Глава 2. Учебник «Окружающий мир» для формирования общеучебных действий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Учебник «Окружающий мир» для формирования общеучебных действий



§ 1. Структура учебников по предмету «Окружающий мир»

 

Каждый учебник «Окружающего мира» имеет определенную структуру, которая представлена структурными компонентами. Выделяют два основных блока структурных компонентов: тексты и внетекстовые компоненты.

Учебный текст (в отличие от текста справочника) служит, прежде всего, цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения.

Тексты разделяются на основные, дополнительные и пояснительные. Основные тексты передают главную информацию. В них излагаются факты, даются описания и определения понятий, раскрываются взаимосвязи и закономерности. Они представлены в учебниках рассказами и деловыми статьями.

К пояснительным текстам относятся словарики, справочные сведения разного характера, примечания и так  далее.

Дополнительные тексты по своему содержанию близки к основным. Их содержание может иметь конкретизирующий, комментирующий, описательный характер, но может, быть и более сложным по сравнению с основным текстом. В качестве дополнительных текстов используется рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки, научно-популярная информация. Пример дополнительных текстов представлен в приложении 1. В качестве дополнительных текстов в учебнике используются тексты, раскрывающие познаваемость мира, формирующие чувство патриотизма и гордости, показывает связь теории с практикой. В учебнике есть дополнительные тексты: интересные факты, странички для любознательных.

В учебниках дополнительные тексты, чаще всего, даются в виде отдельных сообщений под различными рубриками, например «Это интересно», «Полезно знать», «Для самых любознательных». Иногда такие тексты включаются в основной текст в виде абзаца или нескольких абзацев. В конце темы (урока) учащимся предлагаются небольшие по объему тексты, цель которых - обобщение материала. В некоторых учебниках они даны под названием «Выводы», в других - выделены цветом, шрифтом и так далее. Содержание этих текстов составляет главная мысль темы, правила, важнейшие понятия.

В учебнике имеются пояснительные тексты. Методическая роль пояснительных текстов учебника заключается в поверхностном толкование предметов, явлений, свойств.

К внетекстовым компонентам учебника относятся иллюстрантивный материал, аппарат организации усвоения знаний и аппарат ориентировки.

По мнению Д.Д. Зуева, при помощи вопросов и заданий «достигается наиболее целенаправленная и продуктивная переработка материала учебника в сознании школьника путем активизации его умственных и эмоциональных усилий в процессе самостоятельного усвоения знаний»[6].

Вопросы и задания, включаемые в школьные учебники, распределяют в группы:

- вопросы и задания, требующие практического применения полученных знаний;

- вопросы и задания, направленные на воспроизведение знаний, типа «Расскажите». Эта группа необходима, поскольку способствует выявлению и закреплению знаний;

- вопросы и задания, требующие логического осмысления знаний: на сравнение, сопоставление, конкретизацию, установление причинно-следственных связей, обобщение, а также на исследование объектов с помощью наблюдений и опытов.

В некоторых учебниках вопросы и задания объединены в блоки, само название которых, показывает, к какой из названных групп они принадлежат. Например, «Проверьте себя» - это, в основном, задания первой группы или «Подумайте» - задания творческого характера и т. д. Учителю необходимо хорошо знать систему вопросов и заданий в учебнике, чтобы грамотно и эффективно использовать их в учебном процессе.

Особое место занимают в учебниках по курсу «Окружающий мир» задания для проведения самостоятельных наблюдений в природе. Роль этих заданий велика, так как они способствуют формированию правильных и четких представлений об объектах окружающей природы.

Иллюстративный аппарат в учебниках по курсу «Окружающий мир» имеет очень большое значение. Не все предметы и явления природы ученик может увидеть лично, не всегда в школе есть необходимые наглядные средства. В этом случае создать правильное представление об изучаемых объектах помогут иллюстрации учебника как источник информации. Даже если ребенок имеет представление о каком-то объекте, сравнение с иллюстрациями учебника поможет его уточнить, конкретизировать, сделает представление более полным.

Кроме этого, иллюстрации помогают активизировать мыслительную деятельность школьников, развивают чувство прекрасного. Поэтому иллюстраций в учебниках много. Оптимально они должны составлять не менее половины объема книги, а в учебниках для первого и второго классов еще больше. В современных учебниках иллюстрации яркие, красочные, разнообразные. Фотографии передают документальность объекта без искажений - именно в этом их ценность. Рисунки отдельных предметов природы (например, грибов), пейзажей (осень, зима), ландшафтов (тундра, степь) помогают формированию правильных и четких представлений. На этих учебных рисунках подчеркнуты те признаки объектов, которые необходимо усвоить детям.

Рисунки-инструкции играют роль руководства к действию. Пользуясь ими, дети выполняют практическую или лабораторную работу: собирают приборы для опыта, модели и так далее.

Схемы передают основные (главные) признаки предмета, процесса. Поэтому они используются для обобщения, выделения главного в изучаемом материале. В учебниках последних лет появились иллюстрации, на которых изображения объектов природы сгруппированы в коллажи. Это помогает формированию представлений о связях, существующих в природе, о биоценозах.

