Философская методология - основа научной медицины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская методология - основа научной медицины



Философская методология теснейшим образом связана с конкретными науками, и в том числе с медицинскими. Она стимулирует выработку новых всеобщих методов (греч. methodos - путь исследования), помогает избежать односторонности, схематизма в их использовании. Нередко философская методология стихийно, без согласия самого врача, врывается в его повседневную жизнедеятельность, и он следует за стихийной диалектикой самих фактов. «Должен сказать откровенно, - признавался один весьма авторитетный врач, - что когда я начал анализировать работу врача с точки зрения диалектики, то сделал для себя открытие: оказывается, на протяжении сорока с лишним лет своей врачебной практики я, сам того не подозревая, мыслил диалектически». Чтобы не уподобляться мольеровскому Журдену, с удивлением узнавшему, что он всю жизнь говорил прозой, врач должен глубоко, сознательно и творчески усваивать философскую методологию научного познания.

Как известно, всякая наука опирается на два методологических компонента. Один из них означает использование всеобщих методов в деятельности, нацеленной на достижение новых знаний. Другой компонент - это некая система методов научной деятельности, связанная с использованием уже полученных истинных знаний на практике. Само понятие «философская методология познания» употребляется сегодня в различных смыслах. В одном из них она способствует осознанной выработке специальных методов научного познания, а в другом смысле - предложению методов понимания ценности эмпирического и теоретического материала для науки и практики. Конечно, философская методология научного познания во многом нацелена на осмысление уже полученного знания, которое анализирует и оценивает с помощью логики науки. В силу этого обстоятельства нередко методологию отождествляют со всей философией или ее частью - философией науки.

Подобное отождествление некорректно: философия науки не методология, а является лишь ее общетеоретической и мировоззренческой основой. Часто под методологией науки понимают ту или иную совокупность наиболее общих методов исследования. Но это тоже не совсем методология, а лишь объект исследования методологов. Существует и слишком зауженное ее понимание и использование, когда она отождествляется с частной, конкретной научной методикой изучения явления или процесса. Философская методология науки - это совокупность всеобщих, т.е. философских методов, способов и приемов, с помощью которых осуществляется опытно-экспериментальная, теоретико-познавательная, эвристическая и иная исследовательская деятельность. Философская методология в медицинском познании мира и человека включает в себя субординированные философские категории и ряд теоретически уточненных понятий разных медицинских наук о тех или иных заболеваниях.

Общепринято, что составными компонентами философской методологии познания являются наиболее общие или всеобщие методы, такие, как: диалектика, системный подход, синергетика и т.д. и т.п. На философский смысл всеобщих методов познания и создания философской методологии познания указывал еще Г. Гегель (1831-1870). «Метод, - писал он, - поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое он соотносится с объектом» (Гегель. Соч., т. VI., М., 1939. С. 299). Философская методология в науке рассматривается сегодня как некое системное учение о комплексе методов, принципов и способов организации и управления теоретической и практической деятельностью человека. Итак, освоение и отражение в сознании ученых окружающего мира, общества и человека осуществляется с помощью многообразных всеобщих познавательных методов и предстают они в виде некой научной теории.

Но эта научная теория становится методологией познания только тогда, когда она может быть использована не только в познании и не столько для объяснения уже известного знания, а для убедительного обоснования новых путей и способов познания неизвестного. Усложнение научного познания побудило ученых и философов науки создать специальное философское учение о познании и создании совокупных методов, приемов исследования природы, общества и человека. Всеобщие методы в научно-медицинском познании как отрасли особого постижения имеют свою уникальную особенность. Это - широта и глубина познавательных потребностей и интересов ученых, простирающихся от молекулярного уровня морфофизиологии человека до его гуманитарного развития и общественных форм взаимосвязей и взаимоотношений людей.

Подлинная медицинская наука требует обязательного перехода от констатации фактов к широким синтетическим обобщениям. Но объединить единой нитью все мысли о массе внешне разнообразных фактов может лишь методологически грамотный ученый-медик. Овладевать философской культурой методологического мышления необходимо всем медикам. И.П. Павлов предупреждал медиков, что «во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того, чтобы было, на что цеплять факты, для того, чтобы было с чем двигаться вперед, для того, чтобы было, что предполагать для будущих изысканий» (Павлов И.П. Полн. собр. соч. ТЛИ. Кн. 1. М., 1951. С. 107). А И.В. Давыдовский (1887-1968) вслед за корифеем медицинской науки заявил: «Я готов, по совету И.П. Павлова, перед господином фактом снять шляпу. Но совсем не лишним был бы совет, потом надеть ее и хорошо подумать о действительной стоимости факта (см. кн.: О проблеме причинности в медицине. М., 1965. С. 9).

