идеально-типических реакций на аномию: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

идеально-типических реакций на аномию:



1) подчинение (эмоциональное принятие целей и средств);

2) инновация (принятие целей при отвержении институционально предлагаемых средств);

3) ритуализм (эмоциональное принятие средств при отказе от целей);

4) ретретизм (эмоциональное отвержение одобряемых целей и средств);

5) мятеж (полный отказ от старых целей и средств, попытка заменить их новыми).

 

 

Франкфуртская школа: основные представители и идеи

 

Основные представители

Макс Хоркхаймер (1895-1973): «Бегство от разума» (1947); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Диалектика просвещения» (1947)

Теодор Адорно (1903–1969): «Диалектика просвещения» (1947)

Эрих Фромм (1900—1980): «Бегство от свободы», «Разумное общество» (1955), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973)

Герберт Маркузе (1898—1979): «Одномерный человек» (1964)

Юрген Хабермас (1929 - …): «Теория коммуникативного действования»

 

Теоретические истоки школы

  1. Марксизм (категория отчуждения, классовая борьба)
  2. Фрейдизм (структура личности и бессознательное)
  3. Диалектика Гегеля (взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно)
  4. Лукач: идея о том, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена
  5. Вебер: заимствована идея «рациональности»
  6. Кант: идеи критики традиционного мышления

 

Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала громадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют <тотальной диалектической критикой общества>.

 

Основные идеи

• утрата индивидуальной свободы

• культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства

• критика фашизма

• критика индустриального общества

• научно-технический прогресс – институт репрессивного подавления культуры

• сфера технического подавляет сферу духовного

• значимость человеческого начала в социальных отношениях

• исследовались социальные корни и природа авторитаризма и психология нацизма

• отрицание революционной роли пролетариата

• критика тоталитаризма и авторитарной личности.

Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось буквально все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состояние культуры и искусства, а главное - положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях <высокоорганизованного> общества.

По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистического облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая деградации сознания людей.

В 30-40-е гг. представители Франкфуртской школы активно выступали против фашизма, участвовали в дискуссии о <молодом> Марксе-гуманисте, писали гневные эссе против дегуманизации культуры.

Маркузе выступил против попыток использования нацистами философии Гегеля в защиту своей античеловеческой идеологии. Большой общественный резонанс получила защита ими классического культурного наследия человечества.

В 60-е гг. Фромм, Маркузе, Адорно, Хабермас выступили с критикой <высокоразвитого> индустриального общества, глубоко и всесторонне проанализировав многочисленные формы социальной патологии, иррациональных проявлений заорганизованного (по терминологии Маркузе - <одномерного>) общества, которые губительны для человека, его подлинно человеческих потребностей. Научно-технический прогресс оценивался франкфурцами как институт репрессивного подавления культуры. Культура и искусство в сфере господства технократического мышления утрачивают свою сущность: сфера технического подавляет сферу духовного.

 Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хоркхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины самоотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и поведенческих структур, приводящую к <бегству от свободы>. Восходящее к М. Веберу понятие <рационализации> трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры: анализ внутренних противоречий <просвещения>, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, в частности массовой культуры и массового общества (<Диалектика просвещения>). Оба последних понятия, введенные в научный оборот именно представителями Франкфуртской школы, стали общемировым достоянием социологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории <отчуждение>, впервые выдвинутое Марксом, но получившее обстоятельное приложение к современному обществу у Маркузе и Фромма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.004 с.)