Санкт-Петербургский государственный институт культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Санкт-Петербургский государственный институт культуры



Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

Факультет Мировой культуры

Кафедра Теории и истории культуры

Москвина И.К.

Эстетика

Методические рекомендации по организации самостоятельной

 работы студентов по дисциплине

 

направление подготовки

51.03.01 «Культурология»

 

Санкт-Петербург

СПбГИК

2019


УДК
ББК
 
 

 

 

Утверждено учебно-методическим советом СПбГИК № _ от______________ в качестве методических рекомендаций.

 

 

 

 

Рецензенты:

Габриэль Г.Н., канд.искусствоведения, доцент, зав. кафедрой истории искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры

Лелеко В.Д., доктор филос.наук, профессор, профессор кафедры балетмейстерского образования
Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург)

 

 

 

Москвина Ирина Константиновна

С24

Эстетика: метод. рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГИК, 2019. – 50 с.

 
 

В рекомендациях представлено краткое содержание разделов курса, даются методические указания по подготовке докладов, презентаций, творческих заданий, а также списки основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсов и информационно-справочных систем, необходимых для освоения дисциплины. Каждый раздел пособия – кроме краткого изложения основного содержания соответствующей темы – включает вопросы к семинарским занятиям, тематику докладов, творческих заданий, вопросы для самоконтроля пройденного материала.

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов разработаны для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.01 «Культурология» (очная и заочная формы обучения).

 

УДК

 

ББК

 

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 2019

         

 

СОДержание

 

Введение……………………………………………………………………………..5

 

Гл.1.Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Эстетика»……………………………………………………………………… 7

1.1.Смысловые, дидактические и функциональные параметры самостоятельной работы студентов (СРС) в общей структуре учебной дисциплины……………………………………………………………………….7

1.2. Сущность, значение и общие принципы организации самостоятельной работы по курсу «Эстетика»……………………………………………………..8

1.3.Семинарские занятия…………………………………………………………9

1.4. Творческие проекты………………………………………………………...12

1.5.Критерии оценки СРС по системе БРС…………………………………....14

1.6.Общие принципы организации самостоятельной работы как особого вида учебной и интеллектуальной деятельности……………………………………14 

 

 Глава 2. Основное содержание разделов курса, вопросы для самопроверки, темы семинарских занятий и рекомендуемая литература для самостоятельного освоения материала……………………………………….15

Раздел I. Предмет, задачи, проблемное поле эстетики……………………15

тема 1

тема 2

Раздел 2.Основные эстетические категории………………………………..17

Тема 1

Тема 2

Раздел 3. Искусство в системе эстетической мысли. Эстетика как философия искусства………………………………………………………………...18

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Раздел 4. История эстетической мысли………………………………..........20

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Раздел 5. Эстетика повседневности………………………………………….22

Тема 1

Тема 2

 

Глава 3. Контрольные и оценочные материалы по курсу «Эстетика» ………………………………………………………………………23

3.1. Темы семинаров и докладов для подготовки к семинарским занятиям…………………………………………………………………………..23

 3.2. Примерные варианты творческих заданий……………………………….26

 3.3.Примерные задания для контрольных письменных работ……………….26

3.4. Примеры заданий в тестовой форме

3.5. Вопросы к зачету……………………………………………………………34

3.6. Вопросы к экзамену ………………………………………………………..36

 

Глава 4. Список основной и дополнительной литературы, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационные справочные системы, необходимые для освоения дисциплины …..37

4.1. Список литературы по курсу………………………………………………….37

4.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины (модуля)………………………………41

 

Заключение ……………………………………………………………………….42

Приложение. Примеры творческих заданий и презентаций……………………42

 

 

Введение

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи при изучении дисциплины «Эстетика». Дисциплина ориентирована на студентов-культурологов, обладающих базовыми знаниями в области теории и истории культуры.

Значимость дисциплины «Эстетика» в профессиональной подготовке по направлению «Культурология» заключаются в формировании эстетической культуры личности, на базе теоретической рефлексии к эстетическим ценностям и развития практики эстетического восприятия природы, социума и искусства.

 Формирование в ходе изучения курса «Эстетика» представлений об эволюции мировой и отечественной эстетической мысли позволяет ориентироваться в основной проблематике эстетики и теории искусства.