Непосредственные выводы из единичных фактов - лишь один из начальных этапов научно-медицинского познания. Новые факты не вмещаются в прокрустово ложе отживших себя метафизических и, в частности, механистических категорий и принципов. В начале XX столетия тормозом научной медицины стала метафизическая концепция покоя, качественной неизменности, механистически понимаемого развития явлений и процессов. Проявлением метафизики в это время был, например, монокаузализм, сторонники которого считали, что для возникновения болезни достаточно причинного фактора (например, проникновения в организм микроба). Воздействие микроба якобы фатально порождает болезнь. Новые факты, накопленные естествознанием и медициной, пришли в противоречие с механистическим мировоззрением и требовали качественно иную философскую методологию познания.

Всякая наука опирается на два методологических компонента. Один из них означает деятельность, нацеленную на достижение новых знаний. Другой (как некая деятельность), связанный с практическим использованием уже полученных, истинных знаний. Философская методология медицинской науки не только способствует познанию, обоснованию и объяснению эмпирического и теоретического материала. Она во многом нацелена на создание целостного общенаучного знания. Подобные знания анализирует и оценивает логика науки. Само понятие философская методология познания употребляется в различных смыслах. Нередко такую методологию отождествляют со всей философией или ее частью - философией науки. Но подобное отождествление некорректно. Философия является лишь ее общетеоретической и мировоззренческой основой.

Методология науки - это совокупность всеобщих методов, способов и приемов познания, с помощью которых и осуществляется научно-познавательная, эвристическая, исследовательская деятельность. Вместе с тем методология выполняет и регулирующую, т.е. методологическую функцию. Теории общего характера по отношению к теориям частного, более узкого профиля, также могут выполнять методологическую роль. Так, учение Ч. Дарвина (1809-1882) выступило в роли своеобразной методологии по отношению ко всему комплексу отдельных биологических наук и более частных, специальных биологических и медико-биологических теорий. Павловское учение о высшей нервной деятельности также может рассматриваться как методологическая концепция по отношению к болезням психосоматического характера.

Исследование закономерностей развития организма в нормальном и патологическом состоянии предполагает применение диалектико-материалистической методологии. Это обусловлено тем, что в современной медицине происходит сверхактивная дифференциация научных знаний. Медицина насчитывает уже сотни самостоятельных разделов научных знаний. Врачу становится все труднее усвоить весь комплекс прежних и вновь возникающих теоретических положений, выводов, гипотез, фактов. Неизбежный и прогрессивный процесс дифференциации медицины имеет и некоторые теневые стороны, а именно: при отсутствии философской методологии он может способствовать возникновению односторонних обобщений. Философскометодологические проблемы стратегии и тактики диагностики являются трудно решаемыми, если врач полагается лишь на практический опыт клинициста. Но если он овладеет принципами, законами и категориями диалектической методологии, то станет философски грамотнее как специалист.

Путь к научной истине начинается с анализа (греч. analysis - разложение), т.е. мысленного или реального разделения целого на части, элементы; единства - на множество деталей; сложного - на компоненты и элементы. Анализ позволяет сосредоточить внимание ученого на свойствах частей, отношений, элементов целого. Анализ есть целенаправленный мыслительный переход от конкретного к абстрактному. Но при анализе следует учитывать, что в каждой сфере познания есть предел членения, например, до молекул, химических элементов, атомов. В противном случае произойдет переход в качественно иной мир свойств и закономерностей. Анализ имеет смысл только тогда, когда он позволяет перейти к синтезу (греч. synthesis - соединение), логическому восхождению к новой целостности.

В философском осмыслении нуждаются и проблемы диалектики диагностики, а также динамических, статистических, функциональных закономерностей, причинности, нормы и патологии, здоровья и болезни и др. Философия критически оценивает проблемы биомедицины, космической медицины, медицины катастроф и т.д. Она служит основанием для создания и развития собственной теории медицины. Органичное соединение в философии двух начал - научно-теоретического и практически-деятельного определяет своеобразие медицинского самосознания. Философия медицины взывает к человеческому разуму и совести, профессионализму и нравственности.

Исследование закономерностей развития организма в нормальном и патологическом состоянии предполагает применение диалектико-материалистической методологии. Это обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, в современной медицине происходит сверхактивная дифференциация научных знаний. В наше время медицина насчитывает сотни самостоятельных разделов научных знаний. Врачу становится все труднее усвоить комплекс прежних и вновь возникающих теоретических положений, выводов, гипотез, фактов. Неизбежный и прогрессивный процесс дифференциации медицины имеет и некоторые теневые стороны, а именно: при отсутствии философской методологии и научного мировоззрения он может способствовать возникновению односторонних обобщений.

В философии медицины здоровье нередко понимается как свобода на разных уровнях человеческой жизнедеятельности. На физическом - это свобода от болей или состояние благоприятного самочувствия. На психическом или душевном уровне - это свобода от мук негативных пристрастий и достижение определенного состояния невозмутимости и безмятежности. А на ментальном - это не только свобода от эгоизма и вульгарного индивидуализма, но и обретение смысла жизни. Полноценная человеческая жизнь в принципе немыслима без творческой деятельности, вне созидания нового. Нарушение этих факторов в жизнедеятельности человека нередко медики рассматривают как начало патологического процесса, ибо человек утрачивает способность к свободной и творческой жизнедеятельности. А часто и смысл собственной жизни.

