Лекция 4. Американская Социология первой половины ХХ века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Американская Социология первой половины ХХ века



Лекция 4. Американская социология первой половины ХХ века

Чикагская школа: основные представители и идеи

 

Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии.

Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году.

С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 году (American journal of sociology).

В журнале были широко представлены направления исследований, характерные для данной школы:

  • жизнь этнических групп иммигрантов в США (японцев, чехов, итальянцев, шведов, немцев, евреев, китайцев, эстонцев);
  • положение чернокожих американцев и отношение к ним, включая рабство, прессу, семью, теологические семинарии, предрассудки, расовое сознание и бирасовые организации;
  • такие аспекты социологии семьи, молодежи и пола, как становление личности, социальная самоизоляция, игровые движения, дезорганизация семьи, женская мобильность, контроль над рождаемостью, межнациональные браки, развод, демографическое поведение.

Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяги, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты.

Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации; коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, напримep, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю. Много внимания уделялось этническим труппам. Так, широкую известность получили работы по изучению еврейского гетто в Чикаго, финнской общины в Мичигане, поселений меннонитов в Канзасе.

Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл. Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Свой значительный вклад внесли в становление школы также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули. В рамках школы сформировалось несколько поколений исследователей.

Школа существует и пользуется высокой профессиональной репутацией и сегодня.

Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня — урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.

 

Основоположник школы – А. Смолл

Албион Вудбери Смолл (Small) (11.05.1854—24.03.1926) — был первым в США профессором социологии. Вместе с Лестером Уордом и Франклином Гиддингсом он считается ученым, внесшим решающий вклад в дело институционального признания социологии в американских академических кругах.

В 1825 году он основал «Американский журнал социологии» и был его редактором на протяжении трех десятилетий. Долгое время это был единственный социологический журнал в США и один из лучших в мире. С его помощью А. Смолл значительно расширил интерес к социологии в академических кругах и среди широкой публики, а также много сделал для повышения уровня социологической литературы.

МИД, ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ

Среди значащих жестов особую роль выполняет голосовой жест. Его существенное отличие от физических значащих жестов заключается в том, что голосовой жест влияет не только на слушающего, но и на говорящего (благодаря тому, что сам говорящий слышит то, что произносит); голосовой жест заметно легче контролировать.

Если голосовой жест вызывает у говорящего примерно такую же реакцию, как и у слушающего, то такой жест становится значащим символом. Именно благодаря наличию значащих символов возможна коммуникация (общение между людьми) в полном смысле этого слова. Самый яркий пример значащего жеста – это язык, когда одно и то же слово для слушающего и говорящего обозначает одинаковые мысленные образы.

Важная составляющая процесса коммуникации – способность человека рассматривать себя не только как субъекта, но и в качестве объекта (то есть умение увидеть себя со стороны глазами других людей). Такую способность Мид называл «самость» (self).

Самость – чисто социальное качество. Оно не только отсутствует у животных, но не является врожденным и у самих людей. Развитие самости у ребенка, по Миду, проходит две стадии (см. рис.).

1. Стадия ролевых игр (Play). В отличие от животных, которые тоже способны играть, человеческий ребенок, подрастая, начинает в играх воспроизводить самые разные социальные роли, изображать разных людей (мать, учителя, продавца, военного и т.д.). В процессе всех этих игр ребенок учиться оценивать себя с точки зрения конкретных других людей.

2. Стадия коллективных игр (Game). Если раньше ребенок примерял на себя роли отдельных людей, то в групповых играх ему приходится ставить себя на место каждого участника игры. Такого рода игры развивают в ребенке способность действовать в организованной группе. К таким играм можно отнести футбол, прятки и т.д. Ребенок учится оценивать себя не просто глазами отдельного человека, а с точки зрения обобщенного другого, то есть целого сообщества. Эта стадия самости подразумевает, что ребенок становится членом некоего сообщества и руководствуется общими для этого сообщества установками.

По мере взросления ребенка он становится членом самых разнообразных групп, приобретая вследствие этого и самые разнообразные самости. По набору самостей один человек отличается от другого. Формирование каждой конкретной самости происходит в индивидуальном порядке, поэтому люди не являются похожими друг на друга клонами, а обладают ярко выраженными индивидуальными чертами.

