При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При президенте Российской Федерации». При президенте Российской Федерации»



При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Северо-Западный Институт Управления

 

 

Факультет Социальных технологий

Специальность: Психология

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Исследование копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша”»  

 

 

Автор работы:

студентка 4 курса

очной формы обучения

Олендская Екатерина Константиновна

Подпись ________________

 

Руководитель работы:

доцент кафедры социальных технологий, кандидат психологических наук Федоренко Виктория Валерьевна

Подпись ________________

 

 

Курсовая работа защищена

«___» ___________________

Оценка __________________

Подпись _________________

 

 

 

Санкт-Петербург, 2021 г.

 

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения копинг-стратегий. 6

1.1 Понятие стресса. Стрессоры в рабочей деятельности. 6

1.2 Понятие копинг-стратегий. 8

1.3 Отечественные и зарубежные исследования копинг-стратегий. 11

Глава 2. Организация и методы исследования. 18

2.1 Организация исследования и характеристика выборки. 18

2.2 Методы исследования. 19

2.3 Анализ результатов исследования. 21

Заключение. 29

Список литературы. 31

Приложения. 32

 

 

 


 

Введение.

Актуальность:

Несмотря на растущую с каждым годом популярность интернет-магазинов, большинство покупателей всё же предпочитают отправиться за покупками в традиционный магазин. По данным исследования [1], целью которого было выяснение популярности интернет-магазинов, установлено, что 30% опрошенных делают интернет-покупки часто (раз в несколько месяцев), 10% - не часто (не более одного раза в месяц) и 3 % совершают покупки редко (раз в несколько месяцев). Но большая часть опрашиваемых – 57%- не делают покупок в интернете или прибегают к ним в единичных редких случаях. Ключевыми преимуществами классического шопинга, объясняющими такое распределение покупательской активности, являются следующие факторы: желание людей примерить товар, проверить качество изделия до покупки, а также наполниться эмоциями от живого общения и получить консультацию при выборе товара от человека, разбирающегося в данной сфере.  

Особенно примерка товара и помощь продавца-консультанта играет большую роль в сфере продажи одежды. Большинство посетителей магазинов одежды заинтересованы в общении с сотрудниками торгового зала с целью получения профессионального совета при выборе вещи, а также для, простого, но зачастую такого необходимого, живого общения с людьми. Таким образом, продавец-консультант – должность, требующая постоянного взаимодействия с людьми. Безусловно, такое количество ежедневных социальных контактов не может не влиять на уровень стресса сотрудников магазина. Помимо этого стрессогенного фактора также существует и ряд других: строгая регламентированность действий продавцов, вводимая различными, а в особенности крупными, торговыми компаниями, натаскивание сотрудников исключительно на получение прибыли, материальная ответственность, а также быстрый темп работы и многозадачность.

Справиться с таким количеством стресса на работе удается далеко не каждому сотруднику, в связи с этим в торговой отрасли наблюдается достаточно большая текучесть кадров.  Розничная торговля отличается самой высокой текучестью кадров в России. Выводы сделаны на основе результатов нового исследования российского рынка труда, которое провело рекрутинговое агентство Antal Russia[2]. Важным условием, помогающим справиться с такого рода стрессом, является набор адекватных копинг-стратегий.

Стресс работников розничной торговли не раз становился предметом исследования. Примером могут служить работы таких авторов как: Труфанова Т. А. (2016), Серафимович И. В. (2017), Васильева Т. Н., Федотова И. В., Некрасова М. М. и Зуев А. В. (2018), Петраш М. Д. (2018).

Именно торговый персонал благодаря своим личностным качествам, а также знаниям, умениям и навыкам является ключевым звеном для успешного и продуктивного решения всех тактических задач компании. Поэтому так важно отслеживать уровень стресса продавцов, а также обучать их адекватным, советующим ситуациям копинг-стратегиям. 

Объект исследования: копинг-стратегии.

