какая песня! Что быть может интересней, что быть может веселей? А поет вам… соловей? (лягушка)

19. Должностное лицо, руководящее детским садом. (заведующий)

20. Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)

21. Группа живущих вместе близких родственников. (семья)

22. Как далеко в лес может забежать заяц? (до середины, дальше он уже выбегает из леса)

25. Куда идет цыпленок, переходя дорогу? (на другую сторону дороги)

26. Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? (когда дверь открыта)

Задание 1. «Говорун»

Для развития четкой артикуляции и дикции мы часто используем на занятиях скороговорки. Попробуем и мы с вами проговорить некоторые из них.

Командам предлагается бросить кубик и выбрать скороговорку. Их всего 6.

Необходимо всем вместе произнести ее быстро и слаженно 3 раза подряд.

На подготовку дается 3 минуты. Максимум за это задание можно получить 3 балла (слаженность, быстрота, четкость).

× Флюорографист флюорографировал флюорографистку.

× Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать.

× Выскороговаривай скороговорки на скороговорном скороговорящем конкурсе скороговорок.

× Траектория тарахтящего драндулета проложена по внедорожной территории.

× Партизаны партизанили в партизанских зонах, за границами партизаны не партизанили.

× Не тот, товарищи, товарищу товарищ,

     Кто при товарищах товарищу товарищ,

     А тот, товарищи, товарищу товарищ,

     Кто без товарищей товарищу товарищ.

Задание 2. «Родственные (однокоренные) слова»

На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова. Например, лес и снег.

Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки. (оценивается по одному баллу за слово)

× Лес – лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, лесные, подлесок, перелесок, полесье.

× Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.

Задание 3. «Почему так называется?» (этимология)

Объяснить, почему так называются растения.

× Ежевика – куст ежевики покрыт острыми шипами, как у ежа.

× Шиповник – веточки покрыты острыми шипами.

× Малина – от слов “малый”, “маленький”. Ягода малины состоит из малых частей, как бы сплетенных между собой.

× Смородина – “смрад” - запах, листья и ягоды сильно пахнут.

Задание 4. «Найдите похожие по звучанию слова»

Подобрать схожее по звучанию слово в быстром темпе (кто быстрее и правильнее назовет слово, той команде балл).

× Спички – синички,

× Врач – мяч,

× Значок – крючок,

× Ключи – кирпичи,

× Стол – пол,

× Халат – салат,

× Елка – иголка,

× Белка – стрелка,

× Зайцы – пальцы,

× Яйцо – крыльцо,

× Огурец – продавец,

× Дворец – певец,

× Пирог – творог,

× Ворона – корона,

× Топор – забор,

× Нора – дыра.

Задание 5. «Пословицы и поговорки»

Найти ошибку и исправить.

× После драки много хромых (храбрых).

× Одна голова – хорошо, а две – некрасиво (лучше).

× Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра (сегодня).

× Пришел, увидел, купил (победил).

× У каждого своя голова на шее (плечах).

× Мало хотеть – надо клянчить (уметь).

× Землю красит солнце, а человека – парикмахер (труд).

× На всякий урок (час) ума не напасешься.

× Бесплатный сыр бывает только у мышки ловкой (в мышеловке).

× Испокон века телевизор (книга) растит человека.

Задание 6. «Чистоговорки»

Рефлексия: подсчет баллов, выдача информационных листовок, высказывание родителей (что нового, нужное узнали).

Анкетирование

«Речевое общение с дошкольниками»

Анкета для воспитателей

1. Чем определяется Ваш стиль отношений с ребенком:

- концепцией воспитания и обучения

- примером воспитания детей другим воспитателем?

2. Какие необходимые выражения вы используете для регулирования поведения детей? ___________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми? _____________

__________________________________________________________________

4. Какие словесные эпитеты вы используете, когда ребенок не подчиняется вам? ______________________________________________________________

5. Какие формулы вежливости вы используете в общении с детьми:

- приветствия

- прощания

- благодарности?

6. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его (часто, иногда, всегда)

7. Каким тоном вы чаще разговариваете с детьми? ______________________

8. Как часто вы общаетесь с ребенком, повернувшись к нему спиной? (часто, иногда, никогда)

9. Как часто вы, не выслушав ребенка до конца, перебиваете его? (часто, иногда, никогда)

10. Какой темп речи в общение с ребенком вы используете? _______________

11. Сопровождаете ли вы общение с ребенком жестикуляцией? (да, иногда, никогда)

12. Как чаще всего вы обращаетесь к детям? (по фамилии, по имени)

13. Всегда ли вы способны признать свою ошибку в общении с ребенком? (часто, иногда, никогда)

14. Как чаще всего вы воздействуете на детей? (при помощи указаний, убеждений, просьб, внушений, объяснений)

15. Как часто вы понимаете выражение глаз, мимику ребенка? (всегда, иногда)

16. Какие приемы и методы вы используете для развития у детей умений общаться? _________________________________________________________

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.130.13 (0.129 с.)