Материалы курса ориентирует студентов в поле многообразных эстетических концепций. Основой курса является изучение важнейших аспектов проблематики истории и теории эстетики, выделяется наиболее репрезентативный материал, глубокое освоение которого позволяет студентам научиться самостоятельно понимать и оценивать эстетические свойства действительности.

Целью курса «Эстетика» является освоение способов философского осмысления явлений культуры как продукта эстетической практики в ее истории и современности.

Задачами курса «Эстетика» является ознакомление студентов с основными эстетическими концепциями и категориями, представляющими художественную культуру в ее родовой специфике. Курс призван представить плюрализм эстетических принципов и критериев, теоретико-методологических подходов к анализу и оценке явлений окружающего мира, а также искусства в контексте культуры разных исторических эпох. Методологическое введение в курс раскрывает содержание научных принципов, служащих пониманию центральной проблемы эстетики как философской науки - проблемы формирования эстетического отношения к действительности. Наряду с принципами эстетического подхода уделено внимание другим принципам, определяющим трактовку диалектики взаимосвязи эстетики и развития в современном философско-культурологическом познании. Основное содержание курса представлено в тематике лекций и семинарских занятий: эстетика –как философская наука, эстетическая культура личности, эстетика в системе культуры. Во всех разделах внимание уделяется новым возможностям понимания эстетики на основе учета взаимосвязи эстетической деятельности с формами культурных практик.

Методические рекомендации нацелены помочь студентам самостоятельно освоить материалы курса «Эстетика». Задача курса - сформировать представление об эстетике как культурологической дисциплине; показать место, которое занимает искусство среди других явлений культуры и разновидностей человеческой деятельности; предложить методику выявления эстетического (включая соответствующие интерпретации и оценки) к различным явлениям природы, общества и искусства.

Основная цельданного пособия состоит в том, чтобы студенты, опираясь на логику изложения материала и список литературы, могли изучить наиболее важные вопросы становления и развития эстетической мысли, основные теоретические проблемы эстетики как науки и учебной дисциплины. Для этого предлагаются к ознакомлению планы занятий, темы семинаров, список рекомендуемой литературы и контрольные вопросы к зачету, тесты. Список литературы составлен с учетом наличия необходимых к прочтению книг в библиотеке Санкт-Петербургского государственного института культуры. Пособие призвано облегчить освоение курса студентами, изучающими его как аудиторно, так и самостоятельно.

    В первой главе «Методические указания для студентов» дается общая характеристика самостоятельной работы студентов как обязательного раздела содержания учебного плана курса «Эстетика». В данном разделе освещается специфика самостоятельной работы как особого вида интеллектуальной деятельности и образовательного процесса, раскрывается дидактическое и методологическое значение самостоятельной работы студентов. В главе первой даются общие методические рекомендации по освоению основной и дополнительной литературы по курсу, подготовке докладов, презентаций, творческих заданий, выполнению письменных работ.

Глава вторая «Содержание разделов курса, материалы к семинарским занятиям» включает в себя развернутое описание содержания разделов курса, темы для обсуждения на семинарских занятиях и подготовки докладов, список дополнительной литературы, тематику творческих заданий, вопросы для самоконтроля и закрепления изученного материала.

В заключительных разделах содержатся материалы методического обеспечения курса: перечень вопросов для промежуточного контроля (зачет), экзаменационных вопросов, тестов. Представлен список основной и дополнительной литературы, ресурсы информационно-телекоммуникационной сети Интернет и информационные справочные системы, необходимые для освоения дисциплины.

В пособии даются рекомендации по подготовке и  примеры самостоятельной работы студентов по выполнению творческих заданий, приведены примеры творческих заданий, выполненных студентами в ходе изучения курса.

Глава 1.  Методические рекомендации для студентов изучению дисциплины «Эстетика»

1.1. Смысловые, дидактические и функциональные параметры самостоятельной работы студентов (СРС) в общей структуре учебной дисциплины.

