Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. А. Купченко, Н. Е. ТащёваСтр 1 из 4Следующая ⇒
Л. А. Купченко, Н. Е. Тащёва
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «НГПУ» в качестве учебно-методического пособия
НОВОСИБИРСК 2019 УДК Одобрено к печати ББК Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «НГПУ»
Р е ц е н з е н т ы: Лауреат Государственной премии РФ, почетный член Академии художеств РФ, председатель правления Новосибирской региональной общественной организации "Творческий союз художников" И. Я. Ельченко, кафедра декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «НГПУ»
Купченко Л. А., Тащёва Н. Е. Курсовые работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Л. А. Купченко, Н. Е. Тащёва; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - с.
Настоящее издание содержит теоретический материал и рекомендации к выполнению и оформлению курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству по направлениям подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 44.03.01 «Педагогическое образование», профили «Декоративно-прикладное искусство» и «Художественное образование». Курсовая работа являетсяважным звеном вформировании профессиональных компетенций будущих художников и руководителей студий декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел для преподавательской, научно-методической и культурно-просветительской деятельности. Издание предназначено для бакалавров и магистров очной и заочной формы обучения указанных направлений подготовки, а также педагогам дополнительного образования.
УДК
ББК
© Купченко Л.А., Тащёва Н.Е. 2019 © Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 ВВЕДЕНИЕ
Содержание профессионально-педагогической подготовки обучающихся Института искусств средствами народного и декоративно-прикладного искусства требует приведения ее в соответствие с современным уровнем развития теории народного и декоративно-прикладного искусства, с новейшими, инновационными достижениями педагогической науки. В народном искусстве, в произведениях художественной культуры накопленный народом художественный опыт есть результат творческих усилий целого поколения людей. Он же, в свою очередь, служит опорой для дальнейших достижений в художественном творчестве [5]. Данное издание является учебно-методическим руководством для выполнения курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству. Она выполняется студентами Института искусств в соответствии с учебным планом на 4 курсе. Формирование личности учащихся в огромной степени зависит от педагога, его профессиональных качеств, творческого подхода к педагогической деятельности, который умеет самостоятельно мыслить, анализировать самые разнообразные методические и практические материалы, альтернативные программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с требованиями к процессу обучения. Обучающийся, освоивший курс методики обучения и воспитания, должен уметь самостоятельно оценивать и творчески использовать любые традиционные или новые подходы в обучении декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам. Достижение этой цели предполагает серьезные творческие усилия самих студентов. Прежде всего, необходимо основательно разобраться в психологических и дидактических основах, на которых строится развитие познавательных процессов и творческих способностей детей, и отчетливо определить, какие возможности для этого предоставляют занятия декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами.
Кроме того, будущим педагогам важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания занятий по указанным дисциплинам, представляющих собой систему. Содержание методики обучения опирается на характерные принципы и методы художественного образования и воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства, позитивные направления системы дополнительного образования и вузовской педагогики и методики обучения и воспитания. Большое значение в профессиональной подготовке студентов Института искусств педагогического университета имеет выполнение курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству. Тематика их включает самые разнообразные вопросы и проблемы по разработке конкретных рекомендаций для проведения различного вида занятий в образовательных учреждениях, организации внеклассной и внешкольной работы [2]. Выполнение курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству должно способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций: ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованием образовательных стандартов; ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета; ПК-5: способность педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся; ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; ПК-12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; ПрК-3: способность передавать теоретические знания и практические умения по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству учащимся; ПрК-7: способность использовать различные материалы и технологические процессы, применяемые при выполнении художественных изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел; ПрК-13: способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации учебно-исследовательской деятельности; Курсовая работа позволяет закрепить теоретические знания путем практического применения общих вопросов методики обучения и воспитания. При ее выполнении обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с методической, психолого-педагогической, этнографической, справочной и специальной литературой, что поможет им в выполнении выпускных квалификационных работ, педагогической практике и будущей работе в образовательных учреждениях. Кроме того, студенты-заочники имеют возможность обобщить свой собственный опыт, предложить нетрадиционную методику обучения, подтвердить результаты исследования или эксперимента работами своих учеников. Обучающиеся на дневном отделении для этих целей используют все виды педагогической практики.
