Советский период в жизни греков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский период в жизни греков



а) 1917-1941 гг.

Революционные перемены 1917г. способствовали активизации политической и национально-культурной жизни. Организационное движение греческих обществ началось в мае на Кавказе; в начале июля 1917г. в Таганроге состоялся первый Всероссийский съезд эллинов, в работе которого принимали участие делегаты из Мариуполя, Одессы, Киева, Крыма. Созданный съездом Всероссийский Союз эллинов не добился каких-либо успехов ни в организационной, ни в политической сферах.

Прошедший в сентябре в Киеве съезд порабощенных народов несколько оживил политическую жизнь нацменьшинств. И только при поддержке Центральной Рады в декабре на съезде в Мариуполе был организован Мариупольский Союз эллинского народа. По причине военного лихолетья и быстроменявшейся политической обстановке смелые и богатые программные задачи Союза не были воплощены в жизнь. В сложившихся условиях в 1917-1920гг. благие намерения Центральной Рады, затем правительства Директории по удовлетворению прав и интересов нацменьшинств, в т.ч. установление официальных дипломатических отношений с Грецией, не могли и не были реализованы.

Установление советской власти на Юге Украины происходило в сложной военной, экономической и политической обстановке. В декабре 1918 – апреле 1919гг. на южно-украинских землях находились войска Антанты, в т.ч. греческие воинские части (около 3.000 чел.). Греки, как украинцы и другие народы, принимали участие в боевых действиях на стороне разных политических режимов и группировок.

С учётом классовых интересов, преобладания сельского населения греки участвовали в повстанческом движении против Добровольческой армии, выступали против новой власти, воевали в красноармейских отрядах и в частях Добровольческой армии.

В 1918-1921гг. повстанческое движение против белых было распространено во многих греческих сёлах. Жители сёл создавали отряды, которые боролись с войсками генералов Май-Маевского, Шкуро, Виноградова и др. Мобилизация, объявленная этими генералами, не находила отклика в греческих сёлах. Жестокость и расправы над крестьянством стали причиной того, что люди прятались во время мобилизации, вооружались и шли в повстанческие отряды бороться с белыми.

Греческие крестьяне достаточно активно принимали участие в махновском движении. Массовое участие греков в махновском движении объяснялось их средней зажиточностью.

После военных действий и гражданской войны Приазовье вошло в мирную жизнь с разрушенной экономикой, грузом социальных проблем и межнациональных противоречий. Промышленность Донбасса фактически остановилась, выплеснув в село значительную часть работников. Резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства привело к экономическому кризису в регионе. Тяжёлое положение в регионе усложнялось стихийными бедствиями, неурожаем и голодом (1921-1923). В греческих сёлах были созданы Комитеты помощи голодающим. Но многие греки скрывали своё тяжёлое положение. Они считали, что лучше умереть, чем записаться в число голодающих. Мариупольский уезд, который недавно был одним из главных поставщиков хлеба, умирал от голода. Так, в 1922г. население с.Старый Крым составляло 2.257 жителей, из которых голодало 2.119 человек. Смертность в греческом селе Ялта составляла 10-15 человек ежедневно. По статистическим данным, в Мариуполе за первые шесть месяцев 1922 года родилось 281, а умерло 2.931 человек, то есть на 100 рождённых приходилось 1.143 умерших. Под давлением этих ужасающих обстоятельств советское правительство вынуждено было согласиться на помощь благотворительных организаций Запада.  

 В мае 1925г., когда в большей части Украины положение изменилось к лучшему, на Мариупольщине продолжали голодать 56 сёл (9.896 жителей, среди которых было много и греков). В этот период одной из главных проблем, которая встала перед населением Приазовья, была возобновление стабильности крестьянских хозяйств.

В 1922г. Украина вошла в состав нового государственного образования – Союза Советских Социалистических Республик. Перед советским правительством возникла важная задача регулирования взаимоотношений между многочисленными этническими группами, которые проживали в стране. В эти годы происходил поиск жизнеспособных форм реализации национально-культурных запросов национальных меньшинств. Предусматривалось, что значительную роль в решении этих вопросов будут играть специальные органы государственной власти, созданные в 20-е годы. Одним из таких органов государственной власти был отдел национальных меньшинств при Народном Комиссариате внутренних дел Украинской ССР. Он был создан 13 апреля 1922г. В 1924г. была создана постоянная Центральная комиссия национальных меньшинств, среди основных функций которой было исследование демографического, социального и культурного положения греков. По результатам её работы была выявлена следующая картина.

