Психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические особенности детей старшего школьного возраста



Во введении и заключении не должно быть рисунков, формул и таблиц.

Номера веков набирают римскими цифрами (используют английский шрифт), столетий и годов — арабскими.

Пояснительная записка предоставляется в напечатанном виде (брошюра) и электронном (CD-диск). Диск размещают в специальном кармане на последней странице пояснительной записки.

 

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ

В методической главе раскрывается методика обучения детей определенного возраста виду декоративно-прикладного искусства или художественного ремесла в учреждении дополнительного образования: организация занятий, психолого-педагогические возрастные особенности детей, учебно-материальная база проведения занятий, планирование работы, программа и/или учебно-тематический план, планы-конспекты занятий, обеспечение техники безопасности и т. п.

Студенты в методической части курсового исследования демонстрируют свои знания по планированию учебно-воспитательной работы: проектируют образовательную программу дополнительного образования детей по выбранной теме и/или составляют учебно–тематический план, разрабатывают два–три плана-конспекта занятий и инструкционную / технологическую карту.

Методически верно спроектированная образовательная программа, учебно-тематический план дают возможность управлять учебным процессом, предвидеть ход овладения учащимися знаниями и умениями, строить работу с учетом требований современной жизни. Продуманное планирование занятий показывает знания предмета, правильное понимание задач обучения и воспитания учащихся через предметы декоративно-прикладного искусства.

 

Проектирование образовательной программы

Содержание образовательных программ дополнительного образования детейдолжно соответствовать:

-  достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

-  определенному уровню образования (дошкольному, начально­му общему, основному общему, среднему (полному) общему);

-  направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагоги­ческой, социально-экономической, естественно-научной и др.);

-  современным образовательным технологиям, которые отра­жены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обуче­ния (активных методах дистанционного обучения, дифферен­цированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельно­сти детей); средствах обучения (перечне необходимого обору­дования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся);

- цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей.       

Содержание образовательных программ должно быть направле­но на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессио­нального самоопределения, творческой самореализации лично­сти ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление его психического и физического здоровья;

     - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.  

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

· Титульный лист.

· Пояснительная записка.

· Учебно-тематический план.

· Содержание изучаемого курса.

· Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

· Список использованных источников.

Титульный лист включает:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образо­вательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- фамилию, имя, отчество, должность автора (авторов) дополни­тельной образовательной программы;

- название города, населенного пункта;

- год разработки дополнительной образовательной программы;

Пояснительная записка раскрывает:

- направленность дополнительной образовательной программы.

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образова­тельной программы от уже существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополни­тельной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образо­вательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

Учебно-тематический план дополнительной образовательной
программы включает:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание дополнительной образовательной программы рас­крывается через краткое описание тем (теория и практика).

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий;

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

Список использованных источников включает литературу, интернет-источники по теме программы.

 

Учебно–тематическое планирование

Приступая к выполнению любой работы с учащимися, необходимо заранее представлять окончательный результат и наметить путь его достижения. Наряду с решением организационных вопросов немаловажное значение имеет вопрос планирования учебно–воспитательной работы. Поэтому необходим четкий план действий, предусматривающий все важные узловые вопросы: последовательность, поэтапность выполнения, расчет конкретного времени на выполнение заданий. Особое значение планирование приобретает в тех случаях, когда вопрос касается сложной и большой, состоящей из многих отдельных звеньев, учебной работы, рассчитанной на достаточно продолжительный период времени.

Планирование учебно–воспитательной работы по направлениям «декоративно-прикладное искусство и народные ремесла» процесс трудоемкий, так как включает в себя взаимосвязанные, взаимодополняющие и, одновременно различные по своей специфике виды декоративно-прикладного искусства, которые необходимо сочетать между собой. Кроме того, решение конкретных учебно-воспитательных задач и степень усвоения учащимися учебного материала зависят по каждому виду декоративно-прикладного искусства и народных ремесел от правильного подбора самих упражнений, тематики заданий и рассмотрения их логической связи с другими заданиями.

Студенты должны научиться самостоятельно планировать учебную работу по предмету, демонстрируя тем самым свою методическую подготовленность. И естественно, что здесь не может быть механической подборки тем заданий из учебных программ и расстановки по срокам изучения. Необходима глубоко и всесторонне продуманная, логически обоснованная систематизация постепенного усложнения заданий, обеспечивающая хорошее усвоение учащимися учебного материала и успешное решение учебно-воспитательных задач.

