Лекция 1. Социология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 1. Социология как наука



Лекция 1. Социология как наука

 

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

Попытки обсуждения с аудиторией вопросов:

Так что же такая за наука социология и что она изучает? Чем наука отличается от «ненауки»?

 

Что такое социология?

Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, а также результаты этой совместной деятельности (П. Сорокин. Общедоступный учебник социологии).

Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ (от анализа случайных столкновений людей на улице до исследования глобальных социальных процессов) (З. Бауман. Мыслить социологически).

Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов. Несколько примеров дадут нам первое представление о ее природе и целях (Гидденс Социология).

**Питер Бергер. Приглашение в социологию. Москва: Аспект-Пресс, 1996.

**Пер Монсон. Лодка на аллеях парка.

Автор Предмет социологии
Гюнтер Висведе (1991) Социальное поведение (поведение, сформировавшееся как социальное + социально направленное поведение) и социальные структуры (социальные признаки и социальные образования). К первым относятся, в частности, возрастная, экономическая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, коммуны, церковь и промышленные предприятия, круг друзей и различные общественные организации. Социальные структуры включают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существующие институциональные ценности и нормы.
Огюст Конт Законы общественного развития
Эмиль Дюркгейм (Метод социологии //Социология. Ее предмет, метод, предназначение) Социальные факты, (социальные институты, их генезис и функционирование)
Макс Вебер Социальные действия, т.е. действия, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей (Социальное поведение)
Питирим Сорокин (Система социологии) «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой» (социальное взаимодействие)
Талкотт Парсонс социальные системы и общества
Георг Зиммель (Социальная дифференциация) «Множество движение … отношение индивидуума к всеобщности, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между частями». «Социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил Термином «обобществление».
Роберт Парк и Эрнст  Берджесс Коллективное поведение
Карл Маркс Социальные общности и институты
Людвиг Гумплович Социальные группы и взаимоотношения между ними
Лавров Петр Лаврович (Философия и социология) Формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными и органическими особями
Кареев Н.И. (Введение в изучение социологии) Учение об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни
Ковалевский М.М. (Социология) «Порядок и прогресс человеческих обществ»
Питер Бергер «Переплетение смыслов, ожидания, поведения, основанного на взаимной ориентации»
Энтони Гидденс (Социология) «Социальная жизнь человека, групп и общества»
Тощенко Жан Реальное сознание и поведение
Ядов Владимир Александрович (Размышления о предмете социологии) Становление, развитие и функционирование социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов.
Мостовая И.В. и Волков Ю.Г. (Социология) Ассоциированные (совместные) формы человеческой жизнедеятельности или социальные организации
Смелзер Нейл (Социология) «Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»
Щепаньский Ян (1969) «Явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры различных форм человеческих общностей, происходящие в них явления и процессы, возникающие из взаимодействия людей, силы, объединяющие и разрушающие эти общности, изменения и преобразования, происходящие в них»

 

Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений (Смэлзер Н. Социология).

2. Особенности социологического знания

ГРАНИЦЫ СОЦИОЛОГИИ

Асп «Введение в социологию»

3.2. Социология и «здравый смысл»

Социология дает нам возможность получить знания о нас самих, об обществах, в которых мы живем, и о других обществах, отделенных от нас в пространстве и во времени. Социологические исследования, с одной стороны, разрушают, а с другой, дополняют наши основанные на здравом смысле представления о нас самих и о других людях. Обратимся к следующему списку утверждений:

1. Романтическая любовь — это естественная часть жизненного опыта человека, поэтому она распространена во всех обществах и тесно связана с браком.

2. Продолжительность жизни людей зависит от их биологической предрасположенности и не может быть сильно связана с социальными различиями.

3. В прежние времена семья была стабильна, но сегодня количество распавшихся семей стремительно растет.

4. Во всех обществах всегда есть несчастные или подавленные люди, поэтому уровень самоубийств, по-видимому, будет одним и тем же повсюду.

5. Большинство людей во всем мире ценит материальное благополучие и будет добиваться преуспевания, если есть такая возможность.

