Глава 5. Два метода духовного роста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Два метода духовного роста.



 

В духовной традиции вайшнавизма есть два варианта духовного роста: бхагавата-марг и панчаратрика-марг.

Следует определиться в необходимости этих двух путей для последователей нашей парампары.

Путь бхагавата является методом для вайшнавов, занимающихся чистым, беспримесным преданным служением.

Путь панчаратрика предназначен для вайшнавов, которые ещё не реализовали в своей духовной жизни практику естественного, спонтанного преданного служения.

Шрила Прабхупада затронул эту тему в комментарии к знаменитым стихам из Шримад-Бхагаватам произнесённым Прахладой Махараджем:

Произнося святое имя, можно возвыситься до любви к Богу. Возникает вопрос: а зачем тогда получать посвящение? Ответ заключается в том, что, просто произнося святое имя, человек, несомненно, может обрести духовное совершенство, любовь к Богу, но, пока у него есть материальное тело, он все же подвержен осквернению. Именно поэтому для преданного очень большое значение имеет арчана-видхи. Так что нужно применять и систему бхагаваты, и систему панчаратрики. Шримад-Бхагаватам 7.5.23-24к

В этом отрывке выделено параллельное применение двух методов для тех, кто ещё имеет материальное тело. В свою очередь, метод панчаратрика-марг предъявляет к следованию ему определённые условия и правила.

Этот момент также освящает Шрила Санатана Госвами в следующей цитате:

 

 

Просто поклоняясь Верховному Господу, человек достигает ошеломляющих результатов. Какой тогда смысл принимать инициацию от духовного учителя? В ответ на это говорится: Если человек поклоняется Господу Хари, не узнав вначале от своего духовного учителя правил и предписаний в поклонении, оставленных предыдущими махаджанами, то он достигает только 1/100 результата поклонения. Если человек поклоняется Господу под руководством своего духовного учителя, он получает полный результат. Вишну-рахасйа (цитируется в Хари Бхакти Виласе 2.8)

 

Переходить на ступень бхагавата-марга минуя ступень панчаратрика-марга неприемлемо.

Вайшнава, с неустойчивой верой и присутствием материальных желаний в Шримад-Бхагаватам называют пракрита-бхакта. Такому вайшнаву рекомендуется следовать правилам и предписаниям бхакти-йоги для очищения сознания и проявления естественной спонтанной привязанности к служению Господу. Этот момент подмечает Господь Кришна в Своих наставлениях Уддхаве:

До тех пор, пока человек не пресытится кармической деятельностью и при помощи ш́раван̣ам̇ кӣртанам̇ вишн̣ох̣ не пробудит в себе вкус к преданному служению, ему следует действовать согласно регулирующим принципам, рекомендованным Ведами. ШБ 11.20.9

Более подробно этот вопрос разбирает Шрила Прабхупада в довольно объёмной, но, хорошо погружающей в суть вопроса цитате из комментария к стихам Шримад-Бхагаватам:

 

Красотой Своего облика Господь напоминает тёмную тучу в сезон дождей, и все члены Его тела сверкают, как струи дождя. Воистину, Господь — средоточие всей красоты. У Господа четыре руки и безупречно прекрасное лицо с глазами, подобными лепесткам лотоса, прекрасным точеным носом, пленяющей ум улыбкой, красивым лбом и столь же прекрасными ушами, увешанными украшениями.

КОММЕНТАРИЙ: … Как правило, поклонение Господу начинается с поклонения Нарайане, Вишну, тогда как поклонение Господу Кришне и Радхе является более сокровенным. Господу Нарайане поклоняются в соответствии с панчаратрика-видхи, то есть, следуя регулирующим принципам, тогда как Господу Кришне поклоняются в соответствии с бхагавата-видхи. Пока человек не очистился, следуя предписаниям панчаратрика-видхи, он не имеет права поклоняться Господу по правилам бхагавата-видхи. Преданные-неофиты должны поклоняться Господу в соответствии с правилами панчаратрика-видхи, то есть регулирующими принципами, указанными в «Нарада-панчаратре». Преданные-неофиты не имеют доступа к Радхе-Кришне, поэтому поклонение Божеству в храме, основанное на регулирующих принципах, — это поклонение Лакшми-Нарайане. Хотя в храме может быть установлена виграха (форма) Радхи-Кришны, поклонение преданных-неофитов считается поклонением Лакшми-Нарайане. Поклонение в соответствии с правилами панчаратрика-видхи называется видхи-маргом, а поклонение в соответствии с принципами бхагавата-видхи называется рага-маргом. Принципы рага-марга предназначены только для тех преданных, которые достигли уровня, на котором находятся обитатели Вриндавана.

