Программа государственной итоговой аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственной итоговой аттестации



Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

Институт реабилитации и здоровья человека

(факультет / институт / филиал)

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Директор Буйлова Т.В  

 

«   »     2017 г.

 

 

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Уровень высшего образования

Бакалавриат

(бакалавриат / магистратура / специалитет)

Направление подготовки

49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

 (указывается код и наименование направления подготовки / специальности)

Направленность образовательной программы

Физическая реабилитация

(указывается профиль / магистерская программа / специализация)

Квалификация (степень)

Бакалавр

(бакалавр / магистр / специалист)

Форма обучения

Очная и заочная

 (очная / очно-заочная / заочная)

Нижний Новгород

2017 Год


 

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ 4
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ   5
  1.1. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 7
  1.2. ОЦЕНКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ   9
Раздел 2. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА 14
  2.1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА   14
  2.2. ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ   25
  2.3. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ 42
  УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА     53
Раздел 3. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 57
  3.1. ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ   57
  3.2. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ   68
  3.3. ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ   79
  СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ВКР   81
  Приложение 1. Оформление титульного листа ВКР 82
  Приложение 2. Пример структуры ВКР 83
  Приложение 3. Пример оформления списка сокращений 85
  Приложение 4. Пример научного аппарата ВКР 86
  Приложение 5. Пример написания выводов ВКР 89
  Приложение 6. Структура доклада на защите ВКР 91
  Приложение 7. Структура презентации на защите ВКР 92
  Приложение 8. Структура демонстрационного материала на защите ВКР   93
  Приложение 9. Основные направления исследований в области адаптивной физической культуры и примерные темы выпускных квалификационных работ     94
  Приложение 10. Отзыв научного руководителя 99

ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» Государственная итоговая аттестация относится к базовой части программы бакалавриата и завершается присвоением квалификации «бакалавр». В содержание Государственной итоговой аттестации входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена и защита выпускной квалификационной работы, включаю процедуру подготовки к защите и процедуру защиты.

Научно-исследовательская и научно-методическая работа студентов является важной составляющей профессиональной подготовки бакалавра по адаптивной физической культуре. Она развивает у будущих специалистов потребности к поисковой деятельности, творческому решению задач адаптивной физической культуры, самостоятельному накоплению опыта исследовательской работы по профилирующим дисциплинам, умению применять преобразованные знания на практике. Благодаря овладению различными информационными источниками и методами исследования студент расширяет объем интересов и знаний, профессиональное мышление. Удачно выполненная выпускная квалификационная работа может стать стимулом к продолжению исследований после окончания вуза, при обучении в магистратуре, аспирантуре и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

При написании выпускной квалификационной работы студент должен показать умение выбирать тему, обосновывать ее актуальность, определять методику и организацию исследования, формулировать гипотезу, цель и задачи исследования, собирать первичный материал, анализировать полученные данные, аргументировать выводы, литературно и графически оформлять работу и защищать ее перед государственной экзаменационной комиссией.

В данном учебно-методическом пособии представлены содержание тем  государственного экзамена и краткая характеристика всех этапов написания выпускной квалификационной работы: выбор направления исследования и темы работы, подготовки и написания ее, оформления и защиты перед Государственной экзаменационной комиссией.

 

 

РАЗДЕЛ 1. СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Организация и проведение Государственной итоговой аттестации (далее ГИА) выпускников Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (далее ННГУ) по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» осуществляется на основе Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования в ННГУ им. Н.И. Лобачевского от 23 марта 2016 года.

Государственная итоговая аттестация по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» включает в себя следующие формы аттестационных испытаний:

а) государственный экзамен;

б) выполнение и защиту выпускной квалификационной работы (далее ВКР).

В ходе ГИА Государственной экзаменационной комиссией в отношении выпускников по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» проверяется сформированность всех компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по данному направлению подготовки и основной профессиональной образовательной программе.

