Тема 10. Цели деструктивного поведения ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Цели деструктивного поведения ребенка



Р. Дрейкурс классифицирует цели ребенка, утратившего веру в себя, на четыре группы – привлечение внимания, борьба за власть, месть и декларация ущербности или поражения. Р. Дрейкурс говорит о непосредственных, а не о долгосрочных целях. Они представляют собой цели “неправильного поведения” ребенка, а не поведение всех детей.

В процессе социализации, в процессе становления человеческим существом ребенок делает выводы на основе своих субъективных переживаний. Поскольку у маленьких детей еще не сильно развиты процессы логики и суждения, то многие из их убеждений содержат ошибки или лишь частичную “правду”. Тем не менее, они относятся к этим выводам о себе самих и о других как к истинным, даже если они “фиктивны”. Они представляют собой субъективные оценки, тенденциозные восприятия самих себя и мира, а не объективной “реальностью”. Таким образом, можно быть по настоящему неполноценным, и не чувствовать неполноценности. И наоборот, можно чувствовать неполноценность при отсутствии какой-либо неполноценности.

 

Привлечение внимания.

Как можно определить, является ли это целью поведения ребенка?

Вопрос родителям: Что вы чувствуете в тот момент, когда ребенок так себя ведет? Если ответ – раздражение, те перед нами привлечение внимания.

Вопрос ребенку: Может ли быть так, что тебе хочется, чтобы мам обратила на тебя внимание и ты решил…….?

Ответ может быть любым, задача терапевта обнаружить сигнал узнавания. Как привило, он невербальный (улыбка, блеск глаз и т.п.).

Вероятнее всего родитель не дает позитивного внимания во время и ребенок начинает обращать его внимание на себя деструктивным способом.

Борьба за власть.

Она может быть активная: ребенок делает то, что он хочет в данный момент,

Пассивная – ребенок не делает того, что хочет от него родитель.

Родителю задают тот же вопрос. Ответом может быть злость, гнев.

Вопрос ребенку: Может ли быть так, что ты хочешь показать маме, что она не сможет тебя заставить?

В этой ситуации можно думать о чрезмерном контроле и опеке со стороны родителя. Он не дает ребенку возможности проявлять самостоятельности и принимать собственный решения.

Месть.

Месть – это усугубившаяся борьба за власть.

На тот же вопрос родитель отвечает: мне больно и обидно.

Вопрос ребенку: Может ли быть так, что ты мстишь за что-то?

Месть- всегда реакция на какие-то действия взрослого. В ее основе лежит утрата доверия к взрослому. Необходим тщательный анализ истории сложившихся отношений (С чего все началось?) Это нужно обсудить с ребенком и попросить у него прощения, а затем восстанавливать отношения.

Демонстрация несостоятельности.

Такой ребенок неуверен в себе, молчит на уроках, боится отвечать у доски, плачет, не успевает выполнить задания, не верит в свои силы.

На вопрос, родитель отвечает: «У меня опускаются руки, что бы мы ни предпринимали, всегда кончается неудачей».

Ребенок говорит, что не сможет сделать этого все равно.

Такая ситуация возникает в случае, если родитель строг, критичен и предъявляет завышенные требования к ребенку. Далее ведется работа с системой поощрений и требований.

Резюме

Как теория личности адлерианская психология может быть описана следующим образом:

1. Подход адлерианской психологии является социальным, теологическим, феноменологическим, холистическим, идеографическим и гуманистическим.

2. Его основополагающими предпосылками являются следующие:

(а) индивид уникален,

(b) индивид самосогласован (self-consistent),

(с) индивид ответственен,

(d) человек склонен к творчеству, к принятию решений, к выбору

(e) люди могут управлять своим поведением и контролировать свои судьбы.

3. Теория личности адлерианской психологии в качестве центрального конструкта содержит стиль жизни – систему субъективных убеждений, которых придерживается индивид, и которые заключают в себе его взгляд на самого себя и на мир. Из этих убеждений вытекают другие убеждения, способы действия, и цели. Человек ведет себя так, как если бы эти убеждения были истиной, и использует свой стиль жизни как когнитивную карту, с помощью которой он исследует, постигает, выносит суждение, прогнозирует и контролирует окружение (жизненные цели). Поскольку человека нельзя понять в вакууме, а лишь только в социальном контексте, то для полного ее понимания крайне важны взаимодействие личности с его жизненными целями и направлением движения.