6. Войны велись на протяжении всей истории человечества. Мы и теперь стоим перед угрозой ядерной войны, и это объясняется тем фактом, что человеку присущи агрессивные инстинкты, которые всегда найдут себе выход.

7. Распространение компьютеров и автоматизация промышленного производства значительно сократят продолжительность рабочего дня большей части населения.

 

 

3.3. О границах социологии: Критерии социологического знания

(Гофман А.Б.  «7 лекций по истории социологии»)

Любая наука, достигшая известной степени зрелости, дифференцирована и состоит из ряда отраслей или отдельных научных дисциплин. Так обстоит дело и в социологии. В ней существуют такие области знания, как теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социологии; социология глобальных обществ, больших и малых групп; социология различных институтов и сфер социальной жизни: морали, права, политики, семьи, средств массовой коммуникации и т. п.; социология социальных проблем: преступности, наркомании, этнических и расовых конфликтов и т.д. К числу таких относительно самостоятельных научных дисциплин принадлежит и история социологии.

Обсуждение с аудиторией:

Зачем социологу необходимо знать историю социологии? Что дает знание истории социологии социологу?

Каковы же признаки или критерии, благодаря которым мы определяем некое знание как социологическое, с тем чтобы далее включить его в историю социологии и рассмотреть под специфическим, историко-социологическим углом зрения?

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

Античность

В античности существовало две традиции по отношению к обществу: Общество естественно (Аристотель) и общество искусственно (Платон).

Платон и Аристо­тель рассматривали вопросы, которые можно от­нести к общественным наукам и социологии.

Платон (427-347) разработал структуру идеально­го государства, возглавляемого философами. В та­ком государстве особое значение придается вос­питанию. Государство занимает главенствующее положение, и люди приспосабливаются к его прин­ципам: человек — продукт государства. Воспита­ние в этом случае преследует выгоду государства, целью воспитания личности становятся интересы государства. Речь идет о ярко выраженной кол­лективности, когда индивид — зависимая, а общест­во — независимая переменная.

Первым в истории трудом по <общей социологии> считают <Государство> Платона. Он подчеркивал особую роль разделения труда и создал первую в мире теорию стратификации, согласно которой любое общество делится на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и крестьяне.

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, его необходимо лишить частной собственности, которая, согласно Платону, развращает нравы людей. К управлению обществом следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых. Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам. (Как вы думаете, а сегодня высший класс следует этим требованиям?)

*Каждое сословие должно заниматься своим делом!!!

Наилучшей формой правления Платон считал аристократию - власть избранных. В порядке ухудшения располагаются тимократия (власть воинов), олигархия (власть богачей) и демократия (власть народа), крайней формой которой является охлократия (власть толпы). Демократия является худшей формой правления потому, что из неё обычно вырастает тирания, наихудшая форма, при которой царят произвол и насилие. Ведь тиран приходит к власти как ставленник народа.

В плохом государстве над всеми стоят правители, в разумном - законы. Закон призван ограничивать как власть правителей, так и свободу управляемых. На страже законов стоит правосудие. К отправлению правосудия должны быть причастны все граждане государства.

Взгляд Аристотеля (384-322) является проти­воположным: индивиды образуют общество и тем самым и государство. Качества индивидов определяют характер и своеобразие общества. Естественно, что и целью воспитания при таком подходе являет­ся индивид. Речь идет о концепции индивидуализ­ма, по которой индивид — независимая, а обще­ство — зависимая переменная.

В античности "общество" и "государство" не различали, оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Аристотель. У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении; 2) эгоистические интересы богатых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Структура государства:

1) Домохозяйство (удовлетворение потребностей человека)

2) Поселение (демос) – удовлетворение прочих потребностей человека в политике, есть глава – старейшина. Не удовлетворяются потребности безопасности и торговли.

3) Несколько поселений – полис – удовлетворяются потребности безопасности и торговли.

Государство – цель развития человека и оно доминирует естественным образом, часть политического организма (государства) – человек.

Оправданность социального неравенства – материальные и психологические факторы: тот у кого нет денег заслуживает этого (этот человек – раб по природе).

