Актуальность проблемы речевого развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальность проблемы речевого развития



Актуальность

Речь человека – его визитная карточка, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Ребенок, подражая речи взрослых, перенимает все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, также несовершенства и ошибки. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    Дети дошкольного возраста – не читатели, а слушатели. Через знакомство с художественными произведениями педагог, посредством художественно-выразительной речи развивает у детей образное восприятие, эмоциональное отношение к литературным героям, формирует у детей активное слушание, грамматически правильно построенную речь.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. Проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

× качество языкового оформления речи;

× ценностно-личностные установки педагога;

× коммуникативная компетентность;

× четкий отбор информации для создания высказывания;

× ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

 

«Речь дошкольника и профессиональная компетентность педагога и специалиста в ДОУ»

Педсовет

Цель педсовета:  

1. Активизация форм повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения.

2. Систематизация в игровой форме знаний педагогов по проблеме формирования связной речи у дошкольников.

Форма проведения: деловая игра.

 

План проведения педсовета

1.Теоретическая часть: выступление заведующего ДОУ

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста». (Приложение 1)

2. Аналитическая справка о результатах тематической проверки «Анализ организации, содержания центров развития, для развития диалогической речи у дошкольников, в соответствии возрастных и индивидуальных особенностей детей» - старший воспитатель.

3. Консультация для педагогов «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников».

4. Выступление педагогов на педсовете:

- «Развитие диалогической связной речи у детей старшего дошкольного возраста»;

- «Диалогическое общение дошкольников со сверстниками».

5. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

6. Разработка решений педсовета.

Практическая часть.

 Разделение педагогов на две команды.

Задание 1. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

· Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

· Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

· Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

· Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

· Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

· Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Вопросы второй команде.

· Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

· Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

· С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

· Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

· Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

· Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Задание 2. Закончите пословицу

«Кончил дело - гуляй смело»

«Без труда – не вынешь и рыбку из пруда»

«Гусь свинье не товарищ»

«Слово - не воробей: вылетит, не поймаешь»

«Семеро одного не ждут»

«Любишь кататься люби и саночки возить»

«Делу время, потехе час»

«Не красна изба углами, а красна пирогами»

Задание 3. Слово замени противоположным и получи название сказок:

Пес без шапки - кот в сапогах

Красные усы - синяя борода

Красивый цыпленок - гадкий утенок

Серебряная курочка - золотой петушок

Черная туфелька – красная шапочка

Задание 4. Пословицы для первой команды

 Сын леопарда - тоже леопард (Африка)

  /Яблоко от яблони недалеко падает/

 Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)

 /Шила в мешке не утаишь/

 Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

  /В тихом омуте черти водятся/

 Пословицы для второй команды

 Молчаливый рот - золотой рот (Германия)

 /Слово - серебро, а молчание - золото/

 Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)

 /Язык до Киева доведет/

 Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)

  /Обжегшись на молоке, дует на воду/

Юмористическая пауза. Упражнение «Шушаника Минична»

Упражнение выполняется в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например, «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника.

Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева «представьтесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна

Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична   

Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна

Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна  

Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна   

Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна

Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна  

Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна

Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна     

Фессалоникия Якубовна

 

Решение педагогического совета № 3 от 26.03.2019г.

1. Продолжить работу по развитию связной диалогической речи дошкольников.

Срок: постоянно.

Ответственные: воспитатели групп.

2. Принять рекомендации тематического контроля к исполнению в указанные сроки. (приобрести в речевые уголки большие репродукции картин, портреты современных писателей и художников иллюстраторов).

Срок: до 17.05.2019г.

Ответственные: воспитатели групп.

 3. Провести в группах родительские собрания по теме «Развитие речи дошкольника в соответствии возрастным особенностям».

 Срок: до 17.05.2019г.

 Ответственные: воспитатели групп.

 

Приложение 1.

Теоретическая часть.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является ФОЛЬКЛОР – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, песенного искусства. Фольклор – слово английского происхождения, его буквальный перевод – народная мудрость.