Курсовая работа должна носить научно-исследовательский характер и соответствовать следующим требованиям: - методическая направленность, творческий подход к решению проблемы; - самостоятельный анализ исследуемого материала (специальной литературы, учебных планов, программ и т.д.); - экспериментальная работа с детьми; - художественное оформление материала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Для более успешного выполнения и своевременной защиты курсовой работы студент к концу первой недели после выбора темы должен представить руководителю план работы и обсудить сроки выполнения его отдельных разделов. Руководитель утверждает индивидуальный план работы, сроки поэтапного контроля над выполнением, назначает время консультаций и срок представления выполненной работы на кафедру. Ниже представлен примерный график выполнения курсовой работы: · Подобрать и изучить методическую и специальную литературу по теме работы (1 - 2-я недели). · Определить цель и задачи разработки темы (3-я неделя). · Продумать общие методические вопросы (цели и задачи, содержание, формы организации, характеристику возрастной группы, методы, материально-техническую базу занятий и т.п.) (4-я неделя). · Составить программу и / или тематический план (5-я неделя). · Разработать планы-конспекты занятий в соответствии с программой или тематическим планом (6 - 7-я недели). · Выполнить эскизы наглядных пособий (8-я неделя). · Оформить пояснительную записку (9 - 10-я недели). · Выполнить наглядные пособия (11 - 13-я недели). · Представить готовую работу на кафедру (14-я неделя). Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой декоративно-прикладного искусства (ДПИ), но студенты могут предложить и свою тему. Обучающиеся пишут заявление на имя заведующего кафедрой с указанием темы и фамилии предполагаемого научного руководителя [2]. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ · Реализация дидактических принципов на занятиях ДПИ. · Средства активизации творческой деятельности детей на занятиях ДПИ. · Роль словесных методов в обучении ДПИ. · Форма организации обучающихся на занятиях ДПИ. · Методы организации самостоятельной работы учащихся на занятиях ДПИ. · Реализация принципа развивающего характера обучения на современном уроке ДПИ. · Применение методов проблемного обучения на занятиях ДПИ.
· Применение технических средств в обучении ДПИ. · Использование компьютерных технологий в обучении ДПИ. · Психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся на занятиях ДПИ. · Эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения ДПИ. · Состязательные формы организации педагогического процесса в обучении ДПИ. · Игровые формы организации педагогического процесса в обучении ДПИ. · Осуществление метапредметных связей в преподавании ДПИ. · Методические рекомендации по профессиональному самоопределению обучающихся на занятиях ДПИ. · Реализация принципа воспитывающего характера обучения ДПИ. · Реализация принципа наглядности в обучении ДПИ. · Роль экскурсий в обучении ДПИ. · Критерии оценки обучения школьников на занятиях ДПИ. · Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми. · Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. · Методические рекомендации по проведению занятий по ДПИ. · Методика обучения ДПИ. · Программа обучения ДПИ для учреждения дополнительного образования. · Зарубежный опыт организации обучения ДПИ. Вышеперечисленные темы курсовых работ могут быть конкретизированы и раскрыты на примере общеобразовательных, внеклассных, внешкольных занятий в творческих объединениях, студиях, домах творчества, кружках, художественных школах и школах искусств, на факультативах и т.д. по следующим направлениям: · роспись по дереву, · роспись по стеклу, · роспись по ткани, · керамика, · художественная резьба по дереву, · дизайн костюма, · игрушки и куклы, · декоративная штукатурка, · декоративная графика, · художественная обработка бересты, · аппликация из бумаги, текстиля, кожи; · декоративная живопись, · художественная обработка металла.
