Содержание книги
Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курсовые работы по методике обучения и воспитания по
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
Утверждено Редакционно-издательским советом ФГБОУ ВО «НГПУ» в качестве учебно-методического пособия
НОВОСИБИРСК 2019 УДК Одобрено к печати ББК Учебно-методическим советом ФГБОУ ВО «НГПУ»
Р е ц е н з е н т ы: Лауреат Государственной премии РФ, почетный член Академии художеств РФ, председатель правления Новосибирской региональной общественной организации "Творческий союз художников" И. Я. Ельченко, кафедра декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «НГПУ»
Купченко Л. А., Тащёва Н. Е. Курсовые работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству: учебно-методическое пособие / Л. А. Купченко, Н. Е. Тащёва; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019. - с.
Настоящее издание содержит теоретический материал и рекомендации к выполнению и оформлению курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству по направлениям подготовки 54.03.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» и 44.03.01 «Педагогическое образование», профили «Декоративно-прикладное искусство» и «Художественное образование». Курсовая работа являетсяважным звеном вформировании профессиональных компетенций будущих художников и руководителей студий декоративно-прикладного искусства и народных художественных ремесел для преподавательской, научно-методической и культурно-просветительской деятельности. Издание предназначено для бакалавров и магистров очной и заочной формы обучения указанных направлений подготовки, а также педагогам дополнительного образования.
УДК ББК
© Купченко Л.А., Тащёва Н.Е. 2019
© Оформление. ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 ВВЕДЕНИЕ
Содержание профессионально-педагогической подготовки обучающихся Института искусств средствами народного и декоративно-прикладного искусства требует приведения ее в соответствие с современным уровнем развития теории народного и декоративно-прикладного искусства, с новейшими, инновационными достижениями педагогической науки. В народном искусстве, в произведениях художественной культуры накопленный народом художественный опыт есть результат творческих усилий целого поколения людей. Он же, в свою очередь, служит опорой для дальнейших достижений в художественном творчестве [5]. Данное издание является учебно-методическим руководством для выполнения курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству. Она выполняется студентами Института искусств в соответствии с учебным планом на 4 курсе. Формирование личности учащихся в огромной степени зависит от педагога, его профессиональных качеств, творческого подхода к педагогической деятельности, который умеет самостоятельно мыслить, анализировать самые разнообразные методические и практические материалы, альтернативные программы, осуществлять их выбор и строить свою работу в соответствии с требованиями к процессу обучения. Обучающийся, освоивший курс методики обучения и воспитания, должен уметь самостоятельно оценивать и творчески использовать любые традиционные или новые подходы в обучении декоративно-прикладному искусству и народным ремеслам. Достижение этой цели предполагает серьезные творческие усилия самих студентов. Прежде всего, необходимо основательно разобраться в психологических и дидактических основах, на которых строится развитие познавательных процессов и творческих способностей детей, и отчетливо определить, какие возможности для этого предоставляют занятия декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами. Кроме того, будущим педагогам важно разобраться в тех научных позициях, которые определяют отбор специфического содержания занятий по указанным дисциплинам, представляющих собой систему. Содержание методики обучения опирается на характерные принципы и методы художественного образования и воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства, позитивные направления системы дополнительного образования и вузовской педагогики и методики обучения и воспитания.