Центральным компонентом устного народного творчества является сказка. Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того, сказки вселяют в ребёнка надежду. Чем дольше ребёнок верит в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогоднюю ночь, тем оптимистичнее будут его взгляды на жизнь. В основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое.

Сказка может нарисовать разные картины природы:

- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки. Замечали ли вы, с каким восторгом и упоением ваш малыш слушает волшебные сказки? Он волнуется за главного героя, удивляется его приключениям, радуется его победам и успехам. Вместе с героями сказок пытается отличать добро от зла, храбрость от трусости, верность от предательства, щедрость от скупости. Сказка будит воображение малыша, и, фантазируя, он перевоплощается в волшебных персонажей, приобретая жизненный опыт, противостоя трудностям, ища выход из самых сложных ситуаций. Сказка — это не только ключ к познанию мира, но и способ преодоления страхов.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Этапы обучения дошкольников сочинению сказок:

× Знакомство со сказкой (чтение, рассказывание, рассматривание картинок)

× Беседа по сказке (умение отвечать на вопросы, придумывание новых названий, подумать над поступками героев, сравнение персонажей, кто тебе больше понравился и почему, почему произошло именно так…)

× Отражение своих чувств через лепку, конструирование, рисование

× Сочинение сказки (продолжение или наоборот)

× Разыгрывание сюжета сказки (театр, эмоции. Воображение. Передача характера жестами)

× Изготовление самодельных книжек, спектаклей для других детей и родителей.

Виды работы по обучению дошкольников сочинению сказок:

Закончи сказку

Развитие умения логически завершить рассказ, активизировать словарный запас. Педагог предлагает простейший рассказ, сюжет из нескольких предложений, затем обращается с просьбой закончить её. Могут быть вопросы вспомогательные: что увидел мальчик, что с ним случилось, что он собирал, кто помог ему… (рассказ «Как Петя собирал грибы»)

Сочинение по серии картинок

Обогащение прилагательными, красивыми оборотами, изобразительными средствами. Помочь увидеть красоту героев, яркость образов, характер персонажей, логика событий, развитие творческого мышления.

Коллективное сочинение

Учим сочинять сказку поэтапно. Дети предлагают тему, героев, а взрослый следит за сюжетом, привлекает детей к его развитию. Игра приучает ребёнка более чётко, конкретно продумать сказку, сюжет, свои слова, чтобы его понял следующий игрок, который будет придумывать продолжение (взрослый в конце собирает все вопросы по сюжету сказки: с чего начинается, что случится в середине событий, какой момент будет самым интересным, чес закончится – и дети начинают сочинять коллективно одну сказку).

Инсценировка

Цель такого этапа – активизация творческого отношения к слову (мимика, жесты, интонация).

Сказка по заданной теме

Ребёнку предлагается сочинить сказку в рамках сюжета, следовать определённому плану, действовать в рамках обстоятельств. Одному ребёнку будет легко это сделать, потому что нужно просто подставить слова по смыслу, а другому трудно – следовать чужой задумки и соблюдать рамки сюжета (например, сказка «про котёнка», предложения должны содержать слова – пушистый, трусливый, прыгает, осторожный) Интересным может быть сказка про неодушевлённые предметы («сказка про то как сумка путешествовала»).

Сказка об игрушках

Сочинение сказки сопровождается действиями игрушек, персонажей. Показать словами характерные признаки персонажа (цвет, форма, материал) уметь подбирать словесные сравнения, внешние признаки, подбирать нужные определения, на этом же словарном материале и строить свою сказку.

Сказка на свободную тему

Этот жанр – вершина словесного творчества малыша. Здесь всё должен сделать ребёнок сам, придумать название, сюжет, героев. Характер, использовать свой жизненный опыт, чтобы построить сюжет, чётко излагать свои мысли. Задача педагога – создать эмоциональное настроение, дать толчок творчеству ребёнка.

Практическая часть.

В мире много сказок,

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке много пословиц и поговорок очень метких и поучительных. Давайте их, вспомним.

Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Кашу кушай, а сказку слушай.

Хорошая сказка близка к правде.

