Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления о психологическом здоровье
Психологическиздоровый или нормальный индивидуум – это тот, который развил у себя социальный интерес, кто хочет посвятить себя жизни и жизненным задачам”. Он использует свою энергию на то, чтобы быть членом общества с уверенностью и оптимизмом справляющегося с жизненными проблемами. У него есть свое место, у него адекватная самооценка. Он ощущает чувство принадлежности и сотрудничества и обладает “мужеством быть несовершенным”. У него твердое знание того, что, несмотря на его несовершенство, он может быть востребован другими. Прежде всего, он отказывается от ложных ценностей, которые проецируются и навязываются его культурой и пытается заменить их ценностями, которые в большей степени соответствуют “железной логике социальной жизни”. Такой личности не существует и психотерапия ее не создает. Это лишь созданный Адлером идеал, а поскольку его стремлением было заменить большие ошибки малыми, то многие из этих целей при психотерапии могут быть приближены. Многим людям выпала удача обладать мужеством и социальным интересом проделывать это самостоятельно, без терапевтической помощи. А. Адлер писал о том, что каждый человек в течение своей жизни сталкивается с тремя проблемами, от успешности решения которых, будет зависеть его психологическое благополучие. Решение каждой проблемы, в сущности, является ответом на вопрос. 1. Профессиональная проблема: "Как найти занятие, которое позволило бы выжить при всех ограничениях земного мира". 2. Проблема сотрудничества и дружбы: "Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества". 3. Проблема любви и супружества: "Как приспособиться к тому факту, что мы существует в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни". Решение этих трех основополагающих проблем зависит от того, насколько человек развил в себе социальный интерес и направлено ли его стремление к превосходству на разрешение его собственных трудностей. Е. В.Сидоренко, на основе анализа трудов А. Адлера, предложила рассмотреть различные варианты соотношений основных двух движущих сил развития личности и разновидности жизненных стилей (рис. 1).
Стремление к превосходству Псевдокомпенсация |
Реальная компенсация нормальные люди, если такие есть
| |||||
1. Уход в болезнь | 2. Сила воды. | ||||||
3. Лжец | 4. Ленивец | ||||||
5. Жестокий тиран | 6. Комплекс превосходства | ||||||
7. Самореклама. | |||||||
Ненужные, никчемные Умрите и исчезните! | социальный интерес пустые делатели добрых дел Невежественные путаники |
Рис. 1
1. Реальная компенсация. Люди, которые спешно справляются со всеми тремя задачами жизни. Описания таких людей у А. Адлера отсутствуют отчасти потому, что эти люди не попадают в поле зрения психотерапевта, отчасти потому, что развитие никогда не бывает идеальным.
2. Ненужные, никчемные. Эмпирических описаний таких людей у А. Адлера также нет, однако, есть фраза, характеризующая их. "Что стало с теми, кто никогда не сотрудничал... кто спрашивал лишь: Что я могу получить от жизни? Они не оставили ни следа....". Им как бы сама Земля говорила: "Вы не годитесь для жизни. Умрите и исчезните!"
3. Пустые делатели добрых дел. Эти люди не развивают своих способностей, не преодолевают своих слабостей. Они стремятся делать другим добро, не подозревая о том, что это может обернуться злом.
4. Псевдокомпенсация. Этот стиль формируется у людей, которые стремятся к превосходству, но выбирают обходные пути для борьбы с трудностями. Их чувство превосходства - иллюзорно, однако сами они заворожены этой иллюзией. Это мастера мистификации. Псевдокомпенсации принадлежат несколько различных стилей, описанных А. Адлером.
Уход в болезнь.
Этот стиль по смыслу согласуется с фрейдовским понятием вторичной выгоды от симптома. Проявления болезни, несмотря на ограничения, которые им сопутствуют, помогают ребенку получить несколько преимуществ, таких как:
- право избегать активных действий и не решать свои проблемы;
- контролировать других людей;
- получать помощь и сочувствие людей, ничего для этого не делая.
Достигая этих выгод, человек получает возможность формировать свою среду, а не жить в реальности, доминировать в любых обстоятельствах, не прикладывая к этому почти никаких усилий.
|
Сила воды.
Это разновидность ухода в болезнь, при котором доминирование и контроль достигаются за счет постоянных жалоб, слез. Как писал А. Адлер, у этих людей комплекс неполноценности лежит на поверхности. Они не скрывают своей слабости, однако, за ней лежит желание иметь все самое лучшее, завышенные цели и ложные ценности.
Ленивец.
Лень, по-мнению А. Адлера, не дурная черта характера, а способ скрыть недостаток веры в себя. Ленивец лучше ничего не будет делать, для того, чтобы решить свои проблемы, чем будет рисковать остаться в проигрыше.
Лжец.
Ложь – еще одна попытка скрыть комплекс недостаточности, с помощью хитрости и обмана. Как правило, лживые люди вырастают в условиях воспитания суровыми и наказующими родителями. Лживость может служить для привлечения к себе внимания или манипулирования другими людьми.
Жестокий тиран.
Обычно этот стиль как один из возможных формируется у избалованных детей. Получая «удар» от мира, они могут мстить либо через слабость, либо становясь жестокими и мстительными. Это может проявляться на уровне семейной тирании или на уровне тирании своих подчиненных. Такие люди часто стремятся стать начальниками любого уровня. Крайний вариант такого стиля - "убийца".
Комплекс превосходства.
Грандиозная личность всегда таит в себе черты недостаточности. По образному выражению Е. В. Сидоренко человек с комплексом превосходства как бы гипнотизирует самого себя, пытаясь тем самым ослабить ощущение неполноценности.
Самореклама.
Ее целью является достижение одобрения со стороны других людей. Ребенок в детстве, когда пытается обратить на себя внимание родителя, просит подтверждения, а не одобрения или поощрения. Хотя зачастую получает именно последнее. Впоследствии из этого ребенка вырастет человек, который будет постоянно переживать о том, что о нем подумают другие и получит ли он их одобрение. Без этого такой человек чувствует себя неполноценным.
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.182 (0.006 с.)