Большого Средиземноморского Региона» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Большого Средиземноморского Региона»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Теология и религиоведение»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Поликонфессиональные особенности стран

Большого Средиземноморского Региона»

На тему: Боги и демоны «Илиады» Гомера. Оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности

 

 

Выполнил: магистрант группы ТЕО/м-19-1-о

Андрущенко Игорь

Валентинович, иерей

«___» ____________ 20__г.

Направление:

Теология 48.04.01

Профиль: Государственно-конфессиональные отношения

Научный руководитель:

доцент Смирнова Т. В.

«___» ____________ 20__г.

 

Оценка: _______________

 

«___»_____________20__г.

 

 

Севастополь

Г.

Содержание

Введение………………………………………………………………….….. 3

Глава 1. Древнегреческая религия как религиозный антипод Христианства в Средиземноморском регионе.

1.1. Археологические памятники древнегреческой культуры, музейные собрания и артефакты………………………….……5

1.2. Восприятие древнегреческого мифа в европейской культуре………………………………………………………….8

1.3. Нравственная оценка Олимпийских богов, изображенных в «Илиаде» Гомера……………………………………………….13

Глава 2. Языческий политеизм с точки зрения Христианства.

    2.1. Запрет языческих культов в Священном Писании Ветхого и Нового Завета……………………………………………………………………….26

    2.2. Осуждение греческих богов христианскими апологетами на примере сочинений Климента Александрийского………………………………29

Заключение………………………………………………………………..…31

Библиографический список……………………………………………...….33

Приложения……………….…………………………………………………36

 

Введение

 

Данная курсовая работа посвящена нравственной оценке древнегреческой религии с христианских позиций. Сын Божий Иисус Христос воплотился и пришёл к людям как Совершенный Бог и Совершенный Человек в период могущества Римской империи. В духовно-культурном отношении это была эпоха синкретизма. Множество народов, обитавших в районе Средиземноморья, со своими самобытными традициями были объединены под властью Рима. Хетты, финикийцы, египтяне, минойцы, эллины, этруски, римляне – эти и многие другие народы внесли свой вклад в формирование единой средиземноморской культуры. И проповедь святых апостолов прозвучала в первую очередь среди народов, входивших в Римскую империю, чтобы затем распространиться за её пределы для всего мира.

Чтобы понять условия, в которых проходило евангельское благовестие, трудности, с которыми столкнулись древние проповедники истины Христовой, необходимо иметь представление о дохристианской культуре Средиземноморья, которая в религиозном контексте с точки зрения авраамических религий характеризуется как языческая. Одним из главных компонентов её является религия Древней Греции. Древнегреческие боги пользовались популярностью в Римской империи, и им продолжали поклоняться в народе до 391 г., когда римский император Феодосий I Великий издал эдикт, официально окончательно запрещающий языческие культы.

Древнегреческая цивилизация оставила нам множество археологических и литературных памятников, которые дают нам возможность ознакомиться с особенностями её государственного устройства, социально-экономических отношений, быта и религиозных взглядов. В нашем исследовании затрагивается важный период формирования греческой культуры, отраженный в знаменитом эпосе Гомера «Илиада». Мир гомеровских поэм отражает реалистичную картину жизни последнего времени периода древнегреческих «тёмных веков» [ 28, с. 6. ].

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим интересом к дохристианским языческим религиям в современном обществе. Это проявляется в возникновении многочисленных новых религиозных «неоязыческих» движений во всём мире, целью которых является воссоздание древних исчезнувших культов. Особенно популярны такие религиозные направления в молодёжной среде. Дохристианская культура часто идеализируется, как якобы содержащая гармонические отношения человека и природы. При этом её нравственная составляющая игнорируется. Но именно моральные нормы социума, представления о добре и зле, добродетелях и пороках, являются главными критериями духовной культуры с точки зрения христианства и других мировых религий.

Объектом настоящего исследования является дохристианская древнегреческая религия Средиземноморского региона.

