Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна



КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

М.Х. Дзейтова

Курс лекций по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

для студентов направления «Психология»

Магас 2019

Печатается по решению Учебно-методического совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна

Рецензент: к.пс.н., доцент Точиева М.М.

Краткая аннотация: Настоящее учебное пособие по дисциплине «Психология личности» подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (направления: 37.03.01 – «Психология»), и предназначен для студентов ускоренной формы обучения. 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Понятие личности в психологии, многообразие подходов к пониманию сущности личности……………………………………..…4

 

Тема 2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект деятельности»………………………9

Тема 3. Структура личности. Основные психологические подсистемы в структуре личности…………………………………...10

 

Тема 4. Биологическое и социальное в структуре личности……..13

Тема 5. Общая характеристика направленности личности. Структура, функции и роль направленности личности……….…15

 

Тема 6. Ценностные ориентации и убеждения личности………….17

Тема 7. Понятие о мировоззрении, его функция и роль в структуре личности…………………………………………………………………19

Тема 8. Проблема смысла жизни в современной психологии…….21

Тема 9. Проблема мотивации поведения личности: основной круг вопросов………………………………………………………………….24

Тема 10. Характер как система отношения личности к социальной действительности, труду, к себе и другим людям………………….27

Тема 11. Роль и место способностей в структуре личности………30       

Тема 12. Понятие о психологически зрелой личности……………32

Тема 13. Самоактуализация личности, условия самоактуализации..........................................................................34

Тема 14. Понятие о самосознании личности: структура, функции………………………………………………………………….35

Тема 15. Самооценка и самоотношение личности…………………39

Тема 16. Основные виды психологической защиты……………….39

Тема 7. Понятие о мировоззрении, его функция и роль в структуре личности

Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко (словарь)

Мировоззрение - «это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и о себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе. В содержание мировоззрения входят знания, необходимые для самоопределения субъекта и обоснования его отношения к миру. Самоопределяться приходится во многом: в социокультурных ценностях, в идеалах, в мировоззренческих вопросах (в чем смысл жизни).

Мировоззрение не транслируется и не усваивается в готовом виде, но формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. По С.Л. Франку мировоззрение имеет индивидуально-творческий характер»

А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский (словарь)

Мировоззрение – «это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленными этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и действительности, ценностные ориентации»

С.Л. Рубинштейн

«Личностью в подчеркнутом, специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы»

Л.И.Божович

Мировоззрение одновременно и интегрирует в единую систему различные потребности и мотивы, и стабилизирует структуру мотивационной сферы. «Мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредующим всё: …поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». Мировоззрение создает направленность личности.

На основе выработанного мировоззрения, сознательно поставленных целей и намерений личность становится способной действовать самостоятельно, освобождаясь от влияния внешней материальной среды. Занимая определенную внутреннюю позицию, человек личностно самоопределяется.

Роль мировоззрения в жизни огромна, так как оно интегрирует сущностные представления и определяет жизненную позицию и духовный облик людей.

Мировоззрение включает в себя, с одной стороны, систему обобщенных представлений о мире и о себе в нем, но, с другой стороны, являет собой отношение человека к окружающей его объективной реальности. Мировоззрение является средством отношения человека к миру, оценки его с точки зрения истины и лжи, добра и зла, справедливости и несправедливости. Оно является стержнем, ядром сознания – «это как бы духовная призма, сквозь которую воспринимается окружающая действительность»

  Структура мировоззрения

Мировоззрение как сложное структурное образование включает в себя следующие компоненты:

А) знания особого мировоззренческого рода. С одной стороны, это знания о природе, обществе, человеке, которые определяют взгляды человека на природу, общество, себя. С другой стороны, это философские и религиозные знания, содержащие ответы на вопросы о смысле жизни, добре и зле, цели бытия человечества и конкретного человека,

Б) принципы, ценности (ценностные ориентации), идеалы, как совокупность идей, наиболее значимых представлений, которыми руководствуется человек, определяя свое отношение и место в жизни, убеждения, которые определяют направленность личности, формируют на этой основе жизненную позицию. Для того, чтобы философские и религиозные знания стали внутренней позицией личности, необходимо, по словам В.Г. Белинского, чтобы знания прошли «через собственную натуру» и превратились в убеждения. «Знания, пережившие это качественное преобразование, уже не есть просто знания, они приобретают значение «сознания» (С.Л.Рубинштейн). Только идеи, пропущенные через чувства, определяют поведение человека. 

 

Этапы развития самосознания

1 этап - пассивный; самосознание развивается вслед за развитием личности, автоматическое следствие.

2 этап - активный (с подросткового возраста); самосознание включается в процесс развития личности и во многом его определяет.

Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление ребенка практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения.

Функции самосознания

Это вопрос о том, какую роль играет самосознание в общей жизнедеятельности человека.

В качестве основной функции самосознания традиционно выделяют адаптационную, приспособительную функцию, которая направлена на выработку эффективной жизненной ориентации индивида, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности и самоуважения. Самосознание обеспечивает гибкое реагирование и регулирование поведения, и тем самым адаптацию личности.

В. В. Столин перечисляет следующие функции самосознания: мотивирующую функцию, участие в целеобразовании (подборе целей, соответствующих Я-концепции), наложение запретов на определенные действия, детерминация отношений с окружающими, влияние на развитие тех или иных черт личности и всей ее структуры, осуществление функции самоконтроля в процессе реализации различных деятельностей, функция приобщения человека к жизни других людей и социальных групп.

Важнейшим для формирования самосознания является механизм идентификации (уподобления), подражания, «заражения». «В отношении с людьми ребенок не столько принимает роль другого (ставит себя на его место), сколько идентифицируется с ним, усваивая при этом и его отношение к себе, либо столь же однозначно приписывает другому свои собственные мотивы». Механизм идентификации подробно описан в работах Кули, Мида и др. «Я» существует лишь благодаря постоянному диалогу с другими.

В развитии и функционировании самосознания особое место отводится объему и направленности внимания. Самосознание осуществляется благодаря вниманию направленному внутрь, на самого себя, свои мысли, чувства и мотивы. Это внутренне направленное внимание, которое необходимо отличать от постоянной склонности интересоваться собой больше, чем окружающим миром.

Чеснокова И.И. выделяет внутренние приемы самосознания: самовосприятие, самонаблюдение, самоанализ, постановка себя на место другого, проекция своих качеств на других, самоосмысливание.

Самосознание – процесс, с помощью которого человек познает себя. В ходе жизни человек накапливает о себе различные знания, которые составляют содержательную часть его представлений о себе – его «Я концепцию». Однако, знания о самом себе, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

М.Х. Дзейтова

Курс лекций по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

для студентов направления «Психология»

Магас 2019

Печатается по решению Учебно-методического совета Ингушского государственного университета (протокол №____от____________201__г.)

Составитель: к.п.н., доцент Дзейтова Марета Хасановна



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.013 с.)