 

 Самостоятельная работа студентов представляет собою особый вид учебной деятельности, выполняемый студентом во внеаудиторное (аудиторное) время, управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы, куда входят, в частности, темы семинарских и творческих заданий, подготовка презентаций и докладов, освоение литературы по курсу и прочее. Самостоятельная работа является неотъемлемой составляющей процесса обучения, важнейшим условием усвоения курса. Специфика самостоятельной работы в рамках курса «Эстетика» предусматривает, прежде всего, индивидуальную работу студентов, организованную в соответствии с установкой программы обучения, преподавателя и рекомендуемых им учебно-методических материалов.

     1.2. Сущность, значение и общие принципы организации самостоятельной работы по курсу «Этика в арт-менеджменте»

 

Самостоятельная работа студентов (СРС) в рамках курса «Эстетика» способствует не только эффективному усвоению учебной информации, но и развитию у обучающихся профессионально значимых компетенций. Вследствие этого индивидуальная составляющая самостоятельной работы должна в идеале учитывать интересы и возможные будущие направления профессиональной деятельности студента. Личностный и дидактический смысл самостоятельной работы студентов в ходе изучения дисциплины «Эстетика» обусловлен рядом обстоятельств. Самостоятельная работа (СРС) наряду с формированием профессиональных компетенций способствует воспитанию важных личностных качеств. К подобным качествам, формируемым в ходе СРС можно отнести: формировании эстетической культуры личности на базе теоретической рефлексии к эстетическим ценностям.

Поэтому важнейшим условием успешной самостоятельной работы студентов является развитие самостоятельности мышления, поиска самостоятельных решений в разработке тем творческих заданий, докладов, написании эссе и проч. СРС нацелена на формирование развитого эстетического сознания и этических принципов восприятия и оценки действительности, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в личностном и профессиональном плане.

Приступая к самостоятельной работе по курсу «Эстетик» студенту необходимо учесть специфику дисциплины. Это важный аспект, поскольку эстетика как наука относится к разряду гуманитарных дисциплин, имеющих «диалогический» (М.С.Каган) характер. История эстетической мысли и становление ее теоретических положений – это, по существу, диалог различных авторских концепций, длящийся вот уже на протяжении ее более, чем двухтысячелетней истории. Следовательно, накоплен значительный корпус источников и научной литературы по эстетической проблематике. Это создает значительную сложность в изучении не только источников, но и учебной литературы по курсу. Учебники и учебные пособия, представленные в списке литературы, создавались их авторами в разные периоды развития эстетики, исходя из идейных и методологических принципов. В списке литературы приведены классические труды выдающихся отечественных и зарубежных исследователей, изданные или переизданные в последние годы. В списках литературы студенту необходимо уметь выделять учебники, монографии, научные статьи, непосредственно посвященные проблематике того или иного раздела курса или семинарскому занятию. Они, прежде всего, обозначены в списке обязательной литературы. В списке дополнительной литературы и литературы к ознакомлению содержатся материалы, которые затрагивают отдельные аспекты тематики курса. Они нацелены на углубление в изучении вопроса. В выборе литературы для рефератов и творческих работ студенту должен помочь преподаватель. Он также в водной лекции дает характеристику основных учебников и учебных пособий по курсу.

 

1.3.Семинарские занятия. Семинарские занятия стимулируют самостоятельное изучение студентами основной и дополнительной литературы по дисциплине; вырабатывают навык работы с информационными ресурсами по истории и теории эстетики; закрепляют знания, полученные студентами на лекциях и во время самостоятельной работы с научной литературой и эмпирической базой раскрываемой темы; расширяют круг знаний, а также способствуют их систематизации и структурированию.

Семинарские занятия развивают у студентов навыки устного публичного выступления, свободного ведения научной лексикой, в том числе, владения специальной терминологией. Одной из главных задач проведения занятий в форме семинара является развитие способности к самостоятельному мышлению, формированию и аргументации собственной позиции, а также умению отстаивать эту позицию в дискуссии при столкновении с убедительными контраргументами.

Задачами семинарского занятия являются: формирование и развитие умения самостоятельно находить и прорабатывать научную информацию, анализировать, выбирать и анализировать сложные явления современной культуры, выносить им оценку, опираясь на наиболее развернутые и убедительные аргументы, подкрепленные культурологической методологией анализа проблемы.

