Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Языческий политеизм с точки зрения Христианства. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
2.1. Запрет языческих культов в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. Библейский взгляд на языческих богов выражен словами псалмопевца Давида, который говорит: «все боги народов – идолы» (на церковнославянском: «вси бози язык бесове») [Пс. 95:5]. Библия говорит о существования святых ангелов, исполняющих волю Бога Творца, и о бесах, падших духах во главе с дьяволом, противящихся Богу. В Ветхом Завете строго запрещается обращение к языческим колдунам, гадателям, сновидцам и прорицателям: «Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых. Ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь, Бог твой изгоняет их от лица твоего. Ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей; а тебе не то дал Господь, Бог твой. Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте» [Втор.18:10-15]. «Ибо так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: да не обольщают вас пророки ваши, которые среди вас, и гадатели ваши; и не слушайте снов ваших, которые вам снятся; Ложно пророчествуют они вам именем Моим; Я не посылал их, говорит Господь» [Иер. 29:8-9]. Св. пророк Иеремия, почти современник Гомера, произносит слова, которые вполне применимы к Олимпийцам: «…боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из‐под небес» [Иер. 10:11]. Так же и св. апостол Павел, подчёркивая христианское единобожие, отрицает истинность эллинский богов, говоря о них: «…есть так называемые боги, или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» [1 Кор. 8:4-6]. «… Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» [1 Кор. 10:20]. Таким образом, Библейская традиция не отрицает реальность существования «так называемых богов» – падших духов, но противопоставляет их Богу Творцу и святым ангелам. Сын Божий Иисус Христос воплотился и стал человеком, чтобы победить дьявола и разрушить дела его: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» [1 Ин. 3:8]; спасти людей от смерти и рабства дьяволу: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» [Евр. 2:14-15]. Христос побеждает дьявольские искушения во время сорокадневного поста в пустыне [Мф. 4:1-11]. Окончательная победа над дьяволом совершается смертью и воскресением Христовым.
Христос называет дьявола лжецом и отцом лжи, а неверующих в истинного Бога называет детьми дьявола: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он — лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» [Ин. 8:44-47]. Сын Божий исцеляет множество людей, одержимых бесами. Он изгоняет нечистых духов и запрещает им возвещать о себе: «… изгнал многих бесов, и не позволял бесам говорить, что они знают, что Он Христос»[Мк. 1:34].Господь даёт апостолам власть над нечистыми духами, а также дар исцеления: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам» [Лк. 10:19]; «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» [Мф. 10:8]. И апостолы исцеляют бесноватых, о чём радостно сообщают Христу: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» [Лк. 10:17]. После своего воскресения из мертвых Иисус Христос власть над бесами и дар чудотворений дал всем верующим в Него: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» [Мк. 16:17-18]. Святоотеческая традиция в толковании на эпизод из Книги Деяний св. апостолов [Деян. 16:16-18], в котором описывается изгнание св. ап. Павлом из одержимой девушки духа прорицания, видит в этом духе мифического древнегреческого бога Пифона: ««Одержимая духом прорицательным», слав.: «имущая дух пытлив», греч.: έχουσα πνεῦμα Πύθωνος – дух Пифона, Пифийского змия, Пифийского божества, способность прорицания, прозрения того, что скрыто для обыкновенных людей, и предсказания будущего» [19]. Авторитетный христианский богослов IV в. свт. Иоанн Златоуст считает Пифона и Аполлона бесами: «А скажи мне, какой это был бес? Писатель говорит: бог Пифон, от места так называемый (Πυθὼ – собственное имя города, иначе называемого Дельфами и посвященного Аполлону). Видишь ли, что и Аполлон есть бес?»[14]. Блаж. Феофилакт Болгарский, византийский писатель и богослов XI в., называет эту одержимую женщину Пифией, жрицей-прорицательницей, связанной с Дельфийским оракулом в храме Аполлона в Дельфах: «это та женщина - Пифия, о которой говорят, что она садилась на треножник Аполлона, раздвинув ноги, и что злой дух, поднимаясь из углубления, находившегося под треножником, проникал в нее и приводил ее в исступление; тогда она приходила в бешенство, испускала из рта пену, и в состоянии такого исступления произносила бессвязные слова» [29].