Согласно переписи населения, в 1926г. в Украине проживало 104.666 греков (0,36 % населения республики). В Мариупольском округе проживало 64.238 человек, Сталинском – 33.501, в Одесском – 3.487, Артёмовском – 538, Харьковском – 500, Мелитопольском – 398, Днепропетровском – 373, Киевском – 304, Луганском – 276 человек. Среди них 81,3% считали родным языком греческий. Однако, демографические данные свидетельствуют, что численность греков в Украине была намного большей.

  В Украине насчитывалось 63 города и села, где проживали греки. Греческие сёла Приазовья отличались компактностью расположения. В сельской местности проживало 93 тыс. человек. Обеспеченность землёй составляла 42,4% всей земли района. В 1927г. среди греков было 18,22% бедняков, 41,8% незажиточных, 32,35% середняков, 7,64% зажиточных. На протяжении столетий греки были известны своими прогрессивными формами ведения сельского хозяйства, высокими урожаями. По уровню материальной обеспеченности греческие поселения были в лучшем положении сравнительно с соседними украинскими, русскими и еврейскими сёлами.

Законодательной базой для создания национальных административно-территориальных единиц было постановление ВУЦИК (февраль, 1925г.). Внедрение системы национального районирования, открытие национальных просветительских учреждений рассматривались властью как наиболее эффективные методы работы среди национальных меньшинств.

В 1925-1926гг. в местах компактного проживания греков было создано 3 греческих района: Мангушский, Сартанский и Великоянисольский, а также 30 греческих национальных сельских советов. Все национальные греческие советы были созданы на территории Мариупольского и Сталинского округов. Они были оформлены как национально-греческие советы, но делились на 14 греко-татарских и 16 греко-эллинских согласно тому, на каком языке общались жители этой территории. В греко-эллинских советах применялся греческий язык, а в греко-татарских – крымско-татарский. Цифры подтверждают недоверие греческого крестьянства ВКП(б). В 1925-1926гг. среди членов сельсоветов было 17,3% коммунистов и 2,7% комсомольцев, в 1928-1929гг. – соответственно 19% и 5,4%. Молодёжь принимала участие в работе сельсоветов без особой активности. Значительные диспропорции между темпами промышленного развития и уровнем сельскохозяйственного производства в экономике СССР требовали укрепления аграрного сектора. Руководство страны разработало план коллективизации сельского хозяйства, то есть создание своего рода «сельской индустрии». План предусматривал объединение хозяйств мелкого и среднего крестьянства, ликвидацию хозяйств зажиточных крестьян. Реформирование сельского хозяйства предусматривало организацию колхозов, которые специализировались на садоводстве, виноградарстве и огородничестве; создание небольших промышленных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; открытие машинно-тракторных станций и др. В начале 1930г. на Украине было коллективизировано около 29% всех хозяйств, которые принадлежали греческому населению. Курс на форсированную коллективизацию был узаконен Постановлением ЦК ВКП (б) от 5 января 1930г. «О темпах коллективизации и методы помощи государства колхозному строительству». Области и районы развернули соревнование за досрочное завершение коллективизации.

Зажиточность греческого крестьянства, отсутствие национального рабочего класса привели к тому, что противодействие насильственному усреднению собственности приобрело черты национального сопротивления. Сама идея коллективизации противоречила интересам крестьянина, а её осуществление насильственными методами приносило крестьянам немало горя: раскулачивание, ссылка и др. Некоторые греческие сельсоветы предстали перед выбором: проводить политику, которая не соответствовала интересам греческого крестьянства, или же организовать сопротивление коллективизации, которое объективно способствовало тому, что сельсоветы становились органами местного национального сепаратизма. Независимо от выбора, национальные территориально-административные единицы всё более попадали под административный контроль и теряли признаки автономности.