Обитатели Вриндавана — гопи, мать Йашода, Нанда Махараджа, мальчики-пастушки, коровы и все остальные — находятся на уровне рага-марга, или бхагавата-марга. Они участвуют в пяти основных расах: дасйе, сакхйе, ватсалйе, мадхурйе и шанте. Но хотя бхагавата-марг охватывает все пять рас, в первую очередь он предназначен для ватсалйи и мадхурйи, то есть родительских и супружеских отношений. Кроме того, в нём есть випраламбха-сакхйа, или поклонение Господу на высшей ступени дружеских отношений, которыми наслаждаются только мальчики-пастушки во Вриндаване. Кришна и мальчики-пастушки находятся в дружеских отношениях, однако эта дружба отлична от дружбы Кришны и Арджуны, которая относится к категории айшварйи. Когда Арджуна увидел вишва-рупу, грандиозную вселенскую форму Господа, ему стало страшно из-за того, что он обращался с Кришной как с обыкновенным другом, и он стал просить у Кришны прощения. Но мальчики-пастушки, друзья Кришны во Вриндаване, иногда катаются на плечах у Кришны. Они относятся к Кришне как к равному, обращаясь с Ним так же, как они обращаются друг с другом, и никогда не боятся Его и не просят у Него прощения. Таким образом, в рага-марге, или бхагавата-марге, дружба с Кришной находится на более высоком уровне, который называется випраламбха-сакхйей. Отношение к Кришне как к другу, родительское служение и супружеское служение — таковы расы рага-марга во Вриндаване.

Недобросовестные люди, не желая служить Кришне в соответствии с регулирующими принципами видхи-марга, описанными в «Панчаратрике», хотят миновать этот этап и сразу перейти к принципам рага-марга. Таких людей называют сахаджийами. А ещё есть демоны, которые наслаждаются описанием Кришны и Его игр с гопи, видя в этом оправдание своей распущенности. Эти демоны, авторы книг и лирических стихов о рага-марге, безусловно, идут прямой дорогой в ад. К несчастью, они ведут за собой многих других. Преданным, сознающим Кришну, нужно стараться избегать таких демонов. Мы должны строго следовать принципам видхи-марга, регламентирующим поклонение Лакшми-Нарайане, несмотря на то, что Господь присутствует в храме в образе Радхи-Кришны. Радха-Кришна включает в себя Лакшми-Нарайану, и, когда Господу поклоняются в соответствии с регулирующими принципами, Он принимает это служение, выступая в роли Лакшми-Нарайаны. В «Нектаре преданности» даны подробные наставления о том, как нужно поклоняться Радхе-Кришне или Лакшми-Нарайане в соответствии с принципами видхи-марга. Тот, кто поклоняется Господу в соответствии с принципами видхи-марга, может нанести Божеству оскорбления шестидесяти четырёх видов, но к поклонению на уровне рага-марга это не относится, так как преданные, находящиеся на этом уровне, настолько возвышенны, что ни о каких оскорблениях с их стороны просто не может быть и речи. Однако, если мы не будем следовать регулирующим принципам видхи-марга и не приучим свои глаза замечать нарушения этих принципов, мы не сможем прогрессировать… Шримад-Бхагаватам 4.24.45-46к

 

Из этого комментария следует, что этап «Панчаратрика-марг» перескакивать нельзя. Этот этап актуален для всех тех, кто не встал на путь духовного роста сразу с уровня бхавы, но приближается к нему, проходя этап садхана-бхакти.

