Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Геноцид понтийских греков 1916-1923гг.
Понтийцы – этнографическая группа греков, потомки выходцев из истореческой области Понт на северо-востоке Малой Азии. Геноцид 1916-1923гг. - самая трагическая страница истории понтийского народа; это боль, которую не изжить, рана на сердце, никогда не заживающая. Понтийцам пришлось много вынести на протяжении трех тысячелетий своей истории, но геноцид был страшнее всех ранее бывших несчастий: ведь у греков Черного моря он отнял не только родных и близких, но и Родину. Кроме самих понтийцев, немногие в мире сегодня знают и помнят об этой трагедии: XX век создавал и разрушал огромные империи, потрясал земной шар ужасами мировых войн и революций, и на этом страшном фоне гибель маленького народа на севере Малой Азии оказалась - увы! - почти незамеченной. Однако память о геноциде необходима не только потомкам и родственникам погибших, знать о таких страшных событиях в истории человечества нужно всем. Ведь, забывая о боли другого, проходя равнодушно мимо, человек убивает в себе частицу своей "человечности", a этого нельзя допускать, чтобы подобные трагедии не могли вновь повториться... К началу XX века история понтийских греков насчитывала уже около 3 тысяч лет. Греки составляли подавляющее большинство населения в северной (Понте) и западной (Анатолии) областях Малой Азии, а также в провинции Каппадокии. Являясь, как и армяне, коренными жителями этих территорий, греки не поддавались исламизации и "отуречиванию". Турецкое правительство всерьез опасалось выхода Анатолии и Понта из-под власти Турции, как это уже произошло с Грецией, Сербией и Болгарией; к тому же среди греческих подданных Турции (особенно понтийцев) было немало высокообразованной интеллигенции и успешных предпринимателей, занимавших видное положение в обществе и оказывавших значительное влияние на турецкую экономику. Поэтому Турцией были подготовлены "решительные меры" по искоренению греческого элемента, которые и воплотились в жизнь после 1908 года, когда к власти пришла партия "младотурок", провозгласивших лозунг "Турция - для турок!". В сентябре 1911 года был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым, в первую очередь, относились греки и армяне. Крестный путь понтийского народа начался в 1914 году, после вступления Турции в Первую Мировую войну на стороне Германии. Под предлогом "неблагонадежности" множество мужчин-понтийцев от 18 до 50 лет под конвоем отправили в т.н. "рабочие батальоны" ("амеле табуру") вглубь Малой Азии. Это были концентрационные лагеря, где людей заставляли трудиться в нечеловеческих условиях, практически без пищи, воды и медицинской помощи. Наказанием за малейшую провинность был немедленный расстрел. В "амеле табуру" погибли тысячи понтийских греков, а также представителей других христианских народностей. Но, вопреки ожиданиям младотурок, репрессии не сломили греков, наоборот, они подтолкнули понтийских патриотов к решительным действиям. Многие мужчины "турецкой" части Понта ушли в горы, где организовали партизанские отряды; а среди греческой интеллигенции Кавказа (принадлежавшего почти полностью России) окончательно созрело решение о создании независимой Понтийской республики. Кроме партизанского движения, надеялись и на помощь Российской империи, ведшей боевые действия против Турции как союзника Германии. В 1916г. в Трапезунд вступили русские войска. За несколько дней до этого турецкий губернатор Мехмет Джемаль Азми официально передал власть над городом Владыке Хрисанфу со словами: "Когда-то мы взяли Трапезунд у греков, и теперь грекам отдаем его". Когда русские войска подошли к городу, их встретил с цветами сам Владыка и жители города. Вскоре после этого события в Трапезунде и окрестностях было провозглашено создание Понтийской республики. Казалось, вековой мечте понтийских греков о свободе суждено было сбыться. Но затруднения на Западном фронте мешали продвижению русской армии вглубь страны, а у греческих партизан было для этого еще недостаточно сил и оружия. Поэтому, пока русские стояли в области Трапезунда, правительство младотурок жестоко расправлялось с греками подвластных им территорий, теперь уже официально объявленных "предателями" и "союзниками русских". Все остававшееся в живых мужское население Понта (горожан) предполагалось физически уничтожить, а остальных - депортировать вглубь страны. Этот план не замедлили претворить в жизнь. Понтийских греков - женщин, детей, стариков - выселяли из домов в 24 часа, не разрешая брать с собой практически ничего из имущества, выстраивали в колонны и пешком, под конвоем солдат, гнали вглубь страны. Оставленные деревни разграбляли и сжигали (нередко прямо на глазах у выселяемых). В пути с депортируемыми обращались очень жестоко: им не давали практически никакой пищи, гнали вперед без отдыха по бездорожью, под дождем и снегом, так что многие не выдерживали и умирали прямо на ходу от истощения и болезней. Конвоиры насиловали женщин и девушек, расстреливали людей за малейшую провинность, а иногда и просто без повода. Большинство депортируемых погибло в пути; но и те, кто перенес путь, оказались в ничуть не лучшем положении: они попали в настоящие "лагеря смерти". Так, в одном из таких "мест назначения", местечке Пирк, содержались депортированные греки города Триполи. Одна из выживших, писательница Татьяна Грици-Мильекс, сообщает, что из 13000 (тринадцати тысяч) греков, отправленных в Пирк, выжили только 800 человек. В 1917 году в России произошла октябрьская революция, власть перешла в руки большевиков. Глава большевистской партии Ленин еще с 1916 года был союзником лидера младотурок Мустафы Кемаля; поэтому сразу же после заключения в 1918 году Брест-Литовского мира российские войска покинули Трапезунд, оставив его жителей на произвол судьбы. Турецкая армия и "четы" (бандитские шайки, неофициально поощряемые турецким правительством) хлынули в город и окрестные деревни, грабя и убивая. Cпасаясь от смерти, множество понтийских семей Восточного Понта (области Трапезунда и Карса) бежали на Кавказ. Понтийская республика перестала существовать, но борьба за независимость, раз начавшись, уже не могла прекратиться: на Кавказе (в Ростове) местными понтийскими деятелями был создан Центральный Понтийский Совет, люди жертвовали на борьбу деньги и оружие, а из Марселя Константин Константиниди отправлял воззвания к жителям Понта и главам европейских государств. В это время в Понтийских горах набирало силу партизанское сопротивление. Главными очагами партизанской борьбы были области Пафра, Санда и Орду; вскоре партизанские отряды появились и в Трапезунде и Карсе. Понтийские паликары (воины, джигиты) сопротивления сражались отчаянно: об их подвигах ходили легенды. В 1919г. Греция вступила в войну с Турцией, чтобы поддержать партизанское движение и спасти мирное население Понта и Анатолии от уничтожения. Но поскольку у Греции не было выхода в Черное море, греческая армия вела боевые действия в основном со стороны Анатолии (Смирны); к тому же политические неурядицы и разногласия в Афинах сначали сильно задерживали, а потом и вовсе остановили греческое наступление в Малой Азии. Вместо того, чтобы открыть дорогу к свободе, 1919 год стал для понтийских греков "началом конца": именно в этом году начались новые, доселе не слыханные репрессии со стороны турок. 19 мая 1919г. Мустафа Кемаль прибыл в Керасунд, чтобы встретиться с губернатором города Топал Османом. В ходе этой встречи Кемаль призвал Топал Османа "очистить Турцию от греков", а затем через местные турецкие газеты обратился с тем же призывом к "всему турецкому народу". Это стало сигналом к систематическому и окончательному истреблению греков Понта - фактически все они были обьявлены вне закона. А поскольку с партизанами турецкая армия справиться не могла, вся ярость турок обрушилась на тех, кто не мог сопротивляться: мирное население понтийских городов и деревень. По всему Понту начались неслыханные зверства: грабежи, убийства, изнасилования... Греков целыми семьями запирали в церквях и школах и сжигали живьем, например, в городе Пафра подобным образом были сожжены около 6.000 (шести тысяч) человек, в основном женщин и детей. Из тех жителей Пафры, кто избежал смерти в огне, примерно 90% (порядка 22.000) были расстреляны или зарезаны; все женщины, девушки и даже маленькие девочки перед смертью были изнасилованы, а грудным младенцам турецкие солдаты разбивали головы о стены домов. В городе Амасии и