В круг задач семинарских занятий также входят: формирование и развитие навыков публичных выступлений, формирование навыков эстетической оценки в сфере профессиональной деятельности, стимулирование интереса к самостоятельному, связанных с этическими проблемами, развитие навыков культуры общения и этикета. Таким образом, семинарские занятия содержат элементы исследовательского характера, направлены на формирование моральной парадигмы мышления, умения находить, отбирать и интерпретировать информацию по наукам о морали. Наряду с этим семинарские занятия нацелены и на развитие практических навыков профессиональной сферы культуролога.

Семинарские занятия строятся на системе докладов и представления проектов с презентацией, которые готовятся студентами по заранее выбранной ими теме. Примерные темы докладов и творческих заданий приведены в настоящем учебно-методическом комплексе. В то же время студент может, по согласованию с преподавателем, самостоятельно сформулировать тему для своего выступления.

Доклады, разрабатываемые студентами для семинарского занятия в рамках изучения курса «Эстетика» основываются на развернутом анализе материалов, содержащих обсуждение актуальных проблем культуры.

Желательным требованием к докладу на семинарском занятии является его сопровождение компьютерной презентацией. Содержание презентации должно включать название темы доклада, его план, реферативное изложение его содержания, основные выводы. Презентация может включать демонстрацию фрагментов информации, раскрывающей или уточняющей тему доклада. При необходимости презентация должна содержать иллюстративный материал к теме. Визуальный ряд должен быть логически выстроен, быть репрезентативным и достаточным для раскрытия темы. Слайды не должны содержать большой текстовый материал. Они должны, прежде всего, подкреплять самостоятельное выступление студента по теме. Возможной формой выступления является стендовый доклад, который содержит большое количество иллюстративного материала. Форма выступления определяется конкретным содержанием темы и возможностями ее максимально полного раскрытия: теоретический доклад с иллюстрациями, презентация, сопровождающая доклад, стендовый доклад.

При оценке докладов наиболее существенными критериями являются глубина, самостоятельность, убедительность и аргументированность предложенного студентом анализа темы, полнота ее раскрытия, а также наличие плана, в котором отражается логичность построения доклада, и выводов. Доклад, представленный в письменном виде (реферат), должен содержать список источников, которые использовались при его подготовке. Список должен быть репрезентативным и достаточным, содержать современные исследования; он должен быть оформлен по требованиям ГОСТа («Библиографическая ссылка. ГОСТ 7.0.5. 2008).

Важным критерием при оценке выступления студента на семинарском занятии является соблюдение регламента. Продолжительность выступления должна быть 10-15 минут. Необходимо оставить время для ответа на вопросы и замечания. Студентам важно помнить о грамотности, стилистической выдержанности речи выступающего, корректности использования специальных терминов. Использование бытовой лексики и слов-паразитов, тавтология, стилистические и грамматические ошибки, а также чтение текста доклада снижают впечатление от выступления и не могут не сказаться на его оценке.

Семинарское занятие как форма учебной работы предполагает не только выступление студентов с докладами, подготовленными заранее, но и обсуждение выступлений. Поэтому участие в семинаре - это еще и участие в обсуждении, предполагающее постановку вопросов, связанных с темой доклада, формулирование ответов на них, свободную дискуссию студентов, участвующими в семинарском занятии. Важно отметить, что активное участие всей группы в обсуждении выступлений докладчиков, умение задавать и отвечать на вопросы по теме семинарского занятия составляют существенное значение для освоения содержания занятия.

Способность поставить вопрос, предложить свой вариант ответа, как и участие в дискуссии предполагают подготовленность по соответствующей теме. Именно поэтому подготовка к семинарскому занятию должна включать не только создание текста собственного выступления, но и знакомство с каждым из вопросов, выносимых на обсуждение на семинаре. Подобная подготовка является важной частью СРС.

1.4. Творческие проекты. Одним из условий, обеспечивающих успех СРС, является совокупность определенных конкретных требований к творческим проектам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента по творческому заданию примерно таков:

1) Связь изучаемым материалом курса, темой или вопросом.

2) Раскрытие сущности проблемы.

