Что делать чтобы быть здоровым. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать чтобы быть здоровым.



О болезнях и страданиях,

Что делать чтобы быть здоровым.

План:

Введение.       

Святые целители

«Нужно ли обращаться к врачам?».

Святоотеческое отношение к болезни

Смысл болезни

Аскетическое отношение к болезни

Лечение

Схиигумен Савва Бисер духовный.

Правило, основанное на слове Божием, для сохранения телесного здоровья и достижения долголетия:                               

О долготерпении.                                                                                   

О покаянии.                                                                                            

Об искушениях.                                                

Если врачи не помоги. Как вырастить здорового ребенка. Татьяна Шипошина.

К. В. Зорин Если силы на исходе война и мир с собой.

кто такой православный врач?                                                          

Об устройстве же человека                                                     

Заключение                                                                                    Список использованной литературы

Введение.

Интересна тема, не правда ли? Многим известно, что я работаю в системе здравоохранения. Мне, как и большинству людей, приходилось сталкиваться с болью и страданиями близких мне людей, самой испытывать эти чувства в той или иной степени, и тогда, как и у многих возникал непроизвольно вопрос: «за что?». Нашли ошибку?.. Постараемся сформулировать вопрос грамотно…

Точнее...: «не за что, А ПОЧЕМУ?

Правильно поставленный вопрос может подтолкнуть нас на истинный путь выздоровления.

С давних времен человечество задумывалось над вопросами: почему мы болеем? Как поддержать здоровье и быть активными? Зачастую, нам нужна помощь в поисках ответов, и мы обращаемся за помощью... В народе даже сложился Афоризм/Анекдот на эту тему:

Врачи делятся на 3 категории:

Врач – не дай Бог!

Врач – ну, с Богом!

Врач – от Бога!

Именно на последней категории я мне хотелось бы остановиться поподробнее.

 

Святые целители

В христианском понимании «целитель» (целебник) — это личность, которая исцеляет, избавляет от болезней чудесным образом, при помощи благодати Божией. Эти врачи обладали необыкновенным врачебным искусством, которое не поддавалось объяснению с точки зрения формальной логики.

Многие святые целители именуются также врачами-безсребрениками, так как они безвозмездно, то есть, без всякой оплаты, врачевали болезни людей, стараясь, в то же время, исправить их нравственность и наставить на путь добродетели.

Антипа священномученик (I в., 24 апреля) просил Бога о благодати лечить людей от зубной боли.

Алексий, Митрополит Московский (XIV в., 23 февраля) еще при жизни исцелял от глазных болезней. Ему молятся для избавления от этого недуга.

Артемий праведный отрок (IV в., 6 июля, 4 ноября). Большую часть исцелений получили страждущие от болей в желудке, а также от грыжи. От мощей получали исцеление христиане при тяжелых болезнях.

Агапит Печерский (XI в., 14 июня). При лечении не требовал платы, потому прозван «врачом безмездным». Оказывал помощь болящим, в том числе безнадежным.

Александру Свирскому преподобному (XVI в., 12 сентября) был дан дар целительства - из двадцати трех его чудес, известных по житию, почти половина относится к исцелению парализованных больных. После его смерти этому святому молились о даровании детей-мальчиков.

Алипий Печерский преподобный (XII в., 30 августа) еще при жизни имел дар исцеления проказы.

Аниките мученику (IV в., 25 августа) дана благодать исцелять от недугов.

 ДЕНЬ ПАМЯТИ 25 августа ЖИТИЯ ЖИТИЯ МУЧЕНИКОВ ФОТИЯ, АНИКИТЫ И ИНЫХ МНОГИХ

Му­че­ни­ки Ани­ки­та и Фо­тий (его пле­мян­ник) бы­ли ро­дом из Ни­ко­ми­дии. Ани­ки­та, во­ен­ный са­нов­ник, об­ли­чал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан. Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к нему. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­го Ани­ки­ту ста­ли ко­ле­со­вать и па­лить ог­нем, но ко­ле­со оста­но­ви­лось, а огонь по­гас. Му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, но оло­во осты­ло. Так Гос­подь хра­нил Сво­е­го ра­ба для утвер­жде­ния мно­гих. Пле­мян­ник му­че­ни­ка, свя­той Фо­тий, при­вет­ство­вал стра­даль­ца и, об­ра­тив­шись к ца­рю, за­ме­тил: "Идо­ло­по­клон­ник, твои бо­ги – ни­что!" Меч, за­не­сен­ный над но­вым ис­по­вед­ни­ком, по­ра­зил са­мо­го па­ла­ча. Му­че­ни­ков по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Через три дня Дио­кли­ти­ан стал уго­ва­ри­вать их: "По­кло­ни­тесь бо­гам на­шим, и я про­слав­лю вас и обо­га­щу". Му­че­ни­ки от­ве­ча­ли: "По­гиб­ни ты со сво­ею че­стью и бо­гат­ством!" То­гда их при­вя­за­ли за но­ги к ди­ким ко­ням, но свя­тые, вла­чи­мые по зем­ле, оста­ва­лись невре­ди­мы­ми. Не по­стра­да­ли они и в на­ка­лен­ной бане, ко­то­рая раз­ва­ли­лась. На­ко­нец Дио­кли­ти­ан ве­лел раз­жечь огром­ную печь, и мно­же­ство хри­сти­ан, во­оду­шев­лен­ных по­дви­га­ми свя­тых Фо­тия и Ани­ки­ты, са­ми сту­пи­ли в нее со сло­ва­ми: "Мы хри­сти­ане!" Все они скон­ча­лись с мо­лит­вою на устах. Те­ла свя­тых Ани­ки­ты и Фо­тия не по­стра­да­ли от ог­ня и да­же во­ло­сы их оста­лись це­лы. Ви­дя это, мно­гие из языч­ни­ков уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Это со­бы­тие про­изо­шло в 305 го­ду.

