Раздел 5. Практические приложения социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Практические приложения социальной психологии



Тема 12. Практические приложения социальной психологии

1) Что представляют собой области практического использования социально-психологических знаний в сфере образования?

2) Каковы социально-психологические аспекты учения А. С. Макаренко о детском (ученическом) и педагогическом коллективе?

3) Каким образом применяются групповые методы обучения в учебном процессе?

4) Что такое социально-педагогическая психология, кто является ее основателем?

5) Каким образом применяются групповые методы обучения в высшей школе, например в практике преподавания иностранных языков (Г. А. Китайгородская)?

6) Как применяются социально-психологические знания в управлении образованием?

7) Каковы особенности преподавания социальной психологии в педагогических учебных заведениях?

8) Каковы основные разновидности групп социально-психологического тренинга (психотерапевтических групп)?

9) Когда и в каких условиях началось использование социально-психологических знаний в области политики?

10) В какой сфере деятельности впервые были практически использованы социально-психологические знания?

11) Что такое PR-движение, когда, где и в каких условиях оно возникло?

12) Как изменилась впоследствии сфера использования PR-технологий?

13) Основные сферы использования социально-психологических знаний в современной политике.

14) Какие моральные проблемы возникают в связи с использованием социально-психологических знаний в политических целях?

15) Почему политтехнологии рассматриваются как манипуляции сознанием и поведением людей в интересах отдельных политиков и политических партий?

16) В чем заключается неоднозначное отношение людей к политтехнологиям и к тем, кто на этом зарабатывает деньги?

17) В каких сферах правовых отношений в настоящее время используются социально-психологические знания и методы?

18) Каким образом используются социально-психологические знания в практике подготовки управленческих кадров для экономики?

19) Что представляют собой связи социальной психологии с психологией управления и промышленной психологией?

20) Каковы основные социально-психологические вопросы промышленной психологии?

21) Что представляет собой социально-психологическая подготовка управленческих кадров в области экономики?

 

Примеры тестовых заданий

 

1. Научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, называется:

а. социология;

б. психология образования;

в. социальная философия;

г. социальная психология.

 

2. К социально-психологическим явлениям не относятся:

а.  слухи, паника, мода;

б.  общение между личностями;

в. характерологические особенности личности;

г. взаимодействие между группами.

 

 

3. Социально-психологическая концепция «психологии народов и масс» разрабатывалась:

а.  В. Вундтом;

б.  Г. Лебоном;

в.  У. Мак-Дагулом;

г.  Г.Тардом.

 

 

4. К психологическим механизмам социально-культурного воздействия относят:

а. подражание,

б. внушение,

в. заражение,

г. все ответы верны.

 

5. Социальная психология – научная дисциплина на стыке:

а. философии и социологии;

б. философии и психологии;

в. социологии и психофизиологии

г. психологии и социологии.

6. Социально-психологическая среда обитания – это:

а. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

б. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы;

в. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

г. совокупность людей, проживающих на одной территории и обладающих самобытной культурой.

 

7. Общение – это:

а.  метод в социальной психологии в системе научных знаний и жизни общества;

б. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

в. социально-психологическая характеристика личности.

г. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

 

 

8. Сторона общения связана с выявлением специфики информационного обмена между людьми как активными субъектами:

а.  рефлексивная;

б.  перцептивная;

в.  интерактивная;

г. коммуникативная.

9. К коммуникативным барьерам непонимания относятся:

а.  фонетический;

б.  стилистический;

в.  логический;

г.  все ответы верны.

10. Сторона общения связана с восприятием и пониманием и оценкой людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп;

а.  коммуникативная;

б. интерактивная;

в.  перцептивная;

г. все ответы верны.

 

11. Сопереживание, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, называется:

а.  эмпатией;

б. идентификацией;

в.  рефлексией;

г.  экстраверсией.

 

12. Приписывание некоторой причины поступку человека или наблюдаемому действию называется:

а.  ингибицией;

б. социальной перцепцией;

в.  каузальной атрибуцией;

г.  интеракцией.

 

13. Сторона общения связана с непосредственной организацией совместной деятельности людей, их взаимодействие:

а.  коммуникативная;

б.  перцептивная;

в.  интерактивная.

г. все ответы верны.

 

14. Основоположником интеракционизма является:

а. Дж. Мид

б. Г. Келли

в. А. Бандура

г. Т. Шибутани

15. Один из подходов к описанию взаимодействия в процессе общения – трансактный анализ – был разработан ученым:

а.  Я. Щепаньским;

б.  Р. Бернсом;

в. Э. Берном;

г.  Э. Холлом.