3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

4) Самостоятельность в выборе темы разработке творческого задания, которая предполагает консультации с преподавателем

4) Завершенность представленного творческого проекта, его оформление в виде презентации и доклада

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения материала в рамках творческого задания, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Важнейшие требования к творческим проектам студентов - самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Студент должен выстроить логичную и поэтапную программу реализации проекта. Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Приводимые в ходе реализации проекта примеры и факты должны быть существенными, и по возможности перекликаться с профилем обучения. Темы творческих проектов, близких к будущей специальности студента, методологические подходы и примеры из сферы знания, полученного в процессе обучения в предшествующих курсах, поощряются преподавателем.

Доклады, презентации и творческие проектыготовятся по темам, утвержденным и рекомендованным преподавателем. При подготовке к докладу и творческому проекту следует обратиться не только к учебной, но и к научной литературе. Список рекомендованной научной литературы можно найти к каждой теме семинарского занятия. При этом оценивается также умение студента представлять эмпирический материал (графики, схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Вопросы к семинарским занятиям

Примерные темы докладов и рефератов

 

Мифология античности

Эстетика пифагорийцев

Сократ о красоте и пользе

Платон: учение об эйдосе

Эстетика барокко

Эстетика экцистенциализма.

Эстетика садов.

Эстетика рекламы.

Варианты тем для творческих заданий и докладов

1. Проблемы искусства в экзистенциализме и философии жизни: компаративный анализ (В. Дильтей, Ф. Ницше, А. Бергсон, М. Хайдеггер, Ж.-П.Сартр, А. Камю).

2. Учение И. Канта об эстетическом суждении.

3. Аналитика прекрасного и возвышенного (И. Кант).

4. Идея прекрасного в эстетике Г. Гегеля.

5. Г. Гегель об искусстве и его исторических формах.

6. Предмет эстетики в идеалистической философии Г. Гегеля.

7. В. Шеллинг о красоте и искусстве.

8. И. Кант и В. Шеллинг о гении и его роли в искусстве: компаративный анализ эстетических взглядов.

9. Индуизм и буддизм как направления древнеиндийской эстетики.

10. Традиционалистская эстетика конфуцианства и даосизма: сравнительный анализ.

11. Идеи буддизма в японской и китайской эстетике: компаративный анализ.

12. Идеи буддизма в японской и индийской эстетике: компаративный анализ.

13. Эстетика исихазма в византийской и древнерусской культуре: компаративный анализ.

14. Генезис и развитие византийской эстетики IV – XII вв.

15. Русская религиозная эстетика С. Л. Франка, Н. О. Лосского: компаративный анализ..

16. Эстетические идеи и теоцентрическая философия Августина Блаженного.

17. Искусство как богопознание: эстетика Святого Фомы.

18. Компаративный анализ эстетики эпох патристики и схоластики.

19. Платон об искусстве и идее прекрасного.

20. Эстетические и этические идеи Сократа, Платона: сущность, различие, взаимосвязь.

21. Компаративный анализ досократических и сократических концепций прекрасного в античной эстетике.

22. Аристотель об искусстве, его истоках, видах и функциях.

23. Теория символа и воплощение эстетических принципов в византийской иконописи.

24. Эстетика Г.-В.-Ф. Гегеля в системе объективного идеализма.

25. Эстетика позитивизма (И. Тэн, Г. Спенсер, Э. Ренак).

26. Иррационалистические тенденции в эстетике А. Шопенгауэра и Ф. Ницше: компаративный анализ.

27. Русская эстетика и художественный реализм ХIХ в. (компаративный анализ идей А. Ф. Мерзлякова, А. И. Галича, Н. И. Надеждина, А. А. Бестужева, А. С. Пушкина).

28. Революционно-демократическая идеология и эстетика (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев).

29. Русская эстетика второй половины ХIХ в. (А. Г. Григорьев, Ф. М. Достоевский, Н. К. Михайловский, Л. Н. Толстой): компаративный анализ.

30. Генезис марксистской русской эстетики: Г. В. Плеханов.

31. Религиозно-идеалистическая эстетика и телеология В. С. Соловьева.

32. Эстетика, православие и аскетизм в философии П. А. Флоренского.

33. Проблемы художественного творчества в работах Н.А.Бердяева начала ХХ в.

Символизм, акмеизм, футуризм в искусстве начала ХХ в.: компаративный

34.Социалистический реализм в эстетике и искусстве: истина или апология?

