Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления народной системы воспитания
Основные направления народной системы воспитания: — верность роду, общине, следование единым правилам общежития, уважительное отношение к обществу.
Не менее значимой в воспитании у детей чувства заботы о родителях представляется традиция «қара шаңырақ» — юрта, или дом. Дом — наследие, оставляемое потомству. Он считается священным, почтенным, к нему всегда относятся с уважением и почитанием. Наследник, по обычаю, — самый младший сын. Старшие сыновья отделяются от отцовского очага, а младший остается при «қара шаңырақ». Все обычаи и традиции, как при живых родителях, так и после их кончины, входит в обязанность наследника. На основе традиций, воспитывающих уважительное и почтительное отношение к старшим, авторитет родителей в глазах детей приобретал устойчивый и значимый характер. В казахской народной педагогике особенностью воздействия примера родителей и старших на подрастающее поколение являлось понятие «намыс», составляющее основу духовности. Слово «намыс» в переводе с казахского означает честь, достоинство, совесть, порядочность. Умелый показ образцов нравственного поведения и примеров нравственных поступков не только родителей, но и окружающих взрослых — родственников, знакомых — положительно влияет на становление таких нравственных добродетелей, как доброта, отзывчивость, уважение к окружающим.
С моментом рождения у казахов связана традиция «кіндік кесер». При рождении ребенка женщины стоят наготове, чтобы разрезать пуповину появившемуся на свет ребенку. Это право достается уважаемой, мудрой женщине, после чего ей вручают положенный презент — «кіндік кесер». Женщину, обрезавшую пуповину, называют «кіндік шеше» (шеше — мать), и она близка ребенку, как мать. Позже «кіндік шеше» может прийти в дом, где растет ребенок, и попросить любую понравившуюся вещь, в чем ей не имеют права отказать. Одной из распространенных традиций при рождении малыша является сообщение о радостном событии, прежде всего его бабушкам и дедушкам, а также другим близким родственникам. При этом радостную весть могут передать как взрослые, так и дети. За сообщенную радостную весть полагается вознаграждение — «сүйінші». Атмосфера праздника сопровождает и другие семейные традиции, связанные с последующими этапами развития и взросления ребенка. Например, «Шілдехана» — праздник в честь новорожденного проводился на третий день. Днем знакомые и близкие приходят с пожеланиями, говорят «қутты болсын». Вечером собравшиеся веселятся, поют песни, играют на домбре, готовит угощение. В этот день малыша впервые купали в подсоленной воде и проводили обряд «сылап-сипау» (поглаживание-разглаживание). «Ат қою» — наречение. Казахи придают особое значение этой торжественной церемонии. Стараются давать красивые имена, имена знаменитых людей, чтобы ребенок стал похож на того человека, чьим именем его нарекают. При этом обряд поручается выполнить уважаемым людям, которые тут же и благословляют новорожденного (бата), при этом слова благопожелания являются своеобразной установкой для развития малыша как в физическом, так и в духовно-нравственном аспектах. Следующий праздник «Бесікке салу» устраивался в день укладывания младенца в колыбель, что делается и в наши дни. В этот день (как правило, на 7-8-е сутки после рождения) вновь приглашаются родственницы, соседки, но уже преимущественно пожилого возраста. Женщина, укладывавшая ребенка, произносит благопожелание (обычная формула — «пусть будет долгой и счастливой жизнь его»). После сорока дней со дня рождения отмечались сороковины — «Қырқынан шығару». В этот день с ребенка снимали «ит көйлек» (собачью рубашку) и сохраняли ее, чтобы передать будущему его первенцу, стригли ему волосы и ноготки. Рубашка выполняла функцию оберега, в целом сохраняя преемственность, связь на семейном уровне. Ребенка купали в 40 ложках воды, сопровождая приговором: «Тридцать позвонков твоих пусть скорее оформятся, сорок ребер твоих пусть скорее окрепнут». Важный момент — первые шаги ребенка. Этот называется «Тусау кесер» — праздник «перерезания пут». Его совершает энергичная, подвижная женщина (жүйрік). Ноги ребенка перевязывают черно-белым шерстяным шнуром (ала), сотканным нарочно в две разные стороны, обвязывают сначала одну ногу, затем, делая перекрест, обвязывают вторую ногу. Это действие называется «тусау салу» — «накладывание пут». Затем к ногам ребенка ставят чашку с какой-либо пищей. Женщина, исполняющая обряд, разрезает шнурок на ногах ребенка, произнося при этом: «Будь таким же подвижным, как я» (жүйрік бол), и, взяв его за руку, заставляет пройтись взад-вперед.
В последующие годы взросления ребенка традиции семейного воспитания способствуют прежде всего его социализации в обществе, ориентируя на нормы и правила поведения во взрослой жизни. Показательным в этом смысле является «сүндет» — ритуальное обрезание. Когда мальчику исполняется 3, 5, 7 лет (нечетные годы), он должен пройти через обряд обрезания. При этом родители внушают ребенку, что после этого обряда он станет взрослым, настоящим мусульманином. Обычай считается религиозным, хотя ему следуют не только мусульмане. Родители-казахи относятся к нему как к долгу, семейному празднику, в честь этого события устраивается сүндет той. Приглашенные на сүндет той поздравляют родителей и самого мальчика, приносят для него подарки. Постепенно детей вовлекали в обслуживающий труд. Умения и навыки по обслуживающему труду 7-10-летних детей в казахских семьях состояли в том, чтобы: ухаживать за собой и своей одеждой; поддерживать порядок во дворе и в доме; присматривать за малолетними детьми; заготавливать кизяк, хворост, складывать поленницы; собирать полезные травы, фрукты; вязать, прясть шерсть, ткать; уметь обращаться с орудиями выделки овечьих шкур, изготовления шерстяных ниток. Народ всегда высоко ценил трудовую взаимопомощь, солидарность, взаимовыручку, основанные на единстве трудовых интересов и усилий. «Истинное богатство не в достатке, а в единстве», «Шуба, скроенная сообща, не будет коротка», «Легка ноша, поднятая сообща», «Джигиту нет счастья без труда, народу — без единства», «Пока земля не насытится, народ не будет сыт», «Десять человек оставляют следы на земле, сто человек протаптывают тропу, тысяча человек протаптывает дорогу». И многие семейные традиции способствовали формированию у детей с самого раннего возраста понимания значимости коллективного труда, осознания ценности добрых взаимоотношений с окружающими людьми, потребности в оказании помощи тому, кто в ней нуждается. Таким образом, только зная свои национальные «корни», можно воспитать у подрастающего поколения уважение к достоянию прошлого, искреннюю любовь к родной Земле и вырастить настоящих, истинных патриотов своей Родины, которые сохранят и бережно передадут накопленные знания будущим поколениям.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.221 (0.009 с.) |