История исследования проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История исследования проблемы



Одиночество как психическое состояние, которому приписывают сильно выраженную отрицательную стигму, описывалось человечеством, по меньшей мере, с античных времён. Осмысление проблематики одиночества в истории философско-психологической мысли довольно многообразно: от Древнего востока, где ему преклонялись, до Древней Греции, где его не принимали, от осознания необходимости одиночества как способа самопознания, творческого развития до понимания его как экзистенциального проклятья.

Согласно Платону, условием истины, добра и красоты есть тропа дружбы. В свою очередь, Аристотель посвятил немало страниц описанию достоинств дружбы в «Никомаховой этике», особо отметив значение индивидуального роста. Древние греки уделяли особое внимание тому, как избежать одиночества, считая путь дружбы наиболее приемлемым.

Платон и Аристотель не представляли человека вне процветающего полиса. Счастье индивида рассматривалось только в контексте разумно устроенного общества. Лишь в Александрийский период встречается описание человека, отделённого от собратьев. Автономия человека уже не отталкивалась от принадлежности к полису. «Отныне путь к его спасению должен раскрываться как личный и, таким образом, как одинокий путь».

В укор эпикурейцам, скептики отвергали саму возможность длительности и постоянства чего-либо, включая и постоянство собственного «Я».

С развитием христианства росла и необходимость в компенсации чувства покинутости. Средневековый человек сумел найти способ избавления от одиночества – это была абсолютная сущность, с которой всегда можно установить контакт, направить ей свои молитвы. Но затем тяжёлые переживания привели человека к пониманию своей отчуждённости даже от Бога. Следует особо отметить, что именно в то время были вскрыты позитивные аспекты одиночества в личностном становлении человека, в установлении его взаимоотношений с миром вокруг.

    С завершением средневекового этапа развития, человек начинает всё чаще прибегать не к помощи абсолютного и всемогущего Бога, а непосредственно к человеку, его универсальной сущности (Г.В.Гегель), понятию родовой сущности (Л.Фейербах), понятию классового сознания (К.Маркс). И «как только человек понимает свое истинное сущностное положение и в той мере, насколько он его понимает, он становится безнадежно одиноким. Теперь он по своему усмотрению создает любое отношение и допускает любое значение, которое только позволит ему избежать своего одиночества».

На закате Ренессанса мы отмечаем, начиная с М.Монтеня, сосредоточение внимания на личности человека - проблеме его личностной идентичности.

Затем у Р.Декарта проявляется более отчетливое осознание собственной субъективности и метафизического одиночества. Философия сосредоточивает свое внимание на проблематике отношений между воспринимающим, самосознающим «Я» и его знанием о внешнем мире и другом сознании, что нашло свое выражение во взглядах Лейбница, в его учении о монадах.

Крупный шаг к пониманию одиночества как психического феномена был осуществлен Гегелем. Им предложена теория о «двух мирах отчужденного от себя духа». Одиночество представляется как потеря двух отношений: связи с собой и связи с социальным миром. Последний является необходимым условием для объединения человека с самим собой. Человек должен иметь «дом», как в объективном, так и субъективном смыслах. Природа одиночества состоит в себялюбии субъективного духа, его стремлении утвердить собственную самость без соотношения ее с деятельностью объективного мирового духа - абсолютной идеи. В результате субъективный дух запутывается в собственных противоречиях, которые порождают у человека несчастное сознание.

Датский теолог и философ Серен Кьеркегор рассматривал одиночество как замкнутый мир внутреннего самосознания, принципиально не размыкаемый никем, кроме бога. Единственным собеседником затерянного в мире человека может стать образ бога в нем самом.

Феноменология Гуссерля дает представление о сознании как о нескончаемом потоке переживаний, начисто изолированных от всего внешнего и материального. Это признание принципиального одиночества человека, вечного и неизбывного.

В данной курсовой работе одиночество рассматривается, прежде всего, в европейской, западной традиции.