Врачебная деятельность

С началом русско-японской войны Валентин Феликсович, приняв предложение руководства, отправился, на Дальний Восток, для участия в деятельности отряда Красного Креста. Там он возглавил отделение хирургии при госпитале Киевского Красного Креста, развернутом в Чите. На этой должности В. Войно-Ясенецкий приобрёл колоссальный врачебный опыт. В этот же период он познакомился и связался узами любви с сестрой милосердия, доброй и кроткой христианкой Анной Ланской. К тому времени она отказала двум искавшим её женского внимания врачам, и как рассказывают, готова была прожить свою жизнь в священном безбрачии. Но Валентин Феликсович сумел достичь её сердца. В 1904 году молодые сочетались венчанием в местной читинской церкви. Со временем Анна сделалась верной помощницей мужу не только в семейных делах, но и в докторской практике. После войны В. Войно-Ясенецкий осуществил свое давнее желание стать земским врачом. В период с 1905 по 1917 год он трудился в городских и сельских лечебницах, в разных регионах страны: в Симбирской губернии, затем в Курской, Саратовской, на территории Украины, наконец, в Переяславле-Залесском. В 1908 году Валентин Феликсович прибыл в Москву, устроился в хирургическую клинику П. Дьяконова экстерном. В 1916 году закончил писать и с успехом защитил докторскую диссертацию. Тема той докторской работы оказалась настолько важной и актуальной, а её содержание настолько глубоким и проработанным, что один из учёных в восхищении сравнил её с пением птицы. Варшавский университет почтил тогда В. Войно-Ясенецкого особой премией.

Послереволюционные годы

Первые годы после Октябрьской революции были в буквальном смысле кровавыми. В это трудное время государство испытывало особую потребность в медицинских работниках. Так что несмотря на приверженность вере, какое-то время Валентин Феликсович не был гонимым. С 1917 по 1923 года он жил в Ташкенте, трудился в Ново-Городской больнице хирургом. Своим опытом он охотно делился с учениками, преподавал в медицинской школе (впоследствии реорганизованной в медицинский факультет). В этот период серьёзным испытанием для В. Войно-Ясенецкого обернулась смерть горячо любимой супруги, умершей от туберкулеза в 1919 году, и оставившей без материнской заботы четырех детей. В 1920 году Валентин Феликсович принял предложение возглавить кафедру в Государственном Туркестанском университете, недавно открытом в Ташкенте.

Священническое служение

Помимо исполнения служебных и семейных обязанностей в этот период он принимал активное участие в церковной жизни, посещал собрания Ташкентского братства. Однажды, после удачного доклада В. Войно-Ясенецкого на церковном съезде Ташкентский епископ Иннокентий высказал ему пожелание, чтобы он стал священником. Не помышлявший о таком варианте своего жизненного пути В. Войно-Ясенецкий вдруг ответил архиерею без промедления, что согласен, если это угодно Богу. В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней – в иерея. Став священником, отец Валентин получил назначение в местный, ташкентский храм, где и служил, угождая Богу. При этом он не прерывал ни врачебную, ни преподавательскую практику. В 1923 году развернувшееся при Церкви движение обновленцев добралось до Ташкента. Епископ Иннокентий в силу ряда связанных с этим причин покинул город, не передав никому руководство над кафедрой. В этот трудный для духовенства и паствы период отец Валентин, совместно со священником Михаилом Андреевым, приложил максимум усилий для объединения местного духовенства и даже принял участие в организации съезда (санкционированного ГПУ).

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь ведущий в селения праведных и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Матрона Московская святая блаженная. Неисчислимые чудеса матушки Матроны, многочисленные свидетельства об оказанной помощи и исцелений стали поводом к прославлению блаженной Матроны, к причислению в 1998 году к лику святых. Сейчас святые мощи матушки Матроны покоятся в Москве в Покровском монастыре, куда стекается нескончаемый людской поток.

