Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным зрением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным зрением



Ранняя коррекция двигательной недостаточности детей с нарушениями зрения – важнейшее средство их абилитации – предупреждения вторичной патологии.

Следует заметить, что слепые, находясь в условиях зрительной депривации, еще больше, чем зрячие, нуждаются в активизации своей двигательной активности. Французский ученый Э. Жаваль, говоря о физическом воспитании слепых, писал: «...слепой, даже тогда, когда он умеет занять себя, остается в относительной неподвижности» [10].

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Приучать незрячих детей к занятиям физической культурой, повышать их двигательную активность необходимо путем применения всех средств и форм физического воспитания. Одно из таких средств – тренажеры, неоспоримое преимущество использования которых для данного контингента - то, что выполнение упражнений на них не связано с большими передвижениями, что облегчает пространственную ориентировку во время занятий и позволяет избежать столкновений, наклонов, резких движений, что противопоказано при некоторых видах зрительной патологии (высокой осложненной близорукости, глаукоме, cублюксации хрусталика, отслойке сетчатки и др.)[12].

Особенно важно то, что занятия на тренажерах крайне необходимы для лиц с глубокими нарушениями зрения, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (ЛФК). Тренажеры, несомненно, одно из наиболее перспективных средств активизации двигательной деятельности слепых и слабовидящих благодаря простоте их эксплуатации, относительной безопасности и возможности индивидуально дозировать нагрузку.

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания и системе коррекционного развития детей с нарушением зрения. Они необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством оздоровления, укрепления организма [2].

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастики, во время физкультминуток и зрительной гимнастики, на детских праздниках.

Общеразвивающие упражнения – это специально разработанные движения рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, глаз, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой, в разном ритме и темпе, с предметами и без. Происходит развитие двигательных, психических качеств ребенка, подготавливает его к овладению сложными действиями, навыками ориентировки, формируется осанка [3].

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разных вариантах и комбинациях. Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно, что очень эффективно для детей с нарушение зрения в силу особенности их восприятия, им необходимо дозировать, делить на части получаемую информацию для удобства восприятия (это одно из условий коррекционного обучения).

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта двигательных качеств и способностей, мышечная память, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных пространственных представлений и зрительного восприятия. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата, общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие, а если брать детей с нарушением зрения на снабжение органа зрения – глаза [10].

Общеразвивающие упражнения могут проводиться как без предметов, так и с использованием различных предметов и снарядов – гимнастическая палка, мяч, флажки, обручи, скакалки, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и др. Предметы создают у детей интерес к занятию, оказывает значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активное действие с предметами в процессе упражнений содействует полисенсорному познанию (цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета). Действие с предметом дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Зрительные восприятия создают образ движения в его динамики, пространственных отношениях. Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Предметы способствуют отчетливости восприятия [6].

Другое эффективное средство повышения двигательной активности детей с нарушениями зрения – уроки ритмики и танцев. Такие занятия очень специфичны: они сочетают в себе средства музыкального, пластического, физкультурного, эстетического и художественного развития и образования. Занятия гармонично развивают фигуру, способствуют развитию музыкальной памяти, улучшению пространственной ориентировки, развивают координацию движений, закрепляя привычку двигаться раскованно и красиво, придают внешнему облику человека собранность и элегантность. Движения становиться более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки [8].

Музыка воздействует на эмоции детей с нарушением зрения, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений, служит в своём роде ориентиром. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными.

Ритм – важнейшее условие облегчения восприятия и запоминания изучаемых нами явлений и выполнения данных движений или действий, их усвоения и совершенствования.

Анализ научно-методической литературы показал, что вопросам влияния музыкально-ритмического воспитания на увеличение двигательной активности детей уделяется достаточное внимание, но такие исследования проводились лишь со зрячими детьми. Уже не раз поднимался вопрос о необходимости разработки в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей особого подхода к таким занятиям с учетом их физической подготовленности, особенностей физического развития, моторики и психики, и сегодня он так же актуален [7].

К вышеперечисленным способам увеличения двигательной активности детей с ограниченными возможностями необходимо присоединить еще и такие не менее эффективные формы, как утренняя зарядка, физкультминутки, внеклассная спортивно-оздоровительная работа.

Наблюдения и исследования специалистов в этой области показывают, что выпускники школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, в общеобразовательной программе и внеклассной работе которых физической культуре и занятиям ритмикой и танцами отводится не последнее место, всегда выделяются среди других: они более общительны и раскованны, их движения более свободны, пластичны и выразительны, причем это касается как слабовидящих, так и тотально слепых юношей и девушек [13].

Таким образом, именно комплексное физическое воспитание является действенным средством предупреждения и устранения у слепых и слабовидящих детей недостатков в их физическом развитии, возникших в раннем возрасте, обеспечивает его последующую коррекцию и служит важным средством компенсации нарушения зрения.

Рассмотрев влияние физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения, можно с уверенность сказать, что физические упражнения благотворно влияют на развитие детей с нарушением зрения и позволяют более эффективно выстроить коррекционную работу в процессе физического воспитания [14].

 


ВЫВОДЫ

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, нарушается точность и соразмерность движений. Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять физическим упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам. Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач в сфере реформ специального образования.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно занятия физическими упражнениями.

Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.

Создание условий для занятий физическими упражнениями, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аветисов Э.С. Близорукость / Э.С. Аветисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. – 284 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина / Дубровский В.И. //Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.

3. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. – М., 2000. – 86 с.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М., 2002. – 448 с.

5. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

6. Еинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особенному» ребенку / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. // Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 131 с.

7. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение, c помощью препаратов (перевод) / Корбетт М.Д. - СПб., 1998. – 76 с.

8. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимрва Г.В. // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с.

9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / Литвак А.Г. Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998. – 96 с.

10. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура / Литош Н.Л. // Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадем Пресс, 2002. – 140 с.

11. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Маллаев Д.М. // Уч. пос. - Советский спорт, 2002. – 136 с.

12. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением / Ростомашвили Л.Н. // Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. – СПб., 2001. – 65с.

13. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания // Автореф. дис. канд. пнд. наук. – СПБ., 1999. – 62 с.

14. Морозова О.В. // Теория и практика физической культуры. М - 1998. № 1 – 45 с.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Шапкова Л.В. // Учебное пособие. – М.; Советский спорт, 2009. – 92-101 с.

16. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Шапкова Л.В. – СП., 2003. – 121 с.

17. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л.В. М.: «Советский спорт». 2001. – 156 с.

Приложение 1

Приложение 2

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.135.63 (0.021 с.)