Большое значение в профессиональной подготовке студентов Института искусств педагогического университета имеет выполнение курсовых работ по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству. Тематика их включает самые разнообразные вопросы и проблемы по разработке конкретных рекомендаций для проведения различного вида занятий в образовательных учреждениях, организации внеклассной и внешкольной работы [2]. Выполнение курсовой работы по методике обучения и воспитания по декоративно-прикладному искусству должно способствовать формированию у обучающихся следующих компетенций: ПК-1: готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованием образовательных стандартов; ПК-2: способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики; ПК-3: способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; ПК-4: способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета; ПК-5: способность педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся; ПК-6: готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса; ПК-12: способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; ПрК-3: способность передавать теоретические знания и практические умения по изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству учащимся; ПрК-7: способность использовать различные материалы и технологические процессы, применяемые при выполнении художественных изделий декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и художественных ремесел; ПрК-13: способность к использованию отечественного и зарубежного опыта организации учебно-исследовательской деятельности; Курсовая работа позволяет закрепить теоретические знания путем практического применения общих вопросов методики обучения и воспитания. При ее выполнении обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с методической, психолого-педагогической, этнографической, справочной и специальной литературой, что поможет им в выполнении выпускных квалификационных работ, педагогической практике и будущей работе в образовательных учреждениях. Кроме того, студенты-заочники имеют возможность обобщить свой собственный опыт, предложить нетрадиционную методику обучения, подтвердить результаты исследования или эксперимента работами своих учеников. Обучающиеся на дневном отделении для этих целей используют все виды педагогической практики. Курсовая работа должна носить научно-исследовательский характер и соответствовать следующим требованиям: - методическая направленность, творческий подход к решению проблемы; - самостоятельный анализ исследуемого материала (специальной литературы, учебных планов, программ и т.д.);
- экспериментальная работа с детьми; - художественное оформление материала.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ
Для более успешного выполнения и своевременной защиты курсовой работы студент к концу первой недели после выбора темы должен представить руководителю план работы и обсудить сроки выполнения его отдельных разделов. Руководитель утверждает индивидуальный план работы, сроки поэтапного контроля над выполнением, назначает время консультаций и срок представления выполненной работы на кафедру. Ниже представлен примерный график выполнения курсовой работы: · Подобрать и изучить методическую и специальную литературу по теме работы (1 - 2-я недели). · Определить цель и задачи разработки темы (3-я неделя). · Продумать общие методические вопросы (цели и задачи, содержание, формы организации, характеристику возрастной группы, методы, материально-техническую базу занятий и т.п.) (4-я неделя). · Составить программу и / или тематический план (5-я неделя). · Разработать планы-конспекты занятий в соответствии с программой или тематическим планом (6 - 7-я недели). · Выполнить эскизы наглядных пособий (8-я неделя). · Оформить пояснительную записку (9 - 10-я недели). · Выполнить наглядные пособия (11 - 13-я недели). · Представить готовую работу на кафедру (14-я неделя). Тематика курсовых работ разрабатывается кафедрой декоративно-прикладного искусства (ДПИ), но студенты могут предложить и свою тему. Обучающиеся пишут заявление на имя заведующего кафедрой с указанием темы и фамилии предполагаемого научного руководителя [2]. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ · Реализация дидактических принципов на занятиях ДПИ. · Средства активизации творческой деятельности детей на занятиях ДПИ. · Роль словесных методов в обучении ДПИ. · Форма организации обучающихся на занятиях ДПИ. · Методы организации самостоятельной работы учащихся на занятиях ДПИ. · Реализация принципа развивающего характера обучения на современном уроке ДПИ. · Применение методов проблемного обучения на занятиях ДПИ. · Применение технических средств в обучении ДПИ. · Использование компьютерных технологий в обучении ДПИ. · Психолого-педагогические условия развития творческих способностей обучающихся на занятиях ДПИ. · Эстетическое воспитание учащихся в процессе обучения ДПИ. · Состязательные формы организации педагогического процесса в обучении ДПИ. · Игровые формы организации педагогического процесса в обучении ДПИ.
· Осуществление метапредметных связей в преподавании ДПИ. · Методические рекомендации по профессиональному самоопределению обучающихся на занятиях ДПИ. · Реализация принципа воспитывающего характера обучения ДПИ. · Реализация принципа наглядности в обучении ДПИ. · Роль экскурсий в обучении ДПИ. · Критерии оценки обучения школьников на занятиях ДПИ. · Психолого-педагогические основы работы с одаренными детьми. · Психолого-педагогические основы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. · Методические рекомендации по проведению занятий по ДПИ. · Методика обучения ДПИ. · Программа обучения ДПИ для учреждения дополнительного образования. · Зарубежный опыт организации обучения ДПИ. Вышеперечисленные темы курсовых работ могут быть конкретизированы и раскрыты на примере общеобразовательных, внеклассных, внешкольных занятий в творческих объединениях, студиях, домах творчества, кружках, художественных школах и школах искусств, на факультативах и т.д. по следующим направлениям: · роспись по дереву, · роспись по стеклу, · роспись по ткани, · керамика, · художественная резьба по дереву, · дизайн костюма, · игрушки и куклы, · декоративная штукатурка, · декоративная графика, · художественная обработка бересты, · аппликация из бумаги, текстиля, кожи; · декоративная живопись, · художественная обработка металла.
