Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социология имеет дело с двумя классами вопросов: эмпирическими и теоретическими.
Предыстория социологии – это процесс формирования онтологических предпосылок социологического знания: представлений об обществе, о социальности, о социальной реальности. Эти предпосылки сформировались к середине XIX в. Предысторию можно разделить на 2 условных периода: - Донаучный - Преднаучный Критерий: характер постановки вопросов о социальной реальности.
ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД Античность В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон). Платон и Аристотель рассматривали вопросы, которые можно отнести к общественным наукам и социологии. Платон (427-347) разработал структуру идеального государства, возглавляемого философами. В таком государстве особое значение придается воспитанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его принципам: человек — продукт государства. Воспитание в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной коллективности, когда индивид — зависимая, а общество — независимая переменная. Первым в истории трудом по <общей социологии> считают <Государство> Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне. Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, его необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?) *Каждое сословие должно заниматься своим делом!!! Наилучшей формой правления Платон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.
В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства. Взгляд Аристотеля (384-322) является противоположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе является индивид. Речь идет о концепции индивидуализма, по которой индивид — независимая, а общество — зависимая переменная. В античности "общество" и "государство" не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов. Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других. Структура государства: 1) Домохозяйство (удовлетворение потребностей человека) 2) Поселение (демос) – удовлетворение прочих потребностей человека в политике, есть глава – старейшина. Не удовлетворяются потребности безопасности и торговли. 3) Несколько поселений – полис – удовлетворяются потребности безопасности и торговли. Государство – цель развития человека и оно доминирует естественным образом, часть политического организма (государства) – человек. Оправданность социального неравенства – материальные и психологические факторы: тот у кого нет денег заслуживает этого (этот человек – раб по природе).
Аристотель осуждал любые проявление духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми. Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Духовные ценности и гражданские доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добываться честным и добросовестным трудом. Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других. Труды: «Политика», «Афинская полития». 1.2. Средневековая социология Падение Западной Римской империи (476 г.). Распад античного общества в Европе и формирования феодального общественного отношения, нового мировосприятия и образа жизни. В условиях рабовладельчества человек полностью зависел от природы и государства. Его мировоззрение вкладывалось в рамки фатализма, определения судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находится в центре государства- полиса, живое по его законам, действует и создает в той мере, в которой укладывались его представления об общей зависимости от собственников земли, отягощенные феодальными повинностями, испытывали внеэкономическое принуждение.
Преднаучный период 2.1. Эпоха Возрождения (примерно 14-16 вв.) Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение <Государь> как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского <Государства>, но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе. Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами). Первый принцип: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость - там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий принцип: использование любви подчиненных, в начале карьеры правителя и использовать их страх при достижении им власти. Четвертый принцип: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Пятый принцип: можно отобрать у подчиненных жизнь, но нельзя посягать на имущество.
*** Идеи работы «Государь» 1) Раскрыть как завоевывается власть и как она теряется и как ее удержать 2) Мотив властвующего человека – достижение успеха 3) Политик погибнет, если будет милостив, надо быть хитрым, как лиса и свирепым как лев 4) Государь должен демонстрировать свои доблести, даже если их у него нет 5) Надо использовать пропаганду, чтобы все думали, что правитель сильный 6) Государь должен создавать законы и править, а народ должен подчиняться. В <Государе> Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. В работах Макиавелли прослеживается политическая и социальная автономии, рациональный взгляд. Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь» («Князь»). 2.2. Эпоха просвещения (конец 17 в. – начало 19 в.) Новое время
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.012 с.) |