Понятие стресса. Стрессоры в рабочей деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие стресса. Стрессоры в рабочей деятельности.



Термин «стресс» впервые ввёл канадский врач Ганс Селье в 1946 году. Под стрессом он понимал «неспецифичный ответ организма на любое предъявленное ему требование». Иными словами стресс есть та реакция на требования извне или изнутри, которая нетипична для организма человека, то есть является неспецифической. Стресс возникает в момент наиболее сильной ответной реакции организма на требование среды, во время которой возникающее внутреннее напряжение выходит из-под контроля. Ганс Селье отмечал, что стресс является неотъемлемым компонентом жизни человека. Стресс может проявляться не выражено, неординарно, сдержано или не проявляться совсем, в этом состоит его главная проблема, однако без него человеческая жизнь немыслима.      

В современном мире каждый человек сталкивается со стрессом регулярно: постоянная спешка; большое количество социальных связей; постоянно меняющийся мир, где ежедневно на каждого из нас выливается огромное количество информации. Всё это не может не оказывать воздействия на человека. Однако стресс далеко не всегда оказывает пагубное воздействие на человека, зачастую он, напротив, повышает устойчивость организма. В таком случае речь идёт об эустрессе. И именно тот, кто лучше справится со стрессом и минимизирует его негативное воздействие, добьется наивысшего успеха в современном мире.

Существует несколько различных классификаций стресса по разным основаниям. Основной считается следующая классификация: - предстрессовое состояние – это нервное напряжение, тревога, которые возникают в ситуациях действия стрессовых факторов. При вовремя принятых мерах дальнейшее возникновение стресса можно предотвратить; - эустресс – кратковременный «полезный» стресс, приводящий к мобилизации организма; - дистресс – затянувшийся вредный деструктивный стресс, с которым организм не может справиться; - эмоциональный стресс – это те эмоции, которые являются неотъемлемыми спутниками стресса (гнев, печаль, страх и т.д.). В большинстве случаев именно эмоции, а не ситуация как таковая вызывают отрицательные изменения в организме.

Согласно другой классификации, стресс бывает физиологическим и психологическим. К физиологическому стрессу относится реакция организма на неблагоприятные условия среды. Сюда входит: - химический стресс, вызванный влиянием каких-либо веществ, недостатком кислорода или других минеральных веществ, голодом, жаждой; - биологический стресс, связанный с какими-либо болезнями; - физический стресс, вызванный высокими нагрузками; - механический стресс, связанный с любыми нарушениями целостности тела. К психологическому стрессу относится то напряжение, которое возникает в социальной, межличностной среде, при непосредственном контакте человека с обществом. Сюда относится: - внутриличностный стресс; - межличностный стресс; - личностный стресс; - информационный стресс; - рабочий стресс.

С начала 90-х годов ХХ века именно рабочий стресс стал одной из самых актуальных психологических проблем, всё большее количество специалистов стали рассматривать в качестве предмета исследования психическое здоровье работников и их профессиональное благополучие[3]. В современном мире у работников всё чаще возникают ситуации, когда при столкновении с определённой сложностью, они не способны в полной мере реализовать накопленное внутреннее напряжение, и тогда это напряжение может разрушить самого человека, особенно в условиях рабочей конкуренции, при взаимодействии с начальством и т.д.

Рабочий стресс в основном рассматривается с точки зрения его негативного влияния на профессиональную деятельность. А. Б. Леонова отмечает, что рабочий стресс возникает исключительно в условиях, когда требования профессиональной среды и индивидуальные личностные ресурсы не соответствуют друг другу[4].

Американский исследователь Л. Джуэлл выделяет несколько потенциальных стрессоров на работе:

1. Неуверенность в завтрашнем дне. Многие работники ощущают своё нестабильное положение на работе, боятся потерять своё место, что вызывает у них очень сильные переживания и тревогу.

2. Невозможность влиять на свою работу. Для работников важно ощущать свою значимость и необходимость, но у них может это не получаться либо из-за однообразности и монотонности выполняемых задач, либо из-за четкой инструкции, которую нельзя нарушать.

3. Ролевая двусмысленность и ролевой конфликт. Неопределенность в отношениях с коллегами или начальством, отсутствие четкого распределения  ролей и обязанностей также ведёт к риску возникновения стресса у сотрудников.

4. Давление рабочего графика. Гибкий график или сменная работа усложняют планирование внерабочих дел, что вводит человека в состояние неопределённости. Наоборот, слишком напряжённый график работы также негативно сказывается на самочувствии работника, ведь в таком случае, помимо нехватки время на личную жизнь, человек сталкивается с физическим истощением.

Преодолению любого стресса, в том числе и рабочего, способствуют оптимальные копинг-стратегии.

Понятие копинг-стратегий.

Термин «копинг» был введен в 30-е годы ХХ века Гансом Гартманом в связи с накопившейся потребностью в описании механизмов работы так называемой «свободной от конфликтов зоны Я». Для описания некоторых механизмов психологической защиты данный термин стал применяться только с 1960-х годов. Изначально термин «копинг» существовал в рамках возрастной психологии, но затем достаточно быстро покинул её границы и стал применяться в отношении всех людей, преодолевающих стрессовую ситуацию.  

