По циклу лучевой диагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По циклу лучевой диагностики



Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ

ПО ЦИКЛУ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Владикавказ - 2010



Содержание:

 

 

Тема: Физические основы лучевой диагностики

и лучевой терапии.............................................................................. 4

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний легких

и средостения...................................................................................... 11

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний сердца

и крупных сосудов............................................................................. 20

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний пищевода,

желудка, кишечника........................................................................... 28

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний

опорно-двигательной системы................................................. 38

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний

мочевыделительной системы.................................................... 48

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний печени

и желчевыводящих путей.............................................................. 56

 


Тема: Физические основы лучевой диагностики и лучевой терапии.

Цель занятия: Изучить физику ионизирующих и неионизирующих излучений, используемых в медицине. Иметь представление о методах лучевой диагностики, основанных на этих излучениях.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Когда и кем были открыты рентгеновские лучи?

2. Что собой представляют рентгеновские лучи, их получение и свойства?

3. Что такое радиоактивность, виды радиоактивных излучений, их характеристика.

4. Что собой представляют ультразвуковые измерения, принципы получения изображения?

5. Принципы и методика компьютерной томографии.

6. Принципы и методика магнитно-резонансной томографии.

7. Что такое радионуклидная диагностика?

 

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Предмет, структуру и задачи лучевой диагностики. 2. Физические основы термографии и ультразвуковой диагностики. 3. Строение атома. 4. Радиоактивность и её характеристику. 5. Принципы получения изображения с помощью рентгеновских и радиоактивных излучений. 6. Получение рентгеновских лучей, устройство рентгеновской трубки и рентгеновских аппаратов. 7. Понятие о дозе рентгеновского излучения, единицах дозы, основных принципах дозиметрии. 8. Методы рентгенологического исследования: основные, дополнительные, специальные. 9. Неионизирующие излучения, используемые в лучевой диагностике, их характеристику. 10. Физические основы магнитно-резонансной томографии. 11. Радионуклидную диагностику. Радиофармацевтические препараты и требования к ним. 12. Методы радионуклидной визуализации.

Литература:

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., «Медицинская радиология и рентгенология», М. «Медицина», 2000

2. Г.Е. Труфанов «Лучевая диагностика и лучевая терапия», СПб, 2005.

3. Т.Н. Трофимова «Лучевая анатомия человека», СПб «СПбМАПО», 2005.

4. Л.Д. Линденбратен, Л.Б.Наумов «Медицинская рентгенология», М., «Медицина», 1984.

5. Дуглас С. Кац, Кейвин Р. Мас, Стюарт А. Гроскин «Секреты рентгенологии», М. «БИНОМ», 2003.

6.  Матиас Хофер «Компьютерная томография. Базовое руководство», М.: Мед.лит., 2006.

7. Клиническая рентгенорадиология. Руководство в пяти томах (под ред. акад. Зедгенидзе Г.А.), М., «Медицина», 1983г.

8. Лучевая диагностика. Учебник для вузов. Под ред. проф. Труфанова Г.Е. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2007г.

Студент должен уметь: 1. Распознать метод лучевого исследования. 2. знать диагностические возможности каждого из методов лучевой диагностики. 3. основываясь на данных клинического обследования, анамнеза определить показания к проведению нужного метода лучевой диагностики и оформить направление на исследование. 4. Определить показания к радионуклидному исследованию. 5. Рассчитать активность радионуклида по паспорту радиофармпрепарата. 6. Оценить клиническую значимость проведенного радионуклидного исследования.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Определите метод лучевой диагностики и плоскость исследования.

а б в

г   д  е

ж   з и  

к л  м

н  о п

 

2. На предыдущих снимках определите анатомическую область применения метода лучевой диагностики.

3. Составьте схему взаимодействия ионизирующих излучений с веществом.

4. Какие превращения происходят с радиоактивными веществами в результате их распада?