Присущий человеку протест против одиночества стал генеральной темой многих гуманистических учений, возникших на Западе в XX веке. Можно выделить несколько этапов в исследовании проблемы переживания одиночества. В зарубежных научных исследованиях интерес к проблеме одиночества проявился в 50-60 годах двадцатого столетия. Считалось, что переживание одиночества является признаком «коммерческих», «потребительских» отношений, которые складываются в обществе. Первые концепции выстраивались на основе наблюдений и теоретических исследований. В 60-80-е годы двадцатого столетия было предложено несколько схем, которые до сих пор являются значимыми для зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Вейсс, 1973; Пепло и Перлман, 1980; Сандлер и Джонсон, 1980; Джонс, 1981). В 70-80-х годах проблема одиночества предстала в качестве предмета в социально-психологических теоретических и прикладных зарубежных исследованиях. Феномен одиночества изучали как состояние, идентифицированное с негативными эмоциями, депрессией (Рубинстейн, Шейвер, 1979; Янг, 1978), связанное с социальной изоляцией, но не обусловленное ею (Таунсенд, 1968; Джонсон, Сандлер, 1969). Обнаружено, что одиночество имеет ряд признаков: остроту, предел и тип переживания (Вейсс, 1978; Перлман, Пепло, 1980; и др.).

Представители различных научных школ и направлений (когнитивных, экзистенциональных, социологических, психодинамических, интеракционистских и др.) указывают на разные причины и особенности протекания одиночества. Если исследователи психодинамического направления рассматривают негативный опыт ранних лет жизни как причину одиночества, то гуманистическая концепция К.Роджерса присваивает ведущую роль текущим влияниям в процессе социализации. Своеобразие когнитивного подхода заключается в смешении типов переживания одиночества и противопоставлении действительного и желаемого взаимодействия субъекта.

В исследованиях Джонс, Фримон, Госвик (1981) и др. одиночество рассматривается как проблема межличностного характера в категориях «отношение к другому», «закрытость-открытость», «дефицит социальных умений», «доверие» и др. Представления Фландерса (1982) расширили феноменологию одиночества: он включил в анализ состояния одиночества процессы приспособления и стратегии проживания.

 Наибольшее внимание одиночеству уделяли экзистенциалисты А.Бердяев, М.Бубер, А.Камю, Ж.-П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс. Одиночество личности рассматривается как реализация принципа замкнутого анропологического универсума, согласно которому, внутренняя изолированность человека - основа любого индивидуального бытия. Поэтому человек выбирает одиночество, когда не находит эмоционального отклика в ходе общения с другими людьми. Согласно философии Ж.-П.Сартра, путь человека к себе или «в себя» всегда конфликтен и сопряжен с осознанием одиночества как экзистенциальной ситуации человеческого бытия в мире.

В творчестве французского писателя - эссеиста и философа А.Камю, исходящего из твердого убеждения в абсурдности человеческого бытия, символом «человеческого состояния» назван античный миф о Сизифе. С точки зрения Камю, безбрежное одиночество Сизифа становится подтверждением его силы и внутренней свободы.

Ф.Ницше, а затем и Э.Фромм продолжили мысль И.Канта о том, что одиночество может происходить от падения нравственных норм. Э.Фромм причиной одиночества называл культивирование неразумных потребностей.

К.Хорни считала одиночество следствием негативного проявления идеологии рыночных отношений, конкурентности человека с человеком.

В.Франкл полагал, что человек попадает в состояние одиночества утратив определенные ценности и смысл жизни. Д.Рисмен и О.Тоффлер видели причину одиночества в ускорении темпов жизни в условиях НТР, когда человек остается «один в толпе».

Можно считать, что одиночество как объективная психологическая проблема современности не утрачивает своей актуальности. Например, Н.Е.Покровский называет его «чумой XX века», требующей серьезного осмысления, теоретических и экспериментальных научных исследований.

В последнее десятилетие прошлого века вновь возрос интерес к проблеме одиночества. Среди современных работ можно выделить научные комментарии Андре (1991), утверждающие позитивный смысл в природе переживания одиночества; исследование Рокича и Брока (1996), выявляющее стратегии преодоления и факторы одиночества.

В отечественной литературе анализ изоляции, одиночества, отчужденности касался проблемы психического состояния в экстремальных условиях (О.А.Кузнецов, В.И.Лебедев, Б.Ф.Ломов, В.Н.Мясищев, Н.Ю.Хрящева, С.Т.Юрских и др.), проблемы последствий разводов и потерь, негативных результатов взаимодействия субъектов (А.В.Гозман., Г.С.Гурко, Л.А.Коростылева и др.), невозможности найти эмоциональный отклик (К.А.Абульханова-Славская, Е.И.Головаха, А.Г.Ковалев, И.С.Кон, Б.Д.Парыгин и др.) и т.д.