Предмет исследования: особенности копинг-стратегий  продавцов-консультантов магазина ООО «Манго Раша».

Цель исследования: исследование копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша” и разработка рекомендаций для развития эффективных копинг-стратегий.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме предмета исследования.

2. Выдвинуть гипотезу о выраженности копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий, соответствующий целям исследования.

4. Провести эмпирическое исследование выбранных характеристик.

5. Проанализировать полученные данные.

6. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

7. Сформулировать выводы.

8.  Разработать рекомендации для развития копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

Гипотеза: в копинг-стратегиях продавцов-консультантов менее выражены стратегии, связанные с поиском социальной поддержки.

Методы исследования:

1. Общенаучные теоретические методы исследования - анализ литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностический инструментарий:

· Опросник “Проактивное совладающее поведение” (Е. Р. Грингласс, Р. Шварцер, С. Туберт).

· Методика «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус).

 

3. Методы первичной математико - статистической обработки данных.

 

Организационная база исследования: продавцы-консультанты торговой точки ООО “Манго Раша” в торговом центре “Румба” (26 человек в возрасте 18-35 лет).

 

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения и списка литературы и двух приложений. Во введении представлена актуальность рассматриваемой проблемы, цель, задачи, гипотеза, объект, предмет, методы исследования. Первая глава посвящена теоретическим аспектам изучения копинг-стратегий. Во второй главе представлено эмпирическое исследование копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша”. В выводах и заключении изложены результаты исследования. Список литературы содержит перечень работ авторов из 12 наименований.

 

 

Понятие копинг-стратегий.

Термин «копинг» был введен в 30-е годы ХХ века Гансом Гартманом в связи с накопившейся потребностью в описании механизмов работы так называемой «свободной от конфликтов зоны Я». Для описания некоторых механизмов психологической защиты данный термин стал применяться только с 1960-х годов. Изначально термин «копинг» существовал в рамках возрастной психологии, но затем достаточно быстро покинул её границы и стал применяться в отношении всех людей, преодолевающих стрессовую ситуацию.  

Американские исследователи Р. Лазарус и С. Фолкман использовали понятие копинг (совладание) для описания используемых человеком приемов   преодоления стресса и тревожащих событий. Они определил данный термин как постоянно изменяющиеся когнитивные, поведенческие и эмоциональные человеческие усилия, которые направлены на устранение как внешних, так и внутренних противоречий. Эти противоречия (требования) оцениваются человеком как отягощающие или превышающие его личностные ресурсы. Это достаточно широкое понимание копинг-поведения, оно включает в себя всё взаимодействие человека с требованиями внешнего и внутреннего уровня. 

Среди отечественных исследователей, к сожалению, всё ещё нет единого понятийного аппарата по теме копинга. Большинство наших психологов пользуются адаптированным переводом английского слова «coping» - «совладание». Но некоторые ученые приводят другой вариант обозначения совладающего поведения, называя его «психологическим преодолением», вероятно, такой термин введен для того, чтобы избежать сравнений с предыдущими отечественными исследованиями данного феномена.

  Р. Лазарус и С. Фолкман составили следующую классификацию копинг-стратегий: проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг[5]. Проблемно-ориентированный копинг охватывает попытки человека улучшить свои отношения со средой с помощью изменения когнитивной субъективной оценки ситуации. Это достигается благодаря поиску информации о том, что и как делать, каким образом поступить, другой способ – это самоудержание от импульсных и спонтанных решений, необдуманных действий. Эмоционально-ориентированный копинг включает в себя действия и мысли, которые направленны на снижение негативного воздействия стресса на психофизиологическое состояние человека. Указателем результативности данного копинга является временное облегчение, несмотря на то, что полного устранения стрессовой ситуации не происходит. Яркими примерами эмоционально-ориентированного совладания могут служить разнообразные виды избегания, например, такие как отрицание и юмор.

