З) Греческая община в Одессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

З) Греческая община в Одессе



Становление и успех многочисленных греческих общин связывалось с хозяйственным освоением плодородных земель Юга Украины, появлением новых каналов для развития внутренней и внешней торговли. Колонисты-иностранцы внесли значительный вклад в социально-экономическое развитие региона. Есть данные, что в начале ХIХ ст. в Российской империи действовало более 800 греческих фирм разного характера.

После второй российско-турецкой войны 1787-1791гг. крепость Хаджибей, вместе с огромной территорией от Дуная до Днестра, была присоединена к России. На протяжении пятилетнего срока в этом месте было решено построить город и порт с тремя гаванями. В 1795г. посёлок Хаджибей был переименован в Одессу, в честь античного города Одессоса – колонии Милета. До этого времени в городе существовало два района, одним из которых был греческий форштадт. Самыми старшими жителями этого поселения были греческие семьи Рафтопуло, Горголы, Стаматы, Ламбро и другие, которые жили в крепости ещё при турках. В этом же году в город прибыло ещё 17 семей греков-купцов из Константинополя, Херсона и Елисаветграда. Царское правительство официально пригласило православных подданных Османской империи переселиться в Одессу, освободив их от уплаты налогов на 10 лет, предоставило кредиты на сооружение домов и т.п. Часть эмигрантов прибывали в Одессу по морю и принимались российским правительством без никаких документов. Греки прибывали в южную столицу Российской империи из разных концов мира и страны.

В июне 1795г. в Одессе состоялась первая перепись населения. По этой переписи, в городе проживало 2.349 человек, из них 10% (224 человек) были греки. Через год в город прибыла новая группа переселенцев из Османской империи, которая состояла из 148 греков и болгар. В последующие годы население города постоянно увеличивалось, в том числе и за счёт прибытия нежинских греков. В 1808г. оно составляло 12.500 человек, в 1814г. – 25.000, в 1856г. – 10.1302 человек. Согласно данным 1897г., на греческом языке разговаривало 5.013 человек.

В начале XIX ст. началось интенсивное развитие экономики Юга Украины. Одесский порт постепенно стал главным пунктом ввоза и вывоза промышленных товаров и сельскохозяйственной продукции. Греки активно выступали в роли посредников между Россией и Западной Европой, а также некоторыми районами Азии, Африки и Америки. Греческие судовладельцы часть товаров вывозили на судах, которые им принадлежали. Одесские купцы установили торговые связи со своими соотечественниками, которые проживали в разных районах Османской империи. Благодаря их посреднической деятельности была создана большая межконтинентальная торговая сеть. Без преувеличения можно считать, что Одесса на Юге России стала такими же морскими воротами, как Марсель во Франции или Гамбург в Германии. Количество греческих судов, которые заходили в порты России, постоянно увеличивалось. Так, в 1844г. в черноморские и азовские порты зашло 329 судов под греческим флагом, в 1845г. – 424, а в 1846г. – 439.

Через Одесский порт на внешний рынок пшеницу доставляли не только из Украины, а и из России, Польши. Морские перевозки Одесса-Константинополь осуществлялись, в основном, греческими купцами. Одним из направлений деятельности греческих переселенцев был ремонт судов.

Активная деятельность торговых домов, их успехи в предпринимательстве способствовали развитию портов. В 1817г. в Одессе было зарегистрировано 65 купеческих фирм. Они сыграли значительную роль в экономическом развитии Украины. Торговые дома объединяли предприятия производства товаров, их продажу и транспортные услуги на кораблях, владельцами которых были греки.

Введение в городе порто-франко (свободного порта) явилось важным фактором стремительного экономического развития Одессы и порта. Почти сорокалетнее существование свободного порта в Одессе способствовало становлению города как большого экономического, политического и культурного центра. Коммерческая предприимчивость греческих купцов, их энергия и деловая хватка в немалой степени послужили расцвету Одессы и в целом торговле и судоходству на Черном море. Своим богатством и размахом торговых операций выделялись ряд греческих семей.