Правильно спланировать учебную работу по декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам – это значит сгруппировать учебный материал программы в определенном порядке, учитывая общие цели и задачи, а также сроки и количество времени, отведенное на его изучение.

Наличие планирования позволяет заранее предусмотреть многие важные вопросы: сформировать у учащихся определенные компетенции, привить интерес к декоративно-прикладному искусству, развить потенциальные творческие возможности, провести профориентационную работу через учебный предмет и т.д.

Для развития творческих способностей детей необходимо планировать выполнение проектов на заключительных этапах обучения, для этого помимо знаний по истории, материаловедению, технологии, следует предусмотреть занятия по стилизации, композиции, графике и проектированию предметов декоративно-прикладного искусства. При выборе объектов проектирования, ребенок должен четко представлять назначение изделия, его функции, включая утилитарные, социальные и эстетические свойства.

Приступая к планированию, следует учитывать основные этапы составления тематического плана:

- изучение программ и учебных пособий с целью определения задач, содержания и объема учебного материала курса декоративно-прикладное искусство и народные ремесла;

- разработка последовательности изучения программного материала, распределение его по занятиям;

- определение ведущих целей занятия, формулирование образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- выбор средств обучения;

- объем учебного материала каждого раздела программы;

- взаимообусловленность тем, заданий;

- количество часов, отводимых на изучение каждой темы.

Приступая к планированию, следует уяснить объем знаний, умений, которыми должны овладеть учащиеся.

При составлении плана наряду с учетом содержания предмета нужно учитывать количество часов, необходимых на тот или иной вид учебной работы по данному предмету, количество занятий в году. И не только знать общее количество часов, но и представлять в какие месяцы, в какое время года строится учебно-воспитательная работа с учащимися. Кроме того, надо учитывать возрастные особенности учащихся при планировании учебного процесса.

Педагог должен продумать систему мер по обеспечению охраны труда и технике безопасности. Выполнение изделий по многим видам декоративно-прикладного искусства и художественным ремёслам связано с использованием инструментов, приспособлений, машин, приводящих при неправильном их применении к травматизму, например, иглы, ножницы, ножи, резаки, электроутюги и плитки, муфельные печи и т. п.

Система мер по обеспечению охраны труда и технике безопасности включает: проверку педагогом готовности помещения, оборудования и инструментов, освещенности рабочих мест; проведения инструктажей по правилам техники безопасности; наличие наглядных пособий, плакатов и инструкционных карт с показом правильных приёмов труда и правил техники безопасности.

Учащиеся должны знать и строго выполнять правила безопасности при работе с нагревательными, электрическими и механическими приборами и приспособлениями, с колющими и режущими предметами, стеклянной посудой, кипятком и др.

Учебно-тематический план является одним из основных документов, несущих в себе функцию управления учебно-воспитательной деятельностью.

 

План-конспект занятия по ДПИ

Структура занятия декоративно-прикладного искусства и народных ремесел определяется в зависимости от целей, темы и содержания занятия, уровня развития детей и учебно-материальной базы учебного учреждения. в каждом конкретном случае избирается такая структура, которая наиболее эффективно решает поставленные перед учащимися учебно-воспитательные задачи. От организации и умелого проведения занятий почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания. Каждое занятие должно быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы занятий, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета.

Современное занятие декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должно отвечать следующим важным требованиям:

- наличие цели и задач, намечаемых в соответствии с общими целями и задачами предмета, конкретной темой и содержанием занятия;

- учебно-воспитательная направленность, эстетическое воспитание и общее развитие;

- соблюдение дидактических принципов в обучении и воспитании;

- постоянное овладение учащимися компетенциями по предмету;

- использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию занятия;

- дифференцированный подход к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- обеспечение охраны труда и мер по технике безопасности.

Структура занятия должна быть гибкой, она может изменяться в зависимости от конкретных условий. Рассмотрим структуру занятия декоративно-прикладного искусства и народных ремесел более подробно.