 

IV. Тестовые задания для самопроверки:

Поглощенная доза – это:

А. доза, полученная за время, прошедшее после поступления радиоактивных веществ в организм.

В

Б. произведение средней эффективной дозы на N-ую группу людей на число людей в данной группе.
В. средняя энергия, переданная ионизир. излучением массе вещества в элементарном объеме

Бронхографию применяют при:

А. нагноительных процессах в легких

А

Б. остром бронхите
В. легочных кровотечениях
Г. выраженной эмфиземе

5. Корень легкого расширен при:  

А. центральном раке

Г

Б. коллагенозах
В. пневмонии и коллагенозах
Г. при всех этих заболеваниях

Под правой (левой) ключицей определяется очаговая тень малой интенсивности, округлой или овоидной формы с нечеткими и, чаще всего, неровными контурами. Иногда в ее окружности заметны мелкие нежные очажки. Тень эта соединена с корнем нежной тяжистой «дорожкой»

А. первичный туберкулёзный комплекс

 

Г

 

Б. эндобронхиальный рак
В. хронический диссеминированный туберкулез
Г. туберкулезный инфильтрат
Д. центральный рак

16. Диффузное просветление латеральной зоны правого (левого) легочного поля, на фоне которого легочный рисунок отсутствует. Медиальная граница просветления четкая. Средостение несколько смещено в здоровую сторону.

А. периферический рак легкого

 

Д

 

Б. пневмокониоз I стадии
В. туберкулезный бронхаденит
Г. метастазы злокачественной опухоли
Д. пневмоторакс

17. В одном из легочных поясов тень интенсивного образования шаровидной формы с совершенно четкими контурами. Легочная ткань в окружности без изменений.

А. последствия адгезивного плеврита

 

Г

 

Б. долевая пневмония
В. экссудативный плеврит
Г. эхинококк легкого
Д. бронхоэктатическая болезнь

Тема: Лучевая диагностика заболеваний сердца и крупных сосудов.

Цель занятия: Изучить лучевую анатомию сердца и крупных сосудов, способы и возможности их лучевого исследования.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Нормальная анатомия сердца и крупных сосудов

2. Нормальная физиология сердца

3. Макроморфологические признаки заболеваний сердца и крупных сосудов

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Лучевую анатомию сердца и крупных сосудов. 2. Принципы подготовки пациента к исследованию сердца и крупных сосудов. 3. Диагностические возможности различных лучевых методов исследования при обследовании сердечно-сосудистой системы. 4. Основные лучевые синдромы при заболеваниях легких и средостения. 5. Основные симптомы и синдромы поражения сердца. 6.  Рентгенологические признаки различных заболеваний сердца и сосудов

Литература:

1. В.Н. Артюшков «Атлас рентгенологических схем сердца и магистральных сосудов в норме и патологии», М. «Медицина»,1968.

2. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., «Медицинская радиология и рентгенология», М. «Медицина», 2000

3. Г.Е. Труфанов «Лучевая диагностика и лучевая терапия», СПб, 2005.

4. Т.Н. Трофимова «Лучевая анатомия человека», СПб «СПбМАПО», 2005.

5. Л.Д. Линденбратен, Л.Б.Наумов «Медицинская рентгенология», М., «Медицина», 1984.

6. Дуглас С. Кац, Кейвин Р. Мас, Стюарт А. Гроскин «Секреты рентгенологии», М. «БИНОМ», 2003.

7.  Матиас Хофер «Компьютерная томография. Базовое руководство», М.: Мед.лит., 2006.

8. Клиническая рентгенорадиология. Руководство в пяти томах (под ред. акад. Зедгенидзе Г.А.), М., «Медицина», 1983г.

9. Лучевая диагностика. Учебник для вузов. Под ред. проф. Труфанова Г.Е. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2007г.