4.“Психопатология”, “психическая болезнь” и подобная терминология - материализации, которые увековечивают номинальное заблуждение, “склонность путать называние с объяснением”. “Психопатологическая” личность представляет собой человека, утратившего уверенность в себе. Уверенность в себе по отношению к преодолению жизненных проблем или никогда не развивалась или была утрачена. Со своими пессимистическими предчувствиями, в значительной степени берущими начало из стиля жизни, индивид создает “заготовки” - отговорки, оправдания, второстепенные дела, симптомы – чтобы защитить самооценку, или, даже, может полностью “отступить”.

5. Поскольку проблемы человека проистекают от ошибочных восприятий, навыков, ценностей и целей, которые и привели к неуверенности в себе, то терапия состоит из стремления научить и переучить, при котором двое равных вместе, сотрудничая друг с другом, решают задачу обучения. Фокус терапии на поощрении индивида, опыте поощрения, получаемого и многих средств терапии. Индивид учится верить в себя, учится доверять и любить. Конечной, идеальной целью психотерапии является высвобождение социального интереса личности, так чтобы он мог быть дружественным человеком, сотрудничающим и содействующим в создании лучшего общества, личностью, которая чувствует причастность ко всему миру и весь мир воспринимает как свой дом. Про такого человека можно сказать, что он достиг самоактуализации. Поскольку терапия является учебой, по крайней мере, теоретически, то каждый может измениться. На входной двери клиники для несовершенолетних преступников, находящейся в Вене, есть надпись: “Никогда не бывает слишком поздно”.

В целом можно сказать, что адлерианская психология постепенно обрела жизнеспособность, стала преуспевающей системой. Хотя в течение нескольких десятилетий ею пренебрегали, за последние годы она приобрела респектабельность. Институты, профессиональные общества, семейные образовательные центры и группы обучения продолжают быстро увеличиваться. Адлерианцы, главным образом те, кто получили университетское образование, все больше вовлекаются в процесс проведения научных исследований. В этих исследованиях также принимают участие неадлерианцы. Редкие до этого адлерианские диссертации получили гораздо большее распространение. В настоящее время адлерианцы выходят из клиник в общество, чтобы обновить свое внимание к социальным вопросам и проблемам, которые адлерианцы подняли 50 лет назад – бедность, война, разрешение конфликтов, агрессия, религия и социальное содружество. Как объявил Уей: “Нам будут нужны не только, как говорят адлерианцы, более сотрудничающие люди, но и общество, более приспособленное к нуждам человека”.

Помимо собственно адлерианцев существуют также те, кто очень много позаимствовали у А. Адлера, часто, однако без упоминания и осознания этого. Адлерианские формулировки так часто обнаруживаются в трудах неадлериацев, что они становятся частью того, что Адлер мог бы назвать “здравым смыслом”. Кейт Свард, например, проведя обзор “Психоаналитической терапии” Александера и Френча, писал:

Создается впечатление, что Чикагская группа во всех отношениях адлерианская…Психоаналитический институт в Чикаго не одинок в своем переживании повторного открытия О. Ранка и А. Адлера. По всей видимости, и психиатрия, и психология движутся в том же направлении. Взгляды А. Адлера возрождаются в других энергичных кругах, в особенности в публикациях школы “Хорни”.

Мы наблюдаем проблески взглядов А. Адлера у фрейдистских эго-психологов, у неофрейдистов, в экзистенциальных системах, в гуманистической психологии, в теории, ориентированной на клиента, в рационально-эмотивной терапии, и в терапии реальностью. Это не является предвестием окончательного исчезновения психологии А. Адлера путем поглощения другими школами психологии. Поскольку, как гласит девиз Центра развития учителей в Рокфорде, в котором придерживаются воззрений А. Адлера: “Образование подобно пламени, вы можете раздавать его, при этом пламя, что вы раздаете, не уменьшается”. Как пишет Джозеф Уайлдер в своем введении к “Очеркам по индивидуальной психологии”: “…большая часть наблюдений и мыслей Альфреда Адлера незаметно и тихо пропитала всю современную психологическую мысль в такой степени, что правильно спрашивать не о том, является ли кто-нибудь адлерианцем, а в какой степени он адлерианец”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.01 с.)