Задание 1. «Узнай сказку по картинке».

Педагоги называют сказки по предложенным иллюстрациям («Гуси лебеди», «Маша и Медведь», «Хаврошечка», «12 Месяцев», «Лягушка – царевна», «Аленький цветочек», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «По щучьему велению», «Лисичка-сестричка и Волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

Задание 2. «Узнайте сказку, по словам её героев!»

Воспитателям предлагаются выдержки из сказок:

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого не боюсь (Заяц - хваста).

- Дровосеки, дровосеки, дайте дров! Отнесу дрова калачникам, калачники дадут калачей, калачи отнесу гребенщикам, гребенщики дадут гребень, отнесу гребень девушке, девушка даст нитку, нитку отнесу липке, липка даст листок, листок отнесу речке, речка даст водицы петушку напиться петушок… (Бобовое зернышко)

- Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду! (Маша и медведь)

- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу положил на воз и повез в город продавать. (Мужик и медведь)

- Глазки, глазки, что вы делали?

Мы смотрели, чтобы собаки лисоньку не съели.

Ушки, ушки, что вы делали?

Мы слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали.

Ножки, ножки, что вы делали?

Мы бежали, чтобы собаки лисоньку не поймали.

А ты, хвостище, что делал?

Я, хвостище, по пням, по кустам, по колодам цеплял да тебе бежать мешал. (Лиса и Дрозд)

Задание 3. «Составьте сказку по опорным знакам» (использование мнемо таблиц)

В сказке может всё случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Хоровод с ней заводи.

 

Приложение

Мнемотаблицы к сказкам

 

 

 

 

 

План тематического контроля

«Развитие речевого творчества дошкольников средствами художественной литературы»

Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи, средствами всестороннего обследования воспитательно-образовательного процесса и последующего педагогического анализа выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической работы по развитию речи детей.

Сроки проведения с 19.02 по 21.03.2019г.

Вопросы на контроле Что контролируется Сроки Ответственные
1. Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями - Планирование работы с родителями по решению проблем развития речи детей; - формы работы с родителями по проблемам развития речи детей; - тематика; - оформление родительских уголков в соответствии с темой: «Речевое творчество дошкольников»; - отражение успехов и достижений детей. 20-29 февраля ст. воспитат.
2. Соответствие уровня развития речи детей 3-7 лет программным требованиям                                        -Анализ результатов диагностического обследования уровня развития речевого творчества детей 3-7 лет; -программно-методическое обеспечение; -критерии и методика проведения диагностического обследования; -разработка рекомендаций по результатам диагностики. 1-15 марта ст. воспитат.    
3. Наблюдение педагогического процесса -Планирование, организация и проведение занятий по развитию речевого творчества; -организация и проведение занятий в совместной деятельности по развитию речи детей в разных возрастных группах (в соответствии с циклограммами). 19 февраля -20 марта зав. ДОУ ст. воспитат.  
4. Проведение административного среза Выявление уровня развития речевого творчества детей в старшей и подготовительной к школе группах. 1-15 марта зав. ДОУ ст. воспитат.
5. Выполнение программных задач Анализ календарного планирования за месяц Самоанализ педагогов   1-15 марта ст. воспитат. воспитатели
6. Состояние развивающей среды в группах -Наличие и достаточность учебно-методического комплекта в развивающей среде групп для развития связной речи детей в разных возрастных группах; -соответствие гигиеническим требованиям, возрасту детей, программным задачам; -соответствие этапу прохождения программы; -качество эстетического оформления; -наличие перспективного плана наполнения развивающей среды. 1-15 марта воспитатели    

 

Направление работы Предлагаемые рабочие материалы
1 Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме     Карта анализа наглядной информации для родителей по данному
  Оценка создания условий:
  • в группе
  • в методическом кабинете
  • в ДОУ      
Оценочный лист «Создание условий в методическом кабинете для развития речевого творчества детей»  
  Оценка планирования работы Карта проверки плана воспитательно-образовательной работы  
  Обследование уровня речи детей    - Схемы обследования уровня развития речевого творчества детей младшего и старшего дошкольного возраста - Карта анализа занятия (с точки зрения оценки деятельности детей)  
  Оценка профессиональных умений воспитателя     - Карта анализа занятия (с точки зрения деятельности воспитателя на занятии) - Оценочный лист «Создание условий для развития речевого творчества детей» (с точки зрения компетентности педагогов при её создании)  