Курсовая работа по методике обучения и воспитания (декоративно-прикладное искусство) состоит из двух частей - теоретической (пояснительной записки) и практической (наглядных пособий и приложений). Особое внимание следует уделить оформлению первой. Мы рекомендуем следующую структуру этой части курсовой работы: Титульный лист (приложение 1), на котором указывается: название министерства, университета, института, кафедры, тема, автор, руководитель, год. Состав курсовой работы (приложение 2), где указывается количество страниц текста, наглядных пособий, приложений и т.п. Оглавление (приложение 3), то есть то, что включается в пояснительную записку: введение, разделы или главы и их названия (в них может быть и более мелкое дробление - на пункты), заключение, библиографический список, приложения. Во введении необходимо обозначить проблему, в рамках которой будет проходить исследование, дать характеристику состояния рассматриваемых вопросов на современном этапе, раскрыть учебно-воспитательное значение, мотивы выбора и актуальность темы. Затем определяют объект и предмет исследования, формулируют цель и задачи, которые ставит студент в своей работе, каких результатов он хочет добиться, и, наконец, какими методами (наблюдение, беседы, эксперимент, теоретическое исследование и т. п.) собирается воспользоваться. Введение обычно занимает 1-2 страницы текста.
Основное содержание курсовой работы раскрывается в двух-трех главах или разделах. Первая глава – краткий исторический обзор развития ремесла или же вида декоративно-прикладного искусства, художественного промысла или отрасли художественной промышленности по теме исследования, включая современное состояние и региональный компонент этого вида искусства (3-5 страниц). Обязательна методическая глава. В ней дается характеристика предложенной студентом методики: психолого-педагогическое обоснование, реализация дидактических принципов обучения, описание эксперимента, организационные формы, методы обучения, материальная база организации занятий, меры по технике безопасности и т.п. Эта часть должна содержать программу и/или учебно-тематический план работы образовательного учреждения на год и планы-конспекты отдельных занятий (приложения 4-5). Объем методической главы (раздела) составляет примерно 10 - 15 страниц. Пояснительная записка завершается заключением, краткими выводами (1-2 страницы). Педагогическая практика дает возможность апробировать выбранную студентом методику, поэтому выводы должны содержать данные, обосновывающие ее педагогическую эффективность и возможность осуществления на практике предложенных им методических рекомендаций. Текст записки должен быть написан литературным языком, без сокращения слов, кроме общепринятых. В конце нужно привести библиографический список источников по теме курсовой работы, содержащий искусствоведческую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования. Следует обратить внимание на правильность оформления источников. При оформлении списка используют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» [3]. Библиографическое описание должно содержать следующие данные: фамилию автора(ов), его(их) инициалы, название, жанр (тезисы, доклад, учебное пособие, хрестоматия и т.д.), место издания, название издательства, год издания, том (часть, выпуск), количество страниц. В списке должно быть не менее 20 источников. В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на все источники в квадратных скобках с указанием номера по списку - [7], или с указанием номера и страницы, если приводится дословная цитата - [7, с. 23]. Можно использовать и другие способы оформления ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. При составлении списка использованных или рекомендуемых источников (приложение 7) используют требования по ГОСТ7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [4].
Примеры библиографических записей Книги одного автора Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2011. 228 с. Маилян Л. Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 220 с.
Книги двух, трёх авторов Максимова И. А., Калмыкова Н. В Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2014. 88 с. АнаньеваЕ. Н., Евсеева Т. Н., Дукельская Е. М. Куклы мира. М.: Аванта+, 2003. 183 с.
Запись под заглавием Акварель. Традиции и современность. Межрегиональная художественная выставка-конференция: альбом / автор-сост. В. В. Иванкин / НРО НСОО «Союз художников России». Новосибирск, 2015. 184 с. Керамическая установка: по материалам архива и коллекций А. В. Филиппова / авт. С. Баранова и др. М.: Эксмо, 2017. 472 с. Композициякостюма: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / под ред. Г. М. Гусейнова. М.: ACADEMIA, 2004. 432 с.