Аристотель осуждал любые проявление духа наживы и погони за прибылью, приветствовал нравственно-этические отношения между людьми.

Аристотелевская этика деловых отношений последовательно реализовывалась древнегреческим рынком, который был ориентирован не только и не столько на интересы богатых клиентов, сколько на удовлетворение повседневных запросов рядовых, среднего достатка афинян. Духовные ценности и гражданские доблести ставились греческой культурой много выше, чем владение вещами и деньгами. Да и сами деньги должны добываться честным и добросовестным трудом.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не к всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, она не вредит нравам людей и развивает здоровые эгоистические интересы. Человеком управляет множество стремлений, но главное среди них - любовь к деньгам. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. С другой стороны, не менее опасно для государства и чрезмерное неравенство людей. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Труды: «Политика», «Афинская полития».

1.2. Средневековая социология
Влияние христианства на философское учение. Понятие общества носило, прежде всего, конфессиональный характер.

Падение Западной Римской империи (476 г.).

Распад античного общества в Европе и формирования феодального общественного отношения, нового мировосприятия и образа жизни. В условиях рабовладельчества человек полностью зависел от природы и государства. Его мировоззрение вкладывалось в рамки фатализма, определения судьбы Всевышним. Вместе с тем, человек находится в центре государства- полиса, живое по его законам, действует и создает в той мере, в которой укладывались его представления об общей зависимости от собственников земли, отягощенные феодальными повинностями, испытывали внеэкономическое принуждение.

 

Преднаучный период

2.1. Эпоха Возрождения (примерно 14-16 вв.)

Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Его главное произведение <Государь> как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского <Государства>, но акцент поставлен не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Он впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали. Труды Макиавелли придали социологии и политологии новое измерение: они стали наукой о поведении людей в обществе.

Макиавелли говорил, что правитель, желающий добиться успеха, должен знать мотивы поведения людей и руководствоваться в своей деятельности тремя основными принципами (законами). Первый принцип: человеческими действиями правят честолюбие и мотив власти. Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. Второй принцип: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь и подданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можно расточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь в зависимость от подчиненных, а где зависимость - там нерешительность, малодушие и легкомыслие. Третий принцип: использование любви подчиненных, в начале карьеры правителя и использовать их страх при достижении им власти. Четвертый принцип: творить зло надо сразу, а добро - постепенно. Наградами люди дорожат, когда они редки, наказания же нужно производить сразу и в больших дозах. Единовременная жесткость переносится с меньшим раздражением и считается более справедливой, чем растянутая во времени (хвост собаке лучше отрубать сразу, а не по частям). Пятый принцип: можно отобрать у подчиненных жизнь, но нельзя посягать на имущество.

*** Идеи работы «Государь»

1)  Раскрыть как завоевывается власть и как она теряется и как ее удержать

2) Мотив властвующего человека – достижение успеха

3) Политик погибнет, если будет милостив, надо быть хитрым, как лиса и свирепым как лев

4) Государь должен демонстрировать свои доблести, даже если их у него нет

5) Надо использовать пропаганду, чтобы все думали, что правитель сильный

6) Государь должен создавать законы и править, а народ должен подчиняться.

В <Государе> Макиавелли нарисовал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти.

В работах Макиавелли прослеживается политическая и социальная автономии, рациональный взгляд.

Труды: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Государь» («Князь»).

2.2. Эпоха просвещения (конец 17 в. – начало 19 в.) Новое время

Научный период

Огюст Конт (1798 —1857) — французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Во-первых, его считают родоначальником одного из самых мощных и плодотворных философских направлений - позитивизма.

Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки - социологии. О. Конт дал ей имя (термин «социология» принадлежит именно ему и возник в 1838 г.), определил ее предмет и методы.

В-третьих, его именуют отцом теории индустриального общества, теории, составляющей основание современной социологии. Но и здесь он прославился больше грамотной постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.

О. Конт расписал, кажется, всю структуру новой науки, определил ее место в системе научного знания, составил типологию обществ, разработал новую методологию.

О. Конт: термин для новой науки «социология».

Любая наука возникает не потому, что придумано название, уточнен предмет, она возникает лишь тогда, когда формируется принципиально новый методологический подход к решению задач, которые ранее казались неразрешимыми.