Показательно, что в данном случае дух прорекает правдиво устами одержимой, которая всем кричала о Павле и его спутниках: «Сии человеки - рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения»[Деян. 16:16-18].Но апостол Павел запрещает духу и изгоняет его из женщины, подражая Христу, который, исцеляя бесноватых, не принимал свидетельств от нечистых духов. Согласно церковному толкованию, злые духи могут иногда вещать правду, чтобы привлечь к себе духовно неопытных людей, обмануть, запутать и увести от истинного пути спасения. В указанных библейских сюжетах дух прорицания со всем греческим пантеоном и традицией оракулов, гаданий и предсказаний оценивается Христом и апостолами как сатанинский, несущий зло.
2.2. Осуждение греческих богов христианскими апологетами на примере сочинений Климента Александрийского. В период ранней Церкви христианские апологеты, продолжая апостольскую традицию, утверждали, что греческие боги – это падшие духи, демоны, которым покланялись язычники. В качестве примера рассмотрим «Увещевательное слово к эллинам» (т.е. к язычникам) христианского апологета Климента Александрийского. Он обращается к эллинам: «Вы сами с достаточным основанием называли их призраками и демонами, ибо и саму Афину и остальных богов Гомер именовал демонами, награждая их этим бесславным прозвищем: … поднялась на Олимп в щитодержца Зевса обитель к других многочисленных демонов сонму. Каким же образом призраки и демоны могут после всего этого быть богами, будучи воистину мерзкими и нечестивыми духами»[17, с. 92]. Климент основывает своё мнение не только на знании Библии и полученном блестящем классическом образовании, но и на личном опыте, будучи в молодости до принятия христианства посвященным в эллинские мистерии [24, с. 564]. Климент признаёт существование дьявола и демонов, нечестивых духов, обольщающих людей: «Еще и теперь злой пресмыкающийся зверь, обольщая, порабощает и притесняет людей»[17, с. 52]. За образами олимпийских богов он видит или демонов, или плод невежества и суеверия, используя аргументы древнегреческих философов: «Итак, поскольку те, которым вы молитесь, не являются богами, мне кажется, что настало время рассмотреть, не демоны ли они на самом деле, существа, причисляемые вами к этому второму после богов разряду»[17, с. 78]. «Большая часть того, что рассказывается о ваших богах – миф и вымысел. А то, что считается случившимся в действительности, написано о людях гадких и живших бесстыдно»[17, с. 67]. Климент упоминает о практике совершения греками человеческих жертвоприношений богам Зевсу, Артемиде, Дионису, Персефоне и делает вывод: «Если кто-нибудь Артемиде и Зевсу на жертвеннике, в священном месте, а не на большой дороге Гневу и Сребролюбию или другим похожим на этих демонам, заколет человека, объявив его жертвенным животным, – не священнодействие такая жертва, но душегубство и человекоубийство» [17, с. 80]. Многочисленные войны древних, захватнические или междоусобные, подстрекаются жуткими демонами, которым человеческая смерть приносит удовольствие.: «Боги ваши – демоны жуткие и бесчеловечные, не только радующиеся людскому безумию, но и наслаждающиеся человекоубийством. Те вооруженные поединки на ристалищах, то бесконечное соперничество ради славы в войнах доставляют им удовольствие, чтобы иметь большую возможность вдоволь насыщаться человеческими трупами» [17, с. 79]. Климент, отрицая истинность древнегреческих богов, положительно относится к достижениям философии, но отмечает несовершенство философского познания Бога: «Такое чувство, что эллинские философы, хотя и говорят о Боге, не знают Его. Поэтому и поклоняются они Ему не так, как должно поклоняться Богу… Однако рассуждают они не о Боге, но скорее выражают свои собственные соображения и проводят жизнь в поисках убедительного, а не достоверного»[16, с. 81].