Среди важных достижений второй половины 1920-х годов был рост количества общеобразовательных учреждений, активизация культурно-массовой работы в сельской местности. Однако значительные трудности для развития культуры создавала проблема неграмотности населения в греческих районах, которая составляла 15%. За более чем сто лет русификации греки, которые проживали в Российской империи, почти потеряли свою письменность. Лишь 2,7% греческого населения владело письменной формой греческого языка. Не менее важным препятствием в развитии культуры греческого населения Украины был  и  тот  факт,  что  знание  родного  языка,  в  основном, зависело от социального положения и места его проживания. Русским языком хорошо владели учителя и служащие государственных учреждений. Греческий язык (греко-татарско-урумский и греко-эллинский) был распространён среди населения, которое проживало в сельской местности.

Чем ближе село находилось от города, тем чаще в нём разговаривали на русском языке. Следует отметить, что интеллигенция и зажиточные крестьяне считали полезным знание русского языка. Кроме того, часть греческой интеллигенции, которая работала в отрасли образования и достигла успехов в своей карьере благодаря знанию русского языка, считала, что знание греческого языка не требуется для дальнейшего продвижения по службе, а поэтому его изучение в школе было сведено к минимуму.

Постановление ВУЦИК и СНК УССР «Об обеспечении равноправия языков и содействии развитию украинского языка» от 6 июня 1927г. определило приоритеты языковой политики в Украине. В документе было отмечено, что все работники государственных органов национально-территориальных административных единиц обязательно должны были владеть языком местного национального большинства населения, а также украинским языком. Руководство Украины приняло решение, согласно которому перевод делопроизводства на греческий язык может быть осуществлён через определённое время после возобновления письменности, а до этого оно должно осуществляться на русском или же украинском языках – более понятными людям, которые проживают в этих районах. 10-13 мая 1926г. в Ростове, где находился всесоюзный центр греков СССР, было проведено совещание по поводу применения греческого языка. Дело в том, что язык приазовских греков (румеев) существенно отличался от обоих существующих на то время в Греции языков: как от официального языка (так называемой «кафарэусы»), так и от общенародного языка общения («димотики»). На совещании было решено объявить димотику единым официальным, письменным и разговорным языком всех греков СССР.

Таким образом, если в Греции движение за признание димотики официальным языком только зарождалось (кстати, такой статус в Греции он приобрёл только в 1976г.), то для советских греков он был «назначен» литературным и разговорным «указом сверху» ещё в начале ХХ ст. Непродуманная реформа вызвала негативные отзывы в Греции. Но если там протест вызвала отмена в СССР «кафарэусы», то для приазовских греков проблема состояла в другом. Для них оба языка были одинаково непонятными, и введение в образование даже более простой димотики наталкивалось на естественные трудности. Согласно данным статистики, в эллинизированных школах обучалось 41-42% детей греческой национальности, то есть меньше половины. Ещё более сложным было положение в школах, где обучались урумоговорящие греки.

Одновременно появление национальных школ в греческих сёлах было положительным явлением, которое способствовало культурному возрождению греков Украины. И хотя трудности с введением непонятных для местных греков языков, недостаток квалифицированных педагогических кадров обусловливали попытки сорвать процесс эллинизации школ в некоторых сёлах, в общем шёл он достаточно активно. Состоянием на 1929г. в Украине существовала школа-семилетка (в Одессе) и специальное отделение – греческий сектор при Мариупольском педагогическом техникуме (1927г.). В первый год его открытия на трёх курсах техникума обучалось лишь 15 студентов. Небольшое количество студентов объяснялось тем, что приём в техникум осуществлялся на основании удостоверения человеком своей греческой национальности. В 1928г. состоялся специальный набор в греческий сектор и в подготовительную группу педагогического техникума. Из-за недостата педагогических кадров в техникуме все предметы, кроме греческого языка, преподавались на русском или же украинском языках. Среди 226 студентов техникума – 61% были греками. В 1930-1931 учебном году Мариупольский педтехникум был реорганизован в Греческий педагогический техникум. Имена его выпускников вошли в историю отечественной науки.