«Новое» социальное знание базировалось на трех основных положениях:

a) Общество является универсальным, многофакторным процессом, подчиняющимся в своем развитии определенным объективным закономерностям.

b) Предметом социологии является не то, каким общество должно быть, но, в первую очередь, то, каким оно является на самом деле.

c) Признание только тех выводов, которые опираются на эмпирические данные.

 

3.1. Классический этап

— Эволюционизм как центральное представление – изменения в обществе как постепенный закономерно обусловленный объективный процесс.

— Отказ от любых ненаучных объяснений социальных процессов

— Попытка построения универсальных макротеорий

Институциализация социологии как науки

 

3.2..Современный этап

— возникновение и развитие «теорий среднего уровня»

— становление отраслевых социологий

— дальнейшее развитие и переосмысление классических теорий, создание новых.

Смена парадигм:

Научная революция – исключительные ситуации, в которых возникает смена профессиональных предписаний, когда старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой

Парадигмы дают возможность отбирать наиболее существенные, <парадигмальные> имена, понятия, принципы, теории, школы, направления, методы и т. п., оставившие глубокий след в развитии науки. Они же служат критериями периодизации истории социологии, обозначая временные границы, начало и конец той или иной эпохи в развитии социологического знания.

Примеры парадигмальных понятий в истории социологии: <прогресс>, <эволюция>, <структура>, <функция>, <институт>, <статус>;

примеры парадигмальных теорий, теоретических направлений и школ: эволюционизм, биоорганическая школа, функционализм, теория обмена;

примеры парадигмальных имен в истории социологии: Огюст Конт, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Роберт Мертон.

Все социологические парадигмы можно разделить на три уровня: макропарадигмы, микропарадигмы и универсальные общие парадигмы. Помимо данной классификации, существуют и другие.

Одной из самых распространенных среди них является классификация российского социолога Г. В. Осипова, который выделял следующие группы социологических парадигм:

1) парадигмы социальных факторов (структурный функционализм и теория социальных конфликтов);

2) парадигмы социальных дефиниций (символический интеракционализм и этнометодология);

3) парадигмы социального поведения (теории обмена и социального действия).

В западной социологической мысли сегодня выделяется пять основных парадигм: функционализм, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология. Таким образом, на сегодняшний момент не существует общенаучного мнения о системе социологических парадигм. Однако необходимо остановиться подробно на характеристике наиболее распространенных в социологии парадигмах.

Парадигма социального конфликта. Теория конфликта, основоположником которой считается Георг Зиммель, в социологии разрабатывалась целым рядом исследователей: Р. Дарендорфом (ФРГ), Л. Козером (США), К. Боулдингом (США), М. Крозье, А. Турэна (Франция), Ю. Гальтунгом (Норвегия) и др.

Сторонники данной теории рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни.

Его основой является объективно существующая в обществе дифференциация. Конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества.

Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Теория социального обмена. Наиболее интенсивно эта парадигма развивалась американскими исследователями Дж. Хомансом, П. Блау, Р. Эмерсоном.

Суть парадигмы заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами. Взаимодействие между субъектами социальных отношений носит ценностно-нормативный характер.

Данная концепция является промежуточной между макросоциологическими и микросоциологическими парадигмами. Именно в этом и заключается ее главная ценность.

Символический интернационализм. Данная парадигма также разрабатывалась в рамках американских социологических школ Дж. Мидом, Г. Блумером, Т. Шибутани, Т. Партлендом и др. Основанием символического интернационализма является утверждение о том, что взаимодействие людей происходит с помощью интерпретации символов и знаков.

Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Этнометодология. Парадигма, тесно связанная с символическим интернационализмом (она также основана на изучении социального взаимодействия), разрабатывалась американским социологом Г. Гарфинкелем. Основой данной парадигмы является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям.

Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Неомарксистская парадигма. Она развивалась рядом представителей франкфуртской школы – М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермасом. Неомарксисткая концепция основывается на таком социальном явлении, как отчуждение, которое рассматривается как социально-экономическое явление. Данная парадигма стала пересмотром основ марксизма и прежде всего стремлением обосновать разрыв «труда» и «интеракции» в том смысле, что на смену первому как господствующему типу отношений приходит универсальное взаимодействие людей во всех сферах жизни.

Конечно же, богатство парадигм социологии не исчерпывается этим перечнем. Однако сегодня именно они являются ведущими в социологических исследованиях и построении социологических теорий.

(Источник: http://fictionbook.ru/author/s_a_daviydov/sociologiya_konspekt_lekciyi/read_online.html?page=2).

 

Лекция 1. Социология как наука

 

ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

Попытки обсуждения с аудиторией вопросов:

Так что же такая за наука социология и что она изучает? Чем наука отличается от «ненауки»?

 

Что такое социология?

Социология представляет собой науку, которая изучает жизнь и деятельность людей, живущих в обществе себе подобных, а также результаты этой совместной деятельности (П. Сорокин. Общедоступный учебник социологии).

Социология – это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ (от анализа случайных столкновений людей на улице до исследования глобальных социальных процессов) (З. Бауман. Мыслить социологически).

Социология — это изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений индивидов на улице до исследований глобальных социальных процессов. Несколько примеров дадут нам первое представление о ее природе и целях (Гидденс Социология).

**Питер Бергер. Приглашение в социологию. Москва: Аспект-Пресс, 1996.

**Пер Монсон. Лодка на аллеях парка.

Автор Предмет социологии
Гюнтер Висведе (1991) Социальное поведение (поведение, сформировавшееся как социальное + социально направленное поведение) и социальные структуры (социальные признаки и социальные образования). К первым относятся, в частности, возрастная, экономическая и профессиональная структуры, доходная структура и социальная стратификация общества. К социальным образованиям относятся, например, коммуны, церковь и промышленные предприятия, круг друзей и различные общественные организации. Социальные структуры включают в себя такие институты, как семья, религия и экономическая формация, а также существующие институциональные ценности и нормы.
Огюст Конт Законы общественного развития
Эмиль Дюркгейм (Метод социологии //Социология. Ее предмет, метод, предназначение) Социальные факты, (социальные институты, их генезис и функционирование)
Макс Вебер Социальные действия, т.е. действия, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей (Социальное поведение)
Питирим Сорокин (Система социологии) «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой» (социальное взаимодействие)
Талкотт Парсонс социальные системы и общества
Георг Зиммель (Социальная дифференциация) «Множество движение … отношение индивидуума к всеобщности, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между частями». «Социальные отношения в их динамической и противоречивой природе, то есть не общество как таковое, не стабильные социальные системы, структуры и институты, а динамичный момент их становления, который он обозначил Термином «обобществление».
Роберт Парк и Эрнст  Берджесс Коллективное поведение
Карл Маркс Социальные общности и институты
Людвиг Гумплович Социальные группы и взаимоотношения между ними
Лавров Петр Лаврович (Философия и социология) Формы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными и органическими особями
Кареев Н.И. (Введение в изучение социологии) Учение об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни
Ковалевский М.М. (Социология) «Порядок и прогресс человеческих обществ»
Питер Бергер «Переплетение смыслов, ожидания, поведения, основанного на взаимной ориентации»
Энтони Гидденс (Социология) «Социальная жизнь человека, групп и общества»
Тощенко Жан Реальное сознание и поведение
Ядов Владимир Александрович (Размышления о предмете социологии) Становление, развитие и функционирование социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов.
Мостовая И.В. и Волков Ю.Г. (Социология) Ассоциированные (совместные) формы человеческой жизнедеятельности или социальные организации
Смелзер Нейл (Социология) «Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений»
Щепаньский Ян (1969) «Явления и процессы возникновения различных форм совместной жизни людей, структуры различных форм человеческих общностей, происходящие в них явления и процессы, возникающие из взаимодействия людей, силы, объединяющие и разрушающие эти общности, изменения и преобразования, происходящие в них»

 

Социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей. Социологи стремятся выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т.е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений (Смэлзер Н. Социология).

2. Особенности социологического знания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.081 с.)