Предмет исследования – пантеон богов Олимпийцев, изображенный в «Илиаде» Гомера, одном из наиболее значимых источников сведений о культуре Древней Греции.

Цель исследования – оценка древнегреческого пантеона с позиций христианской нравственности.

Методы исследования: анализ источников и научной литературы, культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный анализ.

В качестве исследовательской гипотезы выступает предположение, что древнегреческий пантеон, изображенный в эпосе Гомера «Илиада», с точки зрения христианства является отражением религиозной практики общения с падшими духами.

Курсовая работа содержит следующие структурные элементы: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованной литературы, приложения. В работе содержится 10 рисунков, объём работы 41 страница. Список литературы включает 37 наименований.

 

Заключение

В результате исследования мы выяснили, что при оценке нравственности древнегреческих богов «Илиады» Гомера с христианских позиций, проявляются их демонические черты.

У древних греков разделение на добрых и злых богов не связано с отношением к Богу Создателю, как в монотеистических религиях, где святые Ангелы противопоставляются падшим демонам, а зависит от отношения к человеку: помогает духовная сущность, или вредит. Олимпийский бог наказывает не за нарушение нравственных заповедей, не за злые поступки, а за нежелание поклоняться, приносить жертвы, или нарушение обрядовых предписаний и табу. В ответ на жертвоприношения и личное поклонение боги могут награждать за это различными материальными благами. Причём награда носит чаще всего аморальный с христианской точки зрения характер (магический пояс Афродиты как форма шаманской любовной магии, наведение порчи на недругов и др.).

У героя древнегреческих мифов нет стремления к нравственному совершенству, он не обращается к Богу Творцу с молитвой о покаянии в совершённых злых поступков или с просьбой о помощи в добрых делах. Древний эллин обращается к богам для помощи в достижении личных целей, исцеления, защиты от других людей или богов, или нанесения вреда врагам.

В жестокой Троянской войне греки не молятся Богу Творцу, с которым они утратили религиозное общение, но обращаются за помощью к кровожадным богам Олимпийцам, толкающим их на новые и новые кровопролитные битвы. Глава Олимпа Зевс в «Илиаде» не призывает к миру, но народы «духом вражды сердцегложущей свел на кровавую битву» [Ил., VII, 210].«Троянская война отвечает всем характеристикам грабительского похода. Ахилл, Аякс, Одиссей, уподобляясь богу Аресу, называют себя «разорителями гoродов», ptoliport h oi».[30, с. 148].

Вполне вероятно, что не только социально-экономические причины или геополитические сдвиги явились причиной заката Микенской цивилизации и наступлению периода Темных веков в истории Древней Греции, но и нравственный упадок, обращение к разрушительным демоническим силам, скрывающимися за образами богов «Илиады» Гомера.

Монотеистические религии запрещают вступать в контакт с языческими богами, считая их нечистыми духами, бесами, шайтанами. Последствия влияния падших духов, которые были выявлены в нашем исследовании можно увидеть в Послании апостола Павла, где он перечисляет признаки нравственного падения, ведущего к вечной смерти: «прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» [Гал. 5: 19-21]. Как мы увидели, боги Олимпийцы потворствуют таким страстям.

Пророческое вдохновение, описанное в Библейских книгах, носит совершенно иной характер, являясь результатом откровения Бога Творца и общения со св. Ангелами. Признаки воздействия Божественной благодати Святого Духа тоже приводит апостол Павел: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» [Гал. 5: 22-23].

В XXI в., когда западная цивилизация продолжает двигаться по пути отхода от христианских ценностей, возрастает интерес к языческим культам. Нередко в дохристианских традициях ищут истоки национальной культуры и самобытности, игнорируя духовно-нравственный аспект. Такой подход близок духу эпохи Возрождения, когда к древнегреческим мифам обратились как к безрелигиозным объектам культурного наследия. Продолжает нарастать популярность различных направлений неоязычества и New Age. Часто эти культы, как якобы содержащие гармонические отношения человека с природой и космосом, преподносятся под видом духовной альтернативы христианству и современной цивилизации. Одним из ярких примеров такого интереса служит мировая популярность фильма режиссёра Джеймса Кэмерона «Аватар». Иногда языческими практиками интересуются в поисках психотехнических методов «расширения сознания», также не придавая значения нравственной составляющей религиозных культов. Однако нравственный критерий оценки является определяющим в христианском мировоззрении.