В настоящее время чаще всего при классификации копинг-стратегий выделяют следующие основные виды:

1. Конфронтация. Данная стратегия включает в себя способы разрешения трудностей благодаря  не всегда чёткой целенаправленной поведенческой активности, за счёт проделывания определённых действий, которые способны изменить ситуацию, либо с их помощью возможно отреагирование отрицательных эмоций, связанных с возникшим напряжением. При выраженном предпочтении стратегии конфронтации  наблюдаются спонтанность и нервозность в поведении, агрессия, затруднено планирование своего поведения и предвидение результатов собственных действий, отмечается неадекватное упорство.

При выборе такой стратегии человек как бы вступает в открытое противостояние со сложившейся ситуацией, воспринимает её как враждебную. Копинг-действия при конфронтации лишаются всякой целенаправленности и становятся в основном последствиями разрядки эмоционального напряжения. Часто стратегия конфронтации рассматривается исследователями  как неадаптивная, однако при разумном использовании она создаёт потенциал человека к преодолению напряжённости благодаря активности, находчивости и умению отстаивать свои интересы при разрешении трудностей.

2. Дистанцирование (откладывание ответственности). Эта стратегия позволяет преодолевать отрицательные переживания благодаря субъективному снижению уровня  значимости негативной ситуации и меньшей эмоциональной вовлеченности в неё. Для стратегии дистанцирования типично использование приемов рационализации, переключения внимания, юмора и т.д.

3. Самоконтроль. Данная стратегия предполагает преодоление негативных переживаний с помощью целенаправленного подавления и сдерживания эмоций с целью уменьшения их влияния на восприятие ситуации. Копинг-действия при такой стратегии отличаются высоким контролем поведения, стремлением к сдержанности. У человека при выборе стратегии самоконтроля отмечается тенденция к самообладанию и подавлению потребностей, все личные переживания срываются от других людей. Часто такое поведение говорит о повышенном уровне личностной тревоги и чрезмерной требовательности человека к себе, что и приводит к такому серьёзному контролю всех действий.

4. Поиск социальной поддержки. Эта стратегия подразумевает разрешение негативных переживаний  за счет обращения за помощью к внешней социальной поддержке, к близким или единомышленникам с целью не пребывать в одиночестве в трудный момент. Для людей, которые выбирают данный вид копинг-стратегии, характерны ориентация на взаимодействие с социумом, они надеяться получить от других людей поддержку, мотивацию, совет и  сочувствие.

5. Принятие ответственности. Данная стратегия реализуется за счёт осознания и принятия своей роли в возникновении трудностей. При выборе такой стратегии человек принимает свои ошибки как данность и полностью осознаёт свою ответственность за решение имеющейся проблемы. Стратегия принятие ответственности характеризует понимание корреляции между своими действиями и их результатами, приводящими к тем или иным последствиям. При чрезмерном использовании данной стратегии возможно избыточное самобичевание.

6. Побег. Эта стратегия подразумевает уход от проблем, отрицание их наличия, перекладывание ответственности за последствия своих действий на других людей. Зачастую при выборе человеком данной стратегии за ним могут замечаться инфантильные формы поведения, такие как: игнорирование факта наличия проблемы, пассивность, отсутствие выдержки, вспышки гнева и показательного протеста, пребывание в мире фантазий и т.д. Стратегия побег считается неадаптивной, тем не менее, не стоит отрицать её пользу, пусть и только на краткосрочный период и при активном воздействии стрессогенных факторов.

7. Планирование. Эта стратегия направлена на преодоление возникшей проблемы путём целенаправленного анализа всей ситуации и тщательного подбора возможных вариантов действий. Стратегия планирование предполагает  выработку чёткой стратегии разрешения трудностей с учетом сопутствующих условий, накопленного опыта и имеющихся ресурсов.

8. Положительная переоценка. Данная стратегия подразумевает положительную переоценку возникшей проблемы путем её переосмысления, как возможности для личностного роста.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме предмета исследования.