Студент должен уметь: 1. Распознавать метод лучевого исследования сердца и крупных сосудов (обзорная рентгенография, УЗИ, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, сцинтиграфия, ангиография). 2. Определять анатомию сердца и крупных сосудов при различных методах лучевой диагностики. 3. Находить и интерпретировать морфологические и функциональные изменения сердечно-сосудистой системы на рентгенограммах, компьютерных томограммах, магнитно-резонансных томограммах, сцинтиграммах, ангиограммах, используя протокол лучевого обследования пациента. 4. Определять показания к проведению различных методов лучевой диагностики. 5. Составить протокол описания R-снимка.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Перечислите основные методы исследования сердечно-сосудистой системы.

2. Определите метод и проекцию исследования сердца.

 

       А.   

 

          Б.  

 

             В.

 

3. На предыдущих снимках определите структуры указанные на рентгенограммах цифрами.

 

4. Допишите недостающие сведения в нижеследующих пунктах:

· Правый контур сердца на рентгенограмме в прямой проекции состоит из ……………………………. дуг (перечислите их)

· Левый контур сердца на рентгенограмме в прямой проекции состоит из ………………………………дуг (перечислите их)

 

5. Составьте три тестовых задания по диагностике заболеваний сердца и сосудов по следующему образцу:

Нарушение гемодинамики в малом круге кровообращения при затрудненном оттоке из него характеризуется:

a) Венозным застоем

b) Гиперволемией

c) Нормальным кровотоком

 

6. На рисунке схематично изображены патологические состояния, при которых  происходит смещение сердца вправо. Определите

эти состояния.

 

7. Определите метод исследования. Поставьте диагноз. Перечислите рентгенологические признаки, характерные для данного патологического состояния.

 

                  

 

8. Рассмотрите внимательно рентгенограмму и допишите недостающие сведения в предложение:

· На рентгенограмме больного с …………………. стенки аорты………………. отдела атеросклеротической этиологии определяется …………………………..

 

          

9. Какой метод позволяет с высокой точностью установить аневризму: рентгенография или МР-аортография? Перечислите лучевые признаки аневризмы при использовании этих методов.

 

 

IV. Тестовые задания для самопроверки:

1. Базовым (начальным) рентгенологическим исследованием сердца является:

А. полипозиционная рентгеноскопия грудной клетки

Г

Б. флюорография в прямой проекции
В. рентгенография грудной клетки в трех стандартных проекциях 
Г. рентгенография грудной клетки в прямой и левой боковой проекциях с контрастированием пищевода

Умеренное увеличение обоих желудочков, больше правого. Левое предсердие не увеличено. Значительное выпячивание и усиленная пульсация II лучевой дуги (легочной артерии). Усиление легочного рисунка с обеих сторон.

А. незаращение баталова протока

А

Б. миокардиопатия
В. митральная недостаточность
Г. склероз аорты
Д. экссудативный плеврит

Подготовка больного к рентгенологическому исследованию желудка:

А. диета

Б

Б. голод
В. клизма утром
Г. клизма вечером и утром

При обзорной рентгеноскопии брюшной полости (без контрастирования) в правой ее половине определяется большое количество воздушных пузырей полукруглой или полуовальной формы, ограниченных снизу горизонтальными уровнями жидкости, колеблющимися при перемене положения тени.

А. рак пищевода

 

В

Б. язва 12-перстной кишки
В. непроходимость кишечника
Г. чашеобразный рак желудка
Д. ожог пищевода

В препилорическом отделе желудка вблизи малой кривизны определяется дефект выполнения в виде полукруглого вала шириной около 1,0 см с неровным внутренним и ровным наружным контуром. Этот вал окружает полукруглое депо контрастной взвеси. Перистальтика малой кривизны на этом уровне отсутствует. Складки слизистой у края описанного вала обрываются.

А. рак пищевода

 

Г

 

Б. язва 12-перстной кишки
В. непроходимость кишечника
Г. чашеобразный рак желудка
Д. ожог пищевода

14. Свод желудка утолщен до 2-3 см. Воздушный пузырь малого размера, ассиметричен. На фоне воздушного пузыря вблизи кардии определяется тень мягкотканевого образования неправильной формы. При приеме больным контрастной взвеси, видно, что последняя обтекает это образование.

