Чем вызвана необходимость проверки уровня электролита? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чем вызвана необходимость проверки уровня электролита?



Чем вызвана необходимость проверки уровня электролита?

Известно, что в процессе работы аккумуляторная батарея подвергается многократному заряду и разряду. При этом вода разлагается с выделением большого количества газов водорода и кислорода. Кроме того, происходит естественное испарение воды. Уровень электролита снижается. Особенно интенсивно это происходит в теплое время года.

В результате верхние части пластин и сепараторов оказываются выше уровня электролита, вследствие чего, во-первых, уменьшается рабочая площадь пластин, участвующая в химической реакции, а значит, уменьшается емкость аккумуляторной батареи. Во-вторых, при испарении воды увеличивается плотность электролита выше допустимых величин, что вызывает коррозию решеток пластин и, как следствие, быстрое старение пластин, уменьшается срок службы аккумуляторной батареи. Третья и, пожалуй, главная неприятность заключается в том, что выступающие из электролита части пластин старых аккумуляторов, соприкасаясь с воздухом, быстро сульфатируются и почти необратимо теряют свои свойства, то есть если даже уровень электролита будет доведен до нормального, эти части пластин не будут работать.

Доливать в аккумуляторную батарею надо только химически чистую дистиллированную воду. В исключительных случаях можно долить тщательно отфильтрованную дождевую или снеговую воду, которая не соприкасалась с металлическими изделиями, то есть была собрана в стеклянную или керамическую посуду, а не с крыш, покрытых стальными листами.

У большинства современных аккумуляторных батарей уровень электролита должен быть на 5… 15 мм выше предохранительного щитка над пластинами.

Уровень электролита можно проверить стеклянной трубочкой диаметром 3…5 мм (рис. 1, а), которую опускают в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток пластин, закрывают пальцем верхний конец и извлекают ее из отверстия. Об уровне электролита судят по высоте столба в трубке (рис. 1, б).

Но этот способ вызывает определенные трудности, поэтому многие заводы изготавливают аккумуляторные батареи с приспособлениями для автоматической заливки электролита. У таких аккумуляторных батарей отверстия для сообщения полости каждого аккумулятора с атмосферой выполняют не в пробках заливных отверстий, а в специальных приливах на крышках аккумуляторов (рис. 2,а).

Как проверить натяжение ремня?

В инструкции по эксплуатации автомобилей говорится, что для этого необходимо нажать сверху большим пальцем правой руки на середину ветви ремня между шкивами генератора и вентилятора с усилием от 2 до 4 кгс (рис. 70, а) в зависимости от модели автомобиля. И далее указывается величина прогиба ремня: от 8 до 15 мм (например, у автомобиля ВАЗ-2105 прогиб 10…15 мм при усилии 100 Н (10 кгс). При кажущейся простоте эти рекомендации выполнить не так-то просто, так как трудно определить усилие нажатия пальцем, а еще труднее уловить величину прогиба в миллиметрах.

Пока не будет накоплен достаточный опыт, молодому неопытному водителю можно посоветовать определить усилие нажатия с помощью бытового динамометра.

Для более точного определения потребуются две линейки одну из них надо положить ребром на шкивы вентилятора и генератора, чтобы они лежали на ветви ремня, а торцом другой с заданным усилием нажать на середину ветви ремня. Остается прочитать величину прогиба в месте пересечения линеек. Ну а сила? Тут необходима тренировка, ну хотя бы по тому же динамометру.

Рис. 6. Натяжение ремня привода вентилятора: а — генератором; б — шкивом; 1 — рычаг; 2 — гайка; 3 — генератор; 4 — передняя половина шкиаа; 5 — регулировочные шайбы; 6 — колпачок; 7 — гайка; 8 — шайба

На автомобилях «Запорожец» натяжение ремня регулируется разъемным шкивом вентилятора (рис. 6, б). На ступице между его половинками расположены регулировочные шайбы. Если ремень ослаб, отвертывают гайку крепления шкива, снимают шайбу, колпачок, переднюю половинку шкива и необходимое количество регулировочных шайб. После этого ставят переднюю половинку шкива, снятые с внутренней стороны регулировочные шайбы, колпачок, шайбу и навертывают гайку. Окончательно затягивают гайку при постепенном проворачивании коленчатого вала пусковой рукояткой. В противном случае половинки могут быть перекошены, а ремень заклинен в ручье шкива вентилятора.

