Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Американская Социология первой половины ХХ векаСтр 1 из 7Следующая ⇒
Лекция 4. Американская социология первой половины ХХ века Чикагская школа: основные представители и идеи
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 году (American journal of sociology). В журнале были широко представлены направления исследований, характерные для данной школы:
Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты. Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напримep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финнской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе. Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.
Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня. Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня — урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.
Основоположник школы – А. Смолл Албион Вудбери Смолл (Small) (11.05.1854—24.03.1926) — был первым в США профессором социологии. Вместе с Лестером Уордом и Франклином Гиддингсом он считается ученым, внесшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах. В 1825 году он основал «Американский журнал социологии» и был его редактором на протяжении трех десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире. С его помощью А. Смолл значительно расширил интерес к социологии в академических кругах и среди широкой публики, а также много сделал для повышения уровня социологической литературы. МИД, ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать. Если голосовой жест вызывает у говорящего примерно такую же реакцию, как и у слушающего, то такой жест становится значащим символом. Именно благодаря наличию значащих символов возможна коммуникация (общение между людьми) в полном смысле этого слова. Самый яркий пример значащего жеста – это язык, когда одно и то же слово для слушающего и говорящего обозначает одинаковые мысленные образы. Важная составляющая процесса коммуникации – способность человека рассматривать себя не только как субъекта, но и в качестве объекта (то есть умение увидеть себя со стороны глазами других людей). Такую способность Мид называл «самость» (self). Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии (см. рис.).
1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей. 2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками. По мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами. В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I (эти мидовские термины обычно используются без перевода). Первый компонент, me («ми», в буквальном переводе – «меня») – это совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек. Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других. Другими словами это осознанные, но некритически усвоенные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе. Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения. В целом можно сказать, что me – это социальная стороны личности. Второй компонент, I («ай», в буквальном переводе – «я»), представляет непосредственную реакцию индивида на других. Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека. I привносит в социальные процессы элемент новизны, способствует самореализации каждого человека, а также содержит в себе все важнейшие ценности. I отражает индивидуальность и своеобразие человека. Любое действие человека, полагает Мид, может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них. I и me – это две половинки одного целого (Self = I + me). Me позволяет человеку комфортно существовать в социальном мире, а I предохраняет общество от застоя. Компонент me преобладает у людей-конформистов, а компонент I – у творческих личностей и харизматических лидеров, изменяющих историю. Социальный контроль можно рассматривать как доминирование me над I, а общественное развитие – как постепенное увеличение доли I в структуре личности (в примитивных обществах у людей преобладает me, в то время как в современном обществе большее значение получает элемент I).
Толкотт Парсонс (1902-1979) Основные труды: • The Structure of Social Action (1937) • The Social System (1951) • Structure and Process in Modern Societies (1960) • Politics and Social Structure (1969) • The System of Modern Societies (1971) • Action Theory and the Human Condition (1978)
Особенности структурно-функционального анализа: • высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности; • социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли; • тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой. Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Макросоциологическое направление. Попытка создания универсальной теории. Идея социального консенсуса. Предмет социологии – неэкономические аспекты экономического действия, а также неэкономическая сфера общества. Развитие веберовской трактовки категории «социальное действие»: Социальное действие включает в себя принятие решения как относительно самого действия, так и внешнего плана его осуществления. Критерий социального действия — его целенаправленный характер. Ситуация действия определяется в терминах мотивов, целей, средств достижения целей и ценностей. Общество как социальная система: 4 основные функции системы. Социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Понятие «социальные системы» описывает функциональные компоненты обществ. Функциональные системы – это не эмпирически наблюдаемые, а аналитические инструменты. К ним относятся: «социальная система», «культура», «личность», «организм».
Общество – это система. Любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям (AGIL):
Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.
AGIL: любая система, подсистема распадается на 4 функциональных сектора: Адаптация Целеполагание Интеграция Латентная (поддержание культурного образца и управление напряжением) Не все социальные системы являются обществами: группа людей или совокупность стран не считаются априори обществом. Общество — это организованное целое, включающее функциональные системы обеспечения его равновесия. Системы действия существуют автономно, но некоторые элементы одной системы являются в то же время частями другой системы. Так, например, система личности интегрируется: в социальную систему посредством социализации и социального контроля; в культуру посредством ролей (социальных ролей). Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Общество состоит из четырех систем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции: Общество состоит из четырех систем: • социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество; • подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения; • политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей; • экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром. Ядро общества – социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей (Т. Парсонс).
Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества. Все общества проходят следующие стадии: 1) примитивную (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью его систем; 2) продвинутую примитивную (характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические);
3) промежуточную; 4) современную.
Основные идеи: • Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов. • Структура упорядочивает взаимодействующие части. Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок). • Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).
Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов: • Тенденции социальной системы к самосохранению. • Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде.
Питирим Сорокин (1889–1968) Основные труды: «Социальная мобильность», «Современная социологическая теория», «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941), «Социокультурная причинность, пространство, время» (1943), «Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947) Вклад в развитие социологии В каждом конкретном социальном взаимодействии можно вычленить ряд элементов: индивиды, действия («акты») и символы действия («проводники»). Все вместе они являются функциональными элементами социальной системы. Предмет социологии Положение социологии как самостоятельной дисциплины будет очерчено, во-первых, если будет выделена область явлений, изучаемых ею; во-вторых, если будет показано, что эта область достаточно важна для изучения и никакой другой наукой не изучается, и, в-третьих, если будет определено отношение социологии к другим наукам, и в частности к так называемым социальным дисциплинам. Следовательно, задача характеристики социологии сводится к трем вопросам: 1) какие явления социология изучает, 2) почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины, 3) каково взаимоотношение социологии с другими существующими научными дисциплинами, в частности, с науками социальными. Определить объект социологии, как и любой науки, — это значит выделить тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук2. Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социологии будет таков: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой.
