Подготовить и провести эмпирическое исследование по тематике психолого-педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовить и провести эмпирическое исследование по тематике психолого-педагогической деятельности.



Детский возраст, особенно дошкольный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его следующее развитие основные свойства и личностные качества. Диагностика детской тревожности и застенчивости заслуживает особенного внимания, так как, складываясь в свойство и личностное качество ребенка-дошкольника, тревожность может проявляться и в школьном возрасте устойчивой личностной чертой, и во взрослой жизни, стать причиной депрессии и психосоматических заболеваний.

В зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме достаточно редки и носят разрозненный характер, за исключением работ В.Р. Кисловской (1972); А.М. Прихожан (1977, 2000); Ю.Л. Ханина (1978,1991); И.А. Мусиной (1988); В.М. Астапова (1992). Все эти психологи в подошли к проблеме застенчивости и тревожности детей дошкольного возраста в полной мере.

В основу исследования положены теоретические положения и результаты исследований ученых в области: застенчивости как поведенческого проявления: Ф.Зимбардо, З.Фрейд, Джон Б. Уотсон, А. А. Захаров, К.К.Платонов и др.; тревожности и ее особенностей в дошкольном возрасте: З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм, А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова и др.; дошкольного возраста и гендерных проявлений. обусловленных данным возрастным этапом: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В.Абраменкова, И.И.Лунин, Э.Эриксон, Р.Бэрона, Д.Ричардсон.

Дошкольный возраст — это этап психического развития детей, охватывающий период от 3 до 6—7 лет, характерен тем, что ведущей деятельностью является игра, весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:

1.   младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;

2.   средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;

3.   старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

В период дошкольного возраста ребенок открывает для себя не без помощи взрослого мир человеческих взаимоотношений, разных видов деятельности.

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В период дошкольного возраста идет активное развитие внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

Исследования в области гендерного различия в психологии поведения дошкольников занимались такие ученые как В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985).

Проблема застенчивости нашла отражение в ряде научных исследований (Алексеева А.В., Веденичева А.В., Зимбардо Ф., Ньюкомб Н., Платонов К.К. другие). Под застенчивостью принято понимать широкий круг психологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствии других людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающей жизнь человека.

Тревожность изучали такие зарубежные исследователи, как З. Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, С.Салливен, Э. Фромм и такие отечественные ученые, как А.С.Спиваковская, Л.М.Костина, А.М.Прихожан, О.А.Коробанова, Р.С. Немов, Л.А. Китаев-Смык и другие.

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место в дошкольном возрасте, часто она проявляется и как состояние и как личностное свойство, может быть как открытой, так и скрытой. Скрытая форма предполагает специфические поведенческие проявления: агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность. Тревожность в дошкольном возрасте часто сопровождается определенными страхами: темноты, сказочных персонажей, разлукой с матерью, физического насилия, неприятия со стороны сверстников.

В качестве диагностических критериев застенчивости мы выбрали: уровень самооценки, степень уверенности в себе, степень решительности, характер тенденции к действию.

Тревожность и тревогу исследовали как открытую форму проявления тревожности, в качестве скрытого проявления тревожности диагностировали агрессивность.

Для их диагностики использовали метод тестирования: в рамках которого использовались следующие методики: методика «Лесенка» В.Г. Щур, методика «Несуществующее животное».

Выборка составила 12 человек, 6 мальчиков и 6 девочек.

Таблица 1

Состав выборки

№ пп Пол Возраст
1 мальчик 7лет
2 мальчик 6 лет
3 мальчик 7 лет
4 девочка 6 лет
5 девочка 6лет
6 девочка 6 лет
7 девочка 6 лет
8 мальчик 7 лет
9 девочка 7 лет
10 мальчик 6 лет
11 девочка 6 лет
12 мальчик 7 лет

 

В таблице 2 отображены индивидуальные результаты исследования самооценки по методике «Лесенка» В.Г. Щур. В результате диагностики нами было выявлено четыре уровня самооценки: неадекватно завышенная самооценка, завышенная самооценка, адекватная самооценка, заниженная самооценка. Каждому уровню самооценки соответствует выбор определенной ступеньки «Лесенки».

Таблица 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.007 с.)