А раз это так, то и правила этого пути распространяются на тех, кто на уровне бхавы ещё не находится. В частности, это имеет отношение и к посвящению.

Шрила Прабхупада описал это в вышеприведённом комментарии, вот эта часть:

 

Недобросовестные люди, не желая служить Кришне в соответствии с регулирующими принципами видхи-марга, описанными в «Панчаратрике», хотят миновать этот этап и сразу перейти к принципам рага-марга. Таких людей называют сахаджийами. Шримад-Бхагаватам 4.24.45-46к

 

Эти условия распространяются даже на тех, кто уже получил ведическое посвящения в брахманы. Так как нынешний век не располагает к возможности реализовать все предписания для ведических брахманов, им стоит получить посвящение в рамках панчаратрики. Этот момент освящает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати:

 

Поскольку в эпоху вражды, Кали-йугу, невозможно должным образом проводить ведические обряды, то люди, получившие брахманское посвящение савитрйа, должны считаться шудра-калпой, равными шудрам. Поэтому все сампрадайи сходятся в том, что вместо того, чтобы размышлять о возможностях повысить свой статус, человек должен получить посвящение согласно системе панчаратрика и заниматься деятельностью, предписанной Ведами. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

 

Далее, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Госвами утверждает, что панчаратрика-дикша нужна тем, кто ещё не способен контролировать свой ум и природу. Однако, этот действенный метод личностного духовного роста не должен переходить в, своего рода, ритуал с приглашением сторонних служителей (ритвиков) для поддержания необходимых стандартов поклонения.

«Если у вайшнавского садхаки возникает вера в путь арчаны, предназначенный для последователей системы панча-ратра, он должен подробно расспросить об этом пути того панчаратрика-гуру, который дал ему мантру. Сказано, что даже без арчаны, следуя любому из девяти методов преданного служения, главным из которых является вручение себя Господу, человек достигает совершенства. Поэтому, хотя, согласно «Шримад-Бхагаватам», нет никакой необходимости в арчана-марге, являющейся единственным методом последователей системы панчаратрика, если садхака всё же получил посвящение у вайшнавского гуру, следующего по стопам личностей, подобных Шри Нараде, который сам был панчаратрикой, он должен совершать арчану Господу Вишну, используя мантры, полученные им от своего духовного учителя. Попытки нанять постороннего человека для того, чтобы тот совершал арчану вместо самого садхаки, означают лишь слабую убежденность или нежелание исполнять свои обязанности. Поэтому нанимать посторонних для исполнения арчаны вместо того, чтобы самому ее совершать, есть признак безверия, что совершенно неприемлемо. Хотя на самом деле бхагавата вайшнавы не нуждаются в панчаратрика-мантра-дикше, муд рецы-панчаратрики, такие как Шри Нарада, в некоторых случаях могут уделять арчане повышенное внимание для того, чтобы помочь регулировать распущенный характер и беспокойный ум людей. Отдельно же поддерживать арчану нет никакой необходимости. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

 

Если человек свободен от этих недостатков, то ему можно следовать бхагавата-маргу без панчаратрика-дикши, но это уровень уттама-адхикари. Для того чтобы достичь этого уровня, необходимо, в частности, развить духовное сознание и избавиться от материального, а этот процесс, как уже неоднократно упоминалось выше, напрямую связан с процессом посвящения. Этот момент утверждает Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур:

 

Духовный ачаръя называется гуру. Давая посвящение, он дает живым существам третье рождение, вкладывая в них духовное знание. В третьем рождении человек развивает духовность и освобождается от материального мировоззрения. Мы уже упоминали о том, что вамша может расти не только через шаукра-джанму, или физическое рождение, но также и через савитра и дайкша джанму, то есть ведическое и духовное посвящения. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

 

Под третьим рождением здесь подразумевается первое посвящение в ИСККОН. Традиционно, детям давали сначала савитри-дикшу, а потом, если он развивал духовное мировоззрение, ему давали посвящение в вайшнавы – дайкша. Шрила Прабхупада поменял эти два вида посвящения местами, но суть от этого не изменилась.

Посвящение характеризует определённый этап на духовном пути вайшнава, регламентирующий его практику.