Нравственная оценка олимпийского пантеона с христианских позиций позволяет предположить демоническое, бесовское влияние, лежащее в основе религиозно-культовой практики не только у древних греков, но и у большинства языческих народов. При уклонении от нравственных норм, установленных Богом Творцом, происходит духовно-нравственная деградация, результатом которой является забвение Бога и возникновение суеверий и демонических культов. Таким образом объясняются религиозно-мифологические противоречия «Илиады», нравственное несоответствие образа богов Олимпийцев с представлением о Боге в Христианстве и других монотеистических религиях.

 

 

Библиографический список

1. Андрущенко И. В. Зороастризм и авраамические религии. / Труды ТДС. — Симферополь, 2020. — Mode of access: URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41820998.

2.  Андрущенко И., иерей. Этика зороастризма как фактор формирования межконфессиональных отношений в древнем Иране // Религия. Общество. Человек.: научный сборник / составитель Ю. В. Норманская. – Симферополь: ИТ «Ариал», 2019. – 157 с.

3. Барикко А. Гомер. Илиада: Роман / Пер. с итал. Е. Кисловой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2013. - 160 с.

4. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. VIII, – М.: Изд-во АН СССР, 1955, – 728 с.

5. Буркерт В. Греческая религия: Архаика и классика / Пер. с нем. М. Витковской и В. Витковского. — СПб.: Алетейя, 2004. — 584 с.

6. Вико Джамбаттиста. Основания Новой науки: Пер. с итал. — М.—К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994. — 656 с.

7. Голубев Д. Г., Никольский Е. В. Прамонотеизм в древних культурах Хакасии и Удмуртии (опыт сравнительной характеристики) // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2019. – Т. 29, вып. 1.

8. Гомер. Илиада. Пер. Н. И. Гнедича. Зайцев А. И. Древнегреческий героический эпос и „Илиада“ Гомера. – Л.: «Наука», 1990, – 572 с.

9. Догматическое богословие. Протоиерей Олег Давыденков. – М.: Изд-во ПСТГУ, 201. – 622 с.

10. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное / Пер. с англ., коммент. и указатель С. В. Пахомова; Послесл. Ф. Х. Кессиди. - СПб.: Алетейя, 2000. - 507 с.

11. Досократики. — Мн.: Харвест, 1999, – 784 с.

12. Егунов А. Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX веков. — М.: Индрик, 2001. - 400 с.

13. Иконографическая база данных Института Варбурга: https://iconographic.warburg.sas.ac.uk/vpc/VPC_search/subcats.php?cat_1=8&cat_2=15&cat_3=629&cat_4=973&cat_5=3277&cat_6=8125&cat_7=2709

14. Свт. Иоанн Златоуст. Гомилии на Деяния Апостолов. http://bible.optina.ru/new:act:16:13#svt_ioann_zlatoust.

15. Киле П. Опыты по эстетике классических эпох. [Статьи и эссе]. - https://coollib.net/b/239520-petr-kile-opyityi-po-estetike-klassicheskih-epoh-stati-i-esse/readp?p=3&cnt=9000

16. Климент Александрийский. Строматы. Т. 3 (Книги 6-7). Издание подготовил Е. В. Афонасин — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. — 368 с.

17. Климент Александрийский. Увещевание к язычникам. Кто из богатых спасётся / Пер. с древнегреч. А. Ю. Братухина. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. — 288с.

18. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Пер. с англ. Н. А. Поздняковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. 430 с.

19. Лопухин А.П. http://bible.optina.ru/new:act:16:16.