Одним из самых известных на Юге Украины был торговый дом братьев Ралли – уроженцев о.Хиос. Известна в Одессе была и семья Родоканаки – выходцев из о.Хиос. Центральное предприятие торгового дома «Родоканаки» находилось в Константинополе, основным направлением деятельности его была торговля зерном. Торговый дом ввозил изделия европейской промышленности, мебель, ткани, бумагу, а вывозил через одесский филиал зерно, животный жир, лён, шерсть и другие продукты сельского хозяйства. Торговый дом «Родоканаки» включал в свою деятельность не только производство товаров и их продажу, но и предоставление транспортных услуг на кораблях, которые принадлежали семье. Ф.Родоканаки не только занимался коммерцией и банковским делом, но и был одним из основных промышленников Российской империи.

Семья Маврокордато появилась в Одессе в начале ХIХ ст. Турецкий подданный Матвей Пантелеевич поселился здесь в 1820-х годах и был приписан ко 2-й гильдии российского купечества. Он жертвовал средства на поддержку греческой культуры, спонсировал издание книг. Матвей Фёдорович был известным благотворителем.

Торговый дом греческих купцов «Братья Петрококино» стал известным в Одессе во второй половине XIX ст. Товары купцов выставлялись на популярных в Одессе выставках. Торговая фирма братьев Петрококино выставляла свои товары в отдельном павильоне.

Другой греческой семьёй, хорошо известной в Одессе, была семья Дмитрия Спиридоновича Инглези. В 20-х годах XIX ст. Д.Инглези был избран городским головой, почётным попечителем Института благородных девиц, членом Одесского коммерческого суда. Он много сделал для развития Одесского порта. Занимая ключевые должности в местных органах власти и владея значительными средствами, он активно проводил благотворительную деятельность.

Среди носителей греческой и поклонников украинской культуры оказался греческий генеральный консул в Одессе Иван Георгиевич Вучина. В то время он имел собственный капитал. Иван Вучина был талантливым журналистом, активным членом Одесского комитета помощи критянам. В своих статьях он отображал борьбу за независимость и воссоединение с Грецией. Одним из направлений его благотворительной деятельности была помощь талантливой молодёжи. И.Г.Вучина долгое время жил в Украине. Он оживлённо интересовался культурой украинского народа и любил её. Иван Георгиевич был разносторонне талантливым человеком. Свидетельством признания его связей с российскими историками и финансовой поддержки научных исследований стало избрание его в состав Императорского Одесского общества истории и древностей. 24 января 1880г. И.Г.Вучина стал одним из 153 действительных членов общества.

Особое место в общественной и экономической жизни Одессы принадлежало семье Маразли. Григорий Иванович Маразли (1770-1853) поселился в Одессе в 1792г., где начал заниматься торговлей, открыл своё предприятие. Г.И.Маразли удалось быстро скопить капитал. Он, как и многие греческие купцы, которые проживали в разных странах, стремился помочь своему народу освободиться от османского ига. Г.Маразли был членом Одесского благотворительного общества, основным направлением деятельности которого была материальная помощь беженцам из Османской империи. Дом в Красном переулке, который принадлежал семье Маразли, с позволения хозяина использовался для проведения собраний тайной патриотической организации «Филики Этерия», которая стала организационным центром борьбы греческого народа против османского ига. Греческой общине в Одессе Г.И.Маразли подарил свой семейный дом и поместье на Пушкинской улице, которое давало ежегодную прибыль 50 тыс. руб. Семья Г.И.Маразли была одной из первых семей в Одессе, которая в 1794г. финансировала открытие первой греческой школы в городе.