Выпускник, освоивший программу бакалавриата по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

педагогическая деятельность:                                               

осуществлять обучение лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения для оптимизации физических потенций в соответствии с выделяемыми видами адаптивной физической культуры;                                            

обеспечивать усвоение занимающимися с ограниченными возможностями здоровья двигательных действий, позволяющих реализовывать жизненно и профессионально важные умения и навыки, избранный вид соревновательной деятельности, отдых и переключение с основных видов бытовой и профессиональной деятельности, лечебное воздействие на организм человека, экстремальные и креативные виды двигательной активности;    

определять, планировать, реализовывать и корректировать содержание когнитивного и двигательного (моторного) обучения, исходя из единства механизмов формирования ориентировочной основы умственных, сенсорных, перцептивных и двигательных действий и понятий и с учетом результатов оценивания физического, функционального и психического состояния занимающихся;                 

способствовать формированию у лиц с отклонениями в состоянии здоровья способов познания и преобразования собственных физических качеств и окружающего мира (способов самообразования в сфере адаптивной физической культуры), обеспечивающих им условия для самоопределения, физического (телесного) самосовершенствования и, как следствие, самоактуализации;

реабилитационная (восстановительная) деятельность:     способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;

обеспечивать возможности более полного устранения ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья;                            проводить комплекс восстановительных мероприятий у лиц с отклонениями в состоянии здоровья после выполнения ими физических нагрузок;

организационно-управленческая деятельность:                         организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья;               планировать свою профессиональную деятельность, руководствуясь Конституцией РФ, законами Российской Федерации и органов управления в сфере физической культуры и спорта и образования, нормативно-правовыми актами в сфере физической культуры и спорта и образования;              

работать с финансово-хозяйственной документацией в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся в процессе занятий.

Составляющие компетенции

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Евсеев, С. П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник – М.: Спорт, 2016. – 616 с.

2. Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 1: учеб. для студ. уч реждений высш. мед. проф. образования / С. Н. Попов [и др.]; под ред. С. Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.

3.  Физическая реабилитация. В 2 т. Т. 2: учеб. для студ. уч реждений высш. мед. проф. образования / С. Н. Попов [и др.]; под ред. С. Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 11-е изд. стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

5. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения: учебное пособие / под общ. ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 с.

6. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П. Винника; пер. с англ. И. Андреев. – Киев: Олимп. литература, 2010. - 608 с.

7. Артамонова, Л. Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура» / Л.Л. Артамонова, О.П. Панфилов, В.В. Борисов; общ. ред. О.П. Панфилова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2014. - 389 с.

8. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И. С. Барчуков; под общей ред. Г. В. Барчуковой - М.: КНОРУС, 2011. – 368 с.

9. Брискин, Ю. А. Адаптивный спорт / Ю. А. Брискин, С. П. Евсеев, А. В. Передрий. - М.: Советский сорт, 2010. - 316 с.

10. Веневцев, С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: методическое пособие / С. И. Веневцев. - 2-е изд. - М.: Советский спорт, 2004 - 90 с.

11. Дубровский, В. И. Физическая реабилитация инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья: учебник / В. И. Дубровский, А. В. Дубровская. - М.: Бином, 2010 - 448 с.

12. Евсеев, С. П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры [Текст]: учебник / С. П. Евсеев, С. Ф. Курдыбайло, В. Г. Сусляев. - М.: Советский спорт, 2007. - 306 с

13. Евсеев, С. П. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник  – М.: Спорт, 2016. – 384 с.

14. Евсеев, Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Изд. 9-е, стер. - Ростов н/Дон: Феникс, 2014. - 444 с.

15. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В. А. Епифанов и др. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 с.

16. Клочкова, Е. В. Введение в физическую терапию: реабилитация детей с церебральным параличом и другими нарушениями
неврологической природы / Е. В. Клочкова. - М: Теревинф, 2016. - 288 с.

17. Лечебная физическая культура: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / С. Н. Попов [и др.]; под ред. С. Н. Попова. - 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.

18. Лечебная физическая культура [Электронный ресурс]: учебник / Э.Н. Вайнер. - М.: КНОРУС, 2015. - (Бакалавриат). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785406038109.html

19. Лечебная физическая культура и массаж [Электронный ресурс]: учебник / В. А. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437575.html

20. Лях, В. И. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2014. - 208 с.

21. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1991. – 542 с.

22. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных заведений - 3-е изд. / Л. П. Матвеев. - СПб.: Изд. «Лань», 2003. – 160 с.