 

16. Социальная группа - это:

а. совокупность индивидов, выделяемых из социального целого,

б. объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений,

в. совокупность социальных объектов,

г. социальная прослойка или страта.

 

17. Б.Ф. Поршнев утверждал, что главной психологической характеристикой группы является:

а.  переживания «свой – чужой»;

б.  рефлексия границы группы;

в. наличие «Мы-чувства»;

г.  отсутствие доверия к другим группам.

 

18. Граница малой группы определяется:

а.  возможностью непосредственных межличностных контактов всех членов группы;

б.  возможностью опосредованных контактов всех членов группы;

в. обладанием всеми ее членами общими ценностями;

г.  объемом непосредственной памяти человека, т.е. до 9-10 человек.

 

19. Большая группа - это:

а.  совокупность некоторого количества малых групп;

б. группа, содержащая больше пяти-семи человек, где границей служит число сущностей, которыми может одновременно оперировать человеческий мозг;

в.  реальная, значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив школы или вуза, предприятия или учреждения).

г.  количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т. п.)

 

20. Высшей формой социально-этнической общности является:

а.  народность;

б. нация;

в.  племена;

г.  этническая группа

 

21. Толпа, масса, публика и аудитория относятся к:

а.  большим социальным слоям и общностям;

б.  устойчивым (организованным) большим социальным группам:

в.  стихийным (неорганизованным) большим социальным группам;

г. нет правильного варианта ответа.

 

22. Личность – это:

а.  человек как субъект социальной деятельности;

б. персона, публичное лицо;

в.  социальный статус;

г.  социальная роль.

 

23. Неповторимая совокупность особенностей характера и психического склада, отличающая одну личность от другой:

а.  индивид;

б.  индивидуальность;

в. персона;

г.  личность.

 

24. Совокупность свойств личности, которые определяют успешность обучения или выполнение какой-либо деятельности, носит название:

а.  способности;

б.  задатки;

в.  талант;

г.  оригинальность.

 

25. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности — это:

а.  развитие;

б.  образование;

в. формирование;

г.  социализация.

 

26. Конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей, трансляторы социального опыта называются:

а.  факторами социализации;

б.  группами социализации;

в.  механизмами социализации;

г.  институтами социализации.

 

27. Социализация ребенка происходит через:

а.  самоутверждение личности;

б.  групповую идентичность;

в.  игру и общение;

г.  стабильное положение в обществе.

 

28. Социальная установка (аттитюд) – это:

а. определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

б. многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми;

в. характер межличностных отношений ближайшего окружения, форм и способов совместной жизнедеятельности людей;

г. закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы

 

29. В 1942 г. М. Смитом была определена структура социальной установки. Из скольких компонентов она состоит:

а.  из двух;

б.  из трех;

в. из четырёх,

г.  из пяти.

 

30. Феномен, по которому между социальной установкой и реальным поведением личности существует расхождение, назван:

а.  феноменом Ла Пьера;

б.  феноменом Фолля;

в.  феноменом Перова;

г.  феноменом Олпорта.

 

2.2.8. Методические рекомендации по подготовке контрольной работы

 

Контрольная работа представляет собой самостоятельное и логически завершенное исследование на выбранную тему. Общей целью подготовки контрольной работы является систематизация и углубление теоретических знаний и практических навыков, полученных в рамках изучения дисциплины «Социальная психология», формирование навыков самостоятельной исследовательской работы.

Подготовка студентами контрольной работы включает в себя ряд последовательных этапов, включающих: определение темы и постановка проблемы исследования; определение цели и задач исследования; изучение и анализ литературы по исследуемой проблеме; анализ и интерпретация результатов; формулировка заключения.

При выборе темы студент должен воспользоваться перечнем тем контрольных работ, представленных в рабочей программе по дисциплине «Социальная психология».

Структура контрольной работы включает в себя введение, параграфы основной части работы, заключение, список литературы и приложения.

Список литературы представляет собой нумерованный перечень использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме (все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме, рассмотренная автором).

В приложении работе дается материал вспомогательного характера, куда выносятся таблицы, графики, схемы, рисунки, опросные листы, анкеты, бланки, варианты исследовательских методик и другие материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.

Библиографические записи оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (приложение 3).

Примерные темы контрольных работ

1. Социально-психологическое исследование представлений молодежи о проблеме межнациональных конфликтах в студенческой среде.