В 1920-х годах активно развивалась национальная греческая публицистика, которая освещала важные события, происходящие в СССР и местах компактного проживания греков. С 1930 до 1937 год сначала в Сталино (ныне – Донецк), а потом в Мариуполе издавалась газета «Колехтивистис». Греческая пресса и книги печатались также в харьковском издательстве «Центриздат» и в мариупольском издательстве «Комунистис». Если в 1917-1926гг. на греческом языке было издано только две книги, то в 1926-1929гг. их стало уже 30, в 1930-1931гг. – 133, а в 1932-1936гг. – 371.

В этот период зарождается греческая советская литература, основателем которой был талантливый поэт Георгий Костоправ (1903-1937). Георгий Костоправ работал в газете «Колехтивистис». Он стал автором многих стихотворений, поэмы «Ламбос», книг «Первые шаги», «Леонтий Хонагбей», «Здравствуй, жизнь!», был членом Союза писателей СССР.

Талантливым учеником Г.Костоправа был Антон Шапурма (1901-1987гг.), известный как собиратель и знаток устного народного творчества мариупольских греков. В эти годы началась творческая деятельность греческих писателей: Д.Теленчи, К.Галлы, М.Тишлека, А.Чибарова, К.Пастура. С 1933г. в Мариуполе начал работать греческий театр.

В конце 1935 года в п.Сартана, по инициативе работников Сартанской МТС, был организован самодеятельный греческий ансамбль песни и танца «Сартанские самоцветы».

Греческое село постепенно втягивалось в общественную жизнь региона и республики. Практически во всех населённых пунктах были открыты библиотеки, клубы. Почти во всех сёлах были организованы детские сады. Во всех сёлах существовали партийные и комсомольские первичные организации. Определённая корпоративность, присущая греческому обществу в прошлом, была уничтожена.

Формирование системы национального обучения, другие направления работы по удовлетворению национально-культурных и языковых запросов греческого населения – всё это активно развивалось до начала 1930-х годов. Следует, однако, отметить, что качество не всегда отвечало количественным показателям. Национально-культурная работа среди греков Украины не была обеспечена профессиональными и материальными ресурсами. Она проводилась только в отрасли образования, почти не затрагивая сферы социальной. Во второй половине 1920-х годов поспешность и неквалифицированность решений местной власти стали основой нагромождения негативных моментов в этой отрасли.

Материалы обследования греческих советов и районов в 1931-1932гг. свидетельствуют о начале кризиса в культурно-просветительской работе. Среди причин его возникновения следует назвать прежде всего игнорирование советскими работниками специфики истории и культуры греков Украины. Результатом стал рост недоверия к руководителям, которые прибыли в греческие сёла из других мест, начались противоречия между жителями соседних греческих и украинских сёл по поводу земли, которая была отобрана у греков во время гражданской войны, а также конфликты с другими этническими группами, которые проживали в Приазовье. Не изучив причины конфликтов, советское правительство приняло решение о ликвидации национальных районов и сельсоветов, реорганизации национальных школ в Украине. Одними из первых были реорганизованы греческие национальные районы. В связи с образованием Донецкой области Сартанский и Мангушский районы в 1932 году были расформированы и присоединены к Мариупольскому городскому совету. На основе постановления Политбюро ЦК КП(б)У «О реорганизации национальных районов и сельсоветов УССР в обычные районы и сельсоветы» (16 февраля 1938г.) были расформированы и другие греческие национальные административно-территориальные единицы. Обучение в греческих школах было переведено на русский или украинский языки, остановлены другие формы культурной деятельности. Следует отметить, что после принятия в 1936г. новой союзной Конституции национальные советы и районы потеряли правовые гарантии своего существования. В документе, в отличие от союзной Конституции 1924 и Конституции УССР 1929гг., не предусматривалась возможность создания национальными меньшинствами своих административных единиц.