23. Медицинская реабилитация [Электронный ресурс] / Епифанов А. В., АчкасовЕ. Е., Епифанов В. А. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432488.html

24. Миллер, Л. Л. Спортивная медицина: учебное пособие. - М.: Человек, 2015. - 184 с.

25. Никитушкин, В. Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В. Г. Никитушкин. - М.: Физическая культура, 2010. - 208 с.

26. Опыт работы детско-юношеских спортивных и физкультурно-спортивных клубов инвалидов и лиц с отклонениями в развитии / сост. Н. А. Сладкова. – М.: Советский спорт, 2003.– 184 с.

27. Оринчук, В. А. Основы адаптивного спорта: учебное пособие для студентов всех форм обучения направлений подготовки: «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»; «Физическая культура» / В. А. Оринчук, Е. Н. Фомичева, М. В. Курникова – Нижний Новгород: ООО «Цветной мир», 2015. - 293 с.

28. Основы реабилитации [Электронный ресурс]: учебник для мед. училищ и колледжей / под ред. В.А. Епифанова, А.В. Епифанова. - М.: ГЭОТАР -Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434345.html

29. Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: cборник / сост. А. В. Царик; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 240 с.

30. Правила соревнований по паралимпийским видам спорта: сборник / сост. А. В. Царик; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2009. – 560 с.

31. Реабилитация в неврологии [Электронный ресурс] / В. А. Епифанов, А. В. Епифанов - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970428504.html

32. Реабилитация при заболеваниях сердца и суставов [Электронный ресурс]: руководство / Носков С.М, Маргазин В.А., Шкребко А.Н. и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - (Серия "Библиотека врача-специалиста")." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970413647.html

33. Реабилитация в травматологии и ортопедии [Электронный ресурс] / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970434451.html

34. Реабилитация при заболеваниях сердечно-сосудистой системы [Электронный ресурс] / Казаков В.Ф., Макарова И.Н., Серяков В.В. и др. Под ред. И.Н. Макаровой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - (Серия "Библиотека врача-специалиста")." - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970416228.html

35. Реабилитация детей и подростков при различных заболеваниях [Электронный ресурс] / Под общей редакцией Т.Г. Авдеевой - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.studentlibrary.ru/book/06-COS-2384.html

36. Реабилитация при заболеваниях и повреждениях нервной системы [Электронный ресурс] / К.В. Котенко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - (Серия "Библиотека врача-специалиста"). - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437490.html

37. Рипа, М. Д. Кинезотерапия. Культура двигательной активности: учебное пособие / М. Д. Рипа, И. В. Кулькова. - М.: КНОРУС, 2016. - 384 с.

38. Сборник нормативных правовых документов в области паралимпийского спорта / авт.-сост. А. В. Царик; под общ. ред. П. А. Рожкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 1040 с.

39. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студентов высш. учебн. Заведений / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

40. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ю. Д. Железняк [и др.] - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 272 с.

41. Теория и методика физической культуры: учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2012 – 464 с.

42.  Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / авт.-сост. О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2016. – 384 с.

43. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс]: учебник / Солодков А.С., Сологуб Е.Б. - Изд. 5-е, испр. и доп. - М.: Спорт, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785990673403.html

44. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учеб. пособие / С.П. Евсеев, С.Ф. Курдыбайло, А.И. Малышев, Г.В. Герасимова, А.А. Потапчук, Д.С. Поляков; под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С.Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010. - 488 с.

45. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 688 с.

46. Функциональная классификация в паралимпийском спорте / авт.-сост. Н. А. Сладкова; Паралимпийский комитет России. – М.: Советский спорт, 2011. – 160 с.

47. Частные методики адаптивной физкультуры: учебное пособие / под ред. Л. В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2004 – 464 с.

48. Черник, Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие. – М., 1997.

49. Янсон, Ю. А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога / Ю. А. Янсон. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 624 с.

ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Введение

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы и формулируются научный аппарат исследования: гипотеза, объект и предмет, цель и задачи исследования. Во введении не следует использовать сокращения (например, ВОЗ, ДЦП, ЗПР и др.).

Актуальность выбранной темы определяется и описывается на основании степени ее теоретической и/или практической разработанности; наличия «слабых звеньев», противоречий и различных подходов к решению как практических, так и теоретических задач; потребности практики в решении вопросов, связанных с темой и др. Логическим завершением описания актуальности является формулирование проблемы исследования, которая определяет научный аппарат исследования. Фактичеcки цель и задачи исследования являются продолжением поставленной проблемы.