Социальная мобильность Геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой “вселенной”, в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения того или иного объекта относительно других, выбранных за “точки отсчета”. Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли. Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие “точки отсчета”. Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д. Социальная мобильность – явление перемещения индивида внутри социального пространства. Виды социальная мобильность: 1) Горизонтальная / вертикальная 2) Восходящая / нисходящая 3) Групповая / индивидуальная. Каналы социальной мобильности («лифты»): армия, церковь, школа, политическая организация, профессиональная организация, организации по созданию материальных ценностей, брак и семья. «Сито» - «Лифты» Социальная стратификация Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Социальная стратификация находит выражение в существовании высших и низших слоев. Основа и сущность социальной стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие и отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Формы социальной стратификации: 1. Экономическая стратификация 2. Политическая стратификация 3. Профессиональная стратификация
Роберт Мертон (1910-2003) Основные труды: • Наука, техника и общество в Англии 17 века (1938); • Социальная теория и социальная структура (1957, 1968); • О теоретической социологии (1967); • Социология науки (1973); • Структурный анализ в социологии (1975); • Подходы к изучению социальной структуры (1975) Вклад в развитие социологии: Развитие веберовский концепции бюрократии. Теория ритуализации поведения бюрократии. Создание теорий среднего уровня. Их роль – «мостик» между эмпирическим и теоретическим уровнем социального исследования; роль посредника между рабочими гипотезами повседневных исследований и широкими теоретическими спекуляциями. Функции социальных систем: явные и латентные; дисфункции. Концепция аномии как пример теории среднего уровня. Явные и латентные функции Функции – объективные наблюдаемые последствия явления, способствующие адаптации и приспособлению системы. Явные функции – те объективные функционально-позитивные последствия явления, которые входили в субъективные намерения участников системы и осознавались ими. Латентные функции — те объективные последствия, которые не осознаются участниками и не входили в их намерения. Первостепенным значением обладает изучение латентных функций и дисфункций. Модель бюрократии Мертона По мнению Р. Мертона наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального. Роберт Мертон оценивал бюрократию следующим образом: § в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения; § постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности; § все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции; § следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил; § итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками. Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих: как работникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой: § клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации; § если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию; § при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно. Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты: § игнорирование человеческой природы; § господство духа отчуждения; § ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления; § подчиненность личных целей работников целям организации; § несовместимость с развитой деятельной личностью; § приспособленчество; § игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.
Аномия Аномия – состояние безнормности, или нормативной неопределенности, проистекающее из таких рассогласований в социальной структуре, когда разные ее сегменты предъявляют нормативные требования к индивиду, которые не могут быть одновременно удовлетворены. Основные представители • Макс Хоркхаймер (1895-1973): «Бегство от разума» (1947); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Диалектика просвещения» (1947) • Теодор Адорно (1903–1969): «Диалектика просвещения» (1947) • Эрих Фромм (1900—1980): «Бегство от свободы», «Разумное общество» (1955), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) • Герберт Маркузе (1898—1979): «Одномерный человек» (1964) • Юрген Хабермас (1929 - …): «Теория коммуникативного действования»
Теоретические истоки школы
Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала громадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют <тотальной диалектической критикой общества>.
Основные идеи • утрата индивидуальной свободы • культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства • критика фашизма • критика индустриального общества • научно-технический прогресс – институт репрессивного подавления культуры • сфера технического подавляет сферу духовного • значимость человеческого начала в социальных отношениях • исследовались социальные корни и природа авторитаризма и психология нацизма • отрицание революционной роли пролетариата • критика тоталитаризма и авторитарной личности. Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось буквально все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состояние культуры и искусства, а главное - положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях <высокоорганизованного> общества. По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистического облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая деградации сознания людей. В 30-40-е гг. представители Франкфуртской школы активно выступали против фашизма, участвовали в дискуссии о <молодом> Марксе-гуманисте, писали гневные эссе против дегуманизации культуры. Маркузе выступил против попыток использования нацистами философии Гегеля в защиту своей античеловеческой идеологии. Большой общественный резонанс получила защита ими классического культурного наследия человечества. В 60-е гг. Фромм, Маркузе, Адорно, Хабермас выступили с критикой <высокоразвитого> индустриального общества, глубоко и всесторонне проанализировав многочисленные формы социальной патологии, иррациональных проявлений заорганизованного (по терминологии Маркузе - <одномерного>) общества, которые губительны для человека, его подлинно человеческих потребностей. Научно-технический прогресс оценивался франкфурцами как институт репрессивного подавления культуры. Культура и искусство в сфере господства технократического мышления утрачивают свою сущность: сфера технического подавляет сферу духовного. Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хоркхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины самоотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и поведенческих структур, приводящую к <бегству от свободы>. Восходящее к М. Веберу понятие <рационализации> трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры: анализ внутренних противоречий <просвещения>, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, в частности массовой культуры и массового общества (<Диалектика просвещения>). Оба последних понятия, введенные в научный оборот именно представителями Франкфуртской школы, стали общемировым достоянием социологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории <отчуждение>, впервые выдвинутое Марксом, но получившее обстоятельное приложение к современному обществу у Маркузе и Фромма. Лекция 4. Американская социология первой половины ХХ века
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.12 с.) |