Особенности социальной структуры греческого населения определяли специфику коллективизации в его среде. То, что греки обычно были зажиточнее по сравнению с украинцами и русскими, стало одной из причин более жёсткой политики их раскулачивания. Во время её проведения было уничтожено от 10 до 20% греческих хозяйств. Завышенные темпы коллективизации в стране привели к тому, что в 1931г. часть колхозного сектора составляла более 80 процентов! Как результат, выросла задолженность сельсоветов за снабжение сельскохозяйственной продукцией. Сократилось поголовье скота, возникли трудности с выращиванием сельскохозяйственных культур. Серьёзной преградой в развитии колхозных отношений были силовые административные методы руководства, особенно хлебозаготовительной кампанией 1931-1932гг. Коллективизация и насильственное объединение в колхозы уничтожили рентабельные ранее хуторские хозяйства и частный рыбный промысел. Многих зажиточных греков и собственников хуторов объявили кулаками и выслали в Узбекистан, Казахстан, на Урал. Антинародная политика сталинского руководства, коллективизация, хлебозаготовки, которые приобрели открыто реквизиционный характер, – всё это привело к голоду 1932-1933гг. в Украине, ужасные проявления которого можно было наблюдать и в греческих селах.

Как и другие народы Украины, греки приложили немало усилий для того, чтоб построить светлое будущее, обещанное партийными программами. В историю вошли имена многих греков: первой в мире женщины-трактористки Паши Ангелиной; первого человека, который ступил на Северный полюс, Ивана Папанина; пилота, который впервые в мире поднял в небо реактивный самолёт, Григория Бахчиванджи; инженера-изобретателя Константина Челпана; учёного-биолога, академика Михаила Хаджинова; поэта Георгия Костоправа и многих других. Они верили, что преодолеют все трудности ради счастливого будущего человечества. Усилий было приложено много, однако вместе с другими народами Украины греки попали в молох репрессий.

Кампания массовых репрессий началась в СССР 2 июля 1937г. после принятия Политбюро ЦК ВКП(б) постановления «О антисоветских элементах». 

Составляющей «большой чистки», которая была проведена советским правительством в конце 1930-х годов, была так называемая «греческая операция». Её цель была заявлена в директиве наркома внутренних дел М. Ежова № 50215 от 11 декабря 1937 года. В документе подчёркивалось, что органами НКВД раскрыта широкая сеть шпионско-террористических, разведывательно-диверсионных антисоветских националистических организаций греков, которые ставили цель отторжение районов с преобладающим греческим населением и создание на этой территории буржуазно-фашистского государства.

По неполным исследовательским данным И.Джухи, из 15 млн. (А.Яковлев) - 20 млн. человек (В.Вернадский), погибших от репрессий в СССР, жертвами декабря 1937г. – мая 1938г. (периода непосредственно греческой операции) стали более 22 тысяч греков, из них 7.600-9.400 чел. проживали в Украине, 5.700-6.500 были жителями Донецкой области. Доля греков в общем массиве репрессированных «националов» составляет 6,6%. Среди расстрелянных «националов» греков – 7,7%. Из числа репрессированных греков 84,5% были расстреляны. 99% «греческих» расстрелов пришлось на 1938 год. Это самый высокий процент расстрелянных.

Изучение архивных дел репрессированных свидетельствует о том, что эти дела были сфальсифицированы. Сегодня всех невинно осуждённых реабилитировано в связи с отсутствием состава преступления.

Массовый террор имел тяжёлые политические, экономические и социальный последствия. Репрессии стали способом ликвидации греческих общинных традиций. Были уничтожены квалифицированные специалисты, прервались культурные традиции, значительные потери испытала национальная культура греков Украины. Была запрещена письменность, закрыты греческие школы, педтехникум, газеты и театр.

Таким образом, в русле политики коренизации («эллинизации»), которая осуществлялась большевистским руководством страны в 1920-х – 1930-х годах в отношении греков Приазовья, были созданы национальные районы и сельсоветы, организованы греческие школы и педтехникум, произошло становление греческой советской литературы, театра, прессы. Хотя эллинизация и не была лишена существенных недостатков в теоретическом обосновании и практическом применении, она открыла путь для культурного подъёма, реализации творческого потенциала греков. Ликвидация в конце 1930-х гг. всех очагов национальной жизни, репрессивно-террористическая политика сталинского руководства, государственный курс на «сближение и слияние наций» в послесталинскую эпоху были теми негативными общественно-политическими факторами, влияние которых поставило под угрозу дальнейшую судьбу греков Украины как самобытной этнической общины. Впрочем, несмотря на колоссальные трудности, испытания, преследования и террор, грекам удалось сохранить собственную культуру, традиции, национальное сознание и свободолюбивый дух.