35. Эстетизация внешности человека в современной культуре

36. Гендерные аспекты внешности в современной культуре: трансформация образов

37. Эстетика садов и парков.

38. Эстетика чайной церемонии

39. Мода в современной культуре. Мода и субкультуры.

 

Примерные задания для контрольных письменных работ

1. Личность художника

2. Процесс создания художественного образа

3. Индустриальная эстетика: предмет и специфика

4. Антропологическая эстетика софистов и Сократа

5. Категории эстетики средних веков в мировоззрении и культуре теоцентризма

6. Особенности развития и причины кризиса художественной культуры европейского Возрождения

7. Иконоборчество и иконопочитание в средневековой эстетике

8. Романский и готический стили в средневековой эстетике

9. Эстетические принципы барокко и классицизма

10. Особенности романтизма в искусстве и эстетике

11. Специфика Византийской эстетики

12. Эстетика И. Канта

13. Место эстетических взглядов в философии Г. Гегеля

14. Эстетические воззрения А. Шопенгауэра

15. Эстетика В. С. Соловьева

16. Н. А. Бердяев о проблемах эстетики и творчества

17. П. А. Флоренский об искусстве и миссии художника. «Обратная перспектива»

18. Проблема бессознательного в искусстве (фрейдизм)

19. Эстетика экзистенциализма

20. Эстетика Ф. Шеллинга. Проблема прекрасного

21. М. Бахтин. «Автор и герой эстетической деятельности»

22. Г. Гадамер. «Искусство и подражание»

Примеры заданий в тестовой форме

Вариант 1.

 

1. Что означает в эстетике термин «гармония»?

а) духовой музыкальный инструмент

б) мирный характер человеческих отношений

в) созвучие, стройность, соразмерность

 

2. Категория «возвышенное» в эстетике обозначает:

а) архитектурное сооружение, отличающееся своей устремленностью в высоту

б) величие в природе, жизни, искусстве, определяемое не количественными параметрами, а внутренней для человека особой значительностью воспринимаемого объекта

в) горная, холмистая местность, в отличие от равнинной, низменной?

 

3. Каково общее наименование кризисных явлений в искусстве конца 19 - начала 20 веков, отмеченных настроениями тоски, грусти, разочарования, душевной боли:

а) модернизм

б) дадаизм

в) абстракционизм

г) декаданс?

 

4. Каков смысл термина «мимесис», в древнегреческой эстетике:

а) искусство мимов

б)подражание

в) образное удвоение

г) воспроизведение

д) совершенство актерской мимики?

 

5. Что означал золотой цвет в средневековой христианской символике:

а) духовную чистоту

б) созерцательную жизнь

в) божественное сияние

 

6. Кубизм – это:

а) увлеченность игрой с «кубиком Рубика»

б) использование кубических форм в архитектуре

в) геометризованная разновидность примитивизма в искусстве, видения и представления мира через формы геометрических фигур

 

7. Каков смысл термина (категории) «трагическое» в эстетике:

а) «гибнущее прекрасное» в борьбе человека с природой или обществом

б) изображение мучений, горя, бедствий, ударов судьбы

в) характеристика неразрешимого конфликта, развертывающегося в процессе действия человека и сопровождающегося страданием и гибелью человека и важных для него ценностей

 

8. В основании художественного направления «романтизм» главное:

а) увлечение идеями универсальности и свободы целостной человеческой личности, человеческого духа

б) особый интерес к идеальному в жизни человека и общества

в) отказ от изображения реальной жизни

 

9. Термин «катарсис» означает:

а) взрыв эмоций

б) переживание трагедии в искусстве

в) очищение чувств зрителя посредством возбуждения в нем страха и сострадания

г) созвучие

 

10. Верность отражения действительности в искусстве определяют понятием:

а) натурализм

б) правдивость

в) реализм

г) точность

 

11. Термин «поп-арт» означает:

а) искусство популярное в отличие от элитарного, классического

б) совокупность упрощенных форм художественного творчества и восприятия, основанных на выразительности самих вещей, предметов и их сочетаний

в) новое фигуративное искусство, выражающее содержание через формы (в том числе искаженные) предметов, вещей, которым приписывается художественно эстетический смысл

 

12. Что такое красота (прекрасное) как ценность культуры:

а) то, что нравится большинству людей, вызывает всеобщее восхищение

б) особо выразительная форма чего-либо

в) чувственно воспринимаемое совершенство кого-либо, чего-либо, ставшее особо значимым в данной культуре

г) форма, вид чего-либо рождающие чувства удовольствия, наслаждения?