В структуре самости Мид выделял два компонента – me и I (эти мидовские термины обычно используются без перевода).

Первый компонент, me («ми», в буквальном переводе – «меня») – это совокупность установок, ценностей и норм, которыми руководствуется человек. Этот набор усваивается человеком в процессе принятия роли обобщенных других. Другими словами это осознанные, но некритически усвоенные, принятые на веру правила поведения в том или другом сообществе. Me гарантирует устойчивость и стабильность в обществе, обеспечивая соблюдение общепринятых, ожидаемых норм поведения. В целом можно сказать, что me – это социальная стороны личности.

Второй компонент, I («ай», в буквальном переводе – «я»), представляет непосредственную реакцию индивида на других. Это непредсказуемый и в то же время творческий элемент личности каждого человека. I привносит в социальные процессы элемент новизны, способствует самореализации каждого человека, а также содержит в себе все важнейшие ценности. I отражает индивидуальность и своеобразие человека.

Любое действие человека, полагает Мид, может быть рассмотрено через призму взаимодействия I и me. Me предлагает набор стандартизированных реакций, а I отвечает за выбор какой-либо из них.

I и me – это две половинки одного целого (Self = I + me). Me позволяет человеку комфортно существовать в социальном мире, а I предохраняет общество от застоя. Компонент me преобладает у людей-конформистов, а компонент I – у творческих личностей и харизматических лидеров, изменяющих историю. Социальный контроль можно рассматривать как доминирование me над I, а общественное развитие – как постепенное увеличение доли I в структуре личности (в примитивных обществах у людей преобладает me, в то время как в современном обществе большее значение получает элемент I).

 

 

Толкотт Парсонс (1902-1979)

Основные труды:

• The Structure of Social Action (1937)

• The Social System (1951)

• Structure and Process in Modern Societies (1960)

• Politics and Social Structure (1969)

• The System of Modern Societies (1971)

• Action Theory and the Human Condition (1978)

 

Особенности структурно-функционального анализа:

• высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

• социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

• тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию).

Макросоциологическое направление. Попытка создания универсальной теории.

Идея социального консенсуса.

Предмет социологии – неэкономические аспекты экономического действия, а также неэкономическая сфера общества.

Развитие веберовской трактовки категории «социальное действие»: Социальное действие включает в себя принятие решения как относительно самого действия, так и внешнего плана его осуществления. Критерий социального действия — его целенаправленный характер.

Ситуация действия определяется в терминах мотивов, целей, средств достижения целей и ценностей.

Общество как социальная система: 4 основные функции системы.

Социальные системы - это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами. Понятие «социальные системы» описывает функциональные компоненты обществ.

Функциональные системы – это не эмпирически наблюдаемые, а аналитические инструменты. К ним относятся: «социальная система», «культура», «личность», «организм».

 

Общество – это система.

Любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям (AGIL):

  1. Адаптация (adaptation) — касается отношений между системой и ее средой: чтобы существовать, система должна контролировать свою среду. Для общества особое значение имеет экономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимый минимум материальных благ;
  2. Целедостижение (goal attainment) — выражает потребность всех обществ устанавливать цели, на которые направлена социальная активность;
  3. Интеграция (integration) — относится к координации частей социальной системы. Главным институтом, посредством которого реализуется эта функция, является право. Посредством правовых норм упорядочиваются отношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциал конфликта. Если конфликт все же возникает, его следует улаживать через правовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;
  4. Удержание образца (latency) — предполагает сохранение и поддержание основных ценностей общества.

Данную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализе любого социального явления.

 

 

AGIL: любая система, подсистема распадается на 4 функциональных сектора:

— Адаптация

— Целеполагание

— Интеграция

— Латентная (поддержание культурного образца и управление напряжением)

Не все социальные системы являются обществами: группа людей или совокупность стран не считаются априори обществом.

Общество — это организованное целое, включающее функциональные системы обеспечения его равновесия.

Системы действия существуют автономно, но некоторые элементы одной системы являются в то же время частями другой системы. Так, например, система личности интегрируется:

в социальную систему посредством социализации и социального контроля;

в культуру посредством ролей (социальных ролей).