 

 

б) Греки Украины в Великой Отечественной войне

Вторая мировая война стала катастрофой глобального масштаба. Более 100 млн. человек, огромные материальные ресурсы и военная техника были втянуты в противоборство военных блоков. 22 июня 1941г. нацистская Германия нарушила Договор о ненападении и без объявления войны предприняла агрессию против Советского Союза. Народам СССР война стоила дороже всех: более 26 млн. человеческих жизней, сотни разрушенных городов, тысячи уничтоженных населённых пунктов, заводов, фабрик, культурных учреждений.

Когда на советское государство свалилось страшное горе, фашисты опустошали страну и гнали в неволю людей, греки вместе с другими народами СССР поднялись на защиту своей второй родины. Героический подвиг многонациональной Украины и бывшего Советского Союза, к которому причастны и малые нации, в том числе и греки, остаётся тем священным источником, из которого всё новые и новые поколения черпают духовную патриотическую силу.

На фронтах войны, в боях с фашистскими захватчиками, греки, уроженцы Украины, проявили героизм и мужество, многие из них награждены орденами и медалями. Высшей награды – звания Героя Советского Союза – удостоены Г.Бахчиванджи, В.Колпакчи, П.Дубинда, А.Рафтопуло, С.Егоров, И.Тахтаров, И.Мурза, К.Талах, Г.Целио.

Большинство греков, которые компактно проживали в Приазовье, были призваны в ряды Советской армии в сентябре 1943г., после освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков. Многим из них только исполнилось 18 лет. Времени на их военную подготовку и обучение не было. Новобранцев бросили на очень сложный участок фронта под Мелитополем Запорожской области. В битве за этот город погибло более 20% личного состава призывников – греков Приазовья.

Важную роль в победе над врагом сыграла героическая партизанская и подпольная борьба на оккупированных территориях. Перед подпольем ставился широкий круг заданий: срывать военные, политические и хозяйственные мероприятия оккупационной власти; организовывать массовый саботаж на предприятиях, транспорте, в сельском хозяйстве; создавать боевые диверсионные группы; готовить разведывательные данные для Красной Армии; помогать партизанам продовольствием, одеждой, оружием, медикаментами.

Греческое население Крыма также принимало участие в партизанском движении и разных формах сопротивления гитлеровцам, за что фашисты безжалостно уничтожали целые сёла. Так, греческое село Лаки и его жители разделили трагическую судьбу волынского села Кортелисы. В 1942г. за связь с партизанами, фашисты окружили Лаки и сожгли всех его жителей, включая женщин и детей.

В борьбе с агрессорами на фронте и оккупированных территориях греки проявили себя настоящими патриотами своей Родины. Однако волна сталинских репрессий коснулась и их.

Выселение из Крыма по национальному признаку началось с крымских татар. Оно проводилось согласно постановлению Государственного комитета обороны (ГКО) от 11 мая под № 5859сс и от 21 мая под № 5937сс (1944г.). Но выселения татар показалось мало, и 2 июня 1944г. появилось очередное постановление ГКО под № 5984сс, которым органы НКВД обязали выселить с территории Крымской АСР 37 тыс. человек – «злостных немецких пособников» из числа болгар, греков и армян. На выселение отводился срок с 1 до 5 июля 1944г. Однако уже в конце июня чекисты «досрочно» завершили дело, отрапортовав о выселении 38.202 человек – 15.040 греков, 12.422 болгарина, 9.621 армянина, 1.119 немцев, итальянцев, румын и представителей других национальностей. Их расселили в Гурьевской области Казахской ССР (5.160), Башкирской АССР (5.206), Марийской АССР (600), Свердловской (10.702), Молотовской (9.867), Кемеровской (6.167) и Кировской (500) областях РСФСР. Кроме того, в эти же дни (26-27 июня) согласно постановлению ГКО под №6100с из Крыма было депортировано в Ферганскую область (Узбекская ССР) 3.652 иностранных гражданина, в том числе 3.531 – греческого, 105 – турецкого и 16 – иранского подданства.