Лучше всего это делать на специальных пескоструйных аппаратах, где мелкий песок, подхваченный сильной струей сжатого воздуха, направляется на электроды и нижнюю часть изолятора свечи. Через короткое время нагар удаляется. Остается только нижнюю часть свечи продуть сжатым воздухом.

Во избежание повреждения изолятора не рекомендуется нагар удалять острыми металлическими предметами или прожигать свечу над сильным пламенем, как рекомендуют некоторые водители. Свечи от нагара можно очищать специальными стальными щеточками.

Нагар на юбочке изолятора можно отмочить в спирте или неэтилированном бензине и удалить жесткой щеткой. Для очистки свечей можно изготовить кисточку из троса диаметром около 2 мм. Чтобы она не распускалась, ее обматывают проволокой и облужи-вают.

Рис. 7. Регулировка натяжения рем«ня привода вентилятора шкивом: 1 — шкив вентилятора; 2 — ремень; 3 — шкив коленчатого вала; 4 — регулировочные шайбы

Рис. 8. Проверка зазора между электродами свечи: а — плоским щупом; б — круглым щупом; в — регулировка зазора

При регулировке зазора между электродами свечи зажигания применяют щуп. Лучше и удобнее пользоваться круглым щупом. Дело в том, что в процессе эксплуатации электроды обгорают, теряют первоначальную форму, часть металла с одного электрода переносится на другой и плоским щупом, введенным между электродами (рис. 8, а), трудно измерить действительный зазор. Круглый щуп (рис. 8, б) компенсирует изменение формы электрода.

Зазоры регулируют только подгибанием бокового электрода. Всякие попытки изменять его подгибанием центрального непременно приводят к разрушению изолятора. Обычно зазор между электродами составляет 0,5…0,9 мм (у автомобилей ВАЗ — 0,5…0,6 мм, «Москвич»— 0,8…0,95 мм).

Как правило, свечи зажигания подлежат замене через 30 000 км пробега автомобиля. Однако в холодное время года для обеспечения надежного пуска двигателя рекомендуется заменить свечи новыми, даже если старые вполне надежны и срок их замены еще не наступил. Эти свечи можно будет успешно использовать в теплое время года.

Если вам пришлось вывернуть свечу зажигания, не забудьте смазать резьбу графитом: грифелем мягкого простого карандаша протрите поперек резьбы. Этим вы обеспечите легкое вывертывание свечи в следующий раз, а резьбу сохраните от излишнего износа.

Распределитель зажигания. Через 40 000…60 000 км пробега снимают с двигателя распределитель зажигания, очищают наружную поверхность от пыли, грязи и масла, сухой тряпкой протирают поверхность крышки, ротор и корпус. Особое внимание обращают на отсут-ствие трещин и обуглившейся от искры поверхности изоляционного материала. Осматривают состояние угольного контакта в крышке распределителя и контактов прерывателя. Устраняют выявленные неисправности и при необходимости регулируют зазор между контактами.

Перед началом регулировки полезно внимательно осмотреть контакты. Как известно, при работе контактов происходит перенос части металла с одного контакта на другой. И это следует учитывать при техническом обслуживании распределителя зажигания. Если обнаружен такой перенос, то контакты зачищают плоским бархатным надфилем. Образовавшийся кратер (углубление) на контакте рычажка полностью удалять не рекомендуется.

У распределителя зажигания, например автомобиля ВАЗ-2105, через каждые 10 000 км пробега проверяют состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. Одновременно проверяют, а при необходимости зачищают контакты в крышке распределителя и на бегунке. В заключение протирают чистой, смоченной бензином замшей или любым другим материалом, не оставляют.

Рис. 9. Регулировка зазора между контактами прерывателя: 1 — винт крепления пластины; 2 — щуп; 3 — регулировочный винт щим ворса, контакты прерывателя, наружную и внутреннюю поверхности крышки распределителя и бегунок.

Зачищенные контакты должны касаться всей поверхностью (рис. 10, а). Не допускается зачистка их «под углом», как показано на рис. 10, б.

Иногда автолюбители зачищают контакты наждачной бумагой или монетой и считают это лучшим способом. Следует запомнить, что материал контактов в несколько раз тверже материала монеты, поэтому зачистить их монетой невозможно. Наоборот, остатки металла монеты остаются в раковинах контактов. Некоторое улучшение работы контактов в этом случае можно объяснить лишь снятием загрязнения и улучшением токопроводимости, вызванной внедрением стружки металла монеты в раковины контактов. В последующем легкоплавкий металл монеты при искрении контактов расплавляется, окисляется и еще больше ухудшает состояние контактов.