А. гипертрофический гастрит

 

Б

 

Б. рак кардиального отдела желудка
В. дивертикул пищевода
Г. язва желудка
Д. кардиоспазм, атония пищевода

Желудок развертывается нормотонически, имеет форму крючка. После приема двух-трех глотков контрастной взвеси при дозированной компрессии определяется значительная деформация складок слизистой в теле желудка – они извилисты, непараллельны, широки. Местами образуются полушарообразные утолщения слизистой.

А. гипертрофический гастрит

 

А

Б. рак желудка
В. дивертикул пищевода
Г. язва желудка
Д. кардиоспазм, атония пищевода

В средней трети пищевода просвет его на протяжении 6-7 см неравномерно сужен, причем контуры суженного участка неровные, фестончатые. Перистальтика на этом уровне полностью отсутствует. Прохождение даже жидкой контрастной взвеси замедленно. Выше – просвет пищевода значительно расширен.

А. рак пищевода

А

Б. язва 12-перстной кишки
В. непроходимость кишечника
Г. чашеобразный рак желудка
Д. ожог пищевода

 


Тема: Лучевая диагностика заболеваний опорно-двигательной системы.

Цель занятия: Изучить лучевую анатомию костей и суставов, способы и возможности их лучевого исследования.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Нормальная анатомия костей и суставов

2. Макроморфологические признаки заболеваний опорно-двигательной системы

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Лучевую анатомию костей и суставов. 2. Принципы подготовки пациента к исследованию костей и суставов. 3. Диагностические возможности различных лучевых методов исследования при обследовании опорно-двигательной системы. 4. Основные лучевые синдромы при заболеваниях костей и суставов. 5. Основные симптомы и синдромы поражения опорно-двигательной системы. 6.  Рентгенологические признаки различных заболеваний костей и суставов.

Литература:

 

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., «Медицинская радиология и рентгенология», М. «Медицина», 2000

2. Г.Е. Труфанов «Лучевая диагностика и лучевая терапия», СПб, 2005.

3. Т.Н. Трофимова «Лучевая анатомия человека», СПб «СПбМАПО», 2005.

4. Л.Д. Линденбратен, Л.Б.Наумов «Медицинская рентгенология», М., «Медицина», 1984.

5. А.Г. Веснин, И.И. Семенов «Атлас лучевой диагностики опухолей опорно-двигательного аппарата», М., «БИНОМ», 2003г.

6. Дуглас С. Кац, Кейвин Р. Мас, Стюарт А. Гроскин «Секреты рентгенологии», М. «БИНОМ», 2003.

7.  Матиас Хофер «Компьютерная томография. Базовое руководство», М.: Мед.лит., 2006.

8. Клиническая рентгенорадиология. Руководство в пяти томах (под ред. акад. Зедгенидзе Г.А.), М., «Медицина», 1983г.

9. Лучевая диагностика. Учебник для вузов. Под ред. проф. Труфанова Г.Е. М., «ГЭОТАР-Медиа», 2007г.

Студент должен уметь: 1. Распознавать метод лучевого исследования опорно-двигательной системы (обзорная рентгенография, УЗИ, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, сцинтиграфия). 2. Определять анатомию костей и суставов при различных методах лучевой диагностики. 3. Находить и интерпретировать морфологические и функциональные изменения опорно-двигательной системы на рентгенограммах, компьютерных томограммах, магнитно-резонансных томограммах, сцинтиграммах, используя протокол лучевого обследования пациента. 4. Определять показания к проведению различных методов лучевой диагностики. 5. Составить протокол описания R-снимка.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

III. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Определите метод и плоскость лучевого исследования.

 

а б в

 

г   д

 

2. Определите рентгенологический синдромы поражения костей и суставов и их разновидности.