Депортация бывших греческих и турецких подданных продолжалась и позднее. 1 августа 1949г. по распоряжению МГБ СССР из Черноморского побережья (Одесская, Херсонская, Николаевская, Измаильская области) в г.Алма-Ату (Казахская ССР) было выслано 33 семьи (53 человека) турецких и 267 семей (395 человек) греческих подданных.

Лица, депортированные из Крыма, были отнесены к категории спецпоселенцев, выселенных пожизненно. Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948г. «Об уголовной ответственности за побег из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в районы Советского Союза в период Отечественной войны» устанавливалась чрезвычайная мера наказания за побег из  спецпоселений – 20 лет каторжных работ. Только в 1956г. с греков и других депортированных народов наконец-то сняли ужасное обвинение в измене Родине и пособничестве оккупантам. Их восстановили в гражданских правах. Однако права на возвращение в Крым они так и не получили. Некоторые из них позже перебирались поближе к тёплым морям, но в Крыму никто не собирался возвращать потомкам «спецпоселенцев» конфискованное имущество. Только 14 ноября 1989г. Верховный Совет СССР принял Декларацию «О признании незаконными и преступными репрессивные акты против народов, которые были подвержены насильственному переселению, и обеспечении их прав». Согласно Декларации было принято ряд нормативных документов, в том числе Закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991г. Они декларировали льготы для депортированных, в частности выделение значительных государственных средств для тех, кто выскажет желание вернуться на старые места проживания. Но после распада СССР о декларированных гарантиях, конечно же, забыли.

Греческий этнос претерпел значительные потери во время Второй мировой войны, о чём свидетельствуют даже откорректированные данные Всесоюзных переписей. Если в 1939г. количество греков, которые проживали в Украине (без западных областей), составляло  127,7 тыс., то в 1959г. – 104.359,  в 1970г. – 106.909, в 1979г. – 104.091.

Таким образом, греки Украины, как и представители других народов СССР, пострадали от гитлеровского нашествия, а также отличились своим вкладом в победу над врагом. Некоторые из них за свой героизм получили заслуженное признание и уважение от советской власти. Однако отношение сталинского руководства к национальным меньшинствам как к потенциальным врагам отразилось и на судьбе украинских греков: подверженные жестоким и несправедливым репрессиям, греки Крыма были выселены из мест их исторического проживания.

в) 1945-1991 гг.

В послевоенные годы греки принимали активное участие в экономичской, общественно-политической и культурной жизни советского государства.

На волне реабилитации невинных жертв сталинского режима были восстановлены имена многих греков Приазовья. Десталинизация и связанная с ней либерализация общества периода «оттепели» (конец 50-х годов ХХ ст.) дали толчок инициативам в разных отраслях общественно-культурной жизни, привели к определённому возрождению культурных традиций этнических групп Украины.

Вместе с тем, в 60-е – 70-е годы жизнь греков подчинялась общему курсу развития страны, который был нацелен на нивелирование этнокультурных особенностей, на формирование единого советского народа. Национально-культурные потребности греков соответствовали нормам интернациональной социалистической культуры и поддерживались усилиями небольшой группы творческой национальной элиты.

Во время хрущёвской «оттепели» активизировались этнографические  исследования в  Приазовье. На протяжении 50-70-х годов ХХ ст. прошли 12 экспедиций в греческие сёла. Научный вклад А.Белецкого и Т.Чернышевой – известных филологов-эллинистов в исследования румейских диалектов - является общепризнанным. В своих исследованиях учёные дали детальную характеристику диалектов, обосновали существование самостоятельного крымско-румейского языка и определили его место среди других языков мира, разработали крымско-румейский фонологический алфавит на основе русской и украинской графики, что способствовало активизации творческой деятельности греческих литераторов. В ходе первых экспедиций завязывались тесные деловые и творческие контакты учёных с представителями греческой интеллигенции – А.Шапурмой, Л.Кирьяковым, П.Саравасом, Г.Данченком, Л.Кузьминковым, В.Константиновым, М.Гайтан. Украинские учёные были хорошо знакомы с этнографом Эдуардом Хаджиновым, который редактировал и самостоятельно издал четыре сборника фольклора греков Донбасса.