Электронные ресурсы Коваленко Ю. Г. Особенности технологий народных ремесел и промыслов. Художественный войлок: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 39 с. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/71776/read.php (дата обращения: 20.05.2019). Орнамент всех времен и стилей [Электронный ресурс]. URL: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=11314&st=0&p=129339&#entry129339 (дата обращения: 20.05.2019). Своя рубашка ближе к телу. Коллекция рубах из собрания Российского этнографического музея [Электронный ресурс] CD. СПб.: Российский этнографический музей, 2011. 1 CDR. Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие [Электронный ресурс]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. 431 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html (дата обращения: 20.05.2019).
Статьи из периодических изданий Еловикова Е. Текстильные куклы в культуре народов мира // Кукольный мастер. 2018. № 1 (56). С. 22-23. Шаронова Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности // Искусство в школе. 2019. № 2. С. 29-30.
Диссертации и авторефераты Березина В. А. Дополнительное образование подростков как средство их творческого развития: дис. … канд. пед. наук: (13.00.02). М., 2002. 145 с. Седова И. Г. Педагогический потенциал народного орнамента в системе подготовки специалиста дополнительного художественного образования (на материале художественного текстиля): автореф. дис. … канд. пед. наук: (13.00.02). Шуя, 2010. 28 с.
Пояснительная записка должна содержать все необходимые иллюстрации (рисунки, чертежи, эскизы, фотографии, открытки, репродукции картин и т.п.), которые могут быть размещены в тексте в соответствии с его содержанием либо даны в конце записки в виде приложений или в отдельной папке (альбоме). Всем им следует присвоить порядковый номер и название. Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией. Подрисуночную подпись оформляют следующим образом: Рисунок 1. Название иллюстрации.Подпись располагают под рисунком, посередине формата. В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на все иллюстрации, например: (рисунок 1). Технические параметры текста пояснительной записки: бумага белая, формат А4, цвет шрифта – чёрный, гарнитура Times New Roman, кегль 14 (для таблиц допускается шрифт 12), междустрочный интервал - 1,5 (интервал для таблиц - 1,0), отступ красной строки - 1,25 см, размер левого поля - 25 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - 20 мм. Нумерация страниц сквозная, на титульном листе номер не проставляется, расположение номера - нижнее поле, центральная ориентация. Если необходимо выделить в тексте слово/словосочетание, то можно использовать курсив и (или) полужирный шрифт [1]. Заголовки структурных элементов (состав КР, оглавление, введение, названия глав, заключение и т. д.) набирают прописными буквами, полужирным шрифтом, располагают симметрично, отделяют от текста тремя интервалами. Все структурные элементы должны начинаться с новой страницы. Например:
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ В методической главе раскрывается методика обучения детей определенного возраста виду декоративно-прикладного искусства или художественного ремесла в учреждении дополнительного образования: организация занятий, психолого-педагогические возрастные особенности детей, учебно-материальная база проведения занятий, планирование работы, программа и/или учебно-тематический план, планы-конспекты занятий, обеспечение техники безопасности и т. п. Студенты в методической части курсового исследования демонстрируют свои знания по планированию учебно-воспитательной работы: проектируют образовательную программу дополнительного образования детей по выбранной теме и/или составляют учебно–тематический план, разрабатывают два–три плана-конспекта занятий и инструкционную / технологическую карту. Методически верно спроектированная образовательная программа, учебно-тематический план дают возможность управлять учебным процессом, предвидеть ход овладения учащимися знаниями и умениями, строить работу с учетом требований современной жизни. Продуманное планирование занятий показывает знания предмета, правильное понимание задач обучения и воспитания учащихся через предметы декоративно-прикладного искусства.
Проектирование образовательной программы Содержание образовательных программ дополнительного образования детейдолжно соответствовать: - достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - определенному уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественно-научной и др.); - современным образовательным технологиям, которые отражены в: принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся); - цели и задачи дополнительных образовательных программ должны обеспечивать обучение, воспитание, развитие детей. Содержание образовательных программ должно быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; - интеллектуальное и духовное развития личности ребенка; - укрепление его психического и физического здоровья; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы: · Титульный лист. · Пояснительная записка. · Учебно-тематический план. · Содержание изучаемого курса. · Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. · Список использованных источников. Титульный лист включает: - наименование образовательного учреждения; - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - фамилию, имя, отчество, должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы; - название города, населенного пункта; - год разработки дополнительной образовательной программы; Пояснительная записка раскрывает: - направленность дополнительной образовательной программы. - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы их проверки; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.). Учебно-тематический план дополнительной образовательной - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание тем (теория и практика). Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы включает описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; - форм подведения итогов по каждой теме или разделу. Список использованных источников включает литературу, интернет-источники по теме программы.