 

 

         А.   

 Б.

 

                    В.

 

             Г.

 

Д.

 

Е.

 

3. Определите различные виды смещения отломков при переломах костей.

 

 

4. Изучите рентгенограммы. Определите какая кость изображена на них? В какой проекции произведены рентгенограммы? Опишите видимую патологию и определите, через какой примерно срок после травмы сделаны снимки?

 

5. Решите ситуационную задачу: Мужчина 23 лет. Заболевание началось остро 3 недели назад; резко повысилась температура, появились сильные боли в левой голени. Определите, какие симптомы поражения костей имеются на данных снимках и опишите их. Дайте заключение.

 

 

 

6. Составьте три тестовых задания по рентгенодиагностике заболеваний опорно-двигательной системы по следующему образцу:

 

Костный секвестр рентгенологически характеризуется:

А. повышением интенсивности тени

 

Б. уменьшением интенсивности тени
В. хотя бы частичным отграничением от окружающей костной ткани
Г. обязательным отграничением от окружающей костной ткани на всем протяжении
Д. правильно А и Г

 

7. Составьте две ситуационные задачи по следующей схеме:

a) жалобы больного

b) анамнез больного

c) подробное описание рентгеносемиотической картины проведенного исследования

d) дифференциальная диагностика

e) ваше заключение

 

IV. Тестовые задания для самопроверки:

 

1. У первого шейного позвонка (атланта) отсутствует:     

А. тело

А

Б. дуга
В. боковые массы
Г. поперечные отростки

2. На правильные соотношения в плечевом суставе указывает         

А. равномерная ширина рентгеновской суставной щели

А

Б. неравномерная ширина рентгеновской суставной щели
В. расположение нижнемедиального квадранта головки ниже нижнего полюса суставной впадины
Г. правильно Б и В

Гиперостоз характерен для:

А. острой стадии остеомиелита

В

Б. подострой стадии остеомиелита
В. хронической стадии остеомиелита

13. Из перечисленных отделов скелета излюбленно поражаются асептическим некрозом   

А. метафизы длинных костей

В

Б. апофизы
В. суставные головки
Г. суставные впадины

Небольшой кифоз нижнегрудного и верхне-поясничного отдела позвоночника, тела Д-12 – приближаются к клиновидной форме. Контуры смежных горизонтальных поверхностей неровные поверхностей изъеденные. Межпозвонковые щели сужены. На уровне пораженных позвонков веретенообразная паравертеобразная тень.

А. туберкулез

 

А

Б. хронический остеомиелит
В. компрессионный перелом
Г. остеолитическая саркома
Д. остеохондрома

На наружной поверхности дистального метафиза бедренной кости определяется костное разрастание на ножке, имеющее неправильную округлую форму с четкими полициклическими контурами, переходящими в кортикальный слой кости. Структура его неравномерная с прозрачными включениями.

А. туберкулез

Д

Б. хронический остеомиелит
В. компрессионный перелом
Г. остеолитическая саркома
Д. остеохондрома

Костная структура Х II грудного позвонка имеет мелкоячеистый характер. Такую же структуру имеют поперечные отростки. Позвонок представляется несколько вздутым. Контуры его сохранены. Межпозвонковые щели не сужены.

А. туберкулёз

Б

Б. гемангиома
В. миеломная болезнь
Г. остеобластическая саркома
Д. острый остеомиелит

Проксимальный отдел левой большеберцовой кости слегка утолщен, структура его склерозированна. Контуры волнистые за счет обызвествленных периостальных наслоений. На фоне уплотненной структуры видны очаги разряжения, часть которых хорошо ограничена.

А. туберкулез

Б

Б. хронический остеомиелит
В. компрессионный перелом.
Г. остеолитическая саркома
Д. остеохондрома

 

 


Тема: Лучевая диагностика заболеваний мочевыделительной

Системы.