2. Выдвинуть гипотезу о выраженности копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий, соответствующий целям исследования.

4. Провести эмпирическое исследование выбранных характеристик.

5. Проанализировать полученные данные.

6. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

7. Сформулировать выводы.

8.  Разработать рекомендации для развития копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

Гипотеза: в копинг-стратегиях продавцов-консультантов менее выражены стратегии, связанные с поиском социальной поддержки.

Эмпирическое исследование проводилось на базе торговой точки ООО «Манго Раша» в торговом центре «Румба». В исследовании приняли участие 26 человек. Из них 6 мужчин и 20 женщин в возрасте от 18 до 35 лет. 8 участников исследования имеют высшее образование различных направлений, 12 человек являются студентами высших учебных заведений, остальные 6 человек обучаются в средних специальных учебных учреждениях, стаж работы каждого из участников исследования превышает полгода. Исследование проводилось в 10 часов утра, усталости у респондентов не наблюдалось.

Методы исследования.

В соответствии с поставленными задачами были выбраны следующие конкретные психодиагностические методики:

1. Опросник «Проактивное совладающее поведение» (PCI) под авторством Е.Р. Грингласс, Р. Шварцера и С. Туберт в адаптации Е.С. Старченковой.

2. Методика «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Санкт-Петербургского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева под руководством Л.И. Вассермана.

Первая методика опросник «Проактивное совладающее поведение» рассматривает копинг с точки зрения социального компонента. Опросник интегрирует аффективные, когнитивные, социальные и интенциональные факторы в набор копинг-стратегий. Авторы - Е.Р. Грингласс, Р. Шварцер и С. Туберт - установили, что проактивный копинг является определенным стилем жизни, который основан на убеждённости в том, что все зависит не столько от внешних факторов, сколько от его собственных внутренних процессов, то есть от него самого.

В нашей стране адаптацию данной методики произвела кандидат психологических наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ Е.С. Старченкова. Исследователь считает, что именно проактивный копинг самый продуктивный и эффективный с точки зрения преодоления трудных ситуаций, особенно результативно он позволяет справиться с рабочим стрессом и предотвратить профессиональное выгорание.

Опросник «Проактивное совладающее поведение» состоит из 55 вопросов, которые распределены на 6 шкал:

1 шкала - Проактивное совладание;

2 шкала - Рефлексивное совладание;

3 шкала - Стратегическое планирование;

4 шкала - Превентивное совладание;

5 шкала - Поиск инструментальной поддержки;

6 шкала - Поиск эмоциональной поддержки.

Авторы предлагают для сокращения времени использовать опросник только по первой шкале, однако в данной работе используется полная версия методики.

Вторая методика «Способы совладающего поведения», автором которой является американский психолог Р.Лазарус, направлена на диагностику совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях. Данный копинг-тест давно зарекомендовал себя как валидный и надёжный на просторах психологических исследований. 

Адаптацию этой методики для нашей страны выполнили сотрудники Санкт-Петербургского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева под руководством доктора медицинских наук Л.И. Вассермана. Группа ученых института значительно переработала и адаптировала вопросы, а также разработала новый принцип перевода первичных «сырых» баллов во вторичные итоговые на основе пола и возраста испытуемых, что только повысило надежность данной методики.

Опросник содержит 50 утверждений, каждое из которых означает то или иное поведение в стрессовых или проблемных для личности  ситуациях. Утверждения оцениваются по 4-х балльной шкале от 0 до 3, где 0 -абсолютная нетипичность данного поведения, а 3 - частое использование данных действий.

Утверждения опросника разделены на 8 шкал:

1 шкала – Конфронтация;

2 шкала – Дистанцирование;

3 шкала – Самоконтроль;

4 шкала - Поиск социальной поддержки;

5 шкала - Принятие ответственности;

6 шкала - Бегство-избегание;

7 шкала - Планирование решения проблемы;

8 шкала - Положительная переоценка.

