Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Моральные и нравственные начала в медицине
Как свидетельствуют историки, самые первые морально-нравственные начала у людей зародились в Месопотамии около 3000 лет до н.э. Они носили характер запретов на все антирелигиозные действия, и касались в основном служителей культа, претендующих на врачевание души и тела людей. Только те люди, которые обладали сакраментальными (лат. sacramentalis - священный, обрядовый) знаниями и умениями имели право быть целителями, т.е. врачами. А в Вавилоне 2500 лет до н.э. был создан первый медицинский кодекс. Он содержал перечень наказаний лекарей за нарушения ими требований при лечении. В древней Персии целители должны были овладевать искусством профессионального лечения и при этом вырабатывать в себе качества корректного поведения с больными. По словам Геродота (484-424 до н.э.), посетившего Египет в V веке до н.э., в арсенале лечебных средств, наряду с физическими и биологическими формами воздействия на пациента, активно и эффективно использовались моральные: словесные, мимические и пантомимические воздействия. В медицинской сфере принципы морально-нравственного сознания впервые были разработаны и философски обоснованы врачом и мыслителем Гиппократом (ок. 460 - ок. 377 до н.э.). Он клялся, что «чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» (Гиппократ. М., 1994. С. 85). Позже и Цицерон (106-043 до н.э.) указывал на два осознанных первоначала моральных ориентиров в медицине: «никому не вредить и приносить пользу». Морально-нравственное сознание в медицинской практике врачами (лекарями) прошлого характеризовалось как доктринальные (лат. doctrina - официальный принцип) установки-требования. Они претворялись в медицину в виде жестких нормативов, содержанием которых была целостная программа философско-нравственного воспитания врача. Но, к сожалению, доктринальность в медицине нередко переходила в назидательное морализирование, как правило, пустое, и тем самым вызывала к себе негативное отношение. Врачебная (медицинская) этика указывает на традиционный морально-нравственный уровень гуманной культуры всех медицинских кадров. В современных условиях врачебная этика по-прежнему успешно решает сложные морально-нравственные проблемы. Однако в нашей жизни появились принципиально иные социальные отношения, и они уже влияют на научно-медицинские кадры. Речь идет о непростых в морально-нравственном отношении проблемах меркантильного свойства. Они не новы в принципе. Вспомним, как в романе Э.М. Ремарка «Триумфальная арка» врач Равик открыто ведет денежные расчеты, когда больной лежит на операционном столе. А в романе Артура Хейли «Окончательный диагноз» доктор Пирсон сознательно подписывает ложное заключение о причинах гибели больного, так как за это фирма выплачивает ему солидное вознаграждение. Такое сегодня уже проявляется и в медицинской сфере нашей страны. Врачебная этика требует от врача, медицинской сестры, фармацевта повышения нравственной ответственности за выполнение своего долга и перед пациентами, и перед мировой общественностью, не взирая ни на какие перемены.
Врач и писатель В.В. Вересаев (1867-1945) в свое время (начало ХХ века) справедливо замечал: «Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки (медицинской - Ю.Х.) до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле, - настаивал врач-мыслитель, - узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику» (Вересаев В.В. По поводу «Записок врача». Собр. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1985. С. 359). Сегодня эти мысли В. Вересаева воплощаются в жизнь на принципах биомедицинской этики. В современную эпоху научно-технических достижений ученыемедики попали в весьма непростую морально-нравственную ситуацию. Они созидают то, чего никогда не было в природе. Но это их творение имеет неоднозначное значение. Многое направлено во благо людей, но немало и во вред. Это касается медиков, которые имеют отношение к биомедицинским технологиям, генной инженерии и т.д. Нельзя не признать, что физики и химии дали много доброго людям в их техническом обустройстве, но они одновременно создали термоядерное оружие или сотворили отравляющие вещества. Так, микробиологи продуктивно защищают массы людей от вредоносных микроорганизмов и при этом создают страшное бактериологическое оружие. Этот научно-творческий процесс ученых, техников и технологов нельзя остановить, но можно и нужно на него целенаправленно воздействовать, развивая у них гуманное самосознание и высокую нравственную ответственность.
Революционные прорывы в современной науке, технике, технологии, медицине потребовали незамедлительной выработки новых морально-нравственных принципов и правил для людей науки, но особенно - медиков. Эти морально-нравственные принципы и нормы должны быть жесткими и категоричными в плане сдерживания любых авантюрных замыслов или проектов. Новая этика должна будоражить прежде всего совесть специалиста, который, будучи творцом нового, должен быть и демиургом (греч. demiurgos - мастер) порядка в мире и жизни человека. Это может и должна осуществить новая гуманная этика как практическая философия, воздействуя на разум, чувства и совесть всех ученых и медиков. Вспомним о зловещей истории, происшедшей в ФРГ с медицинским препаратом талидамид, который врачи рекомендовали принимать женщинам, плохо переносящим беременность! В итоге около 6-ти тысяч детей появились на свет уродами, а две тысячи из них вскоре погибли. Это свидетельство нравственной безответственности медиков. Но как этот научный эксперимент соотносился с нравственным самосознанием ученых и медиков и традиционной моралью, которая в научном мире была как бы вынесена за скобки? Как соотнести успехи биотехнологии с требованиями традиционной этики и права вообще и в медицине в частности? Человеческий мир - это сообщество людей, это естественная взаимосвязь людей друг с другом и со всем живым природным миром. Научная, медицинская, философская общественность мира в силу всего этого вынуждена вырабатывать принципиально иные морально-нравственные требования к исследователям природы: ученым, медикам, другим специалистам, создавать новые контрольные принципы в науке, медицине, действие которых было бы направлено на обеспечение надежной защиты не только жизни людей, но и всего живого на Земле. Новые морально-нравственные принципы и правила в науке и медицине должны надежно защищать жизнь человека и современные общественные интересы и потребности людей. В конце ХХ столетия Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла решение, запрещающее клонирование человеческого организма. Генетики правомерно считают, что клонирование как способ продолжения человеческого рода неприемлем и с моральной точки зрения, а с научной - селекция людей с особо ценными геномами и клонирование невозможны. Они носят скорее гипотетический и спекулятивный характер, чем научно-практический. Исходя из гуманитарных целей науки, биоэтика называет особо приоритетными принципы жизни - справедливость и честь, милосердие и сострадание, уважение и любовь и т.д. Врачу важно всегда помнить слова И.П. Павлова, что «человек - неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойной веры, надежды, любви». В связи с принципиально новыми обстоятельствами, которые складываются в мире науки и медицины (особенно биомедицины), моральные обязательства задают ученым, практическим врачам иные направления вопросов по поводу того, что следует делать, чтобы их действия не противоречили морали и праву. Эти вопросы возникают в связи с задачами, которые стремятся решить медикобиологическая наука и технология. Их инновационные разработки преподносят общественности и политикам некие философскоэтические вызовы социально-культурного свойства. Речь идет о моральной ответственности исследователей за возможные негативные воздействия на жизнь в таких, пока еще мало изученных областях науки, как, например: репродуктивные технологии, молекулярная генетика, нанотехнология, биотехнология, ксенотрансплантация и мн. др. Поэтому исследовательская деятельность ученых и медиков в современных условиях в центре внимания новой этики - биоэтики.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.232 (0.009 с.) |