Рис. 10. Зачистка контактов прерывателя

Надежность электрического контакта в значительной степени зависит от силы пружины прерывателя. Силу сжатия контактов можно проверить с помощью динамометра. Она должна быть, например, для автомобиля «Жигули» 550 гс.

При каждой регулировке не забудьте (например, у автомобиля ГАЗ-24) капнуть две-три капли масла на фетровый фитиль, которым смазываются кулачки прерывателя. Проще всего это сделать с помощью обычной велосипедной масленки. Кроме того, при техническом обслуживании каплей масла смазывают ось рычага и четырьмя-пятью каплями втулку кулачка (после снятия ротора), а поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора. Снятый прерыватель устанавливают на двигатель.

У современных моделей легковых автомобилей резко сокращено число точек смазки прерывателя. Например, у автомобилей ВАЗ через 2000 км необходимо залить в специальную масленку две-три капли масла, используемого для смазки двигателя.

Рис. 11. Проверка силы сжатия контактов прерывателя: 1 — динамометр; 2 — подвижный контакт; 3 — прерыватель

Рис. 12. Совмещение меток на шкиве коленчатого вала и средней защитной крышке

Если при загорании лампочки метки не совместились, необходимо отрегулировать момент зажигания. Для этого коленчатый вал проворачивают так, чтобы бегунок своим контактом был направлен в сторону контакта первого или четвертого цилиндра на крышке распределителя, а метка на шкиве коленчатого вала совпала со средней меткой на средней защитной крышке. В таком положении поршень первого или четвертого цилиндра не дойдет до верхней мертвой точки на 5°, если замерять по углу поворота коленчатого вала.

Ослабив гайку кронштейна, поворачивают распределитель зажигания по часовой стрелке, пока не замкнутся контакты прерывателя. После этого, слегка прижимая бегунок против часовой стрелки, чтобы выбрать зазоры, медленно поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до тех пор, пока не загорится лампочка.

Как только лампочка загорится (контакты прерывателя находятся в начале размыкания), затягивают 1*айку кронштейна распределителя. Выключив зажигание, ставят на место крышку распределителя, закрепив ее пружинными защелками. Осталось только проверить качество регулировки.

У автомобилей «Москвич» порядок установки момента зажигания несколько отличается от рассмотренного. После снятия крышки распределителя проворачивают коленчатый вал, пока токоразносная пластина ротора (бегунка) не приблизится к зажиму низкого напряжения на корпусе распределителя зажигания. В этот момент поршень первого цилиндра находится в положении такта сжатия. Медленно продолжая вращать вал, совмещают первую метку по ходу вращения на шкиве коленчатого вала с острием установочного штифта (см. рис. 12). В этом положении поршень первого цилиндра находится за 10° до верхней мертвой точки, то есть когда должна проскакивать искра между контактами свечи.

Ослабив гайку шпильки, стягивающей пластины октан-корректора, устанавливают корпус распределителя в среднее положение (совместив стрелку с нулевой отметкой пластин октан-корректора) и вновь затягивают гайку. Подсоединив контрольную лампу к зажиму низкого напряжения прерывателя и массе автомобиля, включают зажигание, ослабляют гайку шпильки крепления пластин октан-корректора к двигателю и поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки, пока лампа не погаснет (контакты замкнуты).

Далее пальцем слегка поджимают ротор пй часовой стрелке и медленно поворачивают корпус распределителя также по часовой стрелке, пока не загорится контрольная лампа (контакты находятся в начале размыкания). Осталось затянуть гайку крепления пластины к двигателю, выключить зажигание и поставить на место крышку распределителя.

Иногда приходится снимать с двигателя распределитель зажигания, а иногда и его привод (если он предусмотрен конструкцией). Снять его просто, а вот установка часто вызывает определенные трудности, так как в инструкции, да и в специальной литературе не всегда излагают ее последовательность. Эта последовательность указана ниже.

Если вы заменили зубчатый ремень привода механизма газораспределения, например у автомобиля ВАЗ-^105, то не забудьте, что вы провернули шкив валика привода, масляного насоса, а следовательно, нарушили момент установки зажигания. Чтобы правильно установить момент зажигания, необходимо, проворачивая коленчатый вал, совместить метку на шкиве вала со средней меткой на средней защитной крышке, а метку F на шкиве распределительного вала с меткой Е на крышке головки блока (в это время поршень четвертого цилиндра будет находиться в конце такта сжатия, не доходя 5° до верхней мертвой точки по углу поворота коленчатого вала).