Желательно, чтобы актуальность исследования и научный аппарат работы формулировались и излагались в соответствии с основными принципами и содержанием Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (ВОЗ, 2001) (МКФ), которая лежит в основе современного подхода к различным аспектам реабилитации.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое исследователем для объяснения каких-либо явлений. Гипотеза рассматривается как отправная точка исследования, которая может экспериментально подтвердиться или быть опровергнута. Рабочая гипотеза строится на базе уже известных фундаментальных исследований и проверенных научных фактов. Например, известно, что младший школьный возраст благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на их развитие, дают наибольший эффект при целенаправленном применении именно в этом возрасте.

Такое предположение может служить гипотезой при проведении исследований с детьми, имеющими нарушения в развитии. Например: «Предполагается, что улучшение координационных способностей младших слабослышащих школьников возможно при условии включения в содержание адаптивной физической рекреации комплекса подвижных игр, предполагающих коррекцию двигательных и психомоторных нарушений».

В гипотезе заложены главная идея исследования и ожидаемый результат. В гипотезе исследования сначала отражаются формы и средства воздействия, а затем предполагаемый результат данного воздействия.

Например: «Предполагается, что использование средств лечебной физической культуры у девушек 16-18 летнего возраста с продольным плоскостопием I-II степени способствует уменьшению выраженности постнагрузочных болей и улучшению морфо-функционального состояния стоп».

Гипотеза должна быть достаточно простой, проверяемой в процессе эксперимента, и опираться на веские аргументы. Как подтверждение гипотезы, так и ее обоснованное опровержение, являются научно значимыми результатами исследования.

Объект исследования представляет собой изучаемый процесс или явление. В адаптивной физической культуре объектом исследования могут быть адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация, физическая культура. В исследованиях, проводимых в лечебно-профилактических учреждениях, реабилитационных центрах, объектом исследования могут быть люди, имеющие временные или стойкие отклонения в состоянии здоровья.

Предмет исследования является частью объекта исследования. Предметом исследования могут быть: процесс, методика, программа, технология повышения двигательной активности, обучение движениям, коррекция вторичных нарушений, развитие физических способностей, диагностика психофизического развития, средства и методы педагогической деятельности, совершенствование учебно-воспитательного процесса, содержание и особенности коммуникативной деятельности, динамика психофизической нагрузки, коррекция психических функций, содержание и развитие познавательной деятельности в процессе занятий физическими упражнениями, содержание спортивной тренировки в адаптивном спорте, средства адаптивной физической культуры, средства лечебной физической культуры и т. п.

Пример № 1. Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания в специализированных дошкольных учреждениях детей с нарушением речи. Предмет исследования: средства и методика коррекции двигательных и психомоторных нарушений у детей 5-6 лет с заиканием.

Пример № 2. О бъект исследования: физическая реабилитация детей школьного возраста, страдающих бронхиальной астмой. Предмет исследования: средства адаптивной физической культуры (физические упражнения и природные факторы), направленные на коррекцию функциональных нарушений дыхательной системы у детей школьного возраста, страдающих бронхиальной астмой.

Пример № 3. Объект исследования: больные среднего возраста с  остеохондрозом  шейного отдела позвоночника. Предмет исследования: средства лечебной физической культуры, используемые для восстановления амплитуды активных движений иуменьшения болей в шейном отделе позвоночника у лиц среднего возраста с диагнозом шейный остеохондроз.

Целью исследования в выпускных квалификационных работах является подбор, апробация, составление, применение и обоснование, оценка эффективности методик обучения, воспитания, коррекции, развития физических качеств, отдельных функций или их комплексов у лиц с ограниченными возможностями в различных видах адаптивной физической культуры. Формулировка цели исследования должна быть краткой и точной.

Глава I

В главе I анализируются источники литературы по проблеме исследования. Главное - показать современные представления авторов о состоянии проблемы. Студент должен уметь не только анализировать мнения разных авторов, сопоставлять их, но дать им собственную интерпретацию. Необходимо четко разделять собственные мысли и суждения цитируемых авторов. При использовании заимствованных фактов, мыслей, суждений необходимо делать ссылки на авторов и год издания источника.

