Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Измерение в психологии 1.1. Измерительные шкалы
Измерением называется приписывание чисел объектам или явлениям в соответствии с определенными правилами. В психологии измерение позволяет произвести описание какого-либо свойства изучаемого объекта, через соответствующий ему признак, отражающий в числовой шкале выраженность этого свойства. Однако, число, приписанное объекту, еще ни о чем не говорит, если не известны правила, по которым происходило это приписывание. Число приобретает смысл только в том случае, если известна шкала, в которой производилось измерение.
В зависимости от того, с помощью какой операции производится измерение, выделяют четыре типа шкал (измерительные шкалы С. Стивенса): шкала наименований (номинативная), шкала порядка (порядковая или ранговая), шкала интервалов (интервальная) и шкала отношений (абсолютная). В зависимости от типа шкалы к числам могут быть применимы, а могут быть и неприменимы те или иные математические операции.
Номинативная шкала. В этой шкале числа,присвоенные объектам,говоряттолько лишь о том, что эти объекты различаются. По сути, это классификационная шкала. Так, например, исследователь может приписать женщинам ноль, а мужчинам единицу, или наоборот, и это будет говорить только о том, что это два разных класса объектов. Чисел в шкале наименований может быть столько, сколько существует классов объектов подлежащих измерению. При этом ни сумма этих чисел, ни их разность, ни произведение не будут иметь никакого смысла, т.к. в шкале наименований не осуществима ни одна арифметическая операция. Числа в шкале наименований могут быть любыми, хотя, как правило, отрицательные не используются.
Наиболее часто в психологических исследованиях используется дихотомическая шкала наименований, которая задается двумя числами – нулем и единицей. Наиболее распространенные примеры таких шкал в психологии это: пол (мужчина – женщина), успешность выполнения задания (справился – не справился), соответствие норме (норма – патология), психологический тип (экстраверт – интроверт) и т.д. Распространены также и другие типы шкал. Например, шкала социального статуса (дошкольник - 1, школьник - 2, студент - 3, работающий - 4, безработный - 5, пенсионер - 6). При этом порядок приписывания чисел каждому классу обусловлен только удобством для исследователя. Единственные подсчеты, которые можно производить с числами данного типа шкал – это частотный анализ с указанием количества случаев в каждой категории. Например, количество испытуемых в каждой из шести рассмотренных нами выше групп.
Номинативная шкала является качественной (описывает качественные отличия объектов одной группы от объектов другой), неметрической (не используются метрики, не производится расчета параметров – среднего значения и стандартного отклонения) шкалой.
Ранговая шкала. Числа,присвоенные объектам в этой шкале,будут говорить остепени выраженности измеряемого свойства у этих объектов, но, при этом, равные разности чисел не будут означать равных разностей в количествах измеряемых свойств. В зависимости от желания исследователя большее число может означать большую степень выраженности измеряемого свойства (например, в случае измерения коэффициента интеллекта испытуемых) или меньшую (например, в таблице результатов спортивных соревнований), но в любом случае, между числами и соответствующими им объектами сохраняется отношение порядка. То есть, для испытуемых А, B и C, проранжированных по выраженности коэффициента интеллекта: 1, 2 и 3 – мы можем сказать только, что у испытуемого С – самый высокий коээфициент интеллекта, а у испытуемого А – самый
низкий. При этом, на сколько и тем более во сколько больше коэффициент одного испытуемого по сравнению с другим мы сказать не можем. Шкала порядка задается положительными числами, и чисел в этой шкале может быть столько, сколько существует измеряемых объектов.
Следует соблюдать несколько важных правил ранжирования:
1. Строго соблюдать порядок ранжирования: либо от меньшего ранга – к большему, либо от большего – к меньшему. Важно лишь помнить направление ранжирования признака.
2. Соблюдать правило подсчета связанных рангов, когда выраженность измеряемого свойства одинакова у нескольких объектов. Например, если все три
испытуемых в тесте измерения коэффициента интеллекта демонстрируют один и тот же результат, им обязательно необходимо приписать одинаковый (средний) ранг. То есть, все три ранга, которые выделены измерения для этих испытуемых, необходимо распределить среди них полностью – у каждого испытуемого должен быть приписанный ему ранг. В нашем случае средний ранг будет равен 2. Для нахождения этой величины нам необходимо просуммировать все ранги, выделенные на испытуемых с одинаковыми результатами, и разделить сумму на число этих испытуемых: (1+2+3)/3=2. Следующий, четвертый испытуемый, результаты которого отличаются от результатов предыдущих, также должен быть измерен в ранговой шкале, и ему следует приписать следующий свободный ранг 4, поскольку первые три ранга уже заняты результатами первых трех испытуемых. В итоге ряд результатов измерений в нашем случае может выглядеть следующим образом: 2, 2, 2, 4.