Рост численности греческого населения в Украине, расширение торговых связей обусловили увеличение количества учебных заведений. В августе 1817г. было открыто Греческое коммерческое училище. Коммерческое училище как составная часть национального образовательного движения приобрело большой авторитет в греческом мире. Оно стало гордостью Одессы. Сюда на обучение приезжала молодёжь из Греции и других стран. За период 1833-1867гг. училище закончили 2.140 ученика, среди которых 1.200 греков. Ежегодно в каталог основателей и спонсоров Одесского греческого коммерческого училища заносилось и имя одного из представителей семьи Маразли. 26 июля 1831г. у Григория Ивановича Маразли и его жены Зоицы, родился сын Григорий. После смерти отца в 1851г. он стал продолжателем семейного дела, процветание которого тесно связывалось с торговлей. Греческий купец успешно объединял коммерческую деятельность с участием в городском управлении. Он хорошо знал все стороны многогранной жизни города, чувствовал тонкости управления огромным хозяйством и первоочередные потребности всех слоев населения Одессы. Все силы своей энергичной и щедрой натуры он отдавал заботам о потребностях жителей города. В 1873г. его избрали заместителем исполняющего обязанности городского головы. Г.Г.Маразли продолжал просветительскую деятельность своего отца: финансировал открытие новых школ, училищ и издание учебников. Благотворительная деятельность Г.Г.Маразли не ограничивалась Одессой. В Афинах он основал коммерческую академию, педагогическое училище и аквариум; в Пловдиве и Филипполисе – школы; в Салониках – коммерческий лицей. В сентябре 1880г. Г.Г.Маразли был избран головой городской думы Одессы. За период 17-летеней работы на должности головы городской думы Г.Г.Маразли построил около 40 общественных и учебных заведений, предприятий, культурно-просветительских учреждений. С его именем связано не только появление в Одессе трамвая и газового освещения, но и строительство центрального почтамта, многочисленных рынков, в т.ч. «привоза», магазинов, гостиниц и т.п. Во время своей работы в городской Думе Григорий Григорьевич содействовал тому, чтобы в Одессе был открыт первый участок линии конно-железнодорожный, заложен Александровский парк. Как и многие другие греческие купцы, значительную сумму собственных денег он выделял для помощи бедным и больным жителям Одессы. Г.Г.Маразли постоянно заботился о здоровье бедных жителей города. С именем греческого мецената связано строительство и открытие в 1893г. первой в России бактериологической станции. С его именем связано и строительство в Куяльнике здания народного училища. Г.Г.Маразли способствовал развитию сети читален. На протяжении многих лет Григорий Григорьевич постоянно выделял средства для работы библиотеки. Значительные средства одесский негоциант выделял на приобретение книг. В 1890г. он был избран вице-президентом общества изобразительного искусства. Тогда же при его содействии произошло открытие Музея изобразительного искусства. Г.Г.Маразли увлекался историей и выделял средства для работы Одесского общества истории и древностей. Греческий купец был известен как коллекционер произведений искусства. Деятельность Григория Григорьевича была многосторонней и плодотворной. За заслуги перед новой родиной он имел более 15 звёзд и много иностранных и отечественных наград. В январе 1895г., уже в преклонном возрасте, он оставил должность мэра Одессы, но до конца жизни продолжал интересоваться городским хозяйством и постоянно посещал заседания Думы в роли гласного. Ни один важный вопрос не решался без его участия. Он продолжал активно заниматься благотворительной деятельностью. 

Пример благотворительной деятельности семьи Маразли по строительству и содержанию учреждений культурно-образовательного направления имел значительное влияние на развёртывание благотворительности в странах, где проживали греки. Семья Маразли своей деятельностью на благо украинского и греческого народов продолжила просветительские традиции греческих купцов, которые проживали в Украине.

 

Греческие общины в Крыму

В ХVII-ХVIII ст. значительная часть населения Крыма компактно проживала на юге полуострова, который входил в состав вассальных владений Османской Порты. Среди жителей Крыма было много тех, кто не принял мусульманскую веру. В 1756г. только в Кафе существовало восемь христианских церквей. В течение татарско-турецкого господства греческое население крымских городов сосредоточило в своих руках значительный процент торговли Крымского ханства, активно принимало участие в формировании внутреннего и внешнего рынка Оттоманской империи. В сельской местности греки занимались земледелием, садоводством и скотоводством. Они играли значительную роль в экономическом развитии региона.

Положение христиан в ханстве, как и во всей Оттоманской империи, определялось государственной идеологией – исламом суннитской направленности. Их социальные и экономические права были ограничены. Кроме основных государственных налогов, христиане мужского пола (за исключением священников) обязывались с 14-летнего возраста до глубокой старости платить налог на душу населения за право жить на мусульманской земле. Среди налогов, которые собирались с греческого населения Крымского ханства, существовало и много других. Так, каждый христианин был обязан платить поземельный налог и «дань сынами» («десятину с мальчиков») – налог, необходимый для пополнения янычарских и сыпазских загонов, аппарата чиновников и штата придворных. Греки выплачивали таможенный, промышленный, судовой и другие налоги в увеличенном, сравнительно с турецким и татарским населением ханства, размере. В Крымском ханстве существовала система передачи налогов на откуп, которая распространялась на самые популярные виды налогов – таможенный, торговый и промышленный.