2. Социально-психологический анализ ценностей у представителей различных молодежных субкультур.

3. Социально-психологическое исследование интернет-потребностей молодежи (подростки, старшеклассники, студенты).

4. Психодиагностика и коррекция межличностных отношений в группе.

5. Ценностные ориентации студенческой группы.

6. Социальный интеллект личности как фактор успешного общения.

7. Взаимосвязь самоотношения и социально-психологической адаптации личности.

8. Взаимосвязь социального интеллекта и адаптации личности.

9. Особенности социальных установок конформной личности.

10. Общение как предмет социально-психологического исследования.

11. Коммуникативное поведения подростков в социальных сетях.

12. Диагностика коммуникативной компетентности.

13. Проблемы межкультурных коммуникаций в российской школе.

14. Стратегии здоровьесбережения в молодежной субкультуре.

15. Специфика экспериментов в социальной психологии.

16. Социально-психологические характеристики группы как субъекта активности.

17. Особенности идентичности представителей различных социальных групп.

18. Роль массовой коммуникации в возникновении межкультурного конфликта.

19. Социально-психологические проблемы личности: влияние СМИ на формирование «образа мира»

20. Формирование и изменение социальных установок

21. Социально-психологическое пространство личности

22. Этнокультурные, социально-групповые и индивидуально-психологические особенности отношения к собственности

23. Специфика принятия решений сотрудниками поликультурных коллективов (международных организаций)

24. Социально-психологическая специфика переговорного процесса в деловом взаимодействии

25. Психология межличностных конфликтов.

26. Роль этнических стереотипов в межличностном восприятии.

27. Тренинг межкультурной адаптации.

28. Социально-психологические характеристики совместной деятельности.

29. Социально-психологические исследования массовой коммуникации.

30. Проблемы социализации подростка в условиях социальных изменений.

2.3. Методические рекомендации по подготовке к промежуточной аттестации

 

2.3.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе при подготовке к экзамену

 

Экзамен является неотъемлемой частью учебного процесса и ориентирован на закрепление и упорядочение знаний, умений и навыков студентов, полученных на лекционных и семинарских занятиях, а также в период самостоятельной работы. Цель экзамена — проверка и оценка уровня полученных студентом специальных познаний по учебной дисциплине и соответствующих им умений и навыков, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную научную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, ориентироваться в массиве информации, дефиниций и категорий. Оценке подлежат правильность и грамотность речи студента, а также его достижения в течение семестра. Дополнительной целью экзамена является формирование у студентов таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность и самостоятельность.

На экзамене определяется качество и объем усвоенных студентами знаний, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения. Во время подготовки к экзамену студенты систематизируют знания, которые они приобрели при изучении основных тем курса в течение семестра. Это позволяет им уяснить логическую структуру дисциплины, объединить отдельные темы единую систему, увидеть перспективы ее развития.

Подготовку к экзамену целесообразно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Залогом успешной сдачи экзамена является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение семестра. Сдачи экзамена предшествует работа студента на лекционных и семинарских занятиях, самостоятельная работа по изучению предмета.

Подготовка к экзамену осуществляется на основании методических рекомендаций по дисциплине и списка вопросов по изучаемой дисциплины, конспектов лекций, учебников и учебных пособий, и научных статей. Готовясь к экзамену, целесообразно сочетать повторение теоретических вопросов с выполнением практических заданий. Целесообразно пошаговое освоение материала, выполнение различных заданий по мере изучения соответствующих содержательных разделов дисциплины.

При подготовке к экзамену важно правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Самостоятельная работа по подготовке к экзамену во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет, так, чтобы за предоставленный для подготовки срок он смог равномерно распределить приблизительно равное количество вопросов для ежедневного изучения (повторения). Важно, чтобы один последний день (либо часть его) был выделен для дополнительного повторения всего объема. В период подготовки к экзамену по дисциплине необходимо повторить весь материал учебной дисциплины, изученный как в процессе аудиторных занятий, так и самостоятельной работы.

В процессе подготовки экзамену рекомендуется:

а) повторить содержание лекционного материала и проблемных тем, рассмотренных в ходе семинарских занятий;

б) изучить основные и дополнительные учебные издания, предложенные в списке литературы;

в) повторно прочитать те библиографические источники, которые показались Вам наиболее трудными в ходе изучения дисциплины;

г) проверить усвоение базовых терминологических категорий и понятий дисциплины;

Для успешной сдачи экзамена студенты должны помнить, что практические (семинарские) занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене.