Парсонс рассматривает общество как тип социальной подсистемы, обладающей наивысшей степенью самодостаточности относительно среды — природной и общественной. Общество состоит из четырех систем — органов, выполняющих в структуре общества определенные функции:

Общество состоит из четырех систем:

• социетальное сообщество, состоящее из совокупности норм поведения, служащее для интеграции людей в общество;

• подсистема сохранения и воспроизводства образца, состоящая из совокупности ценностей и служащая для воспроизводства образца типичного социального поведения;

• политическая подсистема, служащая для постановки и достижения целей;

• экономическая (адаптивная) подсистема, включающая в себя совокупность ролей людей во взаимодействии с материальным миром.

Ядро общества – социетальная подсистема, состоящая из разных людей, их статусов и ролей (Т. Парсонс).

 

Социальная эволюция, но мнению Парсонса, является частью эволюции живых систем. Поэтому вслед за Спенсером он утверждал, что существует параллель между возникновением человека как биологического вида и появлением обществ современного вида. Все люди, согласно мнению биологов, принадлежат к одному виду. Поэтому можно считать, что все общества произошли от одного типа общества.

Все общества проходят следующие стадии:

1) примитивную (первобытно-общинное общество) характеризуется гомогенностью его систем;

2) продвинутую примитивную (характеризуется разделением на примитивные подсистемы (политические, религиозные, экономические);

3) промежуточную;

4) современную.

 

Основные идеи:

• Любая система стремится к равновесию, поскольку ей присуще согласие элементов.

Структура упорядочивает взаимодействующие части. Структура понимается как система социальных норм и статусов (или нормативный порядок).

Нормативный порядок включает: социальный порядок и социальные нормы (неизменные правила, которыми руководствуются большие массы людей в силу приданного нормам легитимного статуса).

 

Социальный порядок возникает под воздействием 2-х процессов:

• Тенденции социальной системы к самосохранению.

• Тенденции к сохранению определённых границ и постоянства по отношению к среде.

 

 

 

Питирим Сорокин (1889–1968)

Основные труды:

«Социальная мобильность», «Современная социологическая теория», «Социальная и культурная динамика» (в 4 т., 1937-1941),

«Социокультурная причинность, пространство, время» (1943),

«Общество, культура и личность: их структура и динамика. Система общей социологии» (1947)

Вклад в развитие социологии

В каждом конкретном социальном взаимодействии можно вычленить ряд элементов: индивиды, действия («акты») и символы действия («проводники»). Все вместе они являются функциональными элементами социальной системы.

Предмет социологии

Положение социологии как самостоятельной дисциплины будет очерчено, во-первых, если будет выделена область явлений, изучае­мых ею; во-вторых, если будет показано, что эта область достаточно важна для изучения и никакой другой наукой не изучается, и, в-тре­тьих, если будет определено отношение социологии к другим наукам, и в частности к так называемым социальным дисциплинам.

Следовательно, задача характеристики социологии сводится к трем вопросам: 1) какие явления социология изучает, 2) почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины, 3) каково взаимоотношение социологии с другими существующими научными дисциплинами, в частности, с науками социальными.

Определить объект социологии, как и любой науки, — это зна­чит выделить тот разряд фактов, который является предметом ее изучения, или, иными словами, установить особую точку зрения на изучаемый ряд явлений, отличную от точки зрения других наук2.

Предварительный и краткий ответ на вопрос об объекте социо­логии будет таков: социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой.

 

Социальная мобильность

Геометрическое пространство обычно представляется нам в виде некой “вселенной”, в которой располагаются физические тела. Местоположение в этой вселенной определяется путем определения того или иного объекта относительно других, выбранных за “точки отсчета”.

Социальное пространство есть некая вселенная, состоящая из народонаселения земли.

Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его (их) отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие “точки отсчета”.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его семейное положение, гражданство, национальность, отношение к религии, профессию, принадлежность к политическим партиям, экономический статус, его происхождение и т.д.

Социальная мобильность – явление перемещения индивида внутри социального пространства.

Виды социальная мобильность:


1) Горизонтальная / вертикальная

2) Восходящая / нисходящая

3) Групповая / индивидуальная.


Каналы социальной мобильности («лифты»): армия, церковь, школа, политическая организация, профессиональная организация, организации по созданию материальных ценностей, брак и семья.