Моисей Мурин, преподобный, (IV в., 10 сентября) в мирской жизни жил далеко не праведно - был разбойником и запойным пьяницей. Затем принял иночество и жил вмонастырев Египте. Скончался мученической смертью 75 лет отроду. Ему молятся для избавления от страсти к алкоголю.

Мелания Римляныня преподобная (V в., 13 января) едва не умерла в мирской жизни от трудных родов. Ей молятся для благополучного разрешения от беремени.

Наум Охридский Равноапостольный (X в., 9 августа) прославился чудесными исцелениями душевно-больных.

Нектарий Эгинский (XX в., 9 ноября) почитается как прославленный чудотворец. По молитвам к нему люди получают помощь и исцеление, в особенности же помогает он страждущим онкологическими заболеваниями.

Никита, епископ Новгородский, святитель (XII в., 13 февраля). Прославился чудесами, особенно в прозрении слепых. Люди с плохим зрением могут получить помощь обращением к этому святому.

Пантелеймон великомученик и целитель (IV в., 9 августа) еще юношей изучил врачевание. Лечил бескорыстно именем Христа. Ему принадлежит чудо воскрешения мертвого ребенка, укушенного ядовитой змеей. Исцелял от различных болезней и взрослых, и детей, в том числе от чревных болей.

ДЕНЬ ПАМЯТИ 10 июля

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).                                                            «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение»[5]. Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа»[6]. Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной»[7].                                                                  Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа»[8] «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», – писал преподобный Макарий Оптинский[9]. «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она – послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов»[10]..           Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив»[11]. И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».                                                                                                                   «Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо»[12].                            Аскетическое отношение к болезни В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.                                                                                                    Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть»[13].                                     Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения»[14].                                                              Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов – молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9–12).                                                                                           Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.                            Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)»[15].                                                                         Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, – и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик»[16].                                                                      Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов»[17].                                                              Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и – прежде всего – благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»[18]                                                                                                                        Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел. В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли — это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить» [.

Лечение Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).                                                                                                                 Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего – врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1–2, 4).                                 Ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога»[20].

Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа. Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу»[21]. И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой»[22].

Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих – и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет»[23].

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом – это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] – не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией»[24].

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь»[25].

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать, поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных. Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху»[26].                                                                             Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье»[27]. Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь»[28].                                                                                                     Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным – обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, – тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).                            И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни – заклинаниями, другие – амулетами, третьи – какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, – это доставит тебе венец мученичества»[29].                                                        «Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это – насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя»[30] ([1] -[30])

Правило, основанное на слове Божием, для сохранения телесного здоровья и достижения долголетия. Схиигумен Савва

О долготерпении.

Чтобы сохранить телесное здоровье и жить долголетно, надобно сохранить следующее правило, столько же истинное, сколько истинны слова Божии:                                                                       

1 Всемерно надобно избегать гнева, осебенно сильного, ибо гнев разливает желчь по телу и, производя боль в голове, повреждает тем здоровье и незаметным образом сокращает жизнь человека. Рвение и ярость, по свидетельству слова Божия, умаляют дни. Следовательно, кто удерживает себя от гнева, тот не повреждает своего здоровья и не умаляет дней своей жизни.                

2 Сон здоровый, сказано в слове Божием, и чрево умеренное удлинняют долголетие. Когда сон хорош, тогда и здоровье благоадежное. Следовательно, умеренность в употреблении пищи и пития может сохранить и продлить жизнь человека. Напротив, пресыщение в пище и питии образует дурные соки,препятствующие пищеварению,производит болезнь,могущую сократсть жизнь. Холера и чревоболение, уверяет слово Божие, бывают с мужем ненасытным. Посему те, кои пресыщаются или не знают меры в пище и питии, редко долго живут. «Пресыщением бо, - уверяет писание, - многие умроша». Итак, кто хочет продлить свою жизнь,тот должен любить воздержание в пище и питии.                                                                                                             

3 Полезно воздерживаться от излишенго употреблеия пищи, а еще полезнее воздерживаться от излишнего употребления вина,ибо оно умаляет крепость, располагает к эпилептическим ударам, - одним словом, убавляет дни жизни того,ко бывает побеждает вином. Говорится в Священом Писании: «Умножиша пьянтво ярость безумного на претыкание,умаляет крепость с сохраняет ступ ея. Вине-нием множайшим многих бо погуби вино.» Следовательно, кто воздерживается от вина, сокращающего жизнь медленным огнем,тот удобно может сохранить свое здоровье и продлить дни своей жизни.                                                                                             