Организация занятия. Сюда входит приветствие, установление должной дисциплины, регистрация присутствующих Рабочее место, материалы и инструменты должны быть заранее подготовлены. Занятие можно начинать, когда учащиеся имеют все необходимые материалы и инструменты.

Изложение нового материала. В объяснение нового материала входит сообщение учащимся темы занятия, вида материала, в котором следует выполнять задание, времени на его выполнение. Подробно раскрываются цели и задачи, стоящие перед учащимися на занятии, а также требования, предъявляемые к работам.

Сообщение нового материала на занятиях декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, как правило, проводится в виде бесед, инструктажей и демонстраций. Педагог, объясняя цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнить задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями. Чтобы убедиться, что учащиеся понимают объяснение, в процессе задаются вопросы.

При раскрытии принципов выполнения изделия педагогу необходимо словесное объяснение подтверждать педагогическим показом. В процессе беседы учащиеся устанавливают, какие материалы и сколько потребуется для изделия, какими инструментами необходимо пользоваться при его изготовлении, в какой последовательности следует осуществлять работу, как контролировать свою деятельность. Изложение нового материала может завершаться его закреплением и краткой инструкцией, как при необходимости самостоятельно работать с технологической картой.

Практическая работа. После объяснения нового материала учащиеся приступают к выполнению задания. Перед этим педагог должен провести инструктаж по технике безопасности. Самостоятельная работа занимает основную часть занятия. Однако самостоятельная работа не устраняет педагога из учебного процесса. Наоборот, роль педагога становится более ответственной. Педагог внимательно следит за ходом работы, соблюдением правил техники безопасности, делает замечания, даёт дополнительные пояснения, помогает работе учащихся.

  Подведение итогов работы и завершение занятия. Анализ и оценка работы, как правило, проводится в конце занятия. Педагог проводит анализ выполненных работ. В тех случаях, когда работа не закончена, педагог ограничивается общей характеристикой деятельности учащихся. Очень важным в подведении итогов является озвучивание выводов по результатам деятельности учащихся с дальнейшей мотивацией на работу.

Для лучшей организации и проведения занятий необходимо составить план–конспект занятия.

При составлении плана-конспекта следует придерживаться определенной структуры. В конспекте должно быть отражено: вид и тема занятия; возрастная группа; цели и задачи занятия; оборудование для учащихся и  педагога; план и ход занятия (организационная часть, объяснение нового материала, самостоятельная работа учащихся, завершение занятия); список использованных источников.

Рассмотрим подробнее данную структуру и ее использование при составлении плана-конспекта занятия.

Вид занятий. Прежде всего, в конспекте указывается какому виду декоративно-прикладного искусства и народных ремесел будет посвящено занятие. Если работа предстоит сложная, можно запланировать несколько занятий.

Тема занятия. Здесь указывается содержание учебной работы, которое берут из учебно-тематического плана.

Возрастная группа. Указывается возраст учащихся, например, старшие школьники.

Цели и задачи занятия. Необходимо раскрыть образовательные – усвоение, закрепление, повторение умений, приемов работы, понятий, методов, сформировать специальные и общеучебные компетенции; воспитательные – формирование мировоззрения, нравственного и эстетического воспитания; развивающие – мышления, интеллекта, воображения, развитие интереса и способностей, эмоций и т.д.

Оборудование

а) для педагога: наглядные пособия, презентации, материалы, инструменты, технологические карты, таблицы, видеофильмы, планшеты, изделия декоративно-прикладного искусства и народных ремесел и т.д.

б) для учащихся: подкладные клеенки, салфетки для вытирания рук и рабочего места, баночки, кисти, ножницы, бумага и т. д. в зависимости от темы и вида работы.

План и ход занятия. Для лучшей организации и проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам в конспекте необходимо составить план занятия с распределением времени на основные этапы и ход занятия, в котором необходимо изложить содержание занятия. В плане-конспекте делается примерно следующая запись:

План занятия (в зависимости от времени, например,  45 минут)

· Организационная часть: 2 – 3 мин.

· Объяснение нового материала: 8 – 10 мин.

· Самостоятельная работа учащихся: 25 – 30 мин.

· Завершение занятия: 3 – 5 мин.

Затем идет изложение хода занятия, где педагог раскрывает последовательность изложения учебного материала, дает необходимые формулировки отдельных терминов, приемы использования наглядных пособий, меры по соблюдению техники безопасности.