Поиск источников литературы по выбранной теме осуществляется студентом самостоятельно. При написании ВКР необходимо изучить соответствующие главы базовых учебников и методических пособий по теории и организация адаптивной физической культуры, теории и методике физической культуры и спорта, физической реабилитации, лечебной физической культуре. Необходимо использовать в работе методические рекомендации и пособия, справочную литературу, материалы конференций, авторефераты диссертаций, публикации специализированных журналов и авторефератов диссертаций, которые отражают современное состояние исследований на области АФК.

Для написания ВКР рекомендуется использование баз данных и справочной информации из сети Интернет с обязательным внесением их в список использованной в работе литературы.

В работе рекомендуется использовать современные источники литературы последних пяти лет (не старше 5 лет на момент написания ВКР). Количество таких источников должно составлять не менее 50% от общего числа источников, используемых в работе. Возможно также использование ретроспективных литературных источников с обязательным описанием необходимости или актуальности использования данных источников. Для написания ВКР должно быть использовано не менее 40 литературных источника.

Глава II

Во второй главе описываются методы и организация исследования. При использовании широко известных методов и методических приемов, следует сделать ссылку на источник, где они подробно описаны. Модифицированные и оригинальные методы детально описываются в работе.

В процессе написания ВКР для решения поставленных задач студент может использовать следующие группы методов исследования:

1. Теоретические методы:

– научно-теоретический анализ источников литературы;

– анализ документов (учебных планов, программ, стандартов и т.п.);

– анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов.

2. Практические методы:

– анализ медицинских карт, карт медико-психолого-педагогического контроля, индивидуальных карт психофизического развития;

– антропометрические измерения;

– регистрация техники двигательных действий (биомеханический анализ, экспертная оценка, анализ кино-, фото-, видеоматериалов);

– тестирование физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости, гибкости);

– тестирование координационных способностей (равновесия, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, расслабления и др.);

– тестирование психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.);

– тестирование биологических функций: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной и др. систем организма (функциональные пробы Генчи, Штанге, Ромберга, Гарвардский степ-тест, пульсометрия, измерение артериального давления и др.);

– анкетирование, опрос, беседа;

– педагогические наблюдения;

– педагогический эксперимент и др.

Педагогические наблюдения проводятся для получения первичной информации об интересующих сторонах педагогического процесса, для уточнения рабочей гипотезы или на завершающем этапе исследования для проверки эффективности рекомендаций, полученных в эксперименте и др. Объектом наблюдения могут быть: структура и длительность занятия и его частей, содержание учебного процесса, средства, методы, методические приемы коррекции и развития нарушенных функций, динамика физической и психо-эмоциональной нагрузки, поведение, коммуникативная деятельность педагога и занимающихся и др.

В педагогическом наблюдении возможно использовать различные методы: визуальный (например, оценка степени утомления по внешним признакам), анкетирование, опрос, протоколирование, хронометрирование, пульсометрия, антропометрия, гигиенические методы и др.

Педагогический эксперимент обеспечивает опытную проверку гипотезы, предполагает запланированное вмешательство исследователя в педагогический процесс и оценку его эффективности. Педагогические эксперименты разделяют:

– в зависимости от цели исследования: констатирующий и формирующий;

– по условиям проведения: естественный, лабораторный и модельный;

– по направленности: абсолютный и сравнительный;

– по логической схеме доказательства сравнительный эксперимент может быть последовательным и параллельным.

При организации педагогического эксперимента недопустимы риск для здоровья и развития испытуемых, нанесение вреда для их самочувствия, ущерба для жизнедеятельности в настоящем и будущем.

Возможно использование в педагогическом эксперименте как одной, так и двух групп исследуемых (экспериментальной и контрольной).

В ВКР необходимо указать тип проводимого эксперимента, сроки и место проведения эксперимента, его содержание. А также отличие содержания или методики занятий в контрольной и экспериментальной группах.

3. Методы математической обработки и анализа результатов измерений. Статистическая обработка данных является необходимым инструментом для обоснования выводов, касающихся интересующей популяции. Для обобщения и объяснения установленных фактов и их связей необходимо измерять и оценивать как количественные, так и качественные показатели. Количественный анализпозволяет более полно охарактеризовать изучаемое явление, чем качественный анализ.