Учебно–тематическое планирование Приступая к выполнению любой работы с учащимися, необходимо заранее представлять окончательный результат и наметить путь его достижения. Наряду с решением организационных вопросов немаловажное значение имеет вопрос планирования учебно–воспитательной работы. Поэтому необходим четкий план действий, предусматривающий все важные узловые вопросы: последовательность, поэтапность выполнения, расчет конкретного времени на выполнение заданий. Особое значение планирование приобретает в тех случаях, когда вопрос касается сложной и большой, состоящей из многих отдельных звеньев, учебной работы, рассчитанной на достаточно продолжительный период времени. Планирование учебно–воспитательной работы по направлениям «декоративно-прикладное искусство и народные ремесла» процесс трудоемкий, так как включает в себя взаимосвязанные, взаимодополняющие и, одновременно различные по своей специфике виды декоративно-прикладного искусства, которые необходимо сочетать между собой. Кроме того, решение конкретных учебно-воспитательных задач и степень усвоения учащимися учебного материала зависят по каждому виду декоративно-прикладного искусства и народных ремесел от правильного подбора самих упражнений, тематики заданий и рассмотрения их логической связи с другими заданиями. Студенты должны научиться самостоятельно планировать учебную работу по предмету, демонстрируя тем самым свою методическую подготовленность. И естественно, что здесь не может быть механической подборки тем заданий из учебных программ и расстановки по срокам изучения. Необходима глубоко и всесторонне продуманная, логически обоснованная систематизация постепенного усложнения заданий, обеспечивающая хорошее усвоение учащимися учебного материала и успешное решение учебно-воспитательных задач. Правильно спланировать учебную работу по декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам – это значит сгруппировать учебный материал программы в определенном порядке, учитывая общие цели и задачи, а также сроки и количество времени, отведенное на его изучение. Наличие планирования позволяет заранее предусмотреть многие важные вопросы: сформировать у учащихся определенные компетенции, привить интерес к декоративно-прикладному искусству, развить потенциальные творческие возможности, провести профориентационную работу через учебный предмет и т.д. Для развития творческих способностей детей необходимо планировать выполнение проектов на заключительных этапах обучения, для этого помимо знаний по истории, материаловедению, технологии, следует предусмотреть занятия по стилизации, композиции, графике и проектированию предметов декоративно-прикладного искусства. При выборе объектов проектирования, ребенок должен четко представлять назначение изделия, его функции, включая утилитарные, социальные и эстетические свойства. Приступая к планированию, следует учитывать основные этапы составления тематического плана: - изучение программ и учебных пособий с целью определения задач, содержания и объема учебного материала курса декоративно-прикладное искусство и народные ремесла; - разработка последовательности изучения программного материала, распределение его по занятиям; - определение ведущих целей занятия, формулирование образовательных, воспитательных и развивающих задач; - выбор средств обучения; - объем учебного материала каждого раздела программы; - взаимообусловленность тем, заданий; - количество часов, отводимых на изучение каждой темы. Приступая к планированию, следует уяснить объем знаний, умений, которыми должны овладеть учащиеся. При составлении плана наряду с учетом содержания предмета нужно учитывать количество часов, необходимых на тот или иной вид учебной работы по данному предмету, количество занятий в году. И не только знать общее количество часов, но и представлять в какие месяцы, в какое время года строится учебно-воспитательная работа с учащимися. Кроме того, надо учитывать возрастные особенности учащихся при планировании учебного процесса. Педагог должен продумать систему мер по обеспечению охраны труда и технике безопасности. Выполнение изделий по многим видам декоративно-прикладного искусства и художественным ремёслам связано с использованием инструментов, приспособлений, машин, приводящих при неправильном их применении к травматизму, например, иглы, ножницы, ножи, резаки, электроутюги и плитки, муфельные печи и т. п. Система мер по обеспечению охраны труда и технике безопасности включает: проверку педагогом готовности помещения, оборудования и инструментов, освещенности рабочих мест; проведения инструктажей по правилам техники безопасности; наличие наглядных пособий, плакатов и инструкционных карт с показом правильных приёмов труда и правил техники безопасности. Учащиеся должны знать и строго выполнять правила безопасности при работе с нагревательными, электрическими и механическими приборами и приспособлениями, с колющими и режущими предметами, стеклянной посудой, кипятком и др. Учебно-тематический план является одним из основных документов, несущих в себе функцию управления учебно-воспитательной деятельностью.
