Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста
Основу любой народной педагогики составляют традиции, обряды, быт, искусство, малые фольклорные формы: пословицы, поговорки афоризмы. Огромную роль в казахской народной педагогике сыграло устное народное творчество, где наряду со сказками, преданиями, героическим эпосом, неотъемлемой частью стали народные ораторские изречения, исторические предания и легенды. Казахский фольклор является образцом высокой поэзии народа. Фольклор любого народа это кладезь многовековой мудрости, представляющий большую художественную ценность. Приобщение детей к казахскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своему народу. Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, сказания - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека. Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Воспитательную роль этого народного творчества можно проследить в таких пословицах и поговорках, которые воспитывают уважительное отношение к родителям: Ата көрген оқ жонар (Сын, воспитанный отцом, сумеет изготовить стрелу.); Алып-анадан (Великан рождается матерью); к гостю Құтты қонақ келсе, қой егіз табады (Когда приезжает добрый гость овцы рождают близнецов) и т.д.
Используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определенный педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки: О «гостях-бродягах» говорили: Жиі келіп тұрмайсыз, жылт еткеннен құр қалмайсыз (Часто не навещаете? Но блюдо не прозеваете!). Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включились различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, качество, резьба, вышивание и т.д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда. Распространённым методом народной педагогики является приручение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приручением»,- говорит народ. Приручение типично для раннего детства. Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей».
Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы выучиться». Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает». В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями. «Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум - одежда, которая никогда не сносится, знания - родник, который не исчерпаешь»- такова народная оценка значения знаний. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучение и приобретения осознания того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования. Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд - все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры. Рекомендуется завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Художественные занятия с детьми не менее важны. Всегда любая творческая деятельность уже развивает ребенка духовно. Общение при помощи сказки проходит с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок, с использованием аудиозаписи. По ходу сказки дети расширяют представления об эмоциях и чувствах; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение. Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми можно использовать как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Они незаменимы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как маленькие дети в первую очередь познают мир через потешки, прибаутки песенки, в том числе и мамины колыбельные. И хотя малые фольклорные формы состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей. Через знакомство с народными произведениями обогащается чувства и речь малышей, формируется отношение к окружающему миру, происходит всестороннее развитие личности детей. В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее популярный жанр – жанр сказки. Сказка это художественно-литературное произведение. Она является воспитательным средством для подрастающего поколения. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. И поэтому знакомство со сказками своего народа входит в курс образования и воспитания каждого ребенка. У казахского народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности; добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. На современном этапе развития общества в период высоких технологий педагоги пытаются сохранить детскую веру в добро, счастье, любовь, чудеса то есть в сказку. Знакомство с персонажами казахских народных сказок, прежде всего, обогащает словарный запас ребенка, знакомит с традициями и обычаями казахского народа. По казахским народным поверьям ласточка символизирует уют, домашний очаг, и у казахов есть примета «если ласточка свела гнездо под крышей дома, значит, в этом доме поселилось счастье». Казахская народная сказка «Почему у ласточки хвост раздвоенный» направлена на раскрытие лучших духовных человеческих ценностей, таких как миролюбие, сопереживание, доброта, нежность, открытость, сердечность, отзывчивость и милосердие.
Главный герой многих казахских сказок это Алдар косе: Очень добрый и мудрый, готовый всегда помочь ближнему. Все сказки в которых встречается Алдар косе; «Алдар косе и Жадный бай», «Алдар косе и звери», «Чудесная шуба» и т.д., высмеивают жадность, глупость, лень, трусость. Сказки отличаются своей образностью, яркостью, глубоким смыслом. Они воспитывают такие положительные качества, как трудолюбие, доброту, милосердие, заботливость, смелость, отвагу. Одной из форм усвоения и ознакомления со сказкой являются игры-драматизации. Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству следует с раннего возраста, так как в процессе ознакомления с казахской народной сказкой расширяются знания у детей о жизни, и о быте казахского народа, его обычаях, традициях. Через казахские народные сказки происходит воспитание доброты, гуманности, формируются художественно речевые навыки, обогащается словарный запас. Тем самым воспитывается чувство гордости и любви к родной земле, своему народу. Таким образом, использование устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе, будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.009 с.) |