При статистической обработке материалов используются методы описательной статистики (расчет показателей центральной тенденции и рассеивания вариационного ряда), методы оценки статистических гипотез (проверки статистической значимости различий) и статистические методы исследования зависимостей (корреляционный, факторный и регрессионный анализ).

Для установления статистической значимости различий (например, между исходнымими и конечными среднегрупповыми значениями анализируемых показателей) используются параметрические и непараметрические критерии различия. 

При описании методов математической статистики, применяемых при обработке экспериментальных данных, формулы можно не указывать. Достаточно сделать ссылку на источник литературы, где представлен данный метод, и на используемую статистическую программу или статистический калькулятор. Однако, Однако, необходимо обосновать выбор используемых статистических методов и указать критический уровень статистической значимости, применяемый при сравнении двух или более выборок.  

При выборе статистических методов следует учитывать тип данных (качественные или количественные), характер их распределения (нормальное или асимметричное) и тип измерительной шкалы (номинальная, порядковая, интервальная или абсолютная). Не следует злоупотреблять использованием t-критерия Стьюдента, так как он используется только при сравнении количественных данных и предполагает нормальность распределения переменных и одинаковость дисперсии в двух выборках.

В параграфе организация исследования подробно излагаются:

· организация исследования (контингент и количество участников исследования, их характеристика - пол, возраст, двигательные и психические возможности, состояние и группа здоровья и т. п.),

· продолжительность исследования (минимальный срок должен составлять 6 недель),

· время, место и условия проведения педагогического эксперимента, с описанием его содержания, этапов проведения, методов оценки результатов исследования (тестирования, функциональных проб и т.д.)

Глава III

В главе III, посвященной результатам исследования и их обсуждению, приводится экспериментальный материал. Его целесообразнее представлять в логической последовательности в отдельных параграфах. В этой главе студент полученными результатами исследования решает поставленные задачи.

Результаты измерений оформляются в виде протоколов, которые выносятся в приложение, в тексте автор оперирует лишь средними показателями, полученными в результате статистической обработки экспериментальных данных. Индивидуальные значения анализируемых показателей оформляют как приложение (таблицы), в текст помещают только результаты статистической обработки и построенные на их основе графики, рисунки, схемы, диаграммы. Обязательно указание достигнутой статистической значимости среднегрупповых различий полученных результатов исследования. Однако при малых выборках вычисление среднегрупповых значений не является оправданным. В этом случае следует описывать индивидуальные результаты.

Анализ, обобщение, интерпретация результатов исследования - наиболее ответственный этап научной работы, характеризующий творческие способности студента, его самостоятельность, знание проблемы. Данный этап работы предусматривает обсуждение результатов экспериментального исследования. Для этого необходимо:

– выделить основные положения для анализа;

– определить логическую последовательность обсуждаемых вопросов;

– сопоставить полученные в эксперименте факты с результатами других авторов (они могут совпадать, не совпадать, противоречить);

– дать оценку причин, вызывающих расхождение результатов (разные условия, другой возраст, неоднородный контингент, недостаточно продолжительный эксперимент и др.);

– определить с позиции какой научной теории или концепции можно объяснить полученные результаты;

– дать заключение о подтверждении (или опровержении) рабочей гипотезы.

Список использованной литературы и приложения

Список использованной литературы составляется согласно правилам библиографического описания источника в соответствии с ГОСТ 7.1-2003. В список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в основном тексте. Вначале размещаются литературные источники отечественных авторов, далее зарубежных авторов и затем Интернет-источники. В основном тексте ссылка на источник дается в виде порядкового номера в квадратных скобках.

Приложения представляют собой часть текста, имеющую дополнительное значение, но необходимую для более полного освещения темы и размещаются в конце ВКР.

В приложения включают карты обследования, протоколы педагогических наблюдений, тестирования, функциональных проб, образцы анкет и т.п. Также в приложении размещаются комплексы упражнений, конспекты занятий, уроков, проводимых во время исследования. В качестве приложения могут быть представлены сценарии проведенных мероприятий, фотоальбомы, видеозаписи и другой иллюстрированный материал. В приложение также могут входить нормативные документы, инструкции и правила, программы, анкеты и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.119 с.)