Особенно внимательно необходимо излагать методические приемы выполнения изделия. То, что для педагога является элементарным, для учащихся часто оказывается необычайно сложным. Поэтому в конспекте надо как можно подробнее изложить методику формирования практических умений и навыков  учащихся. Содержание хода занятия основывается на принципах дидактики.

Список использованных источников. В конце плана-конспекта надо указать список использованных источников. Сюда входят все материалы, которые помогли педагогу составить план-конспект.

 

ВЫПОЛНЕНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Практическая часть курсовой работы состоит из выполнения на­глядных пособий: плакатов, стендов, моделей, образцов изделий, ин­струкционных карт, диафильмов, диапозитивов, видеофильмов и т.п. Они должны соответствовать точному назначению их на занятиях, быть выполненными технически и художественно грамотно, полнее раскрывать и дополнять методическую часть курсовой работы.

Большую помощь в освоении специальных приемов работы и последовательности выполнения на занятиях декоративно-прикладного искусства и народных ремесел могут оказать инструкционные (технологические) карты, на которых раскрывается поэтапное выполнение изделий, содержание технологических операций, технических условий для выполнения операций, способов осуществления самоконтроля и правила техники безопасности. Словесная информация сопровождается иллюстрациями в виде фотографий, эскизов, рисунков, чертежей.

Обычно инструкционная карта выполняется на отдельных листах в табличной форме (приложение 6). Перед таблицей указывают тему и название изделия, возрастную группу, изображение изделия, сведения о материалах и инструментах. Ниже размещают таблицу. Словесные инструкции в технологических картах даются в краткой и лаконичной форме. Графы наглядно показывают технологические операции, специальные приемы, действия.

В арсенале педагога декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должно присутствовать большое количество демонстрационного материала: образцы изделий, материалы, инструменты, модели, макеты, плакаты, таблицы, репродукции, видеофильмы, технологические карты, демонстрационные коллекции, раздаточные наборы образцов материалов и т.д.

Каждое пособие должно соответствовать учебно-воспитательным задачам, соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Исходя из темы курсовой работы, студенты выполняют необходимые наглядные пособия.

Весь подготовительный материал, не вошедший в пояснитель­ную записку, включающий поисковый подготовительный мате­риал: эскизы наглядных пособий, пробные образцы и т.п., а также ра­боты учащихся, выполненные в ходе эксперимента, оформляют в отдельную папку-приложение.

ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Защита курсовой работы проходит в соответствии с графиком, утвержденным кафедрой, публично перед комиссией после допуска руководителя. Обучающийся в своем выступлении, на которое отводится 5-7 минут, кратко характеризует цель, задачи, сущность курсовой работы, обосновывает эффективность разработанной методики и воз­можность осуществления на практике внесенных методических пред­ложений. Он должен уметь ответить на все заданные вопросы по теме курсовой работы.

 

Критерии выставления отметок за курсовую работу

  «Отлично» (высокий уровень сформированности компетенций) выставляется:

- курсовая работа выполнена на высоком научно-теоретическом, методологическом уровне;

- избранная автором тема отличается актуальностью и новизной, разработка проблемы оригинальна, достигнута цель исследования;

- работа полностью отвечает требованиям кафедры и содержанию исследования по конкретной дисциплине;

- основные положения работы сформулированы убедительно и аргументированно, раскрыты всесторонне, глубоко и являются результатом самостоятельной исследовательской деятельности автора.

- экспериментальная часть исследования выполнена корректно, использованные методики и процедуры их применения достоверны;

- рекомендации и предложения исследования имеют четко выраженную практическую направленность.

- по структурному оформлению, языку и стилю работа выполнена в строгом соответствии с предъявляемыми к ней требованиями;

- автор использовал разнообразные источники информации, актуальный фактологический материал;

- высокое качество выполнения и оформления наглядных пособий;

- знание технологии, методов и приемов выполнения образцов, изделий; материалов, инструментов и приспособлений для их выполнения;

- работа выполнена и представлена в установленные сроки;

- доклад и ответы автора на вопросы в ходе защиты были содержательными, четкими, убедительными и по существу.