Сняв крышку распределителя зажигания вместе с проводами высокого напряжения и отвернув гайку, снимают кронштейн распределителя и вынимают из гнезда сам распределитель. После этого поворачивают валик распределителя так, чтобы контакт бегунка был направлен к контакту четвертого цилиндра на крышке распределителя и, удерживая его в таком положении, устанавливают распределитель в гнездо.

При этом необходимо следить, чтобы мысленно проведенная через пружинные защелки линия была параллельна осевой линии коленчатого вала двигателя. Осталось поставить на место кронштейн крепления, нетуго завернуть гайку кронштейна и отрегулировать момент зажигания с использованием контрольной лампочки, как мы рассмотрели выше.

Окончательная регулировка зажигания выполняется с помощью октан-корректора (рис. 13). Правильность установки лучше всего проверить на ходу автомобиля: если разгон автомобиля «вялый», а детонационные стуки не прослушиваются, то зажигание позднее, если стуки чрезмерно сильные, то зажигание раннее.

Рис. 13. Установка гайки октан-корректора в нулевое положение

У автомобилей ВАЗ (если они укомплектованы гидрокорректором фар) перед регулировкой ручку гидрокорректора на панели приборов устанавливают в левое положение. Если у автомобиля нет гидрокорректора, а он укомплектован блок-фарами, то их установочные винты поворачивают влево и лишь после этого регулируют световые пучки фар регулировочными винтами.

Винтами горизонтальной и вертикальной регулировок находят такое положение оптического элемента фа-рц, чтобы горизонтальная ограничительная линия освещенного и неосвещенного участков экрана совпадала с линией а—а, а наклонные ограничительные линии были направлены вправо под углом 15 град и начинались в точках центров фар. В момент регулировки водитель должен находиться на своем месте или вместо него необходимо посадить его помощника. Регулировку лучше производить поочередно каждой фары в отдельности (другую фару закрывают плотным полотном). После установки на фары ободков или облицовки радиатора проверяют качество регулировки.

Рис. 14. Экран для регулировки света фар

Рис. 15. Регулировочные винты фары

 

Чем вызвана необходимость проверки уровня электролита?

Известно, что в процессе работы аккумуляторная батарея подвергается многократному заряду и разряду. При этом вода разлагается с выделением большого количества газов водорода и кислорода. Кроме того, происходит естественное испарение воды. Уровень электролита снижается. Особенно интенсивно это происходит в теплое время года.

В результате верхние части пластин и сепараторов оказываются выше уровня электролита, вследствие чего, во-первых, уменьшается рабочая площадь пластин, участвующая в химической реакции, а значит, уменьшается емкость аккумуляторной батареи. Во-вторых, при испарении воды увеличивается плотность электролита выше допустимых величин, что вызывает коррозию решеток пластин и, как следствие, быстрое старение пластин, уменьшается срок службы аккумуляторной батареи. Третья и, пожалуй, главная неприятность заключается в том, что выступающие из электролита части пластин старых аккумуляторов, соприкасаясь с воздухом, быстро сульфатируются и почти необратимо теряют свои свойства, то есть если даже уровень электролита будет доведен до нормального, эти части пластин не будут работать.

Доливать в аккумуляторную батарею надо только химически чистую дистиллированную воду. В исключительных случаях можно долить тщательно отфильтрованную дождевую или снеговую воду, которая не соприкасалась с металлическими изделиями, то есть была собрана в стеклянную или керамическую посуду, а не с крыш, покрытых стальными листами.

У большинства современных аккумуляторных батарей уровень электролита должен быть на 5… 15 мм выше предохранительного щитка над пластинами.

Уровень электролита можно проверить стеклянной трубочкой диаметром 3…5 мм (рис. 1, а), которую опускают в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток пластин, закрывают пальцем верхний конец и извлекают ее из отверстия. Об уровне электролита судят по высоте столба в трубке (рис. 1, б).

Но этот способ вызывает определенные трудности, поэтому многие заводы изготавливают аккумуляторные батареи с приспособлениями для автоматической заливки электролита. У таких аккумуляторных батарей отверстия для сообщения полости каждого аккумулятора с атмосферой выполняют не в пробках заливных отверстий, а в специальных приливах на крышках аккумуляторов (рис. 2,а).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.023 с.)