20. Лосев А. Ф. Гомер / Предисл. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — М: Молодая гвардия, 2006. — 400 с.

21. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. 3-е изд., репринтное. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — 407 с.

22. Отто В.Ф. Греческие боги: Картина божественного в зеркале греческого духа / Пер. с нем. О.С. Ракитянской. - СПб.: Владимир Даль, 2019. – 318 с.

23. Oтто В. Φ. Дионис. Миф и культ. – М: Клуб Касталия. 2016. — 224 с.

24. Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Церковно-научный центр РПЦ «Православная энциклопедия»., Т. 35, 2014. – 752 с.

25. Рожанский И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности: ранняя греческая наука «о природе» — М.: Наука, 1979, – 486 с.

26. Симмонс Д. Илион – «АСТ», 2003.

27. Тронский И. М. История античной литературы: Учеб. для ун-тов и пед. ин-тов. – М.: Высш. шк., 1988. – 464 с.

28. Феномен полиса в современной зарубежной историографии: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. истории; Отв. ред. Медовичев А. Е. — М., 2011. — 152 с. — (Сер.: Всеобщая история).

29. Блаж. Феофилакт Болгарский. http://bible.optina.ru/new:act:16:16.

30. Фор Поль. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны. М.: Мол. гвардия; Палимпсест, 2004. – 262 с.

31. Шеллинг Фридрих. Философия искусства. М., «Мысль», 1966 – 496 с.

32. Элиаде М. Аспекты мифа/ Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с.

33. Элиаде М. История веры и религиозных идей: От каменного века до элевсинских мистерий / Пер. с фр. Н. Н. Кулаковой, В. Р. Рокитянского, Ю. Н. Стефанова. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проект, 2009. – 622 с.

34.  Элиаде М. Священное и мирское/ Пер. с фр., предисл. и коммент. Н.К.Гарбовского. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.

35. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза: Пер. с фр. — М.: Академический Проект, 2014. — 400 с.

36. Daskalopoulos, Anastasios. Homer, The Manuscripts, and Comparative Oral Traditions (англ.) // ProQuest: journal. — 1999.

37. Weitzmann, Kurt. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century (англ.). — New York: The Metropolitan Museum of Art, 1979. — P. 216, 217. — ISBN 978-0870991790.

 

 

Приложения

II. Иллюстрации

Рис. 1. Греческий православный монастырь Великий Метеор (Преображенский), изображены на иконе: Плутарх, Платон, Аристотель, Фукидид, Гомер, св. Иустин.

Рис. 2. Ахиллес и Фетида. «Амброзианская Илиада», Plate 6-7 (fol. 6v).

Рис. 4. «Маска Агамемнона». Золото, XVI век до н. э. Находка из Микенской гробницы №5, сделанная Генрихом Шлиманом в 1876 году. Национальный археологический музей (Афины).

Рис. 5. Саркофаг Поликсена, Ионическая поздняя архаика, ок. 520-500 до н. э., мрамор. Этот саркофаг содержал скелет взрослого мужчины и является самым ранним каменным саркофагом, найденным в Анатолии. Археологический музей в Чанаккале (Турция).

Рис. 6. "Сокровища Приама".

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва)

Рис. 7. Кратер краснофигурный: Парис и Елена.

(Государственный Эрмитаж, г. Санкт-Петербург), Создано: Южная Италия. IV в. до н.э.

Рис. 8. Глиняная Табличк а Tn 316 из Пилоса 1210 г. до н. э. с Линейным письмом B

 

Рис. 9. Калхас (справа) приносит в жертву Ифигению. (Крайний слева — Агамемнон, сверху фигура Артемиды). Фреска из Помпей

(Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5). Инв. № 9112.

Рис. 10. Хирон обучает Ахилла игре на лире. Римская фреска из Базилики в Геркуланеуме. Национальный археологический музей (Неаполь)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт общественных наук и международных отношений

Кафедра «Теология и религиоведение»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Поликонфессиональные особенности стран

Большого Средиземноморского Региона»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.053 с.)