В современных учебниках широко используются мультипликационные рисунки, которые выполняют определенные функции - передают какую-то мысль урока, делают процесс познания более увлекательным. В некоторых учебниках имеются юмористические рисунки. Их функции сходны с функциями мультипликационных рисунков. Это повышает интерес ребенка к изучению материала.

Карты - это знаковые иллюстрации. Они помогают формированию пространственных представлений у детей. Поскольку работа с картами требует развитого мышления, они появляются в учебниках в 3-4 классах.

Таким образом, разнообразный и многоплановый иллюстративный аппарат учебников нацелен на раскрытие основных идей курса, помогает показать многообразие и красоту природа.

Аппарат ориентировки включает оглавление, сигналы-символы, разные шрифтовые выделения, разнообразные условные знаки (например, полоски, кружки, восклицательные и вопросительные знаки), нумерацию страниц. С помощью оглавления школьник находит нужный ему текст.

Сигналы-символы помогают ему ориентироваться в материале урока. Шрифтовые выделения и знаки направляют внимание ученика на главное положение, правило, термин, вывод.

Следовательно, с помощью аппарата ориентировки формируется умение работать с учебником. Это умение входит в состав общеучебного умения работы с учебной книгой, в том числе и по естествознанию.

Итак, различные структурные компоненты учебника помогают организовать работу по формированию и совершенствованию всех групп УУД.

 

 § 2. Учебник как средство формирования общеучебных действий на уроках окружающего мира

В основе преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.

Развитию общеучебных действий учащихся способствует программа «Школа России» «Окружающий мир», разработанная под руководством А.А.Плешакова[7]. Реализовать программные требования помогают издания:

- программа «Школа России» «Концепция и программы для начальных классов». Часть 1.

- Плешаков А.А. «Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса. 1-4 кл.»

- Плешаков А.А. «От земли до неба: атлас-определитель»[8]

- Плешаков А.А. «Великан на поляне»

- Плешаков А.А. «Зеленые страницы»

- Плешаков А.А. и др. «Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1, 2 (ч. 1, 2),3 (ч. 1, 2),4 (ч. 1, 2) кл.»

- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3, 4 кл.

- Плешаков А.А. и др. «Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3 кл.»

Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся общеучебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения - учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. На этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены.

Благодаря широкому включению в учебники разнообразного дополнительного материала развиваются познавательные интересы, любознательность. 

При изучении курса «Окружающий мир» в процессе работы с учебником развиваются умения:

· извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.);

· описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;

· устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой (Приложение 3), между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

· пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира;

· проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме.

Так, например, для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Например, говорим о комнатных растениях. В учебнике «Окружающий мир», 1 класс, нет описания того, как вырастить растения. Но в нем есть рисунки, позволяющие догадаться, что комнатные растения могут размножаться черенками (сразу дети наглядно видят, как черенок выглядит), листьями, семенами, луковицами. Узнав это, дети вместе с учителем рассматривают цветы в классе и пытаются выяснить, как размножаются данные цветы. Получив определенные знания, с помощью следующего рисунка, выясняют, как вырастить растение из черенка, как ухаживать за растениями, делают выводы.

Таким образом, школьники выполняют такие познавательные УУД:

· общеучебные – осознанно строят сообщение в устной форме (как размножается растение),

· действия постановки и решения проблем (как вырастить растение),

· логические действия (сравнивает разные виды растений и приходит к выводу, что всем комнатным растениям нужен свет, тепло, воздух и вода, но в разных количествах).

Задания, которые позволят обучающимся овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родственным признакам часто выполняются на уроках окружающего мира, так как на иллюстрациях в учебнике рассматриваются объекты живой и неживой природы. Например, учащимся предлагаются такие задания: сравни деревья в сентябре и октябре: раздели животных на группы, найди общие признаки у данных видов и т.д.

При изучении тем, посвященным правилам дорожного движения, карт, планов местности, выполнения творческих заданий много используется знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Например, рассмотри знаки в учебнике и придумай свой знак охраны данного объекта; запиши план, предложенный в учебнике - условными знаками, выполни действия согласно знакам в таблице и др. На уроке учащиеся могут самостоятельно контролировать свою работу на рабочих листах, используя условные знаки. В конце урока с помощью их могут оценить уровень своих знаний и умений по теме урока. Например,

· «стрелка вниз» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;

· «стрелка вверх» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

· «плюс-минус»-ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;

· «плюс» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

· «минус» - не ответил.

Таким образом, при изучении курса «Окружающий мир» развиваются умения:

· извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, интернет и др.);

· описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков;

· устанавливать причинно- следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.;

· пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира;

· проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме[9].

Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

Заключение

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени - сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности общеучебных действий. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися общеучебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции общеучебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Овладение учащимися общеучебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться.

Изучив теоретическую часть по теме курсовой работы, проанализировав методологическую и педагогическую литературу, можно сделать вывод, что цель данной работы достигнута. Мы изучили теоретические основы использования учебника на уроках «Окружающего мира», рассмотрели структуру учебников, дали определение общеучебных действий, его сущность и особенности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.028 с.)