Права христианских общин нарушались чиновниками на местах. Общественные права, культурные запросы и инициативы греков ограничивались своеволием коррумпированной бюрократической системы Османской империи. Так, греки, которые проживали в Крыму, не имели права иметь оружие и проходить военную службу. Без специального разрешения им не разрешалось строить новые и реконструировать старые храмы, переходить в другую веру (кроме ислама). В системе государственной службы «неверный» не мог занимать должность, под компетенцию которой могли б попасть мусульмане. Однако, несмотря на суровые султанские указы, эти законы иногда нарушались местной властью. Известны случаи, когда христиан принимали на службу в османское войско.

В сфере администрации, суда, народного образования и внутреннего строя христианских общин наивысшей властью был наделен Константинопольский патриарх, который стоял во главе греческих общин Османской империи. Ему принадлежало право решения спорных вопросов касательно церковной собственности, территориальных границ и взаимоотношений между крымскими митрополиями, где его верховную власть представляли назначенные им местные архиереи. Такая автономия управления христианским населением ханства закреплялась фирманом (указом) султана Магомета II.

В 1678г. Кафская и Готская епархии Крыма объединились в одну митрополию – Готско-Кафскую (Готфейско-Кефайскую). В разные времена её существования (1678-1786) должность верховного иерея занимали митрополиты-греки, направленные в Крым из Константинополя для управления делами местного греческого населения: Мефодий (1673-1680), Неофит (1680-1707), Макарий (1707-1710), Парфений (1710-1721), Гедеон (1725-1750 и 1760-1769), Дорофий (1750-1759) и Игнатий (1771-1786).

Православный иерарх в Крымском ханстве имел значительные полномочия во многих сферах духовной, экономической и общественной жизни христианского населения полуострова. Однако митрополит был не только духовным пастырем греков, а и ответственным за христианских подданных перед государственной властью Османской империи.

Взаимоотношения между представителями разных конфессий в Крыму были не всегда толерантными, имели место факты социального и морального пренебрежения христиан и православного духовенства. На протяжении пяти столетий греческое население находилось под турецко-татарским господством, что приводило к его определённой ассимиляции. Наиболее заметным это было в юго-западной части Крыма, в тех местах и сёлах, где греки проживали вместе с татарами и составляли количественное меньшинство. Там греческое население в совершенстве знало татарский язык, много в чём переняло татарский образ жизни и хозяйствования, традиции жилищного строительства, организацию быта, особенности кулинарии, пошив одежды. Этническая ассимиляция выражалась в постепенной мусульманизации культурных обычаев и обрядов. Среди населения крымских городов и сёл, где проживали греки и татары, были распространены этнически смешанные браки. Иногда греки принимали и мусульманское вероисповедание. Несмотря на усилия греческого духовенства, которое пыталось удержать свою паству от перехода в ислам, это приводило к тому, что греческое население постепенно растворялось среди народов Востока.

При таких условиях крымские греки постепенно теряли свою самобытность, и только культурно-религиозные контакты с греками, которые проживали в других странах, помогли им сохранить свою аутентичность. Большую роль в этом сыграла деятельность православных монастырей на территории Крымского ханства, а также церкви Св. Феодора Стратилата, Св. Иоанна Предтечи, Св. Георгия недалеко от Балаклавы и других храмов, возведенных в честь христианских святых. Греческие религиозные деятели и просветители, школьные учителя из Константинополя, Янины, Иерусалима и Синая время от времени посещали города и сёла Южного Крыма. Через них осуществлялась переписка, обмен книгами, рукописями и реликвиями из библиотек частных лиц, коллекций храмов и монастырей. Часто эти сокровища передавались как подарки православным парафиянам.