Американские исследователи Р. Лазарус и С. Фолкман использовали понятие копинг (совладание) для описания используемых человеком приемов   преодоления стресса и тревожащих событий. Они определил данный термин как постоянно изменяющиеся когнитивные, поведенческие и эмоциональные человеческие усилия, которые направлены на устранение как внешних, так и внутренних противоречий. Эти противоречия (требования) оцениваются человеком как отягощающие или превышающие его личностные ресурсы. Это достаточно широкое понимание копинг-поведения, оно включает в себя всё взаимодействие человека с требованиями внешнего и внутреннего уровня. 

Среди отечественных исследователей, к сожалению, всё ещё нет единого понятийного аппарата по теме копинга. Большинство наших психологов пользуются адаптированным переводом английского слова «coping» - «совладание». Но некоторые ученые приводят другой вариант обозначения совладающего поведения, называя его «психологическим преодолением», вероятно, такой термин введен для того, чтобы избежать сравнений с предыдущими отечественными исследованиями данного феномена.

  Р. Лазарус и С. Фолкман составили следующую классификацию копинг-стратегий: проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг[5]. Проблемно-ориентированный копинг охватывает попытки человека улучшить свои отношения со средой с помощью изменения когнитивной субъективной оценки ситуации. Это достигается благодаря поиску информации о том, что и как делать, каким образом поступить, другой способ – это самоудержание от импульсных и спонтанных решений, необдуманных действий. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя действия и мысли, которые направленны на снижение негативного воздействия стресса на психофизиологическое состояние человека. Указателем результативности данного копинга является временное облегчение, несмотря на то, что полного устранения стрессовой ситуации не происходит. Яркими примерами эмоционально-ориентированного совладания могут служить разнообразные виды избегания, например, такие как отрицание и юмор.

В настоящее время чаще всего при классификации копинг-стратегий выделяют следующие основные виды:

1. Конфронтация. Данная стратегия включает в себя способы разрешения трудностей благодаря  не всегда чёткой целенаправленной поведенческой активности, за счёт проделывания определённых действий, которые способны изменить ситуацию, либо с их помощью возможно отреагирование отрицательных эмоций, связанных с возникшим напряжением. При выраженном предпочтении стратегии конфронтации  наблюдаются спонтанность и нервозность в поведении, агрессия, затруднено планирование своего поведения и предвидение результатов собственных действий, отмечается неадекватное упорство.

При выборе такой стратегии человек как бы вступает в открытое противостояние со сложившейся ситуацией, воспринимает её как враждебную. Копинг-действия при конфронтации лишаются всякой целенаправленности и становятся в основном последствиями разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается исследователями  как неадаптивная, однако при разумном использовании она создаёт потенциал человека к преодолению напряжённости благодаря активности, находчивости и умению отстаивать свои интересы при разрешении трудностей.

2. Дистанцирование (откладывание ответственности). Эта стратегия позволяет преодолевать отрицательные переживания благодаря субъективному снижению уровня  значимости негативной ситуации и меньшей эмоциональной вовлеченности в неё. Для стратегии дистанцирования типично использование приемов рационализации, переключения внимания, юмора и т.д.

3. Самоконтроль. Данная стратегия предполагает преодоление негативных переживаний с помощью целенаправленного подавления и сдерживания эмоций с целью уменьшения их влияния на восприятие ситуации. Копинг-действия при такой стратегии отличаются высоким контролем поведения, стремлением к сдержанности. У человека при выборе стратегии самоконтроля отмечается тенденция к самообладанию и подавлению потребностей, все личные переживания срываются от других людей. Часто такое поведение говорит о повышенном уровне личностной тревоги и чрезмерной требовательности человека к себе, что и приводит к такому серьёзному контролю всех действий.

4. Поиск социальной поддержки. Эта стратегия подразумевает разрешение негативных переживаний  за счет обращения за помощью к внешней социальной поддержке, к близким или единомышленникам с целью не пребывать в одиночестве в трудный момент. Для людей, которые выбирают данный вид копинг-стратегии, характерны ориентация на взаимодействие с социумом, они надеяться получить от других людей поддержку, мотивацию, совет и  сочувствие.

5. Принятие ответственности. Данная стратегия реализуется за счёт осознания и принятия своей роли в возникновении трудностей. При выборе такой стратегии человек принимает свои ошибки как данность и полностью осознаёт свою ответственность за решение имеющейся проблемы. Стратегия принятие ответственности характеризует понимание корреляции между своими действиями и их результатами, приводящими к тем или иным последствиям. При чрезмерном использовании данной стратегии возможно избыточное самобичевание.

6. Побег. Эта стратегия подразумевает уход от проблем, отрицание их наличия, перекладывание ответственности за последствия своих действий на других людей. Зачастую при выборе человеком данной стратегии за ним могут замечаться инфантильные формы поведения, такие как: игнорирование факта наличия проблемы, пассивность, отсутствие выдержки, вспышки гнева и показательного протеста, пребывание в мире фантазий и т.д. Стратегия побег считается неадаптивной, тем не менее, не стоит отрицать её пользу, пусть и только на краткосрочный период и при активном воздействии стрессогенных факторов.

7. Планирование. Эта стратегия направлена на преодоление возникшей проблемы путём целенаправленного анализа всей ситуации и тщательного подбора возможных вариантов действий. Стратегия планирование предполагает  выработку чёткой стратегии разрешения трудностей с учетом сопутствующих условий, накопленного опыта и имеющихся ресурсов.

8. Положительная переоценка. Данная стратегия подразумевает положительную переоценку возникшей проблемы путем её переосмысления, как возможности для личностного роста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.008 с.)