 

Три разновидности рождения описаны в «Шри Бхаргавия Ману-самхите» и в «Шримад-Бхагаватам». Они упоминаются в различных ответвлениях ведической литературы, и ведические Сандарбхи подтверждают их наличие.

Шаукра, савитра и дайкша — вот три разновидности рождения, описанные в Ведах. Рождение ребенка у законных мужа и жены называется шаукра-джанма, или рождение из семени; получение гаятри-мантры от ачаръи называется савитра-джанма, или ведическое рождение через получение гаятри, а посвящение посредством огненного жертвоприношения называется дайкша-джанма, или рождение через духовное посвящение. Рождение из семени идет первым, так что здесь и речи нет об очищении. Шудры, например, не проходят через очистительные ритуалы. Все, кроме шудр, очищаются обрядами в форме принятия гаятри-мантр от ачаръи и изучением Вед в гурукуле — это их савитра-джанма, или рождение в форме получения гаятри. Когда эти люди принимают духовное посвящение для того, чтобы стать компетентными в совершении жертвоприношений, они становятся трижды-рожденными. Люди, не являющиеся шудрами, становятся дваждырожденными в своем втором рождении и трижды-рожденными в своем третьем рождении. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, Брахман и вайшнав

В этой цитате описан процесс обретения квалификации вайшнава через предварительный процесс очистительной подготовки (савитри-джанма). Это даёт возможность практиковать духовную жизнь, получив духовное посвящение в вайшнавы (дайкша-джанма).

 

 

Прочитав эту цитату можно возразить, что: «здесь посвящение необходимо для обретения квалификации проводить жертвоприношения, но сейчас, в век Кали практически никто не квалифицирован проводить ягьи. Соответственно, и посвящение не имеет смысла».

Это действительно так. Мало кто сейчас может по всем правилам и стандартам проводить ведические жертвоприношения. Наряду с этим, в этот век люди могут совершать жертвоприношение в форме повторения святых имён. Это под силу любому, однако, для того чтобы стать достойным совершать хари-нама-ягью, начинающему вайшнаву необходимо получить посвящение.

Лишь после этого перед вайшнавом начнётся раскрытие своих вечных взаимоотношений с Господом. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в главе 8.

Шрила Прабхупада подчёркивает необходимость духовного посвящения для тех, кто является домохозяином как один из приоритетных видов духовной практики связанной с поклонением Божеству прямо или косвенно:

 

Поклоняться Божествам рекомендуют, в первую очередь, преданным-домохозяевам. Каждый домохозяин, которому позволяют условия, должен под руководством духовного учителя установить дома мурти Вишну

… и вся его семья должна поклоняться Божествам, строго следуя правилам и предписаниям арчана-видхи.

… Поклонение Божеству под руководством истинного духовного учителя поможет домохозяевам очистить свою жизнь и быстро усвоить законы духовной науки. Преданному-неофиту мало иметь одни теоретические знания. Знание, почерпнутое из книг, - это теория, а процесс арчаны - практика. Духовные знания необходимо углублять, сочетая теорию с практикой, что поможет человеку достичь духовного совершенства. Арчана Обучение неофита преданному служению полностью зависит от опытного духовного учителя, который знает, как направить ученика, чтобы он постепенно продвигался по пути домой, обратно к Богу. Шримад-Бхагаватам 2.3.22к

Продолжая разбирать данный вопрос в этом комментарии, Шрила Прабхупада выделяет необходимость посвящения не только для взрослых людей, но и для всех членов семьи, достигших возраста, в котором человек становится способным применять разум для установления должного контроля над своей жизнью. Он пишет:

Каждому члену семьи по достижении двенадцати лет следует получить инициацию у истинного духовного учителя и ежедневно с четырех утра и до десяти вечера семья должна служить Господу Шримад-Бхагаватам 2.3.22к

Конечно, можно возразить, что ребёнок, выходя из гуру-кулы может сразу принять саннйасу и уйти проповедовать. Это действительно так. Однако, не стоит забывать, что, находясь в гуру-куле, ребёнок уже получил посвящение от гуру, и вопрос лишь в том, какой вариант встраивания себя в социум человек для себя выберет.

