Тема 6. Ценностные ориентации и убеждения личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Ценностные ориентации и убеждения личности



По определению А.И. Титаренко «ценностные ориентации – это устойчивые, инвариантные, определенным образом скоординированные образования («единицы») морального сознания – основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», выражающие суть нравственного смысла человеческого бытия, а опосредовано – и наиболее общие культурно-исторические условия и перспективы»

Ценностные ориентации - важнейшая составляющая структуры личности, имеющая в своей структуре мотивационный, отношенческий, когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты. Они представляют собой наиболее гибкую, предполагающую свободный выбор, а, следовательно, всесторонний учет индивидуальных интересов и потребностей человека, связь между личностью и обществом, его институтами, культурой, ценностями.

Роль ценностных ориентаций состоит в том, что они сообщают направленность профессиональной деятельности, придают ей ценности, содержащие смысл, позволяют занять определенную позицию, регулируют поведение, формируют способы самоактуализации.

В отечественной и зарубежной психологии существует несколько подходов к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности.
В отечественной психологии ценностные ориентации рассматривались исследователями Зейгарник Б.В., Асмоловым А.Г., Братусь Б.С., Ломовым Б.Ф., как направленность личности. Они выделяли направленность личности в качестве ведущей характеристики и определяли её по-разному: «динамическая тенденция», «основная жизненная направленность», «смыслообразующий мотив».

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации как основная характеристика личности исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холандом, М. Рокичем, В. Франклом, А. Маслоу и др. В частности, Э. Шпрангер ценностные ориентации рассматривает как «форму познания мира» или «форму жизни», как чисто духовное начало и продукт лишь культурного состояния человечества.

Изучению ценностей и ценностных ориентаций посвящается в настоящее время большое количество психологических исследований, характерной чертой которых является отсутствие общепринятого определения понятий «ценность», «ценностные ориентации». Это обусловлено сложностью самого объекта исследования, а также различием подходов к данной проблеме.

В социальной психологии наряду с понятием "ценностные ориентации" используется термин "установки", "аттитюды"; в социологии синонимом термина "ценностные ориентации" являются "ценностные отношения", "ценностные установки", "фиксированные установки", "социальные установки".

Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В этом своем качестве она определяет мотивацию поведения личности и оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.

Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. По мнению Ядова В.А., вершину иерархии ценностей личности составляет «жизненный идеал» – социально-политический и нравственный образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, так или иначе, согласуются с идеалом. Особенности иерархической структуры ценностных ориентаций личности могут служить показателями определенного уровня развития личности.

С точки зрения содержания ценности могут быть классифицированы по различным основаниям. Олпорт, Вернон, Линдзи выделяют шесть типов ценностных ориентаций в соответствии с направленностью основных интересов личности: к теории, методологии, науке, религии, обрядам, экономике, политике, идеологии, социальным институтам, искусству, литературе, прекрасному.

Ценностные ориентации как личностно образующая система складывается лишь к подростковому периоду онтогенеза. И, хотя накопление элементов ценностных ориентаций начинается уже в дошкольном возрасте, именно при вхождении в фазу подростничества, в период, когда ребенок определяет свою активную позицию в сфере общественных отношений, происходит становление системы ценностных ориентаций. На рубеже младшего школьного и подросткового возраста, подросткового и юношеского происходит, во-первых, появление новых потребностей, интересов, чувств, и, во-вторых, происходит отмирание и перестройка на этой основе тех особенностей, которые были характерны для предшествующего возраста.

Ценностные ориентации, как предмет психологического исследования, занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.004 с.)