Курсовая работа по методике обучения и воспитания (декоративно-прикладное искусство) состоит из двух частей - теоретической (пояснительной записки) и практической (наглядных пособий и приложений). Особое внимание следует уделить оформлению первой. Мы рекомендуем следующую структуру этой части курсовой работы: Титульный лист (приложение 1), на котором указывается: название министерства, университета, института, кафедры, тема, автор, руководитель, год. Состав курсовой работы (приложение 2), где указывается количество страниц текста, наглядных пособий, приложений и т.п. Оглавление (приложение 3), то есть то, что включается в пояснительную записку: введение, разделы или главы и их названия (в них может быть и более мелкое дробление - на пункты), заключение, библиографический список, приложения. Во введении необходимо обозначить проблему, в рамках которой будет проходить исследование, дать характеристику состояния рассматриваемых вопросов на современном этапе, раскрыть учебно-воспитательное значение, мотивы выбора и актуальность темы. Затем определяют объект и предмет исследования, формулируют цель и задачи, которые ставит студент в своей работе, каких результатов он хочет добиться, и, наконец, какими методами (наблюдение, беседы, эксперимент, теоретическое исследование и т. п.) собирается воспользоваться. Введение обычно занимает 1-2 страницы текста. Основное содержание курсовой работы раскрывается в двух-трех главах или разделах. Первая глава – краткий исторический обзор развития ремесла или же вида декоративно-прикладного искусства, художественного промысла или отрасли художественной промышленности по теме исследования, включая современное состояние и региональный компонент этого вида искусства (3-5 страниц).
Обязательна методическая глава. В ней дается характеристика предложенной студентом методики: психолого-педагогическое обоснование, реализация дидактических принципов обучения, описание эксперимента, организационные формы, методы обучения, материальная база организации занятий, меры по технике безопасности и т.п. Эта часть должна содержать программу и/или учебно-тематический план работы образовательного учреждения на год и планы-конспекты отдельных занятий (приложения 4-5). Объем методической главы (раздела) составляет примерно 10 - 15 страниц. Пояснительная записка завершается заключением, краткими выводами (1-2 страницы). Педагогическая практика дает возможность апробировать выбранную студентом методику, поэтому выводы должны содержать данные, обосновывающие ее педагогическую эффективность и возможность осуществления на практике предложенных им методических рекомендаций. Текст записки должен быть написан литературным языком, без сокращения слов, кроме общепринятых. В конце нужно привести библиографический список источников по теме курсовой работы, содержащий искусствоведческую, психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования. Следует обратить внимание на правильность оформления источников. При оформлении списка используют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» [3]. Библиографическое описание должно содержать следующие данные: фамилию автора(ов), его(их) инициалы, название, жанр (тезисы, доклад, учебное пособие, хрестоматия и т.д.), место издания, название издательства, год издания, том (часть, выпуск), количество страниц. В списке должно быть не менее 20 источников. В тексте пояснительной записки должны быть ссылки на все источники в квадратных скобках с указанием номера по списку - [7], или с указанием номера и страницы, если приводится дословная цитата - [7, с. 23]. Можно использовать и другие способы оформления ссылок в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. При составлении списка использованных или рекомендуемых источников (приложение 7) используют требования по ГОСТ7.1-2003. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» [4].
Примеры библиографических записей Книги одного автора Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2011. 228 с. Маилян Л. Р. Справочник дизайнера декоративно-прикладного искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 2014. 220 с.
Книги двух, трёх авторов Максимова И. А., Калмыкова Н. В Макетирование из бумаги и картона: учебное пособие. М.: Книжный дом «Университет», 2014. 88 с. АнаньеваЕ. Н., Евсеева Т. Н., Дукельская Е. М. Куклы мира. М.: Аванта+, 2003. 183 с.
Запись под заглавием Акварель. Традиции и современность. Межрегиональная художественная выставка-конференция: альбом / автор-сост. В. В. Иванкин / НРО НСОО «Союз художников России». Новосибирск, 2015. 184 с. Керамическая установка: по материалам архива и коллекций А. В. Филиппова / авт. С. Баранова и др. М.: Эксмо, 2017. 472 с. Композициякостюма: учебное пособие для вузов: доп. УМО вузов РФ / под ред. Г. М. Гусейнова. М.: ACADEMIA, 2004. 432 с.
Электронные ресурсы Коваленко Ю. Г. Особенности технологий народных ремесел и промыслов. Художественный войлок: методические рекомендации [Электронный ресурс]. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 39 с. URL: https://lib.nspu.ru/views/library/71776/read.php (дата обращения: 20.05.2019). Орнамент всех времен и стилей [Электронный ресурс]. URL: http://arttower.ru/forum/index.php?showtopic=11314&st=0&p=129339&#entry129339 (дата обращения: 20.05.2019). Своя рубашка ближе к телу. Коллекция рубах из собрания Российского этнографического музея [Электронный ресурс] CD. СПб.: Российский этнографический музей, 2011. 1 CDR. Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство: учебное пособие [Электронный ресурс]. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. 431 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/71803.html (дата обращения: 20.05.2019).
Статьи из периодических изданий Еловикова Е. Текстильные куклы в культуре народов мира // Кукольный мастер. 2018. № 1 (56). С. 22-23. Шаронова Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности // Искусство в школе. 2019. № 2. С. 29-30.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.104.153 (0.009 с.) |