4 Для достижения глубокой старости временно надобно удаляться от непроизволительной связи одного пола с другим, ибо те, кои предаются сему пороку и подобным нечистотам, противным седьмой заповеди, подвергаются, кроме общего расслабления тела, разным болезням,сокращающим жизнь. «прелюбодей, за скудность ума, - уверяет Священное Писание, - погибель души своей содевает, болезни же и нечестие понесет.»                                                     

5 Не повредит крепости своих сил и не засушит костей своих тот, кто старается, уповая на Бога,не иметь в сердце печали, ибо печаль сердечная снедает и совершенно истребляет крепость человека. «От печали смерть бывает», - утверждает слово Божие.                                                                

6 Сам Господь обещает долголетие всем детям, почитающим и прославляющим родителей своих, наипаче духовних отцов, исполняющим все святые их желания с детской любовью. Вот Его слово: «Что отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и дололетен будеши на земли». Оканчиваю сие правило сими словами: имей стах Господень, молись Божией Матери, и Она поможет тебе выполнять эти добродетели.

О покаянии.

  Все тела природы тяготеют к центру земли, а все души человеческие естественно стремятся к своему духовному центру, или Первообразу, - Богу: только грех извратил это естественное направление. В сердце человека происходит то приближение его к Богу, то отдаление от Бога, и вместе с этим – то жизнь, то смерть духовная.                                                        Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. Премудрости Соломона 2:23-24                                                                                                      

Приближение к Богу бывает в скорби. Задача нашей жизни – соединение с Богом, а грех совершенно препятствует этому. Поэтому избегай греха и приноси пред Богом чистосердечное раскаяние в содеянном зле – покаяние. Покаяние, по учению Святой Православной Церкви, есть возвращение крещения, вторая благодать, очищение совести, обещание Богу нового жития, примирение с Богом посредством добрых дел, противоположных грехопадениям.                                         Нередко Бог оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они, взирая на сии легкие, почти безгрешные немощи, много себя укоряющие, приобретали чрез то некрадомое богатство смиренномудрия.

Об искушениях.

В жизни христианской необходимы искушения – пробы для испытания нашего душевного состояния. Искушения большей части бывают:

1 для испытания веры и преданности            

2 иногда для исправления                                                                                                           

3 и для наказания за грехи,                                                                                                         

4 для того, чтобы явить дела Божии                                                                                           

1 Примеры испытания: праведный Лот, Авраам, Иов и многие святые.

Книга Иова. Иов и проблема страдания. Один из наиболее известных миру примеров незаслуженного страдания записан в книге Иова. Ее главный персонаж, Иов, человек очень богатый и богобоязненный, за несколько часов лишился всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога. А затем, словно желая усугубить страдания Иова, явились его друзья, от которых, вместо слов утешения, несчастный услышал слова осуждения. Но хуже всего было то, что и Бог как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь.                                         

Иов пострадал материально и душевно, физически и духовно. Вся и все было против него, не исключая, казалось, Самого Бога, Которому Иов верно служил. А ведь он был человеком непорочным (1:1,8; 2:3) в духовном и нравственном отношениях. Можно ли представить себе страдания более незаслуженные? Разве не должен был Бог благословить столь праведного человека, вместо того, чтобы подвергать его мучениям? История непревзойденных страданий Иова, который, будучи замечательным гражданином и честным, справедливым человеком, имел так много и так много потерял, поднимает вопрос о природе страдания, ответить на который человечество бессильно. Нет человека, которому легко было бы постигнуть смысл страдания, но особенно трудно это тем, кого оно постигает незаслуженно. Если только боль не воспринимается переживающим как наказание за грех, то она обескураживает, приводит в смятение. И вот к этой-то тайне, тайне незаслуженного страдания, обращается книга Иова, приоткрывая ее завесу настолько, чтобы человек мог понять: попуская несчастья, Бог может иметь и другие цели, помимо наказания за грех. Книга обращается и к теме отношения к страданию. Опыт Иова свидетельствует, что верующему человеку, переживающему трагедию, не следует оставлять Бога. Вопрошать Его - да, следует, но не оставлять Его. Подобно Иову, он может жаждать объяснения того, что происходит с ним; но, будучи не в состояния понять причину этого, он не должен "хулить" Бога. В какой-то момент Иов был близок к тому, чтобы поступить именно так, но он так не поступил; вопреки предсказанию сатаны, он от Бога не отрекся. Книга Иова учит, что нет греха в том, чтобы обращаться к Богу со своими "за что" и "почему", как это делал Иов (3:11-12,16,20). Греховно, однако, обращаться к Нему в требовательном тоне, как это делал Иов (13:22; 19:7; 31:15), в тоне вызова, пытаясь встать вровень с Творцом, имеющим над творением неограниченную власть.                                                                                                         

История до законных (то есть до закона, который был получен Моисеем на горе Синай) страданий Иова готовит древнего человека к гряду



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.05 с.)