На экзамене студент дает ответы на вопросы билета после предварительной подготовки. Студенту предоставляется право отвечать на вопросы билета без подготовки по его желанию. Преподаватель имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если затруднительно однозначно оценить ответ, если студент не может ответить на вопрос билета, если студент отсутствовал на занятиях в семестре.

При оценивании знаний студентов преподаватель руководствуется, прежде всего, следующими критериями:

- правильность ответов на вопросы;

- полнота и лаконичность ответа;

- умение толковать и правильно использовать основную терминологическую базу предмета;

- логика и аргументированность изложения;

- культура ответа.

Таким образом, при проведении экзамена преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

Критериями качественной подготовкой к экзамену являются:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики, конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса (свободным оперированием материалом не считается рассуждения на общие темы, не относящиеся к конкретно поставленному вопросу);

 

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- четкие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объем знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, вследствие которой студенту не зачитывается прохождение курса, является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо в отсутствии соответствия изложенного студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечеткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объем знаний студента;

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от сдачи экзамена.

 

2.3.2. Методические рекомендации по самостоятельной работе во время индивидуальных и групповых консультаций

 

Групповые консультации студентов направлены на подготовку к успешному прохождению контрольных мероприятий - экзамена.

В процессе текущего контроля у студента должен определиться круг вопросов, вызывающих затруднения. Этот перечень вопросов следует дополнить темами пропущенных занятий. Основная задача студента на консультации - определить план ответа по теме, которая вызывает затруднения, выявить основные закономерности явлений, основные термины и алгоритмы расчетов, которые необходимо знать. Важно также выявить источники, которые могут способствовать самостоятельной проработке данного материала. При групповой консультации рекомендуется конспектировать комментарии преподавателя не только к своим вопросам, но и вопросам сокурсников.

Индивидуальные консультации направлены на углубление освоения основного материала, успешное написание курсовых и контрольных работ, творческих работ, заданий практики и выпускной работы.

В рамках индивидуальных консультаций студенту важно выработать совместное решение с преподавателем по наиболее важным вопросам: графике консультаций и самостоятельной работы, теме и плане будущего исследования, основных моментах, которые необходимо раскрыть, а также визуализации материала и т.д.


 

Вопросы к экзамену по предмету

1. Социальная психология в системе наук (соотношение с общей психологией и социологией). Современные представления о предмете социальной психологии

2. Структура социальной психологии как науки. Междисциплинарный характер становления социальной психологии.

3. Предмет социальной психологии и его структура.

4. История развития социально-психологических знаний. Основные этапы в истории развития социальной психологии.

5. Интеракционистская ориентация в развитии западной социальной психологии

6. Когнитивистская ориентация в развитии западной социальной психологии

7. Необихевиористская ориентация в развитии западной социальной психологии

8. Психоаналитическая ориентация в развитии западной социальной психологии

9. Краткая характеристика основных периодов развития отечественной социальной психологии

10. Общение как социально-психологический феномен: сущность, структура, функции и виды.

11. Специфика изучения общения в социальной психологии.

12. Коммуникативная сторона общения. Специфика обмена информацией между людьми. Виды вербального общение.

13. Коммуникационные барьеры в общении. Пути преодоления коммуникационных барьеров.

14. Сущность и особенности невербального общения. Знаковые системы невербальной коммуникации.

15. Перцептивная сторона общения. Механизмы социального восприятия.

16. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции.

17. Общение как интерактивный процесс. Психологические механизмы взаимовлияния людей.

18. Социальные группы. Понятие, классификация и основные характеристики групп.

19. Малая социальная группа как объект социальной психологии. Виды малых групп.

20. Исторические этапы изучения малых групп.

21. Структурные характеристики малой группы.

22. Величина и композиция малой группы

23. Виды и характеристика внутригрупповых коммуникаций в малой группе.

24. Понятие статуса и социальной роли в социальной психологии.

25. Лидерство как социально-психологический феномен. Теории лидерства.

26. Основные современные направления в изучении малых групп.

27. Динамические процессы в группе. Отечественные и зарубежные модели развития малой групп.

28. Понятие и показатели групповой сплочённости в малой группе.

29. Психологические механизмы развития малых групп.

30. Феномен конформизма в малых группах.

31. Эксперименты С. Милграма. Факторы подчинения личности.

32. Социальная психология больших социальных групп: понятие, уровни развития и психические явления в больших социальных группах.