близлежащих деревнях из 180.000 греков погибли 134.000; в городе Мерджифунде были вырезаны все жители поголовно; в Триполи, Керасунде, Орду и многих других городах были уничтожены практически все жители мужского пола... И это лишь малая толика того, что творилοсь тогда во всем Понте. Продолжались и массовые депортации, принявшие теперь еще больший размах и проводившиеся с еще большей жестокостью. Понтийцы Кавказа, имевшие доступ к средствам сообщения, взывали к главам европейских государств о помощи жителям Понта. Но Греция была поглощена политическими дрязгами между сторонниками монархии и демократии, а также неудачами на анатолийском фронте; Англия занимала "нейтральную", а по сути прокемалисткую позицию; а Франция, Италия и особенно Советская Россия открыто поддерживали режим и антигреческую политику Кемаля, оказывая ему моральную, материальную и военную поддержку. Единственной надеждой мирного населения Понта были теперь партизаны; они по-прежнему сражались героически, но в создавшихся условиях, оставшись без всякой поддержки и практически не имея возможности пополнять запасы оружия (в то время как армия Кемаля постоянно получала деньги и оружие от большевиков и других своих союзников), не могли изменить ход войны. Отстаивать независимость Понта, в то время как его мирным жителям грозило поголовное уничтожение, становилось практически невозможно. Главной целью партизан стало спасение своего народа: они сражались с турецкой армией за жизнь понтийских христиан и впоследствии переправляли целые семьи беженцев на Кавказ и в Грецию. Именно героическому сопротивлению паликаров-партизан обязаны жизнью 135.000 жителей Понта, спасшихся на Кавказе, и около 400.000 эвакуированных в Грецию. 24 июля 1923г. между Турцией и Грецией был заключен мирный договор, в который входило соглашение об обмене населением. В соответствии с этим соглашением в Грецию было переправлено все оставшееся в живых греческое население Понта и Анатолии. Выселения с родины избежали лишь исламизированные греки Офлу, считавшиеся единоверцами турок и потому не подвергавшиеся преследованиям, а также те немногие семьи, кому удалось выдать себя за турок (в Турции того времени еще не существовало развитой системы удостоверения личности, как в Европе, и подобные вещи были иногда возможны), но эти, последние, были с тех пор обречены вести двойное существование "тайных греков", оказавшись в еще более сложном положении, чем остальные криптохристиане. В целом же, согласно оценкам официальных источников того времени и современных историков, в результате геноцида было физически уничтожено около 353.000 понтийских греков. Оставшиеся в живых лишились родины и вынуждены были уйти в изгнание. Понтийский геноцид на сегодняшний день официально признан всего лишь несколькими странами мира. Причины этого - не сомнения в историческом факте уничтожения понтийского народа (официальные документы тех лет и свидетельства очевидцев различных национальностей убедительно доказывают реальность геноцида), а уже упоминавшиеся в начале статьи недостаточные информированность и (что еще важнее) заинтересованность международного сообщества: вопрос о международном признании понтийского геноцида был поднят только 27 сентября 2006 года на заседании парламента Европейского Союза. 19 мая считается в Греции и среди понтийской диаспоры разных стран Днем Памяти геноцида понтийских греков. В Турции, до сих пор официально отрицающей сам факт геноцида, этот же день является национальным праздником, что достаточно красноречиво свидетельствует об отношении турецкого правительства к этому и подобным ему историческим событиям. Понтийские греки во всем мире не теряют надежды на восстановление справедливости; активная деятельность понтийских сообществ, организаций и т.п. на благо Национальной Идеи, а также значительный рост понтийского национального самосознания стали особенно заметны за последнее десятилетие. Можно надеяться на скорое признание понтийского геноцида странами мира; нельзя исключить и того, что однажды справедливость окончательно восторжествует, и понтийский народ сможет вернуться на исконные земли своих предков.
Материал обобщила В.Помазан
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.150 (0.005 с.) |