«Сито» - «Лифты»

Социальная стратификация

Социальная стратификация - это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Социальная стратификация находит выражение в существовании высших и низших слоев.

Основа и сущность социальной стратификации - неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличие и отсутствие социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Формы социальной стратификации:

1. Экономическая стратификация

2. Политическая стратификация

3. Профессиональная стратификация

 

 

Роберт Мертон (1910-2003)

Основные труды:

• Наука, техника и общество в Англии 17 века (1938);

• Социальная теория и социальная структура (1957, 1968);

• О теоретической социологии (1967);

• Социология науки (1973);

• Структурный анализ в социологии (1975);

• Подходы к изучению социальной структуры (1975)

Вклад в развитие социологии:

Развитие веберовский концепции бюрократии.  Теория ритуализации поведения бюрократии.

Создание теорий среднего уровня. Их роль – «мостик» между эмпирическим и теоретическим уровнем социального исследования; роль посредника между рабочими гипотезами повседневных исследований и широкими теоретическими спекуляциями.

Функции социальных систем: явные и латентные; дисфункции.

Концепция аномии как пример теории среднего уровня.

Явные и латентные функции

Функции – объективные наблюдаемые последствия явления, способствующие адаптации и приспособлению системы.

Явные функции – те объективные функционально-позитивные последствия явления, которые входили в субъективные намерения участников системы и осознавались ими.

Латентные функции — те объективные последствия, которые не осознаются участниками и не входили в их намерения.

Первостепенным значением обладает изучение латентных функций и дисфункций.

Модель бюрократии Мертона

По мнению Р. Мертона наиболее распространенной дисфункцией, порождаемой бюрократией, является перенос акцента с целей деятельности на ее средства, в результате чего жесткая иерархия, неукоснительное исполнение инструкций, строгая дисциплина и т.п. превращаются в тормоз на пути рациональности. Иными словами, рациональное устройство воспроизводит внутри себя элементы иррационального.

Роберт Мертон оценивал бюрократию следующим образом:

§ в результате неукоснительного следования формальным правилам и конформизма работники управления в конечном счете теряют способность принимать самостоятельные решения;

§ постоянная ориентация на правила, реляции и формально разработанные руководства к действию приводит к тому, что данные нормативы становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение — основной задачей и результатом организационной деятельности;

§ все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетенции;

§ следствием становится рождение стереотипного бюрократа, не имеющего воображения и способности к творчеству, не гибкого в применении официальных норм и правил;

§ итог деятельности такого бюрократа — замкнутость бюрократической касты, возвышение ее над работниками.

Трудности в бюрократических структурах связаны с преувеличением значимости стандартизованных правил, процедур и норм, точно определяющих: как работникам следует решать поставленные перед ними задачи, реализовывать запросы других подразделений организации, взаимодействовать с клиентами и общественностью. Вследствие этого организация утрачивает гибкость в отношениях с внешней средой:

§ клиенты и общественность ощущают неадекватность реакции на их запросы и требования, поскольку их проблемы решаются строго в соответствии с установленными нормами без учета сложившейся ситуации;

§ если клиенты или представители общественности указывают бюрократу на излишнюю приверженность нормам, он ссылается на соответствующее правило или инструкцию;

§ при этом бюрократ не может быть наказан, так как формально он действует абсолютно правильно.

Для бюрократической формы управления характерны следующие негативные социально-психологические черты:

§ игнорирование человеческой природы;

§ господство духа отчуждения;

§ ограниченные возможности высказывания взглядов, особенно тех, которые противоречат общепринятому образу мышления;

§ подчиненность личных целей работников целям организации;

§ несовместимость с развитой деятельной личностью;

§ приспособленчество;

§ игнорирование неформальной организации и межличностных отношений.

 

Аномия

Аномия – состояние безнормности, или нормативной неопределенности, проистекающее из таких рассогласований в социальной структуре, когда разные ее сегменты предъявляют нормативные требования к индивиду, которые не могут быть одновременно удовлетворены.