 

Показатели развития речи

1 Владение словарём          - Понимание слов, близких и противоположных по смыслу, а также разных значений многозначного слова     - Понимание и употребление обобщающих слов («мебель», «овощи», «посуда» и др. - Умение подбирать признаки, качества и действия к назначению предметов
2 Грамматика - Умение сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине - Умение соотносить названия животных и их детёнышей      - Умение употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши…)           - Умение правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик, и т.д.)  - Умение составлять предложения разных типов
3 Фонетика - Умение правильно произносить звуки родного языка - Умение находить слова, сходные и различные по звучанию - Умение правильно пользоваться умеренном темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности
4 Связная речь   - Умение пересказывать короткие сказки и рассказывать с незнакомым ранее содержанием   - Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми     - Умение описывать предмет, изображённый на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку - Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи
5 Общие показатели развития речи детей  

 

Показатели развития речи

1 Владение словарём - Активизация прилагательных и глаголов. Умение подбирать точные по смыслу слова в речевой ситуации - Умение подбирать антонимы и синонимы к заданным словам разных частей речи - Умение понимать и употреблять разные значение многозначных слов - Умение дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные и др.)   2 Грамматика - Умение образовывать названия детёнышей животных - Умение подбирать однокоренные слова - Умение согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе - Умение образовывать трудные формы родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят) - Умение образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься, потанцуй, искал бы) - Умение строить сложные предложения разных типов 3 Фонетика - Умение дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, л-р - Умение различать шипящие, свистящие и сонорные звуки - Умение различать твёрдые и мягкие звуки       - Умение изменять силу голоса, темп речи, силой голоса, интонацию в зависимости от содержания высказывания - Умение подбирать слова и фразы, сходные по звучанию 4 Связная речь   - В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей - Умение составлять описание, повествование и рассуждение - Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей 5 Общие показатели развития речи детей  

Карта анализа занятия

Тема: ________________________________________________________________________

Дата проведения _________________

Возрастная группа ___________________________________

Количество детей ____________________________________

ФИО воспитателя _____________________________________________________________

Начало занятия ____________________ Окончание занятия __________________________

Критерии оценки работы воспитателя на занятии ___________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Консультации

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Консультация для педагогов

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянное сквозь сито веков.

Цель театрализованной деятельности, организованной в ДОУ: воспитание нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

Задачи:

1. Разработать и апробировать систему занятий для воспитания нравственной личности, приобщая детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.

2. Подбор театрализованных игр, способствующих приобщению детей к истокам русской народной культуры, направленных на нравственное воспитание личности.

3. Организовать развивающую среду, способствующую приобщению детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок, направленную на развитие нравственной личности ребёнка.

4. Создать условия для совместной деятельности педагогов, родителей и детей в театрализации русских народных сказок, способствующие воспитанию нравственной личности ребёнка.

Классификация театрализованных игр для детей:

× игры в кукольный театр - настольный театр, стендовый театр, театр на руке, верховые куклы, напольные игры, театр «живой» куклы.

× игры-драматизации - инсценировка потешек, инсценирование песен, инсценирование русских народных сказок, творчество детей.

× игры-спектакли - драматический спектакль, музыкальный спектакль, детская опера, фольклорный спектакль на обрядовой основе.

× театрализация русских народных сказок - на праздниках, развлечениях.

Каждый год в детский сад приходят разные дети, с разными стартовыми возможностями, личностными особенностями, но всех их объединяет одно – они меньше удивляются и восхищаются, интересы их однообразны, построены на куклах Барби, вымышленных персонажах, таких как Человек-Паук, Черепашки Ниндзя. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. Как приобщить детей к истокам народной культуры, к традициям русского народа? Эта проблема особенно актуальна, так как ребёнок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем становится для него встреча с высокохудожественными произведениями русских народных сказок.