План-конспект занятия по ДПИ Структура занятия декоративно-прикладного искусства и народных ремесел определяется в зависимости от целей, темы и содержания занятия, уровня развития детей и учебно-материальной базы учебного учреждения. в каждом конкретном случае избирается такая структура, которая наиболее эффективно решает поставленные перед учащимися учебно-воспитательные задачи. От организации и умелого проведения занятий почти полностью зависит решение задач обучения и воспитания. Каждое занятие должно быть законченным, цельным и в то же время являться частью системы занятий, связанных между собой общей целью и общими задачами данного учебного предмета. Современное занятие декоративно-прикладного искусства и народных ремесел должно отвечать следующим важным требованиям: - наличие цели и задач, намечаемых в соответствии с общими целями и задачами предмета, конкретной темой и содержанием занятия; - учебно-воспитательная направленность, эстетическое воспитание и общее развитие; - соблюдение дидактических принципов в обучении и воспитании; - постоянное овладение учащимися компетенциями по предмету; - использование разнообразных методов работы, отвечающих особенностям учебного материала, содержанию занятия; - дифференцированный подход к учащимся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; - обеспечение охраны труда и мер по технике безопасности. Структура занятия должна быть гибкой, она может изменяться в зависимости от конкретных условий. Рассмотрим структуру занятия декоративно-прикладного искусства и народных ремесел более подробно. Организация занятия. Сюда входит приветствие, установление должной дисциплины, регистрация присутствующих Рабочее место, материалы и инструменты должны быть заранее подготовлены. Занятие можно начинать, когда учащиеся имеют все необходимые материалы и инструменты. Изложение нового материала. В объяснение нового материала входит сообщение учащимся темы занятия, вида материала, в котором следует выполнять задание, времени на его выполнение. Подробно раскрываются цели и задачи, стоящие перед учащимися на занятии, а также требования, предъявляемые к работам. Сообщение нового материала на занятиях декоративно-прикладного искусства и народных ремесел, как правило, проводится в виде бесед, инструктажей и демонстраций. Педагог, объясняя цели и задачи новой темы, разъясняет, как следует выполнить задание, иллюстрирует свои пояснения наглядными пособиями. Чтобы убедиться, что учащиеся понимают объяснение, в процессе задаются вопросы. При раскрытии принципов выполнения изделия педагогу необходимо словесное объяснение подтверждать педагогическим показом. В процессе беседы учащиеся устанавливают, какие материалы и сколько потребуется для изделия, какими инструментами необходимо пользоваться при его изготовлении, в какой последовательности следует осуществлять работу, как контролировать свою деятельность. Изложение нового материала может завершаться его закреплением и краткой инструкцией, как при необходимости самостоятельно работать с технологической картой. Практическая работа. После объяснения нового материала учащиеся приступают к выполнению задания. Перед этим педагог должен провести инструктаж по технике безопасности. Самостоятельная работа занимает основную часть занятия. Однако самостоятельная работа не устраняет педагога из учебного процесса. Наоборот, роль педагога становится более ответственной. Педагог внимательно следит за ходом работы, соблюдением правил техники безопасности, делает замечания, даёт дополнительные пояснения, помогает работе учащихся. Подведение итогов работы и завершение занятия. Анализ и оценка работы, как правило, проводится в конце занятия. Педагог проводит анализ выполне
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.123 с.) |