33. Психологические особенности этнических групп.

34. Стихийные группы и массовидные социально-психологические явления.

35. Социальная психология толпы.

36. Паника как массовое психическое явление

37. Личность как предмет социальной психологии.

38. Личность как субъект социальных отношений

39. Бихевиористский подход к пониманию личности.

40. Психоаналитические социально-психологические теории личности.

41. Представления о личности в когнитивной социальной психологии.

42. Модель личности в гуманистической психологии

43. Интеракционистские теории личности.

44. Деятельностный подход к изучению личности (А. Н. Леонтьев)

45. Структурно-динамический подход к изучению личности (К.К. Платонов).

46. Комплексный подход к изучению личности (Б.Г. Ананьев).

47. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

48. Социализация личности. Стадии и механизмы социализации. Институты социализации.

49. Социально-психологические подходы к оценке соотношений адаптации и интеграции в процессе социализации.

50. Понимание и структура социальных установок. Основные виды социальных установок

51. Социальная установка: становление проблемы социальной установки в западной социальной психологии

52. Понимание социальных установок. Причины расхождения социальных установок и поведения личности. Эффект Лапьера.

53. Подходы к формированию социальных установок: бихевиористский, мотивационный, когнитивистский, структурный, генетический.

54. Основные направления прикладной социальной психологии.


3. Информационное обеспечение изучения дисциплины

 

3.1. Основная литература

 

1. Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник. / Г.М. Андреева; М-во образования РФ. - 5-е изд., испр. и доп. - Москва: Аспект Пресс, 2008. - 363с.

2. Козьяков, Р. В. Социальная психология [Электронный ресурс]/ Р.В. Козьяков. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Директ-Медиа, 2013. - 376с.

3. Ридецкая, О. Г. Социальная психология [Электронный ресурс]/ О.Г.Ридецкая. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Евразийский открытый институт, 2011. - 515 с.

4. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология: учебник для бакалавров/ А.Л. Свенцицкий; СПбГУ. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2014. - 408 с.

5. Социальная психология [Электронный ресурс]. - 2-е изд., испр. и доп. - Электрон. текстовые дан. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2015. - 355 с.

6. Ванюхина, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс]/ Н. В. Ванюхина, А. А. Кабирова. - Электрон. текстовые дан. - Казань: Познание, 2014. - 70 с.

3.2. Дополнительная литература

 

1. Бабушкин, Г. Д. Социальная психология [Электронный ресурс]/ Г.Д. Бабушкин. - Электрон. текстовые дан. - Омск: Издательство СибГУФК, 2011. - 236 с.

2. Семечкин, Н. И. Социальная психология [Электронный ресурс] / Н. И. Семечкин. Ч1. - Электрон. текстовые дан. - М. Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 504с.

3. Семечкин, Н. И. Социальная психология [Электронный ресурс] / Н. И. Семечкин. Ч2. - Электрон. текстовые дан. - М. Берлин: Директ-Медиа, 2014. - 432с.

4. Социальная психология труда. Теория и практика [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые дан. - Москва: Институт психологии РАН, 2010.- 448 с.

 

3.3. Литература, рекомендованная к ознакомлению

 

1. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. - Москва; Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК: Изд. дом "Нева": Олма - пресс, 2002. - 560 с.

2. Быков, С. В. Социальная психология нормативного поведения в организации [Электронный ресурс] / С. В. Быков. - Электрон. текстовые дан. - Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. - 116 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд. СПб.: Питер, 2011. – 800с.

4. Немов Р. С., Алтунина И. Р. Социальная психология; учебник для бакалавров / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. — М.: Издательство Юрайт, 2011. - 427 с.

5. Социальная психология в трудах отечественных психологов/ сост. А.Л. Свенцицкий. - Санкт-Петербург; Москва; Харьков: Питер, 2000. - 512 с.

6. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие / ред. В.Н. Лавриненко. - Москва: Культура и спорт: ЮНИТИ, 1995. - 160 с.

7. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Социальная психология. Хрестоматия. – М., 1999. – С. 416–433.

 

3.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

1. http://www.iprbookshop.ru/

2. http://www.gumer.info

3. http://sbiblio.com/biblio/

4. http://bookap.info/

5. http://flogiston.ru/

6. http://www.rsl.ru/

7. http://elibrary.ru/

 

3.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

 

Вид Наименование
Программное обеспечение: нет

Информационные

справочные системы:

Электронная информационно- образовательная среда СПбГИК
Электронный каталог библиотеки СПбГИК

Профессиональные базы данных:

ЭБС «Университетская библиотека online»
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «БиблиоРоссика»
ЭБС «Профи-Либ» — электронная библиотека издательства «Профессия»

 


 

Заключение

 

Обеспечение высокой профессиональной подготовки во многом зависит от способности студента работать самостоятельно. Самостоятельная работа формирует творческую поисковую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, а также способность выделять главное, развивает и совершенствует логическое мышление.