Научно-материалистическая ориентация в медицине имеет богатые философские традиции. Это обусловлено тем, что все ее клинические теории и идеи исследователи познают и проверяют на основе тех телесных, материальных процессов, которые совершаются в организме. Не случайно в этой связи Л. Фейербах (1804-1872) называл медицину колыбелью материализма. Периоды взлета и упадка, наблюдаемые в той или иной науке в разные исторические периоды, во многом зависели от применяемой методологии научного познания. Методологический кризис в конце XIX и начале XX веков охватил не только физику и химию, но и биологию, и медицину. Одной из предпосылок этого кризиса в естествознании и в медицинской науке стало противоречие, возникшее между новыми эмпирическими данными, новыми фактами, с одной стороны, и старым метафизическим, механистическим методом познания, с другой.

Первым отличительным признаком науки может быть указание, что она является знанием, основанным на фактах, и организованным таким образом, чтобы объяснять явления природы и решать проблемы. Новые факты, не вмещавшиеся в прокрустово ложе отживших себя метафизических и, в частности, механистических категорий и принципов на рубеже XIX и XX столетий, стали тормозом медицины. Речь идет о метафизической концепции покоя, качественной неизменности, механистически понимаемого развития явлений и процессов. Проявлением метафизики в это время был, например, монокаузализм, сторонники которого считали, что для возникновения болезни достаточно причинного фактора (проникновения в организм микроба). Воздействие микроба якобы однозначно и по существу фатально порождает болезнь.

Метафизическое мышление может породить застой в любой науке. Иногда медицина, например, достигает такого уровня, что возникает впечатление определенной завершенности ее развития. В таких условиях метафизически мыслящие ученые приходят к выводу, что медицинская наука полностью исчерпала свои познавательные возможности, что она открыла все подлежащее изучению. Такое мнение было распространено после выхода в свет «Целлюлярной патологии» (1858) Рудольфа Вирхова. Некоторые считали, что целлюлярная (клеточная) патология - это вершина научной мысли, ибо она объяснила все важнейшие закономерности развития болезней. В развитии медицины, как и любой другой науки, может наступить и так называемая болезнь роста.

Непосредственные выводы из единичных фактов - лишь один из начальных этапов научно-медицинской деятельности. Подлинная медицинская наука требует обязательного перехода от констатации фактов к широким синтетическим обобщениям. Но объединить единой мыслью массу внешне разнообразных фактов может лишь философски образованный медик. Овладение философской культурой мышления позволяет преодолеть описательность и открыть то всеобщее, закономерное, что связывает воедино противоречивые явления. Медицинская наука стремится познать единство, ту закономерную связь явлений, которые скрыты за кажущейся их разобщенностью. Содержание медицины как науки гораздо шире ее фактологии. Ведь наука - это не только факты, но и те выводы и обобщения, которые из них вытекают. А последние существенно зависят от философскометодологической и научно-мировоззренческой позиции медикаисследователя.

Философия науки и медицины играет важную роль в медицинском познании. Она вооружает медиков методологией системного, антидогматического и гуманистически ориентированного подхода к изучению человека, его здоровья и болезней. Философская культура мышления позволяет ученым-медикам преодолевать односторонность в подходе к изучаемым проблемам и процессам в условиях усиливающейся узкоспециализированной научной и практической деятельности. Интеграционные тенденции в медицине начала XXI столетия на основе теории систем, информатики, эволюционных, экологических, синергетических и других идей, принципов и методов наиболее адекватно воспринимаются, а затем плодотворно используются учеными на основе научного философского мировоззрения и методологии.

В настоящее время в науке, в том числе и медицинской, продолжается процесс смены ряда познавательных парадигм о бытии человека: от философского осмысления отдельных фактов, предметов и явлений природы к изучению противоречиво развивающихся в ней процессов, а от них к постижению сложных систем жизнедеятельности организма человека в норме и патологии. Это также обусловливает повышение роли философской методологии, мировоззрения и стиля мышления в подготовке новых поколений ученых в медицинской сфере познания человека. Глубоко и всесторонне понять приоритетность здорового человека, его духовный потенциал в системе социокультурных ценностей способствует философский подход к изучению медиками проблем бытия людей.

Многие выдающиеся ученые-медики говорили о важной роли философии в научных исследованиях человека, клинической деятельности, формировании стиля мышления медиков. Было бы глубоко ошибочно недооценивать современную философию медицины с ее уникальным мировоззренческим, методологическим, гуманистическим, антимистическим потенциалом в условиях усиления борьбы против научной медицины различного рода знахарей, колдунов, магов, телепатов и т.п., которые в наше время с безрассудной агрессивностью «кашпируют», «чумакуют» и «джунируют» дезориентированных больных, часто не имеющих доступа к медицине, лекарственным средствам из-за их непрерывно растущей дороговизны.

Контрольные вопросы и задания:

 

===\\

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.81 (0.017 с.)