Основополагающие методологические принципы концепции отечественной психологии: о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.М.Андреева, А.В.Петровский, К.К.Платонов), о системной, межфункциональной организации человеческой психики и сознания (Л.С.Выготский), представления о психологической устойчивости личности (Е.П.Крупник), о динамики личности как взаимодействии базовых психодинамических тенденций: идентификации и обособления [19].

В последние годы в отечественной науке феномен одиночества представляли в философском (И.М.Ачильдиев, Л.И.Старовойтова), философско-социологическом (Г.М.Тихонов, Ж.В.Пузанова), социологическом (Ю.М.Черепухин, С.В.Куртиян) направлениях. Важно отметить социально-психологическое исследование Ю.М.Швалбы, О.В.Данчевой, психолого-педагогическое – О.Б.Долгиновой.

На основании данных исследований можно сделать вывод, что феноменология одиночества все еще недостаточно разработана в отечественной науке. Одиночество как комплексный, психический феномен выступает объектом разных гуманитарных наук: социологии, классической социальной философии и психологии. Однако в отечественной психологии, за исключением диссертационного исследования Долгиновой О.Б., пока нет специальных работ, посвященных одиночеству. Не исследована его сущность, психологическая природа, генезис, не определено место в системе классификации психических явлений. Можно сказать, что отечественная психологическая наука как бы, не замечала этот феномен. Вероятно, поэтому представленные в мировой психологии подходы к изучению одиночества связаны с именами зарубежных ученых, которые в уходящем двадцатом столетии исследовали этот крайне актуальный феномен в самых разных аспектах. Конечно, и в советский период становления и развития психологии некоторые ученые видели угрозу для человека в остром переживании им чувства одиночества. Вот, к примеру, слова одного из классиков психологии Б.Г.Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения...».

При достаточно частом указании на одиночество как на психическое явление в отечественной психологии практически отсутствуют его теоретические и эмпирические исследования. Положение о том, что здоровье общества - это здоровье его членов, заслуживает изучения и в контексте емкой, межпредметной категории одиночества. В затянувшихся условиях социально-экономической нестабильности, характерной для нашей страны, проявления и последствия субъективного одиночества человека становятся по-особому злободневными и значимыми. Все более очевидна необходимость анализа природы и сущности этого состояния, специфики его переживания и проявления в жизни и деятельности.

Нельзя не согласится с Долгиновой О.Б., что при употреблении в описании или анализе личностных проявлений таких терминов, как "одиночество", "чувство одиночества", "состояние одиночества", "потребность в одиночестве", "изоляция", "уединение", и др., используются неоправданно широкие понятийные переносы. Например, большая и, несомненно, имеющая научную ценность, работа О.Н.Кузнецова и В.И.Лебедева «Психология и психопатология одиночества» в действительности мало имеет отношение к собственно одиночеству. Скорее всего, авторы используют термин «одиночество» в качестве подмены понятия сенсорной депривации. Бесспорно, что эти два психических явления требуют дальнейшего научного исследования и четкого разделения.

И.С.Кон, также как и Р.С.Немов, рассматривая вопросы психологии юношеского возраста, описывают некоторые реакции личности и ее окружения на одиночество, предпринимают попытку определить причины данного состояния. По-видимому, эти ученые не ставили перед собой задачу рассмотреть одиночество как психический феномен, исследовать его психологическую природу, поскольку даже не дают ему определения.

В работе Ю.М.Швалба и О.В.Данчевой, происходит подмена понятий «одиночество» на «уединение» и «изоляция», что ведет к невосполнимым понятийным и собственно психологическим потерям. В.А.Андрусенко также называет одиночество изоляцией от людей, мира в целом, но предлагает категорию «душевного одиночества как необходимого этапа в определении возможностей своего «Я».

Анализ научной литературы свидетельствует, что до сих пор не написана работа, в которой была бы дана целостная характеристика состояния одиночества, как психолого-педагогической проблемы. Сложность построения научной теории одиночества заключается в том, что, с одной стороны оно являет собой глобальное, сущностное, социально-обусловленное явление с недостаточно четкими критериальными признаками, с другой стороны, является фактом сложного психического переживания, уходящего в глубины индивидуального сознания (рефлексия, интимность, субъектность и пр.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.009 с.)