Важную роль в сохранении греческой культуры и языка на Крымском полуострове играли школы, которые позволяли получить греческое образование. Детей обучали образованные, а иногда и просто грамотные духовные лица. Небольшие школы действовали при монастырях и некоторых храмах.

На протяжении длительного периода оттоманского правления христианская церковь способствовала сохранению и развитию национального образования греков из Константинополя, Малой Азии, Эпира и островов Архипелага. В Крымском ханстве также существовали начальные школы. Однако, в отличие от заграничных эллинов, греки Крыма в своём культурном развитии не имели возможности создать разветвлённую сеть учреждений национального образования.

Развитие образования греков Крыма имело и определённые общие черты с общенациональным греческим культурно-образовательным процессом времён оттоманского господства. Как и повсюду, где греки жили под властью турков, в Крыму распространение национального образования осуществлялось духовными лицами, которые работали в небольших школах при монастырях и храмах. Во главе просветительской деятельности греческих общин стояли Готско-Кефайские митрополиты. Олицетворяя наивысшую духовную и политическую власть среди христианского населения Крыма, они заботились об открытии в своих приходах национальных греческих школ, где распространялось слово христианской веры. В качестве примера они брали эллинские училища на Балканах и Афоне. Митрополиты были ответственными за процесс обучения и воспитания молодёжи перед константинопольским патриархом. Они назначали на должности учителей, утверждали избранных общинами школьных попечителей.

Таким образом, положение греков, их история и этнокультурные контакты обусловили существование среди греков двух языков: румейского и урумского. Такое положение сложилось ещё со времени переселения греков из Средиземноморского-Малоазийского региона в Крым, который был промежуточным звеном в великом переселении народов. В Крыму же, где преобладало тюркоязычное население, румеи занимали второстепенное положение, их язык и культура поддерживались в основном религиозным фактором. После падения Константинополя в 1453г. и установления османского протектората в городах Крымского ханства господстовало двуязычие, в то время как в горных и степных районах Крыма преобладали тюркский и эллинский языки. После переселения христиан в Приазовье двуязычие перешло на бытовой уровень, поскольку жизнь в Российской империи делала невозможной связь с метрополией. Поэтому в течение XIX в. родной язык греческого населения, имея широкое применение в быту, не имел перспективу развития. Последующая история сохранила устоявшееся двуязычие греков: урумов и румеев. Это обстоятельно является следствием ассимиляции этнических групп и имеет не естественный, а больше принудительный характер.

Несмотря на разность языков, по данным ряда антропологических исследований, отличия между греками-румеями, греками-урумами и греками-эллинами не имеют четко выраженного характера, что свидетельствует об общности их происхождения.

Крымские греки поддерживали активные торговые связи с греческими общинами Константинополя, Афона, Малой Азии, Балканского полуострова. Сосредоточив в своих руках значительную часть производства и торговли на полуострове, они активно торговали на рынках Смирны, Трапезунда, островов Архипелага, Анатолийского побережья Чёрного моря, имели тесные торговые контакты с греческими купцами на территории Российской империи. Много купцов и моряков из разных уголков эллинского мира постоянно прибывали в порты Крыма, где продавали хлопок, шёлк, табак, изделия из шерсти, масло, предметы роскоши, фрукты и др. В свою очередь, они покупали соль, рыбу, шёлк, воск, нефть, лошадей, зерно.

Положение греков в этот период во многом определялось окончанием российско-турецкой войны и подписанием Кючук-Кайнарджийского договора (1774). На основе этого договора, Крымское ханство было объявлено независимым от Османской империи.

Этот договор между Россией и Турцией не дал независимости Греции, но в его текст была включена особая 17-я статья, на основе которой правительство султана должно было амнистировать греческих повстанцев и освободить греческое население на два года от любых налогов. Порта обязывалась разрешить свободный выезд с имуществом тем жителям, которые пожелают оставить Османскую империю на протяжении года со дня подписания договора.

Сложившаяся обстановка способствовала увеличению переселенцев в южные регионы Российской империи. С участием переселенцев стали создаваться греческие общины. В числе первых крупных общин были общины Керчи и Еникале.

