Тема: «искусство как катарсис» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «искусство как катарсис»



Подготовила Масленникова В., 381 – 2/1

Всякое художественное произведение — басня, новелла, трагедия — заключает в себе непременно аффективное противоречие, вызывает взаимно противоположные ряды чувств и приводит к их короткому замыканию и уничтожению. В этом заключается катарсическая функция искусства, смысл которой не в восполнении недостающих переживаний, а в избавлении человека от угнетающих его переживаний. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией. В «Политике» Аристотель объясняет воздействие музыки на примере религиозных песнопений, которые «действуют возбуждающим образом на душу и приносят как бы исцеление и очищение людям, подверженным “энтузиастическому возбуждению”».

В другом месте философ пишет, что то же самое очищение неизбежно испытывают те, «кто подвержен состоянию жалости и страха и вообще всякого рода переживаниям, — такое переживание свойственно всякому; все такие люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием; точно так же песнопения очистительного характера доставляют людям безобидную радость».

Узнаем значения слова «катарсис». Катарсис (от др.-греч.) — возвышение, очищение, оздоровление.

1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.

2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.

3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая страх, гнев, сострадание, заставляет зрителя переживать душевное волнение, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.

4. В современном психоанализе; процесс уменьшения или снятия тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации и эмоциональной разрядки.

В катарсическом переживании сильное аффективное переживание усиливается и доводится до такого состояния, когда оно естественно разряжается в рыданиях и слезах, после чего наступает состояние легкого оглушения и успокоения.

Психологический механизм катарсиса был детально исследован выдающимся русским психологом Выготским в его работе «Психология искусства». Выготский полагал, что чудо искусства напоминает «евангельское чудо претворения воды в вино... Искусство всегда несет в себе нечто, преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто большее, нежели обыкновенную боль и волнение. Переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную эмоцию, которую несет в себе искусство. Искусство не может возникнуть там, где есть только простое и яркое чувство. Даже чувство, выраженное техникой, никогда не создает ни лирического стихотворения, ни музыкальной симфонии; для того и другого необходим еще и творческий акт преодоления этого чувства, его разрешения, победы над ним, и только когда этот акт является налицо, только тогда осуществляется искусство».

Важнейшим средством, при помощи которого художник добивается катарсического аффекта, является прием уничтожения содержания формой. Первым на эту особенность искусства обратил внимание немецкий поэт Ф. Шиллер в работе «Письма об эстетическом воспитании». Выготский блестяще осуществил развитие этой идеи.

На примерах «Гамлета», «Евгения Онегина», рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» Выготский показывает, как писатель повествует о мрачных сторонах жизни, но при помощи выразительных средств искусства — композиции, поворотов сюжета, авторских отступлений, сопоставлений и других приемов — художник достигает того, что после общения с произведением искусства читатели, зрители, слушатели испытывают необыкновенное душевное просветление, называемое катарсисом. «В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции».

Если посмотреть на многие популярные романсы и песни, то можно без труда увидеть, что основным их содержанием являются отрицательные эмоции, вызванные разлукой, недоверием, ревностью. Содержание этих песен, пересказанное прозаическим языком, ничего, кроме уныния и тоски вызывать не сможет.

Однако те же самые отрицательные переживания, выраженные в поэтических рифмах, положенные на красивую мелодию и исполненные красивым голосом певца, преодолевают негативные состояния, и возникает то самое ощущение просветления, которое испытывает читатель после рассказа Бунина «Легкое дыхание». Это и есть катарсис, избавление от негативных переживаний, которое составляет суть искусства и делает его биологически необходимым для достижения человеком высот духовного совершенства.

Одной из особенностей художественного мышления является его образность, а образ всегда связан с целостным представлением объекта на основании даже одной-единственной его детали. Мастер детективного жанра, знаменитый английский писатель А. Конан Дойль устами своего героя Шерлока Холмса так раскрывает эту способность: «Идеальный мыслитель, рассмотрев со всех сторон единичный факт, может проследить не только всю цепь событий, результатом которых он является, но также и все вытекающие из него последствия. Подобно тому, как Кювье мог правильно описать целое животное, глядя на одну его кость, наблюдатель, досконально изучивший одно звено в цепи событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья, и предшествующие, и последующие».

Действие этой закономерности можно видеть в истории создания многих произведений. Так, Римский-Корсаков, увидев как-то ярко-красные маки, представил их себе как олицетворение зла, и это подтолкнуло его к работе над оперой «Кащей Бессмертный». Свое фортепианное «Интермеццо» М. П. Мусоргский написал после того, как увидел в деревне зимним солнечным днем толпу молодых женщин, перешагивающих через сугробы. Мелодия с шагающими вверх и вниз интервалами олицетворяла, по словам Мусоргского, смеющихся женщин. Поэт Н. А. Некрасов сочинил свое знаменитое стихотворение «У парадного подъезда», наблюдая из окна своего дома, как дворники и городовой прогоняли крестьян от парадного подъезда в доме, в котором жил министр государственного имущества.