С середины 80-х годов в результате перестройки и демократических преобразований произошёл ренессанс греческого национального движения. Начался целенаправленный процесс создания греческих обществ, изучения новогреческого языка, возрождения и развития греческой культуры, расширения связей с исторической родиной. С каждым годом консолидация греков и возрождение эллинизма в Украине происходят всё более массово и эффективно, в т.ч. благодаря конструктивной государственной этнонациональной политике независимой Украины.

Изменения государственного отношения к этническим меньшинствам обусловили расширение границ функционирования их национальной культуры, увеличение способов этнокультурного самовыражения.

Перестроечные процессы, новое законодательство, знакомство с европейскими стандартами в сфере прав человека и национальных отношений способствовали консолидации и национально-культурному возрождению этносов. В этих условиях зарождалось организованное греческое национальное движение.

Важным фактором его становления было то, что в конце 1980-х годов расширился круг образованных и энергичных представителей национальных меньшинств, которые стали лидерами и организаторами национального движения. Подвижничество тех, кто сохранил верность традициям и обычаям своего народа, стремление вывести его из состояния национального забытия, принесло изменение в жизнь греков. Первые греческие общества появились ещё в советское время.

В 1988г. в Одессе по инициативе Аристотеля Папунидиса было основано греческое общество «Эллада». Основными задачами этой общественной организации стали сохранение греческих традиций, изучение языка, возобновление активных контактов с исторической родиной. Члены общества ставили ещё одну важную задачу – ознакомить молодое поколение с историей и культурой Греции – страны, где находятся корни их предков.

В 1988г. на базе секции клуба книголюбов «Азовье», которая работала в доме культуры «Азовсталь» г.Мариуполя, было создано культурно-просветительское объединение греков Приазовья им. Ф.Хартахая. Его основателями были И.Налчаджи, А.Проценко при активном участии С.Бурова, В.Харабета, В.Коноп-Ляшко и других краеведов, работников культуры, науки, образования. Значительное внимание краеведы уделяли поиску биографических сведений о митрополите Игнатии Гозадино – инициатора и организатора переселения греков из Крыма в Приазовье в ХVIII ст.; сбору материалов и воспроизведению истории греческого государственного драматического театра, который в 1932-1937гг. существовал в Мариуполе; реабилитации имён греков – деятелей науки и культуры, репрессированных в 30-х годах ХХ ст. Культурно-просветительская организация сплотила вокруг себя творческую интеллигенцию города – и не только греков по происхождению. Она была очагом духовной жизни, а дискуссии, которые проходили на её заседаниях, стали стимулом для осуществления местными краеведами дальнейших исследований по этнической тематике. Один из них, Л.Яруцкий, в 1990г. издал книгу «Выдающиеся мариупольские греки», в которой собраны короткие биографические сведения об известных учёных, писателях, общественно-политических деятелях – уроженцах Мариуполя, греках по происхождению.

Важный вклад в развитие экономических и культурных связей с Грецией внесло Мариупольское общество греков. Учредительное собрание общества прошло 25 января 1989г. На собрании была создана общественная организация «Общество греческого языка и литературы», которую зарегистрировали в Донецком отделении советского фонда культуры. Председателем был избран Александр Ашла. Организация несколько раз перерегистрировалась под разными названиями: «Мариупольское городское общество советских греков», «Меотида», «Мариупольское общество имени митрополита Игнатия». Сегодня общество мариупольских греков имеет название «Мариупольское общество греков», основными задачами которого являются возрождение греческого языка и культуры, популяризация их достижений, активизация социально-культурной деятельности греческого населения Приазовья.

25 марта 1989г. в Мариуполе греки впервые отпраздновали День Независимости Греции. В 1990 году здесь была проведена Всесоюзная научная конференция по проблемам древнегреческой философии «Аристотелевские чтения». В 1991 году впервые на стажировку в Грецию в Яннинский университет выехала группа в составе шести преподавателей. В этом же году в Мариуполе был проведен первый семинар для учителей новогреческого языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.038 с.)