Особенность эмиграции 1768-1774гг. состояла в том, что переселение было спланировано российской властью, проводилось организованно и легально, при нейтральной позиции турков. Всё началось после подписания Кючук-Кайнарджийского договора, когда к Екатерине II выехали депутаты от греков во главе с капитаном Стефаном Мавромихалисом. Депутация была принята императрицей 28 марта 1775г. Результатом встречи стало то, что в тот же день Екатерина II выдала Именной Указ о разрешении грекам, которые служили на флоте под руководством графа Орлова, поселиться в Керчи и Енакале, с предоставлением им особых льгот. В документе отмечалось, что служба греков в российском флоте вызывала уважение, а своими подвигами они прославили Россию. Императрица приказала отправить греков в Россию за казенные средства и на российских кораблях.

Согласно Именному Указу Екатерины II от 28 марта 1775г., грекам, которые желали переселиться в Россию или уже переселились туда, предоставлялись специальные льготы и гарантии.

Во-первых, из-за недостатка земель вблизи Керченской и Еникальской крепостей было решено предоставить греческим переселенцам пять посёлков недалеко от Таганрога по 100 дворов в каждом, с расчётом один двор размером 60 десятин на четыре человека мужского пола. Переселенцев освобождали от уплаты налогов на 20 лет, а после этого срока они ежегодно должны платить в казну по 2.5 коп. за десятину земли. Документом запрещалось всем иностранцам, кроме греков, покупать землю в отведенной для греческого населения местности.

Во-вторых, строительство домов, больниц, церквей, магазинов, казарм, гимназий для переселенцев должно было осуществляться за счёт государственных средств.

В-третьих, каждый из переселенцев должен был получить одноразово по 12 руб. и продовольствие на год согласно солдатскому штату.

Кроме того, российское правительство передавало грекам рыбные заводы, предоставляло право вести торговлю на всей территории страны без ограничений, а греков, которые служили в российских войсках во время войны 1768-1774гг., освобождали и от платы торговых сборов.

Переселенцы должны были способствовать вывозу в Российскую империю греков, болгар и албанцев, причём за каждую семью, которой они помогли выехать, агент получал из казны 5 руб.

Отдельные положения документа касались условий несения греками военной службы по охране границ Российской империи.

В 1775г. более тысячи греческих семей на российских кораблях прибыли в места новых поселений – Таганрог, Керчь и Еникале. Для  их  обустройства  казна в том году ассигновала 50 тыс. руб.

В формировании общин Керчи и Еникале значительную роль сыграли военнослужащие Албанского войска. 3 августа 1779г. Екатерина II утвердила предложение Г. Потёмкина о формировании из Албанского войска греческого пехотного полка. В его состав вошли три роты, названия которых – Македонская, Спартанская, Эпирская – напоминали о Древней Элладе. Основным заданием военнослужащих была охрана Черноморского побережья от Севастополя до Феодосии. Формирование полка происходило в Таганроге и продолжалось на протяжении четырёх лет. Сформированный греческий пехотный полк перевели из Керчи и Еникале в Балаклаву. Население крепостей, которые потеряли своё стратегическое значение, уменьшалось. Значительная часть греческого войска осела на береговой линии от Балаклавы до Феодосии.

В 1794г. греки создали собственный магистрат. Через год он начал действовать и получил название «Боспорский». В 1801г. керченская община греков насчитывала 605 человек. Такой прирост был вызван тем, что со всех концов Крымского полуострова в крепость прибывали греки, которых привлекали предоставленные им льготы. Многие из них выбирали мирные занятия: земледелие, торговлю, рыбную ловлю. Так, керченские греки были известны тем, что изготавливали балыки, которые потом продавались на Роменской, Харьковской и других ярмарках.

С целью привлечения в Керчь и Еникале новых переселенцев прилегающая к крепостям земля с 1795г. передавалась во владение этих городов с условием, что вся она будет предоставляться для пользования только греческому населению. Согласно официальным данным, в 1856г. здесь проживало 1240 греков, что составляло 10% от всего населения города. Своей коммерческой и благотворительной деятельностью греческие переселенцы способствовали развитию Керчи. С начала ХIХ до конца 20-х годов ХХ ст. греческое население Керчи вырастало за счёт «турецких» греков, которых называли ещё «анатолийцами», «дангалаками», «понтийцами». Исторически греки заселяли склоны горы Митридат, значительное их количество проживало в Еникале. Согласно статистическим данным, в середине ХIХ ст. в Керчи проживало греков: мужского пола – 507 человек, женского – 468 человек, детей – 269. В 1897г. среди населения градоначальства греки составляли 4,6%, занимая 5 место по численности после «великорусов», «малорусов», евреев и татар. Лица, которые имели греческое подданство, составляли 0,27% населения.

