Глава 1. Особенности развития детей с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Особенности развития детей с нарушением зрения



МИНпросвещения РОССИИ

ФГБОУ ВО  «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

Институт физической культуры и здоровья человека

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

                                                                    Направление 44.03.05 Педагогическое             образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Физическая культура и безопасность жизнедеятельности

Курс 2, группа ПОФК_БЖД-21-19

                                           Ахмедов Темур Амир угли

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы оздоровительной и адаптивной физической культуры»

на тему: Физическое развитие детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья с нарушением зрения.

 

 

Научный руководитель:

канд.социол.н., доцент

Матвеев С.С.

 

 

Работа защищена с оценкой «_________»

Члены комиссии:

_____________ Матвеев С.С.

_____________ Матвеева Л. М.

Дата «___» ___________ 2021 г

 

 

Уфа, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности развития детей с нарушением зрения………………...5

1.1.Характеристика нарушений зрения у детей………………………………..5

1.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений детей   

школьного возраста с нарушениями зрения…………………………………..10

2.1. Двигательная деятельность у детей с нарушением зрения……………...13

2.2. Физические упражнения как средство физического воспитания……….16

2.3. Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным  зрением…………18

Заключение…………………………………………………………23

Список литературы………………………………25

Приложение 1……………………………………………………26

Приложение 2…………………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипнообразные движения (потряхивание рук перед глазами, похлопывание и др.).

Основным средством коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются физические упражнения, направленные на улучшение двигательной деятельности детей с нарушением зрения.

Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.

Задачей каждого коллектива, занимающегося реабилитацией детей с нарушением зрения, является внедрение в систему образования специальных организованных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения и адаптации к социальным требованиям общества в условиях специализированных школ. Одно из направлений работы - коррекционно-оздоровительное обеспечение физического здоровья детей [10].

Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: влияние физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Цель работы: теоретическое исследование влияния физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Задачи исследования.

1. Дать характеристику нарушений зрения у детей.

2. Раскрыть особенности физического развития и двигательных нарушений детей школьного возраста с нарушениями зрения.

3. Выявить влияние физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

4. Изучить проблему двигательной деятельности детей с нарушением зрения.

Методы исследования:

- библиографический;

- теоретического анализа.

ВЫВОДЫ

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

Нарушение деятельности зрительного анализатора сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координации движений, нарушается точность и соразмерность движений. Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять физическим упражнениям, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам. Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Совершенствование системы физического воспитания детей с нарушениями зрения является одной из важных задач в сфере реформ специального образования.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть средства физической культуры, особенно занятия физическими упражнениями.

Раннее начало занятий физическими упражнениями позволяет укрепить сохранные двигательные функции, предупредить появление вторичных нарушений, приобрести двигательный опыт для самостоятельных занятий.

Создание условий для занятий физическими упражнениями, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Аветисов Э.С. Близорукость / Э.С. Аветисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. – 284 с.

2. Дубровский В.И. Спортивная медицина / Дубровский В.И. //Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.

3. Демирчоглян Г.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников / Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. – М., 2000. – 86 с.

4. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. – М., 2002. – 448 с.

5. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура / Евсеев С.П., Шапкова Л.В. // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2000. – 240 с.

6. Еинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особенному» ребенку / Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. // Книга для педагогов и родителей. – СПБ.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 131 с.

7. Корбетт М.Д. Как обрести хорошее зрение, c помощью препаратов (перевод) / Корбетт М.Д. - СПб., 1998. – 76 с.

8. Курдыбайло С.Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре / Курдыбайло С.Ф., Евсеев С.П., Герасимрва Г.В. // Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004. – 184 с.

9. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / Литвак А.Г. Пб., РГПТУ им. А.И. Герцена, 1998. – 96 с.

10. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура / Литош Н.Л. // Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадем Пресс, 2002. – 140 с.

11. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих / Маллаев Д.М. // Уч. пос. - Советский спорт, 2002. – 136 с.

12. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушенным зрением / Ростомашвили Л.Н. // Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. – СПб., 2001. – 65с.

13. Ростомашвили Л.Н. Коррекция двигательных нарушений детей с депривацией зрения средствами адаптивного физического воспитания // Автореф. дис. канд. пнд. наук. – СПБ., 1999. – 62 с.

14. Морозова О.В. // Теория и практика физической культуры. М - 1998. № 1 – 45 с.

15. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры / Шапкова Л.В. // Учебное пособие. – М.; Советский спорт, 2009. – 92-101 с.

16. Шапкова Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Шапкова Л.В. – СП., 2003. – 121 с.

17. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Шапкова Л.В. М.: «Советский спорт». 2001. – 156 с.

Приложение 1

Приложение 2

 

 

МИНпросвещения РОССИИ

ФГБОУ ВО  «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

 

Институт физической культуры и здоровья человека

 

 

Кафедра теории и методики физической культуры и спорта

                                                                    Направление 44.03.05 Педагогическое             образование (с двумя профилями подготовки)

Направленность (профиль) Физическая культура и безопасность жизнедеятельности

Курс 2, группа ПОФК_БЖД-21-19

                                           Ахмедов Темур Амир угли

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы оздоровительной и адаптивной физической культуры»

на тему: Физическое развитие детей школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья с нарушением зрения.

 

 

Научный руководитель:

канд.социол.н., доцент

Матвеев С.С.

 

 

Работа защищена с оценкой «_________»

Члены комиссии:

_____________ Матвеев С.С.

_____________ Матвеева Л. М.

Дата «___» ___________ 2021 г

 

 

Уфа, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Особенности развития детей с нарушением зрения………………...5

1.1.Характеристика нарушений зрения у детей………………………………..5

1.2. Особенности физического развития и двигательных нарушений детей   

школьного возраста с нарушениями зрения…………………………………..10

2.1. Двигательная деятельность у детей с нарушением зрения……………...13

2.2. Физические упражнения как средство физического воспитания……….16

2.3. Влияние физических упражнений на организм детей с ограниченным  зрением…………18

Заключение…………………………………………………………23

Список литературы………………………………25

Приложение 1……………………………………………………26

Приложение 2…………………………………………………………………….27

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие ребенка с дефектами зрения протекает различно. Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию, отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Снижение двигательной активности ребенка обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривление позвоночника. На этом фоне у детей нередко возникают двигательные стереотипнообразные движения (потряхивание рук перед глазами, похлопывание и др.).

Основным средством коррекционно-педагогической работы в процессе физического воспитания являются физические упражнения, направленные на улучшение двигательной деятельности детей с нарушением зрения.

Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. Но, к сожалению, здоровые глаза и хорошее зрение встречаются далеко не всегда. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.

Задачей каждого коллектива, занимающегося реабилитацией детей с нарушением зрения, является внедрение в систему образования специальных организованных форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения и адаптации к социальным требованиям общества в условиях специализированных школ. Одно из направлений работы - коррекционно-оздоровительное обеспечение физического здоровья детей [10].

Объект исследования: процесс адаптивного физического воспитания детей с нарушением зрения.

Предмет исследования: влияние физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Цель работы: теоретическое исследование влияния физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

Задачи исследования.

1. Дать характеристику нарушений зрения у детей.

2. Раскрыть особенности физического развития и двигательных нарушений детей школьного возраста с нарушениями зрения.

3. Выявить влияние физических упражнений на двигательную деятельность детей с нарушением зрения.

4. Изучить проблему двигательной деятельности детей с нарушением зрения.

Методы исследования:

- библиографический;

- теоретического анализа.

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.038 с.)