Библейский взгляд на эллинский богов и мнение апологетов были восприняты христианской церковью и использовалось в трудах средневековых церковных писателей. «Древние христиане были в этом отношении куда лучшими знатоками. Потому что они не отзывались об этой вере запросто, как о чем-то ребяческом или поверхностном, но с содроганием признавали в ней позицию, противоположную христианскому подходу» [22, с. 28]. Но в наше время не только среди атеистов, но и среди верующих людей, получивших светское образование, распространённой является секулярная трактовка языческих мифов в традиции марксизма-ленинизма советской эпохи. Возможность воздействия падших духов и общения с ними рассматривается как средневековое заблуждение. При этом не принимаются во внимание упомянутые выше евангельские свидетельства, церковное предание и молитвенная практика церкви. Ведь в главной молитве, данной Иисусом Христом, прямо упоминается о духовной брани с дьяволом: «… избавь нас от лукавого» [Лк. 11:4].
Заключение В результате исследования мы выяснили, что при оценке нравственности древнегреческих богов «Илиады» Гомера с христианских позиций, проявляются их демонические черты. У древних греков разделение на добрых и злых богов не связано с отношением к Богу Создателю, как в монотеистических религиях, где святые Ангелы противопоставляются падшим демонам, а зависит от отношения к человеку: помогает духовная сущность, или вредит. Олимпийский бог наказывает не за нарушение нравственных заповедей, не за злые поступки, а за нежелание поклоняться, приносить жертвы, или нарушение обрядовых предписаний и табу. В ответ на жертвоприношения и личное поклонение боги могут награждать за это различными материальными благами. Причём награда носит чаще всего аморальный с христианской точки зрения характер (магический пояс Афродиты как форма шаманской любовной магии, наведение порчи на недругов и др.). У героя древнегреческих мифов нет стремления к нравственному совершенству, он не обращается к Богу Творцу с молитвой о покаянии в совершённых злых поступков или с просьбой о помощи в добрых делах. Древний эллин обращается к богам для помощи в достижении личных целей, исцеления, защиты от других людей или богов, или нанесения вреда врагам. В жестокой Троянской войне греки не молятся Богу Творцу, с которым они утратили религиозное общение, но обращаются за помощью к кровожадным богам Олимпийцам, толкающим их на новые и новые кровопролитные битвы. Глава Олимпа Зевс в «Илиаде» не призывает к миру, но народы «духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву» [Ил., VII, 210].«Троянская война отвечает всем характеристикам грабительского похода. Ахилл, Аякс, Одиссей, уподобляясь богу Аресу, называют себя «разорителями гoродов», ptoliport h oi».[30, с. 148]. Вполне вероятно, что не только социально-экономические причины или геополитические сдвиги явились причиной заката Микенской цивилизации и наступлению периода Темных веков в истории Древней Греции, но и нравственный упадок, обращение к разрушительным демоническим силам, скрывающимися за образами богов «Илиады» Гомера. Монотеистические религии запрещают вступать в контакт с языческими богами, считая их нечистыми духами, бесами, шайтанами. Последствия влияния падших духов, которые были выявлены в нашем исследовании можно увидеть в Послании апостола Павла, где он перечисляет признаки нравственного падения, ведущего к вечной смерти: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» [Гал. 5: 19-21]. Как мы увидели, боги Олимпийцы потворствуют таким страстям.
Пророческое вдохновение, описанное в Библейских книгах, носит совершенно иной характер, являясь результатом откровения Бога Творца и общения со св. Ангелами. Признаки воздействия Божественной благодати Святого Духа тоже приводит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» [Гал. 5: 22-23]. В XXI в., когда западная цивилизация продолжает двигаться по пути отхода от христианских ценностей, возрастает интерес к языческим культам. Нередко в дохристианских традициях ищут истоки национальной культуры и самобытности, игнорируя духовно-нравственный аспект. Такой подход близок духу эпохи Возрождения, когда к древнегреческим мифам обратились как к безрелигиозным объектам культурного наследия. Продолжает нарастать популярность различных направлений неоязычества и New Age. Часто эти культы, как якобы содержащие гармонические отношения человека с природой и космосом, преподносятся под видом духовной альтернативы христианству и современной цивилизации. Одним из ярких примеров такого интереса служит мировая популярность фильма режиссёра Джеймса Кэмерона «Аватар». Иногда языческими практиками интересуются в поисках психотехнических методов «расширения сознания», также не придавая значения нравственной составляющей религиозных культов. Однако нравственный критерий оценки является определяющим в христианском мировоззрении. Нравственная оценка олимпийского пантеона с христианских позиций позволяет предположить демоническое, бесовское влияние, лежащее в основе религиозно-культовой практики не только у древних греков, но и у большинства языческих народов. При уклонении от нравственных норм, установленных Богом Творцом, происходит духовно-нравственная деградация, результатом которой является забвение Бога и возникновение суеверий и демонических культов. Таким образом объясняются религиозно-мифологические противоречия «Илиады», нравственное несоответствие образа богов Олимпийцев с представлением о Боге в Христианстве и других монотеистических религиях.