Основные представители

Макс Хоркхаймер (1895-1973): «Бегство от разума» (1947); «О свободе» (1962); «Критическая теория» (в 2-х томах, 1968); «Диалектика просвещения» (1947)

Теодор Адорно (1903–1969): «Диалектика просвещения» (1947)

Эрих Фромм (1900—1980): «Бегство от свободы», «Разумное общество» (1955), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973)

Герберт Маркузе (1898—1979): «Одномерный человек» (1964)

Юрген Хабермас (1929 - …): «Теория коммуникативного действования»

 

Теоретические истоки школы

  1. Марксизм (категория отчуждения, классовая борьба)
  2. Фрейдизм (структура личности и бессознательное)
  3. Диалектика Гегеля (взят закон отрицания отрицания, подмененный абсолютным отрицанием (негативная диалектика, как назвал ее Адорно)
  4. Лукач: идея о том, что любая идеология есть ложное сознание и должна быть уничтожена
  5. Вебер: заимствована идея «рациональности»
  6. Кант: идеи критики традиционного мышления

 

Франкфуртская школа социологии, возглавляемая Теодором Адорно и Гербертом Маркузе, соединивших марксизм с психоанализом, оказала громадное влияние на умы современников. В ее недрах зародилась так называемая критическая теория (термин Хоркхаймера), которую еще именуют <тотальной диалектической критикой общества>.

 

Основные идеи

• утрата индивидуальной свободы

• культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства

• критика фашизма

• критика индустриального общества

• научно-технический прогресс – институт репрессивного подавления культуры

• сфера технического подавляет сферу духовного

• значимость человеческого начала в социальных отношениях

• исследовались социальные корни и природа авторитаризма и психология нацизма

• отрицание революционной роли пролетариата

• критика тоталитаризма и авторитарной личности.

Адорно трактует историю Запада как патологический процесс усугубляющегося безумия и утраты индивидуальной свободы. В капитализме франкфурцам, кажется, не нравилось буквально все: социальные институты, правовые нормы, засилье техницизма, состояние культуры и искусства, а главное - положение человека, подавление личностного начала в нем в условиях <высокоорганизованного> общества.

По их мнению, культура в буржуазном обществе выполняет роль идеологии и средства поддержания господства, поэтому разрушение или кардинальное изменение основ этого общества приведет к восстановлению гуманистического облика культуры. Идеология индустрии культуры определяется как преднамеренная интеграция ее потребителей сверху, способствующая деградации сознания людей.

В 30-40-е гг. представители Франкфуртской школы активно выступали против фашизма, участвовали в дискуссии о <молодом> Марксе-гуманисте, писали гневные эссе против дегуманизации культуры.

Маркузе выступил против попыток использования нацистами философии Гегеля в защиту своей античеловеческой идеологии. Большой общественный резонанс получила защита ими классического культурного наследия человечества.

В 60-е гг. Фромм, Маркузе, Адорно, Хабермас выступили с критикой <высокоразвитого> индустриального общества, глубоко и всесторонне проанализировав многочисленные формы социальной патологии, иррациональных проявлений заорганизованного (по терминологии Маркузе - <одномерного>) общества, которые губительны для человека, его подлинно человеческих потребностей. Научно-технический прогресс оценивался франкфурцами как институт репрессивного подавления культуры. Культура и искусство в сфере господства технократического мышления утрачивают свою сущность: сфера технического подавляет сферу духовного.

 Ими были исследованы социальные корни и природа авторитаризма (Хоркхаймер, Адорно, Фромм), психология нацизма. Опираясь на психоанализ, Фромм объяснил исторические типы социального характера и причины самоотчуждения, а также трансформацию человеческих потребностей и поведенческих структур, приводящую к <бегству от свободы>. Восходящее к М. Веберу понятие <рационализации> трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры: анализ внутренних противоречий <просвещения>, отождествляемого с рациональным овладением природой вообще, становится ключом к пониманию культуры и общества нового времени, в частности массовой культуры и массового общества (<Диалектика просвещения>). Оба последних понятия, введенные в научный оборот именно представителями Франкфуртской школы, стали общемировым достоянием социологии. Не меньшей заслугой явилась разработка категории <отчуждение>, впервые выдвинутое Марксом, но получившее обстоятельное приложение к современному обществу у Маркузе и Фромма.

Лекция 4. Американская социология первой половины ХХ века



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.29.73 (0.12 с.)