Дети дошкольного возраста – благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Хорошо, если мамы и папы понимают, куда и зачем можно повести малыша. В настоящий театр, например, вести 2-3 летнего ребёнка ещё рано, поскольку спектакли там вовсе не рассчитаны на этот возраст. Но, вот в детском саду эту работу вести необходимо уже с раннего возраста. Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество детей постепенно, с каждым годом усложняется. Нужно не только показывать детям спектакли, но и их самих привлекать к театрализации, от простого исполнения к сложному исполнению.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы занятий по театрализации русских народных сказок и творческой самореализация, в игровой и театрализованной деятельности, с целью воспитания нравственной личности ребёнка, приобщения детей к истокам русской народной культуры через комплексное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Обучение упражнениям на развитие мимики и жестов для совместной деятельности с детьми. Организация фотовыставок. Привлечение к помощи в изготовлении костюмов для театральных постановок, родителей. Приглашение на развлекательные досуги, показ драматизаций и постановок.

На начальном этапе проводится работа по выявлению степени сформированности у дошкольников нравственных чувств, знаний детей о произведениях устного народного творчества, русских народных сказках.

При организации развивающей предметно-пространственной среды учитывается то, что она является основой самостоятельного творчества каждого ребёнка. При этом учитывается:

× индивидуальные социально-психологические особенности детей; особенности эмоционально-личностного развития детей;

× любознательность, исследовательский интерес и творческие способности; индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности.

Система работы по воспитанию нравственной личности ребёнка, приобщение его к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок делится на три этапа:

1. художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

2. освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

3. самостоятельная творческая деятельность.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализации русских народных сказок в группах создаются:

- театральные уголки с различными видами кукольного театра;

- уголки уединения, где ребёнок может побыть один, «прорепетировать» какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз посмотреть иллюстрации к сказкам;

- костюмерные, там ребёнок может самостоятельно подобрать себе костюм (или элемент костюма) для необходимой роли;

- ширмы для показа всех видов кукольного спектакля (настольный театр, театр на руке, стендовый театр, верховые куклы, напольные куклы, театр «живой куклы»).

Выводы:

1. Русские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка. Сказки имеют преимущество – они очень целомудренно и ненавязчиво готовят из мальчиков мужчин, а из девочек – матерей.                   

2. Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

3.

«Сказка как средство развития связной речи у дошкольников»

Консультация для педагогов

 

Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

«Сказки могут помочь воспитать ум,
дать ключи для того, чтобы войти в действительность
новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир
и одарить его воображение».

Д. Родари.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью.

Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.

«Интеллект ребёнка и его эмоции неразрывно связаны. Чувства — регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе и на обучение», Жан Пиаже.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

Перед прочтением сказок проводится пропедевтическая работа, цель которой – организовать внимания детей, подготовить их к восприятию. Это отгадывание загадок о персонажах произведения, уточнение отдельных слов или словосочетаний, содержащихся в тексте, демонстрация соответствующих картинок.

Тексты сказок читаются детям дважды, в медленном темпе. При повторном чтении используется прием завершения детьми отдельных предложений.

Разбор содержания сказок проводится в вопросно-ответной форме, вопросы направлены на выделение основных моментов сюжетного действия, их последовательности, на определение действующих лиц и наиболее значимые детали повествования.

В качестве вспомогательного средства, при обучении детей дошкольного возраста сказкотерапией навыкам связной речи, можно назвать использование моделирования плана высказывания.

Каждая организованная образовательная деятельность сопровождается различного рода наглядным и игровым материалом.

Проживая сказку, дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки.

Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Используются такие основные виды рассказывания как: придумывание и завершение сказки, составление сказки на предложенную тему с опорой на иллюстрированный материал, коллективное сочинение сказки.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Сказка дл



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.65 (0.194 с.)