Писатель В. П. Астафьев во время войны, в окопе на передовой услышал, как кто-то тянул протяжную мелодию. Через много лет образ этого воспоминания вылился в рассказ «Ария Каварадосси».

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда!

А. Ахматова

Однако, чтобы обладать такой способностью, художник должен иметь значительный опыт и мастерство. В повести «Золотая роза», посвященной раскрытию тайн творческого процесса, писатель К. Г. Паустовский рассказывает о мусорщике Шамете, который в течение долгого времени собирал и просеивал пыль из ювелирных лавок, с тем, чтобы из этой золотой пыли ювелир смог бы сделать розу для его возлюбленной.

Золотая роза Шамета — прообраз творческой деятельности художника, в котором «каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же, как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли, которые литераторы превращают в сплав и из которых затем выковывают «золотую розу» — повесть, роман или поэму».

В статье «Что такое искусство» Л. Н. Толстой, раскрывая его суть, писал: «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их».

Очень часто процесс создания художественного произведения, воплощение своих замыслов многие деятели искусства сравнивали с рождением человека. «Законы искусства основаны на законах природы, — так считал Станиславский. — Рождение ребенка, рост дерева, рождение художественного образа — явления одного порядка».

Аналогичную мысль находим у О. Бальзака: «Мыслить, мечтать, задумывать прекрасное произведение — премилое занятие... Но создавать, но произвести на свет! Но выпестовать свое детище, вскормить его, убаюкивать его каждый вечер, ласкать его всякое утро, обхаживать с неиссякаемой материнской любовью, умывать его, когда оно испачкается, переодевать его сто раз в сутки в свеженькие платьица, которые оно поминутно рвет, не пугаться недугов, присущих этой лихорадочной жизни, и вырастить свое детище одухотворенным произведением искусства, которое говорит всякому взору, когда оно — скульптура, всякому уму, когда оно — слово, всем воспоминаниям, когда оно — живопись, всем сердцем — когда оно музыка, — вот что такое Воплощение и Труд, совершаемый ради него».

Этот процесс создания сопровождается у художника целой гаммой эмоций — от пресловутых «мук творчества» до творческого экстаза, именуемого вдохновением, которое переживается им как ни с чем не сравнимое эстетическое наслаждение, ради которого он готов терпеть любые мучения.

Список литературы:

Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4;

Выготский Л. С. Психология искусства;

Паустовский К. Г. Собр. соч.: в 6 т. М., 1958. Т. 2;

Толстой Л. Н. Поли. собр. соч.: в 30 т. М., 1951. Т. 30;

Станиславский К. С. Работа актера над собой;

Бальзак О. Собр. соч.: в 15 т. Т. 10.

 


Заключение

 

В ходе лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы над дисциплиной происходит знакомство студентов с современным уровнем научных исследований по проблемам эстетики, с мировой историей становления эстетических теорий.

Однако исследование эстетики не ограничивается рамками данного курса, но обнаруживает свое продолжение в последующих дисциплинах и профессиональной деятельности культуролога в целом. Исследование эстетической проблематики, оказывающих серьёзное влияние на формирование мировоззрения и художественной культуры, представляется особо значимым в наши дни, когда изменяется сам характер художественных практик и подвергается сомнению существование самой системы эстетических ценностей. Провозглашение самобытности, разнообразия и плюрализма в творчестве качестве основных ориентиров развития художественного процесса, актуализирует приобретение соответствующих компетенций будущими специалистами в области теории и истории культуры.

Потому дисциплина «Эстетика» оказывается значимой не только в теоретическом плане, развивая кругозор студентов углубленным пониманием истории развития эстетической мысли, но и способствует формированию эстетического сознания и эстетического вкуса. Практическая значимость дисциплины определяется также необходимостью овладения студентами-культурологами знаний в сфере эстетической теории, которая является методологическим основанием для к анализу современного художественного процесса.

 

 

Учебное издание
 
Москвина Ирина Константиновна
Эстетика
Учебно-методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов  
 
Текст печатается в авторской редакции Формат печати: электронный © Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»

 

 


[1]Введенский, Николай Евгеньевич. Избранные произведения [Текст]: науч. изд. / Н. Е. Введенский. - М.: Медгиз, 1952. - 700 с.: ил. - Библиогр.: с. 550-580.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.021 с.)