Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Казахский фольклор в воспитании детей дошкольного возраста



Основу любой народной педагогики составляют традиции, обряды, быт, искусство, малые фольклорные формы: пословицы, поговорки афоризмы. Огромную роль в казахской народной педагогике сыграло устное народное творчество, где наряду со сказками, преданиями, героическим эпосом, неотъемлемой частью стали народные ораторские изречения, исторические предания и легенды.

Казахский фольклор является образцом высокой поэзии народа. Фольклор любого народа это кладезь многовековой мудрости, представляющий большую художественную ценность. Приобщение детей к казахскому фольклору это одно из условий воспитания в них любви к своему народу.        

Пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, сказания - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи, пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир человека.

Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. Как правило, они имеют поучительное содержание, выражают думы и чаяния народа. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Воспитательную роль этого народного творчества можно проследить в таких пословицах и поговорках, которые воспитывают уважительное отношение к родителям: Ата көрген оқ жонар (Сын, воспитанный отцом, сумеет изготовить стрелу.); Алып-анадан (Великан рождается матерью); к гостю Құтты қонақ келсе, қой егіз табады (Когда приезжает добрый гость овцы рождают близнецов) и т.д.

Используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определенный педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки: О «гостях-бродягах» говорили: Жиі келіп тұрмайсыз, жылт еткеннен құр қалмайсыз (Часто не навещаете? Но блюдо не прозеваете!).  Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои афоризмы включились различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле.

Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, качество, резьба, вышивание и т.д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу упражнения, которые сопровождались советом: «Упражняй руки, выработай привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда. Распространённым методом народной педагогики является приручение. «Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приручением»,- говорит народ. Приручение типично для раннего детства. Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в практике семейного воспитания. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример: «Если у тебя взрослый сын – веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь - веди дружбу с мастерицей».

Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь, пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать что - бы выучиться».

Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят: «Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».

В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими знаниями. «Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум - одежда, которая никогда не сносится, знания - родник, который не исчерпаешь»- такова народная оценка значения знаний. Народ выработал свои собственные дидактические принципы обучение и приобретения осознания того, что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность образования.

Художественная культура, включает в себя обычаи, обряды, праздники, песни, труд - все это прямо или косвенно связано с педагогическим воздействием на эстетическое воспитание ребенка, на формирование базиса его художественной культуры. Рекомендуется завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости.

Художественные занятия с детьми не менее важны. Всегда любая творческая деятельность уже развивает ребенка духовно.

Общение при помощи сказки проходит с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок, с использованием аудиозаписи. По ходу сказки дети расширяют представления об эмоциях и чувствах; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми можно использовать как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности. Они незаменимы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как маленькие дети в первую очередь познают мир через потешки, прибаутки песенки, в том числе и мамины колыбельные. И хотя малые фольклорные формы состоят из немногих строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, но таят в себе не малые богатства – речевые, смысловые, звуковые и содержат множество ступеней педагогического воздействия на детей. Через знакомство с народными произведениями обогащается чувства и речь малышей, формируется отношение к окружающему миру, происходит всестороннее развитие личности детей.

В устном творчестве любого народа значительное место занимает наиболее популярный жанр – жанр сказки. Сказка это художественно-литературное произведение. Она является воспитательным средством для подрастающего поколения. Дети и сказка неразделимы, они созданы друг для друга. И поэтому знакомство со сказками своего народа входит в курс образования и воспитания каждого ребенка.

У казахского народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности; добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. На современном этапе развития общества в период высоких технологий педагоги пытаются сохранить детскую веру в добро, счастье, любовь, чудеса то есть в сказку. Знакомство с персонажами казахских народных сказок, прежде всего, обогащает словарный запас ребенка, знакомит с традициями и обычаями казахского народа. По казахским народным поверьям ласточка символизирует уют, домашний очаг, и у казахов есть примета «если ласточка свела гнездо под крышей дома, значит, в этом доме поселилось счастье». Казахская народная сказка «Почему у ласточки хвост раздвоенный» направлена на раскрытие лучших духовных человеческих ценностей, таких как миролюбие, сопереживание, доброта, нежность, открытость, сердечность, отзывчивость и милосердие.

Главный герой многих казахских сказок это Алдар косе: Очень добрый и мудрый, готовый всегда помочь ближнему. Все сказки в которых встречается Алдар косе; «Алдар косе и Жадный бай», «Алдар косе и звери», «Чудесная шуба» и т.д., высмеивают жадность, глупость, лень, трусость. Сказки отличаются своей образностью, яркостью, глубоким смыслом. Они воспитывают такие положительные качества, как трудолюбие, доброту, милосердие, заботливость, смелость, отвагу.

Одной из форм усвоения и ознакомления со сказкой являются игры-драматизации. Игра-драматизация помогает детям пережить и осмыслить литературное произведение, понять его образы и в дальнейшем лучше его воспроизводить. 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что воспитывать у детей любовь к устному народному творчеству следует с раннего возраста, так как в процессе ознакомления с казахской народной сказкой расширяются знания у детей о жизни, и о быте казахского народа, его обычаях, традициях. Через казахские народные сказки происходит воспитание доброты, гуманности, формируются художественно речевые навыки, обогащается словарный запас. Тем самым воспитывается чувство гордости и любви к родной земле, своему народу.

Таким образом, использование устного народного творчества в воспитательно-образовательном процессе, будет способствовать формированию нравственных черт и качеств личности у дошкольников, таких как доброжелательность и отзывчивость, гостеприимство и уважение к старшим, сочувствие и забота о младших.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.009 с.)