Библиографический список 1. Андрущенко И. В. Зороастризм и авраамические религии. / Труды ТДС. — Симферополь, 2020. — Mode of access: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41820998. 2. Андрущенко И., иерей. Этика зороастризма как фактор формирования межконфессиональных отношений в древнем Иране // Религия. Общество. Человек.: научный сборник / составитель Ю. В. Норманская. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. – 157 с. 3. Барикко А. Гомер. Илиада: Роман / Пер. с итал. Е. Кисловой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 160 с. 4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. VIII, – М.: Изд-во АН СССР, 1955, – 728 с. 5. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. — СПб.: Алетейя, 2004. — 584 с. 6. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки: Пер. с итал. — М.—К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994. — 656 с. 7. Голубев Д. Г., Никольский Е. В. Прамонотеизм в древних культурах Хакасии и Удмуртии (опыт сравнительной характеристики) // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 1. 8. Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и „Илиада“ Гомера. – Л.: «Наука», 1990, – 572 с. 9. Догматическое богословие. Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 201. – 622 с. 10. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с. 11. Досократики. — Мн.: Харвест, 1999, – 784 с. 12. Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. — М.: Индрик, 2001. - 400 с. 13. Иконографическая база данных Института Варбурга: https://iconographic.warburg.sas.ac.uk/vpc/VPC_search/subcats.php?cat_1=8&cat_2=15&cat_3=629&cat_4=973&cat_5=3277&cat_6=8125&cat_7=2709 14. Свт. Иоанн Златоуст. Гомилии на Деяния Апостолов. http://bible.optina.ru/new:act:16:13#svt_ioann_zlatoust. 15. Киле П. Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]. - https://coollib.net/b/239520-petr-kile-opyityi-po-estetike-klassicheskih-epoh-stati-i-esse/readp?p=3&cnt=9000 16. Климент Александрийский. Строматы. Т. 3 (Книги 6-7). Издание подготовил Е. В. Афонасин — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. — 368 с. 17. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасётся / Пер. с древнегреч. А. Ю. Братухина. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. — 288с. 18. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 430 с. 19. Лопухин А.П. http://bible.optina.ru/new:act:16:16. 20. Лосев А. Ф. Гомер / Предисл. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — М: Молодая гвардия, 2006. — 400 с. 21. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с. 22. Отто В.Ф. Греческие боги: Картина божественного в зеркале греческого духа / Пер. с нем. О.С. Ракитянской. - СПб.: Владимир Даль, 2019. – 318 с. 23. Oтто В. Φ. Дионис. Миф и культ. – М: Клуб Касталия. 2016. — 224 с. 24. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия»., Т. 35, 2014. – 752 с. 25. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности: ранняя греческая наука «о природе» — М.: Наука, 1979, – 486 с. 26. Симмонс Д. Илион – «АСТ», 2003. 27. Тронский И. М. История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1988. – 464 с. 28. Феномен полиса в современной зарубежной историографии: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. истории; Отв. ред. Медовичев А. Е. — М., 2011. — 152 с. — (Сер.: Всеобщая история). 29. Блаж. Феофилакт Болгарский. http://bible.optina.ru/new:act:16:16. 30. Фор Поль. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. М.: Мол. гвардия; Палимпсест, 2004. – 262 с. 31. Шеллинг Фридрих. Философия искусства. М., «Мысль», 1966 – 496 с. 32. Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. 33. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2009. – 622 с. 34. Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с. 35. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза: Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2014. — 400 с. 36. Daskalopoulos, Anastasios. Homer, The Manuscripts, and Comparative Oral Traditions (англ.) // ProQuest: journal. — 1999. 37. Weitzmann, Kurt. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century (англ.). — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. — P. 216, 217. — ISBN 978-0870991790.
Приложения
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.044 с.) |