Феодосия (Кафа) по состоянию к середине XVIII ст. была портовым городом, с многочисленными торговыми предприятиями, мелкими магазинами, ремесленными мастерскими. Местное купечество торговало с Константинополем, многими городами Азии и Средиземноморья. Здесь насчитывалось до 20 тыс. домов, 55 греческих и армянских церквей, 56 мечетей, около 100 фонтанов, много постоялых дворов, магазинов, девять публичных бань. В городе проживало около 85 тыс. человек разных национальностей, в том числе и этнических греков. Издавна Феодосия славилась как центр христианства в Крымском ханстве. Здесь находилась Крымская греческая епархия, епископы которой назывались Кафийскими и Готфийскими. В 1787г. она стала центром Феодосийского уезда и на правах уездного города вошла в состав Таврийской области (с 1802г. губернии). Среди её жителей было много православных. Здесь функционировала греческая и две армянские церкви. С 1798г., согласно Указу Павла I, в Феодосию начали прибывать греки-переселенцы, которые пожелали обустроиться в Крыму. Греческое население города быстро росло, что усилило роль греческой общины в его жизни. Греки способствовали развитию сельскохозяйственного производства, рыбного и соляного промыслов. В начале ХIХ ст. в Феодосию прибыло 1,5 тыс. греческих иммигрантов из Анатолии. В их среде было много богатых торговцев. Пользовались уважением среди населения города и греки-чиновники, которые занимали в разное время должности в местных органах власти. Многие греки работали в порту. Феодосия приобрела значение важного опорного пункта в планах военного командования. Здесь постоянно дислоцировались воинские части, базировались военные корабли, в составе экипажей которых были военнослужащие и греческого происхождения. На протяжении более семи десятилетий побережье охраняли солдаты и офицеры Греческого Балаклавского пехотного полка (батальона).

В 1783г. борьба России с Турцией закончилась присоединением территорий бывшего Крымского ханства к Российской империи. 28 июня последний крымский хан сложил полномочия, а 28 декабря того же года в Константинополе был подписан трактат, где закреплялось присоединение Крыма к России.

Указом от 10 февраля 1784г. предусматривалось строительство крепостей на границах с Польшей и Турцией, а также в Крыму: на Перекопе, в Евпатории, Севастополе, Балаклаве, Феодосии и Керчи. Греческий пехотный полк был переведен в Юго-Западный Крым и назначен охранять границы по побережью Чёрного моря. 30 января 1797г. был издан Именной Императорский Указ президенту Военной комиссии о приёме расквартированного в Таврии Греческого полка к ведомству Военной коллегии под названием Греческий батальон. Указом от 4 апреля того же года было утверждено окончательное положение о поселении Греческого батальона по побережью Чёрного моря – от Георгиевского монастыря и Балаклавы до Феодосии. Наряду с приграничной службой военнослужащие батальона принимали непосредственное участие в русско-турецкой войне 1787-1791гг., в десанте в Болгарии, экспедиции к Анатолийским берегам. Кроме военного дела, греки занимались земледелием, виноделием, мелкой торговлей, внесли большой вклад в строительство городов Керчи, Еникале, Балаклавы и Севастополя.

Территория Греческого батальона находилась под управлением его командира, который имел также полицейские полномочия. Женщины подчинялись общественному суду. 9 ноября 1810г. военнослужащие Греческого батальона в Балаклаве были превращены в военных поселян и переданы в подчинение Министерству внутренних дел. За ними сохранялась обязанность несения приграничной службы.

В 1859г. Балаклавский греческий батальон был расформирован. Пять лет спустя общее количество греков, которые проживали в Балаклаве и окрестностях, составляло 2 тыс. человек обоих полов.