Средние показатели шкал

  Проактивное совладание Рефлексивное совладание Стратегическое планирование Превентивное совладание Поиск инструментальной поддержки Поиск эмоциональной поддержки
Среднее значение 42 31 10 28 17 13

Максимальные показатели шкал опросника:

Шкала 1. Проактивное совладание - 56.

Шкала 2. Рефлексивное совладание - 44.

Шкала 3. Стратегическое планирование -16.

Шкала 4. Превентивное совладание - 40.

Шкала 5. Поиск инструментальной поддержки - 32.

Шкала 6. Поиск эмоциональной поддержки - 20.

Затем, исходя из среднего показателя и максимально возможного количества баллов каждой шкалы, была рассчитана степень выраженности каждой копинг-стратегии. Результаты представлены на Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Копинг-стратегии продавцов-консультантов по результатам опросника «Проактивное совладающее поведение»

На диаграмме видно, что в данной выборке доминируют следующие стратегии:

1. Проактивное совладание - 75%

2. Рефлексивное совладание - 70%

3. Превентивное совладание - 70%.

Все три стратегии направлены на дальнейшее составление рекомендаций, постановку целей и предвосхищение возможных стрессоров в дальнейшем.

Наименьшую выраженность имеет стратегия поиска инструментальной поддержки (53%).  Данная стратегия связана с непосредственным общением с людьми. Вероятнее всего, эта стратегия имеет слабую выраженность именно из-за того, что в ходе работы продавцам-консультантам приходится много общаться с людьми, и именно такое большое количество социальных контактов зачастую является самым сильнодействующим стрессором. Поэтому продавцы-консультанты так неохотно выбирают для противостояния стрессу стратегию, требующую помощь других людей.

В результате использования методики «Способы совладающего поведения» Р.Лазаруса были получены «сырые» баллы, которые представлены в Таблице 3.

Таблица 3.

«Сырые» показатели методики «Способы совладающего поведения»

  Конфронтация Дистанцирование Самоконтроль Поиск социальной поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка
1 9 11 15 11 10 8 15 15
2 9 8 15 13 10 21 11 13
3 9 13 16 11 9 15 15 17
4 11 17 16 10 9 12 14 15
5 11 9 16 11 7 6 9 10
6 6 10 14 8 6 8 10 11
7 9 8 13 11 6 13 13 18
8 11 10 15 12 6 12 15 12
9 12 10 15 6 7 13 15 17
10 15 13 16 7 10 14 16 17
11 14 11 13 10 10 14 15 17
12 13 8 14 11 7 14 16 17
13 14 6 9 5 7 15 17 12
14 6 9 10 11 7 18 8 6
15 11 10 15 15 8 17 14 14
16 11 11 14 15 7 11 16 18
17 9 11 13 15 8 16 14 12
18 7 13 10 12 7 15 10 13
19 2 14 10 10 3 10 8 11
20 11 12 9 7 7 15 11 16
21 9 13 15 9 11 12 18 14
22 13 12 14 12 8 16 15 12
23 8 8 8 8 4 10 8 9
24 13 14 16 9 11 21 13 16
25 10 10 13 12 7 13 16 17
26 14 15 15 14 11 16 13 12

Затем «сырые» баллы были переведены в стандартные в соответствии с таблицей перевода, которая прилагается к методике. Перевод происходит в соответствии с полом и возрастом испытуемого. Таблица Стандартные показатели приведены в Таблице 4.

Таблица 4.

Заключение.

Было проведено эмпирическое исследование копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша”. Объектом исследования явились копинг-стратегии, предметом исследования - особенности копинг-стратегий продавцов-консультантов магазина ООО “Манго Раша”.