 

Но, даже приняв саннйасу, вайшнав не отвергает поклонение мурти Господа. Пример тому показали наши ачарьи. В частности, Шесть Госвами Вриндавана и их последователи. А для правильного поклонения мурти Господа нужно получить посвящение в определённой духовной традиции, следуя наставлениям её представителей.

Суть панчаратрика-дикши заключается в получении вайшнавских мантр панчаратрики. Церемония, предписанная для этого в панчаратрике, включает проведение пуджи и тантрика хомы. В Хари-бхакти-виласе приводятся правила панчаратрики, подтверждающие, что эта церемония может быть упрощена просто до посвящения в мантры. Так что, в традиции Гаудия Вайшнавизма чаще всего этот обряд сводится просто к передаче вайшнавских мантр. Таким образом ученик получает пять самскар (панча-самскару, как по-другому называется обряд посвящения).

Вот эти пять самскар:

* пундра: он бреет голову, одевается, как полагается вайшнаву, и ставит Вишну-тилаку (священные знаки, нанесенные на тело глиной);

* тапас: он пишет сандаловой пастой имена Кришны на своем теле. В Южной Индии они вместо этого ставят на теле символы Нараяны и Вишну.

* нама: он получает вайшнавское имя, оканчивающееся на “даса” (или “даси” для женщин). Это означает, что получивший такое имя выполняет преданное служение Господу; (в ИСККОН имя обычно дают во время первой инициации).

* мантра: он получает от гуру священную мантру;

*йага: он принимает обеты перед священным огнем и учится правилам поклонения Божеству.

Панчаратрика-дикша – это основа для становления вайшнава. Сам ритуал – это всего лишь часть целого комплекса мероприятий, входящих в обряд дикши. И направленных на сосредоточении сознания вайшнава на Господе.

Об одном из элементов посвящения (нама) Шрила Прабхупада пишет:

 

В Движении сознания Кришны мы даем ученикам новые имена, которые напоминали бы им о Вишну. Если преданный, умирая, вспомнит хотя бы собственное имя — например, Кришна дас или Говинда дас, — то ему нечего будет страшиться. Поэтому перемена имени — очень важная часть обряда посвящения в ученики. ШБ 6.2.32к

 

Из этой цитаты видно, что Шрила Прабхупада выделяет не просто теоретически-философскую значимость посвящения, но и довольно практическую его значимость.

Чтобы лучше понять идею, раскрытую в этой главе, можно привести следующий пример:

Когда человек имея желание освоить игру на каком-нибудь музыкальном инструменте, прежде чем он начнёт испытывать наслаждение от игры на нём, и тем более, сможет виртуозно играть и придумывать новые мелодии или способы игры, ему необходимо прилежно осваивать навыки игры на этом инструменте следуя подсказкам репетитора, используя установленные правила. И лишь после этого этапа, человек становится мастером игры на этом инструменте.

Подобно этому, лишь пройдя этап регулируемого преданного служения под руководством духовного учителя, вайшнав сможет раскрыть в себе спонтанную преданность Господу.

Подводя итог этой главы можно сделать следующие выводы:

- на духовном пути есть две дороги – панчаратрика-марг и бхагавата-марг.

Последний даёт максимальный эффект и приводит к конечной цели, однако, следовать только ему могут лишь вайшнавы, раскрывшие в себе спонтанную привязанность к служению Господу. Для всех остальных, необходимо пройти этап панчаратрика-марга добавляя к нему методы бхагавата-марга соотнося их с возможностями того уровня преданности, на котором вайшнав находится.

- для следования по пути панчаратрики, посвящение является необходимым условием. Это подтверждает Шрила Санатана Госвами:

 

Сейчас я опишу процесс инициации, как он описан в книге Крамадипика, составленной Шри Кешавачарйей. Не получив сначала посвящения, никто не квалифицирован поклоняться своему возлюбленному Господу. Хари Бхакти Виласа, 2.2

 

Само же посвящение в панчаратрика-виддхи затрагивает два аспекта, разбор которых будет приведён в следующей главе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.131.238 (0.048 с.)