Вопрос: «как возможно общество. » 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос: «как возможно общество. »



Теории общественного договора. Общественный договор – гипотетическое/ подразумеваемое соглашение между людьми благодаря которому осуществляется переход из «естественного» состояния в «гражданское».

Каким образом заключается это соглашение?

Общая особенность социального знания этих двух периодов: подход к рассмотрению общества либо как раз и навсегда данному, запрограммированному внешними обстоятельствами, либо, наоборот, полностью подверженному малейшим прихотям суверенов.

Томас Гоббс (английский философ, 1588-1679 гг.) – «Левиафан», «Форма и власть государства церковного и гражданского»

Основная идея – какова причина создания общества / государства?

Человек – естественное тело, но в качестве гражданского участвует искусственное тело – государство.

Природа человека – причина создания государства.

Томас Гоббс разработал теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе.

Естественные тела ведут постоянную борьбу за реализацию своих вожделений. Эта борьба губительна, т.к. силы примерно равны, поэтому она бесконечна.

Естественное состояние - война всех против всех или социальная борьба за выживание. Она характеризует повседневную жизнь людей в догражданском обществе.

Потребность в самосохранении – это естественное право.

Если борьба не кончится, то все погибнут, люди должны осознать это.

Должна быть внешняя безопасность для существования естественного права.

Достижение безопасности возможно, если будет естественный закон, т.е. должен быть естественный договор.

Общественный договор – возможность создания государства.

Общественный договор – договор каждого с каждым об отказе от права убивать в пользу суверена (короля или парламента).

Общественный договор – реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждого человека с каждым, т.о., как если бы каждый человек сказал другому человеку «я передаю право управлять собой, если ты сделаешь то же самое».

Левиафан – искусственное тело из множества естественных тел, оно устойчиво, особенно монархия, он силен и страшен.

Гражданское общество - высший этап развития. Оно покоится на общественном договоре и юридических законах. У него три формы правления: демократия, аристократия, монархия. Только с появлением государства возникает собственность в истинном смысле слова и соответствующие учреждения (суд, правительство, армия, полиция), защищающие ее. В результате прекращается война всех против всех.

 

Жан-Жак Руссо (французский мыслитель, 1712-1778) – «Об общественном договоре или принципы политического права», «Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми».

Жан-Жак Руссо известен своей теорией о двойственной природе человека, согласно которой человек хорош изначально, по своей натуре (человек «до»), но общество «пор­тит» его (человек «после»).

Общественный договор (contrat social) должен сделать совместную жизнь людей такой, чтобы в ней реализовались идеалы свободы и равенства. Это могло бы осуществиться наилучшим образом в маленьких обществах типа древних республиканских городов-государств. Со­гласно Руссо, общество создано общей волей лю­дей, и законы общества являются выражением этой воли. С помощью референдумов проверяется на­личие, ослабление или отсутствие общей воли.

Принципы общественного договора:

· Суверен – условная личность,

· Акт суверенитета – акт согласия целого с каждым,

· Организация управления – республика (государство управляется посредством законов, оринтиры этого государства – свобода и равенство).

Руссо уже ясно видел существование классов и классовых конфликтов, а также общественное значение неравенства. Кро­ме того, он понимал значение общественных пере­мен и роль человека в этих переменах как их зачина­теля и руководителя.

 

Шарль-Луи́ де Секонда́ Монтескье (французский писатель, историк, правовед и философ, 1689-1755) – «О духе законов», «Персидские письма».

Мон­тескье декларировал важность сравнительного исследования и взаимозависимость социальных элементов общества, а также уделял особое внимание политическим и государственным институтам. Он пытался определить предпосылки трех форм государственного управления — демо­кратии, монархии и деспотизма — с помощью ти­пизации. Ключевыми понятиями Монтескье среди прочего являются факты, действительность, а также демографические и территориальные фак­торы.

Способы выделения закономерностей:

За случайными событиями могут усматриваться глубинные причины.

Климат, религия, принцип правления и обычаи управляют людьми. Различные нравы и обычаи могут объединять людей в группы.

Формы правление: республика, монархия, деспотизм.

 

Критерий сравнения Республика Монархия Деспотизм
1. Принцип (доминирующее чувство, которым руководствуется правитель) Добродетель (уважение к законам) Честь (исполнение обязанностей) Страх
2. Природа (м/б разное число обладателей власти) Весь народ или большинство Один в рамках закона Один по произволу
3. Размер территории Маленькая Средняя Обширная
4. История Античность Современные европейские государства Азия
5. Природные условия Плохая, малоплодородная земля Что – то среднее Жаркий климат

 

 

Научный период

Огюст Конт (1798 —1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений - позитивизма.

Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки - социологии. О. Конт дал ей имя (термин «социология» принадлежит именно ему и возник в 1838 г.), определил ее предмет и методы.

В-третьих, его именуют отцом теории индустриального общества, теории, составляющей основание современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.

О. Конт расписал, кажется, всю структуру новой науки, определил ее место в системе научного знания, составил типологию обществ, разработал новую методологию.

О. Конт: термин для новой науки «социология».

Любая наука возникает не потому, что придумано название, уточнен предмет, она возникает лишь тогда, когда формируется принципиально новый методологический подход к решению задач, которые ранее казались неразрешимыми.

«Новое» социальное знание базировалось на трех основных положениях:

a) Общество является универсальным, многофакторным процессом, подчиняющимся в своем развитии определенным объективным закономерностям.

b) Предметом социологии является не то, каким общество должно быть, но, в первую очередь, то, каким оно является на самом деле.

c) Признание только тех выводов, которые опираются на эмпирические данные.

 

3.1. Классический этап

— Эволюционизм как центральное представление – изменения в обществе как постепенный закономерно обусловленный объективный процесс.

— Отказ от любых ненаучных объяснений социальных процессов

— Попытка построения универсальных макротеорий

Институциализация социологии как науки

 

3.2..Современный этап

— возникновение и развитие «теорий среднего уровня»

— становление отраслевых социологий

— дальнейшее развитие и переосмысление классических теорий, создание новых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.009 с.)