Организация и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методы исследования



Для подтверждения гипотезы было проведено исследование уровня ощущения одиночества и акцентуации характера. В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: высокому уровню ощущения одиночества соответствуют определённая акцентуация характера.

В соответствии с вышеизложенными проблемами были сформулированы задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования; организовать и провести психодиагностическое исследование по определению уровня одиночества и акцентуации характера испытуемых 25 – 30 лет; выявить специфику взаимосвязи изученных параметров в исследуемой группе.

Исследование было проведено на выборке из подобранных испытуемых в онлайн режиме. Критериями отбора были: возраст 25 – 30 лет, добровольная самоизоляция на дому в течении не менее чем полугода.

Для выявления специфики индивидуального приспособления были применены психодиагностические методики:

– по определению уровня ощущения одиночества (Шкала субъективного ощущения одиночества);

– по определению акцентуаций характера (Опросник Леонгарда -Шмишека).

На втором этапе с помощью статистического метода rs - критерия ранговой корреляции Спирмена подтверждалась гипотеза.

 


 Описание психодиагностических методик

    1. Шкала субъективного ощущения одиночества (вар. Водопьяновой).

     (UCLA Loneliness Scale) – тест-опросник, разработанный Д. Расселлом, Л. Пепло, М. Фергюсоном (D. Russell, L. A. Peplau, M. L. Ferguson) в 1978 году.  Цель методики. Методика предназначена для определения уровня одиночества и социальной изоляции человека.  Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классно­го руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне не­желательно. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы.

Нормы методики

 – сумма баллов от 0 до 22 говорит о низком уровне одиночества и социальной изоляции;

– сумма баллов от 23 до 43 свидетельствует о среднем уровне одиночества и социальной изоляции;

– сумма баллов от 44 до 63 указывает на высокий уровень одиночества и социальной изоляции       

Текст вопросов методики дан в Приложении А.

2.  Опросник Леонгарда -Шмишека по определению акцентуаций характера.

Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности.

Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера.

1) Гипертимная – повышенный фон настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2) Возбудимая – повышенная импульсивность, ослабление контроля над побуждениями и влечениями.

3) Эмотивная – чувствительность, впечатлительность, глубина переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни.

4) Педантичная – ригидность, инертность, долгое переживание травмирующих событий.

5) Тревожная – высокий уровень тревожности, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость.

6) Циклотимная – периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

7) Демонстративная – демонстративное, театральное поведение, эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе.

8) Неуравновешенная – слабоволие, непоседливость, склонность к праздности и развлечениям, трусость, безынициативность.

9) Дистимная – сниженный фон настроения, фиксация на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность.

10) Экзальтированная – большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других.

Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше этого среднего.
   Более подробное описание методики в Приложении А.

Методы статистической обработки данных

В работе использовались первичные и вторичные методы статистической обработки результатов исследования.

1. К первичным методам относится определение выборочного среднего значения. Как статистический показатель оно представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом по выборке, и определяется при помощи формулы [8]:

                                               (1)

где xi - каждое наблюдаемое значение признака;

i - индекс, указывающий на порядковый номер данного зна­чения признака;

п - количество наблюдений;

    ∑- знак суммирования.

2. К вторичным методам статистической обработки данных относится коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Это количественная оценка статистического изучения связи между явлениями, используемая в непараметрических методах:

 

                         (2)

где d2 – квадратов разностей между рангами;

N – количество признаков, участвовавших в ранжировании.

 Результаты подхода в Приложении Б.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.006 с.)