В процессе самостоятельной работы закрепляются и совершенствуются умения и навыки студентов, полученные на лекциях и семинарских занятиях, более глубоко прорабатывается учебный материал, осмысливаются полученные на лекциях и семинарских занятиях знания. Поэтому самостоятельная работа является важным составным элементом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.

Актуальность самостоятельной образовательной деятельности определяется тем, что систематическая самостоятельная деятельность студента становится доминантной в современных условиях перехода к уровневой подготовке специалистов в системе высшего образования Российской Федерации, основой формирования общекультурных компетенций, рассматриваемых в федеральных образовательных стандартах наряду с профессиональными компетенциями в качестве важнейших результатов освоения основных образовательных программ.


 

Приложение 1

 

Глоссарий

 

Абсолют культурный — ценность (или система ценностей), которую представители определенной культуры считают наиболее важной и в значимости которой они не сомневаются.

Автономия — самостоятельность, независимость человека, его способность и готовность вести себя так, как он сам считает нужным, не поддаваясь влиянию или психологическому давлению со стороны других людей, действуя в полном соответствии с собственными взглядами и убеждениями.

Автономия группы — способность социальной группы оставаться относительно независимой от влияний, оказываемых на нее извне со стороны отдельных людей, других социальных групп или общества в целом.

Авторитаризм — 1. Социально-политическая система, основанная на подчинении личности государству или его лидерам. 2. Социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Авторитарность — стиль поведения и отношений к другим людям, характеризующийся доминированием, давлением на других, принуждением, подчинением себе, антидемократичностью.

Авторитарный (властный, директивный) — характеристика человека или его поведения в отношении других людей, которая подчеркивает склонность данного человека пользоваться недемократическими (авторитарными) методами воздействия на людей: оказывать на них давление, отдавать приказы, распоряжения, наказывать, поощрять, ограничивать свободу действий людей и г. п.

Авторитет — добровольное признание частью людей (группой) достоинств какого-то одного человека (или другой группы), что приводит к его повышенному влиянию на них.

Авторитет легальный (легитимный) — влияние, власть и права, обеспеченные человеку законом (полученные им на законной основе); Легальный авторитет используется человеком, наделенным властью, с целью контролирования и регулирования определенных социальных функций. Иногда такой авторитет также называют разумно-легальным авторитетом.

Авторитет нелегальный (нелигитимный) — влияние, власть и нрава, полученные человеком незаконным путем, с помощью обмана, подлога или силы, поддержанные с его стороны соответствующей системой поощрений или наказаний тех людей, в глазах которых данный человек пользуется авторитетом.

Авторитет рациональный (разумный) — влияние, власть и права человека, обусловленные главным образом его знаниями или способностями. Такой авторитет человека поддерживается и сохраняется благодаря его очевидным внутренним достоинствам, а не за счет каких-либо внешних сил, например не в силу того, что этот человек пользуется покровительством влиятельных людей или имеет возможность оказывать административное, материальное, политическое или иное давление на окружающих его людей.

Авторитет традициональный (традиционный) — влияние, власть и нрава человека, основанные на сложившейся социальной или культурной традиции. Это может быть, например, авторитет человека, формально принадлежащего к определенному слою населения, скажем к правящей верхушке, высшей церковной иерархии, царской фамилии и т. п.

Авторитет харизматический — влияние, власть и права человека, связанные с тем, что он обладает какими-то особенными, ценными личностными качествами (достоинствами). Такой авторитет отличается от авторитета, основанного на законе, традиции, власти, материальном достатке и т. п.

Авторитетность — способность человека иметь определенный вес среди людей, служить для них источником идей, пользоваться их признанием и уважением.

Агрессивность — 1. Поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. 2. Черта характера человека, проявляющаяся в его враждебности по отношению к людям, животным, определенным предметам или явлениям.

Агрессия — термин, означающий совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо.

Агрессия альтруистическая — агрессивные действия, предпринимаемые из благих побуждений, например в защиту других людей (скажем, агрессивные действия матери, защищающей своего ребенка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.189 с.)