Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Понятие о мировоззрении, его функция и роль в структуре личности
Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко (словарь) Мировоззрение - «это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (в чем смысл жизни). Мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. По С.Л. Франку мировоззрение имеет индивидуально-творческий характер» А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский (словарь) Мировоззрение – «это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленными этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и действительности, ценностные ориентации» С.Л. Рубинштейн «Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы» Л.И.Божович Мировоззрение одновременно и интегрирует в единую систему различные потребности и мотивы, и стабилизирует структуру мотивационной сферы. «Мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредующим всё: …поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». Мировоззрение создает направленность личности. На основе выработанного мировоззрения, сознательно поставленных целей и намерений личность становится способной действовать самостоятельно, освобождаясь от влияния внешней материальной среды. Занимая определенную внутреннюю позицию, человек личностно самоопределяется. Роль мировоззрения в жизни огромна, так как оно интегрирует сущностные представления и определяет жизненную позицию и духовный облик людей.
Мировоззрение включает в себя, с одной стороны, систему обобщенных представлений о мире и о себе в нем, но, с другой стороны, являет собой отношение человека к окружающей его объективной реальности. Мировоззрение является средством отношения человека к миру, оценки его с точки зрения истины и лжи, добра и зла, справедливости и несправедливости. Оно является стержнем, ядром сознания – «это как бы духовная призма, сквозь которую воспринимается окружающая действительность» Структура мировоззрения Мировоззрение как сложное структурное образование включает в себя следующие компоненты: А) знания особого мировоззренческого рода. С одной стороны, это знания о природе, обществе, человеке, которые определяют взгляды человека на природу, общество, себя. С другой стороны, это философские и религиозные знания, содержащие ответы на вопросы о смысле жизни, добре и зле, цели бытия человечества и конкретного человека, Б) принципы, ценности (ценностные ориентации), идеалы, как совокупность идей, наиболее значимых представлений, которыми руководствуется человек, определяя свое отношение и место в жизни, убеждения, которые определяют направленность личности, формируют на этой основе жизненную позицию. Для того, чтобы философские и религиозные знания стали внутренней позицией личности, необходимо, по словам В.Г. Белинского, чтобы знания прошли «через собственную натуру» и превратились в убеждения. «Знания, пережившие это качественное преобразование, уже не есть просто знания, они приобретают значение «сознания» (С.Л.Рубинштейн). Только идеи, пропущенные через чувства, определяют поведение человека.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.005 с.) |