     «Хорошо» (средний уровень сформированности компетенций) выставляется:

- курсовая работа выполнена на достаточно высоком научно-теоретическом уровне, задачи исследования достигнуты;

- избранная тема актуальна, отвечает предъявляемым требованиям кафедры проблематике конкретной дисциплины;

- автор достаточно четко сформулировал, относительно глубоко раскрыл и обосновал основные положения работы;

- предложения и рекомендации сформулированы автором в результате последовательных логичных рассуждений и имеют практическую значимость;

- в структуре, языке и стиле работы имеются лишь незначительные погрешности;

- использованные источники достаточно разнообразны;

- исследование подготовлено в установленные сроки;

- хорошее качество выполнения и оформления наглядных пособий;

- знание технологии, методов и приемов выполнения образцов, изделий; материалов, инструментов и приспособлений для их выполнения;

- доклад на защите был содержательным и четким, ответы на вопросы были по существу и убедительными.

«Удовлетворительно» (пороговый уровень сформированности компетенций) выставляется:

- работа выполнена на недостаточно высоком методологическом уровне, цели и задачи исследования достигнуты не полностью;

- выбранная тема в целом актуальна, но сам характер и структура ее разработки не в полной мере соответствуют требованиям кафедры и содержанию исследования по конкретной дисциплине;

- основные положения работы раскрыты, но недостаточно обоснованы, нечетко сформулированы выводы, предложения и рекомендации;

- автор проявил относительную самостоятельность при написании работы, ограничился всего лишь несколькими первоисточниками;

- в оформлении, стиле и языке имеются погрешности, с ошибками дан справочный аппарат;

- невысокое качество выполнения и оформления наглядных пособий, некоторые виды заданий выполнены с ошибками;

- не полное знание технологии, методов и приемов выполнения образцов, изделий; материалов, инструментов и приспособлений для их выполнения;

- исследование подготовлено с некоторыми отклонениями от установленных сроков прохождения, контроля и представления работы к защите;

- доклад во время защиты был относительно содержательным, ответы на вопросы удовлетворительными.

«Неудовлетворительно» (компетенции не сформированы):

- работа выполнена на низком методологическом уровне, цели и задачи исследования не достигнуты;

- основные положения работы не раскрыты, недостаточно обоснованы, не сформулированы выводы, предложения и рекомендации;

- в оформлении, стиле и языке имеются существенные неточности, с ошибками дан справочный аппарат;

- низкое качество выполнения и оформления наглядных пособий, большинство заданий выполнены с ошибками;

- незнание технологии, методов и приемов выполнения образцов, изделий; материалов, инструментов и приспособлений для их выполнения;

- доклад во время защиты был несодержательным, ответы на вопросы не удовлетворительными.

Комиссия после обсуждения выставляет дифференцирован­ную оценку, учитывая мнение руководителя, качество содержания и оформления пояснительной записки и выполнения наглядных пособий, выступление обучающегося при защите своей работы. Руководителем оценка проставляется в ведомость и зачетную книжку обучающегося.

Курсовая работа после защиты хранится в методическом фонде кафедры и может использоваться в учебном процессе Института искусств, на педагогической практике, а ее материалы - автором при вы­полнении выпускной квалификационной работы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Беляев В. И., Купченко Л. А.Проектирование в процессе выполнения выпускной квалификационной работы бакалавров по направлению декоративно-прикладное искусство и народные промыслы // Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна: научный журнал. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. Вып. 1(14). С. 90-93.

2. Выполнение курсовой работы по методике обучения декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам: Методические рекомендации для студентов художественно-графического факультета / сост. Л. А. Купченко, Н. Е. Тащева. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. 28 с.

3.ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, би­блиотечному и издательскому делу. Библиогра­фическая ссылка. Общие требования и правила составления. [Электронный ресурс]. URL:   http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=173511 (дата обращения 05.11.2018).

4.ГОСТ7.1-2003. Система стандартов по информации, би­блиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Би­блиографическое описание. Общие требования и правила состав­ления [Электронный ресурс]. URL: http://protect.gost.ru/document.aspx?control=7&id=129865 (дата обращения: 05.12.2018).

5.Тащёва Н. Е. Профессиональная подготовка студентов педагогических университетов средствами декоративно-прикладного искусства // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна: научный журнал. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. № 2. С.148-151.

 


Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.077 с.)