Цель занятия: Изучить лучевую анатомию печени и желчных путей, почек и мочевыводящих путей, репродуктивной системы и молочной железы; способы и возможности их лучевого исследования.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Нормальная физиология органов мочевыделительной системы

2. Нормальная анатомия органов мочевыделительной системы

 

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: 1. Лучевую анатомию почек и мочевыводящих путей. 2. Принципы подготовки пациента к исследованию мочевыделительной системы. 3. Возможности различных лучевых диагностических методов в исследовании почек и мочевыводящей системы. 4. Основные лучевые синдромы при заболеваниях почек и мочевыводящей системы.

Литература:

 

1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П., «Медицинская радиология и рентгенология», М. «Медицина», 2000

2. Г.Е.Труфанов «Лучевая диагностика и лучевая терапия», СПб, 2005.

3. В.Н.Демидов, Ю.А.Пытель, А.В.Амосов «УЗ-диагностика в уронефрологии», М. «Медицина», 1989.

4. Т.Н.Трофимова «Лучевая анатомия человека», СПб «СПбМАПО», 2005.

5. Л.Д.Линденбратен, Л.Б.Наумов «Медицинская рентгенология», М., «Медицина», 1984.

6. Б.И.Ищенко «Рентгенологическое исследование органов мочевой системы», Спб. «ЭЛБИ-СПб», 2004.

7. Дуглас С. Кац, Кейвин Р. Мас, Стюарт А. Гроскин «Секреты рентгенологии», М. «БИНОМ», 2003.

8.  Матиас Хофер «Компьютерная томография. Базовое руководство», М.: Мед.лит., 2006.

Студент должен уметь: 6. Распознавать метод лучевого исследования почек (УЗИ, обзорная рентгенография, урография, компьютерная томография, сцинтиграфия, магнитно-резонансная томография, ангиография). 7. Определять анатомию мочевыделительной системы при различных методах лучевой диагностики. 8. Находить и интерпретировать морфологические и функциональные изменения мочевыделительной системы на рентгенограммах, компьютерных томограммах, магнитно-резонансных томограммах, ангиограммах, сцинтиграммах, используя протокол лучевого обследования пациента.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

 

 

III. Задания для внеаудиторной самостоятельной работы по изучаемой теме.

1. Определите в каждом рисунке метод лучевого исследования и выпишите в тетрадь.

 

а.          б.                 в.      

  

г.      д. е.

 

ж. з.

 

 

2. Определите на нормальной урограмме структуры, указанные стрелками с цифрами: Выпишите их в тетрадь.

 

6
5
4
3
2
2
6
1
                        

 

3. Составьте таблицу, которая отражает лучевую семиотику заболеваний органов мочевыделительной системы по следующему образцу:

Нозоология Обзорная R - графия Контрастные методы исследования Компьютерная томография (КТ) УЗИ Радионуклидные методы исследования
Мочекамен-ная болезнь Тени конкрементов в каких-либо отделах мочевых путей, (чашки, лоханка, мочеточник, мочевой пузырь) Урография: дефект наполнения мочевых путей с четкими контурами, расширение чашечно-лоханочной системы Тени конкрементов в каких-либо отделах мочевых путей, расширение ЧЛС  Гиперэхоген-ная структура в мочевых путях, дающая акустическую тень. Ренография: на стороне пораженной почки обструктивный тип кривой.

 

4. Составьте три тестовых задания по диагностике заболеваний мочевыделительной системы по следующему образцу:

Наибольшее значение в дифференциальной диагностике дистопии и нефроптоза имеет:

a) Уровень расположения лоханки

b) Длина мочеточника

c) Уровень отхождения почечной артерии

d) Расположение мочеточника

e) Длина мочеточника и уровень отхождения почечной артерии

 

5. Перечислите методы исследования почек, которые дают сведения

· О функциональном состоянии почек:…………….

· О строении, морфологии органов мочевыделительной системы:…..