Когда греческое население Крыма в основной его массе было переселено в Азовскую губернию, часть семей православных крымских христиан осталась на полуострове. Согласно данным крымского исследователя М.А.Араджиони, в конце ХVIII ст. греческое население Крыма засвидетельствовано в 18 населённых пунктах, среди которых города – Балаклава, Севастополь, Бахчисарай, Карасубазар, Симферополь, Феодосия, Керчь, Евпатория, Перекоп, сёла – Кадикой, Карань, Камара, Алсу, Кермечик, Лаки, Аутка, крепость Еникале. Всего насчитывалось более 3 тыс. человек. В 1795г. из Приазовья в своё родное село Аутка (ныне слилось с Ялтой) вернулось 96 греков. Несколько семей вернулись в с. Камары и с. Карань. Известны случаи и других возвращений приазовских греков в Крым. Были случаи возвращения в Крым за оставленным имуществом, а также с целью подтверждения своих прав на торговые магазины.

Симферополь, основанный в 1784г., был центром Таврийской губернии. С середины ХIХ ст. здесь находилась кафедра Таврийского архиепископа, архиерейский двор с Духовной консисторией, кафедральный собор, несколько монастырей. При учебных заведениях было открыто несколько церквей: Николаевская – при Духовном мужском училище, Покровская – при Епархиальном женском училище, Мариинская – в женской гимназии, а также церкви при сиротских приютах. Первую греческую церковь в Симферополе построили в 1796г. по просьбе Симферопольского греческого общества и освятили во имя Святой Троицы. В церкви служило шесть священников. В 1801г. среди парафиян церкви из этнических греков было 125 мужчин и 95 женщин, в 1888г. их количество увеличилось соответственно до 543 и 615. В 1860 г. храм Святой Троицы стал главным храмом епархии. При нём была открыта школа, где обучалось 120 учеников. Греческая община помогала её содержать.

На юге Крыма, в районе Ялты, находились церкви Димитрия Солунского, Параскеви, Ефимия Великого и Кирияки, великомученика Фёдора Тирона. Последняя церковь была построена греками, которые вернулись в Крым в 1790г. после переселения в Мариуполь.

Греческая церковь Успения Св. Богородицы в с.Аутка была построена в 1863г. Богослужение осуществлялось на греческом и русском языках, поскольку парафиянами были и русские, и греки. Церковь имела богатую церковную утварь, значительную коллекцию книг и Евангелия на русском и греческом языках. При церкви было здание, где находилось училище, в котором обучалось 32 ученика из греческих семей. Училище и учитель содержались на средства греческой общины. Российская императорская семья неоднократно посещала греческую церковь в с.Аутка. Присутствие членов императорской семьи на богослужении указывало на особо уважительное отношение к греческой церкви и грекам.

В 1890г. Греческое общество было открыто в Севастополе при церкви Св. Троицы. Здесь также при содействии руководителя общины Николаоса Грипариса была открыта школа. Частное греческое училище, открытое в Евпатории в 1897г., также содержалось на средства местного греческого благотворительного общества.

Греки, профессиональные военные и герои трёх русско-турецких войн, поселившись в России, стали фермерами и торговцами, внесли значительный вклад в социально-экономическое и культурное развитие Причерноморского региона.

Согласно данным Всероссийской переписи 1897г., в пяти крымских уездах Таврийской губернии (Евпаторийском, Перекопском, Симферопольском, Феодосийском, Ялтинском) и двух градоначальствах (Керч-Еникальском и Севастопольском) проживало 7.283 грека, которые составляли 2,3% общего количества населения полуострова. В 1913г. греческое население Крыма составляло 23.849 человек, или 3,3% общего количества жителей.

С окончанием российско-турецкой войны 1787-1791гг. царским правительством были приняты меры для усиления контроля за переселением иностранцев. На основе указа от 1793г. греки, которые прибыли в Крым и Северное Причерноморье, поселялись в уже созданных греческих поселениях.

В результате развития культурных и торговых связей с греческим миром, а также благодаря деятельности православных монастырей, храмов и учебных заведений при них, крымские греки на протяжении столетий существования в иноэтническом окружении сохранили свой язык, духовность, обычаи, особенности социального устройства и традиции народного образования, которые они позднее перенесли из Крыма в Приазовье.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.043 с.)