Ранговая шкала является количественной (описываются количественные отличия одних объектов от других), неметрической шкалой.
Шкала интервалов. В отличие от двух предыдущих шкал в этой шкалесуществует единица измерения, либо реальная (физическая), либо условная, при помощи
которой можно установить количественные различия между объектами в отношении измеряемого свойства. Равные разности чисел в этой шкале будут означать равные различия в количествах измеряемого свойства у разных объектов, или у одного и того же объекта в разные моменты времени. Однако, то, что одно число оказывается в несколько раз больше другого, не обязательно говорит о таких же отношениях в количествах измеряемых свойств. В шкале интервалов может быть задействована вся числовая ось, но при этом ноль не указывает на отсутствие измеряемого свойства, т.к. нулевая точка часто является произвольной, как в шкале температуры по Цельсию, либо вообще отсутствует, как в некоторых шкалах психологических тестов. Благодаря таким свойствам, шкала интервалов получила широкое распространение в психологии, на ней основано большинство психодиагностических, а также стандартизированных шкал (например, стенов или стенайнов).
Интервальная шкала является количественной, метрической (метрики в этом случае рассчитываются, производится дополнительное описание распределения с помощью параметров) шкалой. Шкала отношений. В шкале отношений также существует единица измерения,
при помощи которой объекты можно упорядочить в отношении измеряемого свойства и установить количественные различия между ними. Особенностью шкалы отношений является то, что к числам в этой шкале применимы все математические операции, а это значит, что отношения между числами соответствуют отношениям между количествами измеряемых свойств у разных объектов. В этой шкале обязательно присутствует ноль, который говорит об абсолютном отсутствии измеряемого свойства. Большинство ныне существующих физических шкал, которые могут использоваться и психологами, (длины, массы, времени, температуры по Кельвину и т.д.) являются яркими примерами шкал отношений. В психологии из шкал отношений наиболее часто используются шкала вероятностей и шкала баллов, основанных на математических или физических расчетах
(количество решенных заданий, количество ошибок, количество положительных ответов и т.д.).
Шкала отношений является количественной, метрической шкалой.
Между самими шкалами существуют отношения порядка. Каждая из перечисленных шкал является шкалой более высокого порядка по отношению к предыдущей шкале. Так, например, измерения, произведенные в шкале отношений, можно перевести в шкалу интервалов, из шкалы интервалов – в шкалу порядка, но обратная процедура будет невозможна, т.к. при переходе к шкалам более низкого порядка часть информации (о единицах измерения, количествах свойств) теряется. Пример такого перевода представлен в табл. 1.
Табл. 1. Пример перевода результатов измерений коэффициента интеллекта (IQ) из шкалы отношений в интервальную, порядковую и номинативную шкалы.
Тем не менее, это не всегда означает, что шкалы более высокого порядка предпочтительней по отношению к шкалам более низкого порядка, а в ряде случаев – даже, наоборот. Например, количество правильно выполненных заданий в тесте интеллекта (шкала отношений) гораздо выгодней представить в стандартизированной шкале IQ (шкала интервалов), а множество разнообразных поведенческих реакций – в виде типологии темперамента или личности (номинативная шкала). Наконец, существуют такие признаки объектов, которые можно измерить в любой шкале (например, возраст), и такие, к измерению которых подходит только одна шкала (например, пол). На выбор измерительной шкалы, таким образом, могут оказывать влияние многие факторы: как достоинства самой шкалы, так и специфика самого объекта измерения.
В результате измерений у исследователя оформляется таблица исходных данных типа «объект-признак», где по строкам обычно располагаются измеренные случаи (объекты), по столбцам обычно располагаются измеренные признаки (табл. 2). В дальнейшей обработке признаки выступают в роли изменчивой характеристики: переменной – значение которой меняется от объекта к объекту.
Табл. 2. Пример таблицы исходных данных
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.017 с.) |