Департамента труда и социальной защиты населения города москвы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамента труда и социальной защиты населения города москвы



(ГКУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

Рассмотрена и утверждена                                                         Утверждена приказом

Методическим объединением                                                    ГКУ ЦССВ «Сколковский»

29 августа 2018                                                                             № 39-а от 21 марта 2018

 

 

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

Музыкально – эстетической направленности

«МУЗЫКА КАК СКАЗКА»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей 8 - 18 лет

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии

Базовый уровень

                                         

                                  

Составители программы:

Заместитель директора по социальной и воспитательной работе

Ведехина Светлана Викторовна

Учитель – дефектолог Высшей квалификационной категории

Капранова Лиана Владимировна

 

 

                                                    Москва, 2018 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Целевой раздел Программы

Отличительная особенность……………………………..3

Нормативно-правововые документы……………………3

Направленность Программы……………….....................5

Новизна……………………………………………………5

Актуальность Программы………………………………..6

 Педагогическая целесообразность………………………7

 Цель Программы………………………………………….7

 Задачи Программы…………………………………..........7

Возраст детей……………………………………………....8

Сроки реализации программы…………………………….8

Содержательный раздел Программы.

Принципы Программы……………………………………...9

Методы………………………………………………………10

Формы организации занятий……………………………….10

Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды………………………….........................................10

Ожидаемые результаты……………......................................11

Формы контроля………………….........................................11

Режим занятий……………………………………………….11

Организационный раздел Программы.

Учебно-тематический план………………………………..19

3.3 Календарно-тематический график……………………20

3.5 Список литературы…………………………………….21

   

 


Пояснительная записка

     «Адаптированная общеобразовательная, коррекционная программа по музыке»  составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее – ООП). Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), сборника рабочих программ УМК «Школа России» (1-4 классы), Москва «Просвещение» 2011 г., рабочей программы «Музыка», авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина.

   Отличительной особенностью Программы является ее комплексная переработка и адаптация к занятиям с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии и составлена с  учётом их психофизических особенностей. При составлении программы учитывался успешный опыт проектной деятельности учителя- дефектолога Л.В.Капрановой в 2017-2018гг. «Эффект Моцарта». На протяжении года ею велась исследовательская деятельность по вопросам влияния музыки Моцарта на психологическое состояние воспитанников ГКУ ЦССВ «Сколковский». Итоги работы стали базой для составления программы по данному направлению коррекционно- развивающей деятельности. В программе учтены индивидуальные различия в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и психическом состоянии именно тех детей, с которыми будет проводиться коррекция. Мониторинг эффективности работы будет проводиться систематически, в программу при необходимости будут вноситься изменения и дополнения.

Нормативные акты и учебно-методлические комплекты на основе которых разработана программа:

· Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

· Федеральный закон от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».

· Федеральный закон от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»;

· Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов";

· Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";

· Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы”;

·  Конвенцией о правах ребенка ООН;

· Федеральный закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации";

· СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

· СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

· Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. N 03-248 "О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования";

· Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

 

· примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, автор А.М. Кондаков, Москва  «Просвещение» 2010 г.;

· примерная программа по учебным предметам, автор А.М. Кондаков, Москва «Просвещение» 2010 г.;

· сборник рабочих программ УМК «Школа России» (1-4 классы), Москва «Просвещение» 2011 г., научный руководитель А.А.Плешаков

· рабочая программа «Музыка», авторы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С. Шмагина.

Целевой раздел

Направленность программы

     «Адаптированная общеобразовательная, коррекционная программа по музыке»  направлена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) способам регуляции своего поведения и психологического состояния с помощью прослушивания музыкальных произведений А.Моцарта. Программа имеет не только музыкальную, но и психологическую, коррекционную составляющую, специально подобранные и составленные в планировании произведения великого композитора направлены не только на обычное прослушивание, но и на нормализацию психического фона воспитанников, повышению адаптивных способностей психики к влиянию окружающей среды, улучшению внимания, памяти, мелкой и крупной моторики.

Новизна

Исследовательская деятельность учителя – дефектолога Л.В.Капрановой позволила внести новые элементы в музыкальные занятия с детьми с ТМНР. Особенности развития и недоразвития детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями внесли коррективы в программу и качественно изменили формы и способы коррекционной деятельности по сравнению с работой по музыкальным программам для детей с нормальным развитием.

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями имеют различные виды искажений слухового восприятия, могут иметь не только сниженный порог слухового восприятия, но и наоборот. Например, дети с расстройством аутистического спектра (РАС) могут слишком эмоционально реагировать на звуковую волну (для них она будет слишком громкой) или на отдельные ритмы музыки. Экспериментальная деятельность Л.В. Капрановой в группе из 12 человек дает возможность сделать определенный вывод, что для этой группы детей музыка Моцарта и подобранные произведения, их звучание, ритмика положительно влияют на эмоциональное и интеллектуальное состояние воспитанников. Специально подобранное планирование и последовательность включения в жизнь детей музыкальных произведений данного композитора привело к улучшению их психического самочувствия, более легкому коммуникативному отклику к новому, интересу к познавательной деятельность (на уровне их интеллектуальных способностей). Можно сказать, что методика работы с произведениями Моцарта является одним из способов раскрытия в ребенке ресурсных состояний, компенсаторных возможностей больного организма.

Актуальность программы

С принятием Постановления Правительства Москвы № 481 от 01..09.2015 основной задачей организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стало улучшение качества жизни детей, передача их в кровные или замещающие семьи.

Помощь в психологической подготовке, более легкой адаптации детей в новой обстановке семьи возможна и психологической коррекцией эмоционального состояния ребенка при помощи музыкального воздействия. Данной программой легко могут воспользоваться люди, не имеющие музыкального образования, родители дома. В программу по своему желанию они могут включать постепенно другие музыкальные произведения, тем самым расширяя и углубляя спектр воздействия на ребенка той или иной музыкальной композиции.

С психологической точки зрения мы создаем для ребенка ресурсное место, место его комфортного пребывания в пределах музыкального произведения, в которое он может самостоятельно «вернуться» в моменты психологического дискомфорта. Он может попросить родителей, воспитателей или самостоятельно выбрать и включить понравившуюся мелодию в нужное для него время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.59 (0.014 с.)