Гипотеза исследования о том, что в копинг-стратегиях продавцов-консультантов менее выражены стратегии, связанные с поиском социальной поддержки, подтвердилась эмпирическим исследованием с помощью такого психодиагностического инструментария, как опросник «Проактивное совладающее поведение» (Е.Р. Грингласс, Р. Шварцер и С. Туберт, адаптация Е.С. Старченковой) и методика «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, адаптация Л.И. Вассермана). Было выявлено, что для продавцов-консультантов менее характерны следующие стратегии:

1. Поиск инструментальной поддержки (опросник «Проактивное совладающее поведение»)

2. Поиск социальной поддержки (методика «Способы совладающего поведения»)

Цель исследования, которая заключалась в исследовании копинг-стратегий продавцов-консультантов ООО “Манго Раша” и разработке рекомендаций для развития эффективных копинг-стратегий, достигнута.

Все поставленные задачи, а именно –

1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме предмета исследования.

2. Выдвинуть гипотезу о выраженности копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

3. Подобрать психодиагностический инструментарий, соответствующий целям исследования.

4. Провести эмпирическое исследование выбранных характеристик.

5. Проанализировать полученные данные.

6. Подтвердить или опровергнуть поставленную гипотезу.

7. Сформулировать выводы.

8.  Разработать рекомендации для развития копинг-стратегий у продавцов-консультантов.

- были выполнены.

Данные, полученные в ходе исследования, могут быть полезны при разработке программ обучения и развития сотрудников торговой отрасли. Продавцам-консультантам очень важно научиться продуктивно и эффективно совладать со стрессом, ведь при их работе, связанной с большим количеством социальных контактов, его не избежать. Руководители торговых организаций должны отчётливо осознавать, что именно торговый персонал благодаря своим личностным качествам, а также знаниям, умениям и навыкам является ключевым звеном для успешного и продуктивного решения всех тактических задач компании. Поэтому так важно отслеживать уровень стресса продавцов, а также обучать их продуктивным, советующим ситуациям копинг-стратегиям.

 

Список литературы.

 

1. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема. // Психологические исследования. - 2009. - №1(3).

2. Богданова М.В. Защитно-адаптационные конструкты в системе жизнеобеспечения личности. // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - №5. - с. 113-119

3. Вассерман Л.И. Методика для психологической диагностики совладающего поведения в стрессовых и проблемных для личности ситуациях.// СПб.: Издательство “Санкт-Петербургский психоневрологический институт имени В.М. Бехтерева” - 2016. -113 с. 

4. Грановская Р.М. Психологическая защита. // СПб.: Речь, 2019. - 476 с.

5. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2018. -720 с.

6. Журавлев А.Л., Крюкова Т.Л., Сергиенко Е.А. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы. // М.: Издательство “Институт психологии РАН”, 2013. - 474 с.

7. Либина А. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. // М.: Эксмо, 2019. -318 с.

8. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. // СПб.: Питер, 2020. - 583 с.

9. Никифоров Г.С. Психология менеджмента: практикум. // СПб.: Речь, 2017. - 535 с.

10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №1.

11. Старченкова Е.С. Концепция проактивного совладающего поведения. // СПб.: Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. -№2(12).

12. Черемискина Ирина Игоревна, Негриняк Наталья Александровна Профессиональный стресс и копинг-стратегии у сотрудников торговой компании // Территория новых возможностей. 2019. №2.

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Опросник «Проактивное совладающее поведение»

Приложение 2.

Методика «Способы совладающего поведения»

 

 


[1] Ямалиева Резеда Айдаровна Популярность интернет-торговли // Science Time. 2017. №11 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/populyarnost-internet-torgovli

[2] Исследование рынка труда 2020: удовлетворенность работой [Электронный ресурс]. – URL:https://antalrussia.ru.

[3] Черемискина Ирина Игоревна, Негриняк Наталья Александровна Профессиональный стресс и копинг-стратегии у сотрудников торговой компании // Территория новых возможностей. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-i-koping-strategii-u-sotrudnikov-torgovoy-kompanii

[4] Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2013. Т. 22, No1.С.16–24.

[5] Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус. – Санкт-Петербург: Медицина, 2017. –178 с.

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.18.220.243 (0.095 с.)