 

6. Продолжите характеристику R-признаков острого пиелонефрита при проведении внутривенной экскреторной урографии:

· Контрастное вещество выводится пораженной почкой слабо и медленно

· Расширение и деформация чашечек

· ………

 

7. Перечислите методы лучевой диагностики мочевыделительной системы, для проведения которых используются следующие контрастные средства:

· Йодсодержащие растворы органических соединений (урографин, омнипак, визипак, ультравист…)

· Газы (закись азота, обычный воздух)

 

8. Найдите и подчеркните ошибки в заключении УЗИ, не соответствующие диагнозу: киста почки. Составьте правильное заключение УЗИ.

Заключение: При УЗ-исследовании отмечается округлое эхонегативное образование (диаметром до 6мм) в паренхиме почки, дающее акустическую тень. Это образование резко очерчено, имеет бугристые контуры. Образование деформирует ЧЛС.

9. Допишите недостающие сведения в нижеследующих пунктах:

· При аплазии почки прямым доказательством врожденного отсутствия почки является отсутствие………………………..на стороне аномалии

· При гипоплазии почка имеет уменьшенные размеры, …………..форму,………………ЧЛС. Функция гипоплазированной почки……………..

· Полное удвоение почки – удвоение ЧЛС и мочеточников. Мочеточники входят в мочевой пузырь………………. При неполном удвоении мочеточники……………………………..

· При поясничной дистопии почка находится на уровне…………………, при подвздошной дистопии – на уровне………………………………….., при тазовой дистопии – на уровне…………………………………………, при перекрестной дистопии – на уровне…………………………………..

 

10. Составьте две ситуационные задачи по лучевой диагностике заболеваний мочевыделительной системы по следующей схеме:

 

a)  жалобы больного

b) анамнез больного

c) подробное описание рентгеносемиотической картины проведенного исследования

d) дифференциальная диагностика

e) ваше заключение

 

IV. Тестовые задания для самопроверки:

 

1. В норме верхний полюс правой почки по сравнению с левой располагается ниже    

А. на 1-2 см

А

Б. на 3-4 см
В. на 5-6 см
Г. на 10 см

Образование камней желчного пузыря обусловлено процессами

А. механическими

В

Б. химическими
В. физико-химическими
Г. инфекционными

2. Наиболее информативной методикой исследования биллиарной системы при желчекаменной болезни является:    

А. ЭРХПГ

Б

Б. УЗИ
В. внутривенная холецистохолангиография
Г. инфузионная холеграфия

Для выполнения САМОСТОЯТЕЛЬНой

ВНЕАУДИТОРНой РАБОТы СТУДЕНТОВ

ПО ЦИКЛУ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ

Владикавказ - 2010



Содержание:

 

 

Тема: Физические основы лучевой диагностики

и лучевой терапии.............................................................................. 4

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний легких

и средостения...................................................................................... 11

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний сердца

и крупных сосудов............................................................................. 20

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний пищевода,

желудка, кишечника........................................................................... 28

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний

опорно-двигательной системы................................................. 38

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний

мочевыделительной системы.................................................... 48

 

Тема: Лучевая диагностика заболеваний печени

и желчевыводящих путей.............................................................. 56

 


Тема: Физические основы лучевой диагностики и лучевой терапии.

Цель занятия: Изучить физику ионизирующих и неионизирующих излучений, используемых в медицине. Иметь представление о методах лучевой диагностики, основанных на этих излучениях.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. Когда и кем были открыты рентгеновские лучи?

2. Что собой представляют рентгеновские лучи, их получение и свойства?

3. Что такое радиоактивность, виды радиоактивных излучений, их характеристика.

4. Что собой представляют ультразвуковые измерения, принципы получения изображения?

5. Принципы и методика компьютерной томографии.

6. Принципы и методика магнитно-резонансной томографии.

7. Что такое радионуклидная диагностика?

 

II. Целевые задачи:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.281 с.)