 

13. Какая из муз в древнегреческой мифологии являлась покровительницей трагедии:

а) Терпсихора

б) Каллиопа

в) Минерва

г) Мельпомена?

 

14. Каков смысл понятия «массовая художественная культура»:

а) культура масс, большинства общества

б) создание и функционирование художественной продукции, ориентированной на массовое потребление

в) художественная культура народных масс

 

15. Что такое «хеппенинг»:

а) все случайное в современном искусстве

б) форма выражения современного искусства, при которой главным содержанием произведения выступает действие, событие, происходящее перед зрителем (или с ним), не предусмотренное автором

в)художественная форма, отличающаяся особой сложностью и неопределенностью

 

Вариант 2.

 

1. Каково значение термина «авангард» в эстетике:

а) все передовое в искусстве

б) совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре

в) синоним «новаторства» в художественном творчестве

 

2. Выберите два наиболее точных определения понятия «канон»:

а) закономерность построения художественного произведения

б) совокупность художественных приемов, правил, которые считаются обязательными

в) произведение, служащее нормативным образцом

г) стандартная знаковая система

 

3. Кто из героев древнегреческой мифологии очаровывал богов и людей чудесным пением и укрощал дикие силы природы:

а) Орион

б) Оракул

в) Орест

г) Орфей?

 

4. Укажите модернистское направление в искусстве 20 века, провозгласившее источником художественного творчества сферу бессознательного (инстинкты, сны, галлюцинации и т.д.):

а) экспрессионизм

б) сюрреализм

в) фовизм

г) гиперреализм

 

5. Когда и где сформировались стиль и художественное направление, получившие название «классицизм»:

а) в Италии эпохи Возрождения

б) в Европе 18 века

в) во Франции в период абсолютизма 17 века

г) в эпоху эллинизма на юго-востоке Европы

 

6. Каково одно из понятий античной культуры, обозначавшее гармонию внешнего и внутреннего, идеал физического и нравственного совершенства:

а) канон

б) катарсис

в) симфония

г) калокагатия

 

7. Каково значение понятия «андеграунд»:

а) современное «подземное искусство»

б) направление в искусстве, противостоящее официально признаваемому и находящееся «в подполье»

в) искусство, не входящее в моду, известное небольшой части публики

 

8. Выберите наиболее точное значение словосочетания «эстетическая культура»:

а) совокупность вкусов эстетически развитых людей и групп общества

б) система эстетических предпочтений, характерная для данного человека или общества

в) реализуемая в жизни способность к чувственному различению прекрасного и безобразного, развитая потребность в чувственном наслаждении от созерцания красоты, отвращение к уродству, стремление к эстетическому оформлению мира

 

9. Какое из нижеперечисленных направлений в искусстве стремилось создать искусство будущего:

а) дадаизм

б) футуризм

в) авангардизм

г)супрематизм?

 

10. Как называют псевдохудожественную продукцию, характеризующуюся безвкусицей, «дешевку», рассчитанную на внешнюю эффектность:

а) брутализм

б) перфоманс

в) поп-арт

г) китч

 

11. Какой архитектурный стиль средневековья характеризуется стрельчатыми сводами «на ребрах», обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, витражей и общей устремленностью зданий ввысь:

а) барокко

б) готика

в) ампир

г) рококо

 

12. Укажите древнегреческого скульптора, изваявшего «Дискобола»:

а) Мирон

б) Поликлет

в) Фидий

г) Лисипп

 

13. Как называется модернистское направление в искусстве, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов:

а) авантюризм

б) авангардизм

в) антагонизм

г) абстракционизм

 

14. Какая из муз древнегреческой мифологии была покровительницей эпической поэзии:

а) Кассандра

б) Каллиопа

в) Каллипсо

г) Клио

 

15. Какое из течений в художественной культуре представляло мир как комплекс социальных и индивидуальных парадоксов, алогизмов, бессмыслицы:

а) супрематизм



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.225 с.)